Не знаю, почему мы отказались в Арзинге от лошадей для переправы через Киргизоб. Наивно думали, что уже 10 августа и воды должно быть не так много, рассчитывали на собственные силы и опыт, не хотели платить лишние сомони. Собственно во второй день мы почти перешли Киргизоб. После долгих поисков в 3-х 4-х километрах выше слияния с рекой Гармо мы нашли место, где
река разливается на шесть рукавов. В обед Дима Чижик налегке переправился через самую мощную струю, остальные оказались проще. Мы встали в этом месте на ночлег, чтобы утром спокойно переправиться. Но утром воды прибавилось, она уже приближалась к нашей площадки для палатки. Решили срочно переправляться. В первом же рукаве Диму смыло вместе с рюкзаком, благо страховка была организована безупречно, на двух веревках — страхующей и маятниковой, и мы тут же вытащили на берег и его и рюкзак. Вода уже начала затапливать место, где мы только что переночевали. Места на берегу оставалось немного.
Было только без чего-то шесть утра. Двое налегке побежали в Арзинг за лошадками, остальные стали перетаскивать вещи обратно вниз к развалинам Пашимгара. Вещей у нас много, маршрут на 32 дня и запланирована заброска на леднике Гармо. А пока все прем на себе, даже не челночим. Сил пока хватает. Как потом выяснилось ненадолго, на пару дней. В 11 утра пришли ребята из Арзинга, с лепешками, но без лошадей. Местные жители сказали — приходите в начале сентября, сейчас вода очень высокая даже для лошадок. Так начинался наш поход летом 2010 года.
Случайностей и совпадений наверное не бывает. Переправились мы бы сразу на лошадях, когда была такая возможность, глядишь и получилась бы запланированная «шестерка». Ну уж как минимум на одну вершину точно бы залезли. С другой стороны не застряли бы мы в долине Киргизоба — не встретили бы группу попавшую в беду. Ночью залезая в палатку заметил что нам сигналят фонарем с другого берега. Помигал фонарем им в ответ, что мол заметил и лег спать.
Утром видим — на том берегу два человека. В самом узком месте ширина основной струи Киргизоба метров тридцать — не докричишься. Пишим им записку, заворачиваем в нее камень и кидаем на другой берег. Они нам в ответ свою. Так вот осуществляли связь между двумя группами. Пишут, что выходят из района, ищут место для переправы, из веревок у них есть 20 метров репшнура, просят карту района, про ЧП пока не сообщают. Достаем из запасного комплекта километровку на этот участок и заворачиваем в нее камень. Не докинуть карту нельзя, второго запасного листа нет. Тут Чижик заявляет, что в школе на военной подготовке дальше всех в классе кидал гранату. Доверяем это дело ему. Он разбегается, сверток перелетает Киргизоб, потом двоих человек на том берегу и падает за их спинами в небольшую протоку. Все, карты нет….
Пишим вторую записку, где сообщаем, что вода очень высокая, переправиться по такой воде нет никакой возможности, тем более вдвоем с 20 метрами репа, что сами идем вверх до языка ледника Девлохан, по которому попадем на другой берег. Они поняли нас и мы пошли навстречу друг другу. Впереди нас ждала очень сложная переправа через приток Киргизоба. Струя воды чудовищной мощи вылетала из каньона и перебродить приток в устье было нереально. Подняться выше по долине притока и обойти выше — тоже. Оставалось одно — переплыть один из рукавов Киргизоба.
На третьи сутки мы встретились. Расклад такой: ЧП произошло полторы недели назад, при спуске с пер. Девлохан на одноименный ледник. Вырыв перил практически с самой седловны. Руководитель не найден, с ним ушли все веревки, карты, спутниковый телефон, GPS. Полудневка, прикидываем дальнейшие варианты. Ребята с нашего телефона делают звонки родным и близким, в страховую компанию и Рано Сабировой. Договариваются с вертолетом и спасателям. Для них путь вниз в Арзинг не вариант, вода еще поднялась и при всем желании даже все вместе мы не сделаем обратной переправы через приток Киргизоба. Предлагаем им идти с нами через пер. Пулковский в кишлак Поймазар. Они отказались. В Душанбе им через 2, максимум 3 дня пообещали вертолет со спасателями, топливом и едой, который сядет в моренном кармане ледника Девлохан. Это место и площадка для вертолета ими уже разведана. Делимся с ними продуктами и бензином и следующим утром расстаемся. Что вышло на самом деле мы узнали уже после похода в Душанбе.
А в целом, несмотря на такое скомканное начало маршрут у нас получился. Он такой: кишл. Арзинг — р. Киргизоб — л. Девлохан — р. Гармо — л. Гармо — пер. Пулковский 1 — Поймазар — л. РГО — пер. Шмидта — л. Е. Розмирович — л. Федченко — ГМС им. Горбунова — л. Бивачный — пер. Вавилова — л. Гармо — пер. Аводара — л. Гандо — пер. Летавета — л. Сугран — пер. Белькандоу — кишл. Кандоу.
Об этих событиях и фильм. Я подредактировал для Ютуба первоначальную версию, которая подлиннее, пожестче и позадорнее будет. Просто за некоторые эпизоды большого фильма может быть неудобно перед зрителями. Не все же такие гоблины, как мы!
Добавить комментарий