Логин
Отчеты
Материалы
Все рубрики
Снег&Ветер!

IslBGВесной 2005 года команда «Созвездие» совершила беспрецедентный лыжный маршрут 6 кс  по заполярной части Верхоянского хребта. Не используя промежуточных забросок в полностью автономном режиме за 39 ходовых дней группа прошла от прибрежной тундры, через Хараулахские горы, к центру современного заполярного оледенения — Верхоянье. Стартовый вес в начале маршрута составлял порядка 70 кг.

Протяженность похода около 900 км, большая часть которого была пройдена в режиме первопрохождения.
Всего мы прошли 34 перевала, 5 вершин и 3 каньона. Очень тяжело дался выход с маршрута. Слишком ранняя весна растопила снег и последние 150 км мы проехали не на лыжах со скоростью 6 км/ч, как хотели бы, а прошли пешком, форсируя реки и преодолевая раскисающую вечную мерзлоту.

Однако…

в интернете такой масштабный проект остался без внимания, отчет в интернете найти очень непросто, (ссылка приведена в конце статьи). Существует он только в текстовом виде, без фото. Хотя на маршруте мы с Антоном Чхетиани отщелкали 20 пленок.

Качество в котором тогда был откодирован фильм «По полюсу недоступности» для выкладки в интернет сейчас смотрится мягко говоря ужасно!
Восемь лет назад были ограничения и по объему файла и по скорости загрузки. Сейчас таких ограничений нет и я выложил фильм в хорошем качестве на своем канале:
http://www.youtube.com/user/1fenriz/

В настройках не забудьте выставить качество 480р

Фильм «По полюсу недоступности» участник двух международных кинофестивалей в профессиональной международной номинации «Приключенческие фильмы»: IX Московского Международного фестиваля горных и приключенческих фильмов «ВЕРТИКАЛЬ» и 28-го Международного фестиваля приключенческих фильмов «Les Ecrans de l’Aventure» 2006 г.
Далее краткий рассказ и фотографии, которые кроме самих участников похода их близких родственников и хороших знакомых больше никто не видел. Да и то это было давно.

Дело было так.

IslBG1. На льду моря Лаптевых, сзади видны краны порта Тикси. Команда «Созвездие» вместе с командой борогонских борцов. С борцами мы ехали в вахтовке-урале всю дорогу. Они приезжали в Тикси на игры народов севера, где заняли первое место по национальной борьбе. В машине борцы сразу начали отмечать свою победу распитием водки прямо из горла. Поездка обещала быть интересной, вместе нам ехать километров 300: до Хараулаха 200 и далее около 100 от океана к горам. Это день, ночь и следующее утро.

 

 

 

 

IslBG2.  Гоша и Эдма на фоне мыса Оркюле. Высота скал 40 — 60 метров.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG3. Море Лаптевых, наш «Урал», заход солнца, после которого станет холодновато. Термометр падает к отметке -40. Рядом с мысом стоит изба, слева на фотографии.

Где то в этих местах была последняя зимовка Питера Лассиниуса. В 1735 году отряд под его командованием вместе с отрядом В.В. Прончищева отбыли из Якутска. 2 августа бот «Иркутск» вышел в море Лаптевых. С трудом преодолевая тяжелые льды губы Буор-Хая, которые нагонял северный ветер команда была вынуждена уже 18 августа встать на зимовку в устье реки Хара-Улах. Место для зимовья было выбрано крайне неудачно, оно было низким и сырым. Лассиниус был груб и непримирим, приказал вдвое уменьшить и без того скудные нормы питания, мотивируя свое решение тем, что продовольствия может не хватить до Тихого океана. В отряде назревал бунт, последней каплей оказался конфликт с унтер-офицером Росселиусом, когда выяснили, что тот торговал судовым запасом сухарей. Командиру объявили «слово и дело», что означало отстранение от должности. Матросы предложили принять командование штурману Василию Ртищеву, но тот понимал, что ему, как помощнику капитана за участие в бунте грозит смертная казнь. В итоге решили арестовать Росселиуса и отправить его под конвоем в Якутск и восстановить нормы питания. Однако положение было уже не спасти. Люди начали умирать от цинги, да и сам командир Лассиниус долго страдая этой болезнью умер в декабре 1735 года. Командование принял В. Ртищев. Им были предприняты все возможные меры, но состояние команды резко ухудшалось. 1 мая 1736 года, когда прибыл спасательный отряд  М.Я. Щербинина от команды составом более 50 человек в живых осталось лишь девять…

Ехали действительно весело. Вовсю орала музыка: местная попса вперемежку с незатейливым шансоном. Наша вахтовка лихо перепрыгивала торосы, отчего в кунге всех подбрасывало до потолка. У Лехи Романенкова разбита голова, у Андрея Степочкина вывихнута шея, у Гоши разбиты очки, треснуты чьи то санки. Борцы всю дорогу выясняли между собой отношения и пытаются бороться прямо в машине. Во время коротких остановок все вываливаются проветриваться на лед океана и национальная борьба перерастает в бытовой мордобой. Борцов разнимали. Дальше пили «мировую» и опять обстановка накалялась. К Хараулаху всё допили, это бутылок десять. В поселке борцы отправились на поиски новой порции, но водки нигде нет…

IslBG4. Второй день подъездов. Прибыв в исходную точку маршрута неспешно выгрузились. Наш стартовый вес около 65 — 70 кг. В тот момент все испытывали психологический дискомфорт оттого что «- как же мы это все потащим?». Чтобы его преодолеть я попробывал взять все сразу —  рюкзак и  санки. Сделал первые шаги — получилось. Мы отошли от зимника метров на 300 и встали на дневку. Нужно отдохнуть от дороги и есть что чинить.

 

 

 

 

 

 

IslBG5. Пока дневали, к нам приехали оленеводы, Семен и Миша, тоже из Борогона. Они едут в Тикси на те же игры народов севера. Будут участвовать в гонках на олених упряжках.  В прошлом году Миша занял первое место и получил приз — снегоход. Нарты у него с пластиковыми полозьями. Оленеводы угощали нас строганиной и катали всех желающих на оленях.

 

 

 

 

 

 

IslBG6. «Гоночные олени».

 

 

 

 

 

 

IslBG7.     4-й день маршрута. Утренние сборы, ветренно. Массив г. Верхний Бохусчан.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG8.   Миша Бабич ремонтирует санки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG9.      8-й день маршрута. Подъем на вершину 1390 м в массиве г. Верхний Манчар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG10.    И с вершины 1390 м. нам открылся бескрайний океан гор Верхоянского хребта. Через все эти горы и даже дальше за горизонт нам предстоит пройти. До центральной, наиболее высокой части хребта Ороуган, откуда предполагается длинный выход с маршрута по прямой порядка 300 километров.

 

 

 

 

IslBG11.  Первые две недели перевальные взлеты мы преодолевали челноком. Сначала затаскивали санки, а после поднимались с рюкзаком.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG12.  Команда «Созвездие» на вершине 1000-летия Казани.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG13.  Скальная ступень при подъеме на перевал Подрядчикова. Вес в рюкзаках и саночках на третей неделе маршрута стал немного меньше, группа «заматерела» и мы пошли быстрее, и стали проходить не по 5-10 километров, как в первые дни, а по 15-20 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG14.  Бесконечные хребты Восточного Орулгана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG15.      24 день маршрута. Перевал Апрель и заснеженная долина реки Хадарындя. Мы все ближе и ближе подходили к леднику Колосова.

 

 

 

 

 

 

IslBG16.   Гоша Обиденый на перевале Кабактан.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG17.  Морены ледника Колосова со склонов пика Вадима Шефнера.

 

 

 

 

 

 

IslBG18.  Группа на вершине пика Вадима Шефнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG19. На леднике Колосова.

 

 

 

 

 

IslBG20.   Пик Вадима Шефнера (1) со склонов перевала Восьми.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG21.  Антон Чхетиани выходит на перевал Восьми. Самыми захватывающими и одновременно самыми страшными эпизодами нашего маршрута стали первопрохождения мощных каньонов в центральной части хребта Ороулган. До нас лыжные туристы не ходили каньоны ввиду их черезвычайной лавиноопасности. Традиционная летняя практика обхода сбросов каньона по крутым боковым склонам зимой совершенно неприемлема. Возможно только полное прохождение каньона по его руслу. С перевала Восьми мы начали спуск в первый каньон Эниган-Толоно, прохождение которого, думаю не забудет никто из команды. После его прохождения кто-то из команды сказал: — Эниган-Толоно покрепче ямайского рома, его крепость как известно 82 градуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG22.  Начало каньона Эниган-Толоно. Первый уступ. Спустившись вниз мы не представляли себе его масштабов. И началось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG23.   Каньон сильно заснежен. После первого уступа последовала серия пологих замерзших сливов, которые мы прошли на лыжах. Дальше мы преодолели два больших слива по 15 — 20 м высотой, на которых навешивали перила. На фото один из этих сливов. Каньон стал очень узким.  Скальные стены чередовались с крутыми склонами. Много скал останцев. Все это было покрыто огромными шапками снега. Было ощущение, что все это на тебя вот вот рухнет. Часто русло каньона было перебито мощными старыми лавинными конусами. На один из них пришлось повесить метров 5 практически вертикальных перил по льду. Проходя каньон на спуск,  нам удалось еще и пожумарить.  Дальше начался подлип и темп снизился раза в два. Привалов не делали, шли без остановки 4,5 часа. Все это время Миша Бабич и Оля Бершева тропили впереди. Я шел за ними, пытаясь догнать, но это получилось только на выходе из каньона, где мы и встретились.  Все это время фотик ехал в рюкзаке.

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG24.  В самом конце каньон сужается, настолько, что в некоторых местах можно дотронуться руками до его противоположных стенок. Следует несколько поворотов. Затем долина неожиданно расширяется и открываются альпийские вершины Джарданского хребта. Отойдя в безопасное место поставили палатку. Чтобы снять сильное эмоциональное напряжение — сразу развели. Спирт не забирал. Тогда развели еще. Эффекта ноль. Бестолково выпив почти литр, легли спать трезвыми.

 

 

 

 

 

 

IslBG25.  Джарджанский хребет.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG

26.     1 мая 2005 года.  Во время обеда было жаркое обсуждение тактики прохождения следующих каньонов нашего маршрута.

 

 

 

 

 

 

IslBG27, 28  Дебаты дали свои плоды. Следующий каньон Южный Сахчан мы проходили ночью.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG29.    4 часа утра. Встали на ночевку после прохождения Южного Сахчана.

 

 

 

 

 

 

 

V2830.      33 день похода. Вышли на Тумаринское плато. С первого мая в горы пришла теплая солнечная погода и мы ввели ночное хождение. Режим был такой: вставали мы как обычно, с таким расчётом, чтобы поесть, быстро собраться и часов в 9 быть уже на лыжах. Шли до двух дня. Дальше снег раскисал настолько, что идти просто невозможно. Мы ставили палатку, обедали и отдыхали до 9 вечера.  Днем особо не поспишь: светло, жарко, народ травит байки, Миша или Антон играют на гитаре, рюмки водят хоровод. В 10 вечера мы продолжали идти на лыжах. Теперь мы спали 2 часа днем и 2 часа ночью. Так продолжалось в течении недели.

 

IslBG31.  Спускаемся вниз по каньону Батыр-Артыга. Утро довольно прохладное -20. Но, как потом окажется это последние морозные дни.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG32.  Старые лавинные конуса в каньоне Батыр-Артыга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG33.  Выход с маршрута, 37 день.  Слишком ранняя весна пришла в горы северной Якутии, и последние 150 км. маршрута мы прошли не на лыжах по руслу реки, а прошли пешком, форсируя реки и преодолевая  болота с раскисающей вечной мерзлотой.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG34.  Долина реки Тара-Сала.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG35.  Миша Бабич в лыжном походе. Без комментариев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IslBG36.  В последние дни мы шли до двух ночи. Уже в 7 утра был общий подъем. Быстро завтракали и шли дальше. Нужно было успеть на самолет, который летает раз в неделю. Сейчас как раз два ночи. Перед нами Тара-Сала. Наутро будет брод Улахан-Саккырыра, большого притока Тара-Салы.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG37.  Первые цветы. На наше счастье ни воды ни льда в русле Улахан-Саккырыра не оказалось. Мы «перебродили» посуху.

 

 

 

 

 

 

 

IslBG38.  В ожидании самолета. Местные жители сказали, что нам крупно повезло и взлетно-посадочная полоса уже просохла. Бывает и так, что в межсезонье рейсов нет по три — четыре недели. Дорог нет. Ближайшие поселки Батагай и Верхоянск.  До них растояние по прямой на карте 120 — 140 км. Если очень надо, то туда можно добраться на вездеходе, но только зимой. Выйдет километров 400, три — четыре дня пути. Так что добраться или выбраться из этих мест можно только самолетом. Ну а в межсезонье поселок полностью отрезан от внешнего мира. В экстренных случаях  в Батагай-Алыту может прилететь вертолет-санрейс, из того-же Верхоянска.

На фото группа в полном составе: Эдмундас Йоникас,  Антон Чхетиани (зам.рук.), Георгий Обиденый, Михаил Бабич, Пётр Рыкалов,  Андрей Стёпочкин, Ольга Бершева, Алексей Романенков (рук.).

 

 

 

Фото №  1, 9, 10, 12, 18, 19, 26, 34 — Антон Чхетиани.

Остальные фото и текст — Рыкалов Пётр.

 

Экспедиция команды «СОЗВЕЗДИЕ» «Верхоянский хребет 2005» победитель международного фестиваля экстремальных проектов и телевизионных передач «Грани Экстрима» общероссийского конкурса в номинации «Первопрохождения». Победитель рейтинга «Зе МОНСТР 2005» журнала «ЭКС» в номинации «Экспедиция года России», Чемпион России по спортивным туристским походам 2005 года по лыжному туризму в Абсолютном классе. Команда «Созвездие» награждена призом памяти В. Тихомирова за лучший спортивный туристский поход, участвующий в Чемпионате России 2005 г.

Ссылка на текстовый отчет: http://www.manturs.narod.ru/ot4et/verh_rom/verh_rom.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Ближайшие мероприятия!
Архивы
Наша география