ОТЧЕТ
.
О горном походе 3 к.с. по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам
Центрального Алтая (28.07.2001-18.08.2002)
.
МАРШРУТ
пос. Бельтир – р.Талдура – лед. Талдуринский – пер.Троих (1Б, 3300) – пер.Узургу Западный (1А, 2740) – р.Левый Тюнь – пер. Двухступенчатый (1А, 2900, первопрохождение) – пер. Мрачный (2А, 3200) – пер. Талдуринский (2А, 3400) – р. Талдура – пер. Переметный (1Б, 3200) – р. Атбаши – Карагемская поляна – р. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) – оз. Шавлинское – р.Шавла – р. Шабага – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит
.
Руководитель группы - Блинов А.Ю.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.1. Заброска. Подход под ледник Талдуринский
2.2. Подъем по Восточной ветви Талдуринского ледника
2.6. Пер. Двухступенчатый (первопрохождение)
2.8. Подъем на пер. Талдуринский
2.9. Спуск по Западной ветви Талдуринского ледника
2.12. Переправа через Йолдо-Айры и выход на Карагемскую поляну
2.13. Вверх по Правому Карагему (Абыл-Оюку)
2.15. К Большому Шавлинскому озеру
3.1. Характеристики пройденных перевалов в соответствии с Перечнем
3.2. Некоторые субъективные наблюдения над природой Алтая и ценные советы, которые отсюда следуют
3.3. О развитии инфраструктуры туризма в крае
3.4. Подъезды и отъезды: Новосибирск - Бельтир, Чибит -- Новосибирск
3.5. Неузаконенные географические названия, применяемые в отчете
Сроки: 28 июля -- 18 августа 2002 года
Нитка маршрута: пос. Бельтир – р.Талдура – лед. Талдуринский – пер.Троих (1Б, 3300) – пер.Узургу Западный (1А, 2740) – р.Левый Тюнь – пер. Двухступенчатый (1А, 2900, первопрохождение) – пер. Мрачный (2А, 3200) – пер. Талдуринский (2А, 3400) – р. Талдура – пер. Переметный (1Б, 3200) – р. Атбаши – Карагемская поляна – р. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) – оз. Шавлинское – р.Шавла – р. Шабага – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит.
Маршрут состоял в основном из двух очень непохожих частей -- кольцевой и линейной.
1) Подъезды 40 км на машине, челнок и производство заброски -- 3 дня.
2) Высокогорное кольцо по малохоженному району с 5 редко посещаемыми перевалами, включая незапланированное первопрохождение -- 7 дней.
3) Дневка на заброске -- 1 день
4) Линейная часть маршрута от верховьев Талдуры до пос. Чибит -- 11 дней. Включает 2 перевала, значительная часть проходит по тайге.
Продолжительность "от колес до колес" - 21 сутки, в т.ч.
Дневки: -- 2
Полудневки: -- 1
Отсидки: -- 1
Полных ходовых дней: -- 17,5
Протяженность: -- 180 км
.
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Адрес |
Место работы |
Блинов Аркадий Юрьевич |
1950 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Биологический ф-т МГУ, ст.инженер |
Блинова Алина Аркадьевна |
1987 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Школьница |
Блинова Алиса Аркадьевна |
1984 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Школьница |
Латышев Николай Павлович |
1985 |
|
Геологический ф-т МГУ, студент |
Латышева Анастасия Павловна |
1984 |
|
Физический ф-т МГУ, студентка |
Латышева Татьяна Юрьевна |
1962 |
? |
? |
Шишелов Александр Николаевич |
1985 |
|
Физический ф-т МГУ, студент |
Шишелова Татьяна Александровна |
1960 |
? |
? |
День |
Дата |
Участок пути |
ЧХВ (час) |
Км |
Характер участка |
1 |
28.07 |
Бельтир – р.Талдура |
3 |
2,5 |
Машина, челнок по болоту и перелескам |
2 |
29.07 |
Долина Талдуры |
– |
– |
Радиальный выход 8 км с заброской |
3 |
30.07 |
Долина Талдуры |
4 |
11 |
Перелески, луга, каменистая пойма |
4 |
31.07 |
Верховья Талдуры – В.ветвь Талдуринского ледника |
|
7,5 |
Морены, ледник – в основном открытый |
5 |
1.08 |
Пер. Троих |
|
|
Закрытый ледник, осыпь |
6 |
2.08 |
Пер. Узургу Западный |
|
|
Травянистые участки, осыпи, болота, карликовая береза |
7 |
3.08 |
Пер. Двухступенчатый |
|
|
Травянистые участки, средние и крупные осыпи |
8 |
4.08 |
Пер. Мрачный |
|
|
Ледники |
9. |
5.08 |
Подъем на пер. Талдуринский |
|
|
Травянистые участки, морены, осыпи, ледник |
10 |
6.08 |
Спуск по З.ветви Талдуринского ледника |
5,5 |
|
Открытый ледник – морены –первые лиственницы |
11 |
7.08 |
Дневка |
– |
– |
Первые лиственницы |
12 |
8.08 |
Пер. Переметный |
|
|
Луг, морены, ледник |
13 |
9.08 |
Долина р. Атбаши |
|
|
Луг, лес |
14 |
10.08 |
Дневка |
– |
– |
Лес |
15 |
11.08 |
Долина р. Атбаши – переправа через р. Йолдо-Айры – Карагемская поляна |
|
|
Лес с густым подлеском, переправа по бревну, грунтовка |
16 |
12.08 |
Долина р.Карагем и Правый Карагем (Абыл-Оюк) |
|
|
Лес, завалы, иногда болота, две переправы |
17 |
13.08 |
Верховья р. Правый Карагем (Абыл-Оюк). Отсидка |
|
|
Луг |
18 |
14.08 |
Пер. Абыл-Оюк |
|
|
Морены, ледники |
19 |
15.08 |
Спуск к Нижнему Шавлинскому озеру |
|
|
Луг, лес, осыпи |
20 |
16.08 |
По р.р. Шавла и Шабага |
|
|
Лес |
21 |
17.08 |
Р. Шабага – пер. Орой |
|
|
Лес, луг |
22 |
18.08 |
По р.Орой до до моста, по дороге до Чибита |
|
|
Лес, грунтовка |
.
Мы имели следующее специальное снаряжение:
Идивидуальное
Ледоруб
Лыжная палка
Каска
Кошки
Страховочная система
Карабины – 2-3 шт.
Тормозное устройство
Групповое
Веревка основная – 2 х 45 м.
Репшнур – 40 м.
Ледобуры – 8 шт.
Для приготовления пищи использовались корейские газовые горелки Kovea (на наш взгляд превосходящие “фирменные" горелки Primus) “эпигаз" с переходником под корейский же баллон, и газовые баллоны Изобутан 220 г отечественного производства под указанный переходник, цена которых примерно в 10 раз ниже, чем пропан-бутановых баллонов Primus 450 г., а температура замерзания составляет те же –10 град. C.(См. стр. 27 Некоторые субъективные наблюдения…)
3.1. Характеристики пройденных перевалов в соответствии с Перечнем
В соответствии с Перечнем классифицированных перевалов высокогорных районов (Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Туристско-спортивный союз России, 2001 г.), пройденные перевалы имеют следующие характеристики:
Номер перевала |
Название |
Высота |
Категория сложности |
Характр |
1.1.23 |
Абыл-Оюк |
3220 |
1Б |
сн.-ос. |
2.1.11 |
Мрачный |
3200 |
2А |
ск.-лд. |
2.1.16 |
Троих |
3300 |
2А |
лд.-ос. |
2.2.7 |
Талдуринский |
3400 |
1Б |
ос.-ск.-ос. |
2.2.10 |
Переметный |
3400 |
1Б |
сн.-лд. |
2.3.5 |
Узургу Западный |
2740 |
1А |
тр.-ос. |
.
3.2. Некоторые субъективные наблюдения над природой Алтая и ценные советы, которые отсюда следуют
1. Вода есть везде и всюду: речки, ручьи, озера, болота. В последних вода чистая, и, как утверждают некоторые, даже целебная. Так что, если речь не идет о сугубом высокогорье, при планировании биваков о воде кажется можно не думать вовсе: она найдется везде.
2. Переправы через реки, как правило, сильно облегчаются стволами упавших деревьев. При трудностях с переправой всегда следует искать такое дерево: оно обязательно должно найтись в лесной зоне. В этом -- существенное отличие от рек Кавказа и Средней Азии.
3. Костер разводится на удивление легко даже после затяжных дождей; очевидно, это обусловлено породой доминирующих древесных пород (лиственницы и кедра) и кустарников. При расчете количества потребного газа, кажется, можно смело исходить из максимально возможного числа ночевок с костром.
У нас из общего числа ночевок 22 с костром были целых 12. Из 10 ночевок на газу с топкой снега была одна.
4. Почти везде ниже 2500 м в изобилии произрастает дикий лук отменного качества. Очевидно, не стоит везти с собой кажущийся таким незаменимым лук репчатый.
.
3.3. О развитии инфраструктуры туризма в крае
Сразу оговоримся: положение дел с дорогами, мостами и пр. в этих краях меняется каждый год, и меняется к лучшему. Поэтому все сведения, приводимые в настоящем, а также в следующем разделах, надо воспринимать как ориентировочные: уже на следующий год они могут оказаться неточными.
В Бельтире мы узнали, что на Карагемской поляне теперь есть "турбаза". Это, конечно, преувеличение: две избушки и футбольное "поле". Время от времени туда вывозят то детей, то туристов. Есть, видимо, и некоторый временный "штат" -- проводники например. Главное, однако, в том, что, во-первых, теперь из Бельтира до Карагемской поляны через Карагемский перевал (н/к) сделана хорошая дорога, проходимая, правда, только ГАЗоном 66-м. А во-вторых, у этой "турбазы" есть начальник, некто Валерий Николаевич (в Бельтире его знают все), и у него в распоряжении два 66-х, совершающих нерегулярные рейсы по маршруту Бельтир -- Карагемская поляна. Нетрудно видеть, что благодаря "турбазе", дороге и Валерию Николаевичу с его 66-ми, перед группами, желающими сделать заброску на Карагемской поляне, открываются невиданные доселе перспективы. К сожалению, мы не можем дать совета, каким способом отловить Валерия Николаевича: к моменту нашего прибытия в Бельтир он уже убыл на Карагемскую поляну, то же повторилось и на Поляне -- так и не позакомились.
Похоже обстоит дело и в Чибите, где наши водители, оказавшиеся местными предпринимателями, также собираются открыть турбазу. В 2003 году, говорят, будут стоять только стационарные палатки, но в будущем планируется, что будет "все", в т.ч. маршруты до конных включительно. Говорят, уже подписаны все разрешения, дело за малым: нет денег на ЛЭП. Те же люди собираются построить на Большом (Нижнем) Шавлинском озере баню. Говорят: "Надоело возить вонючих туристов."
Также планируется, если мы правильно поняли, "уделать" очередной кусок дороги из Бельтира в сторону Талдуры. О создании здесь турбаз пока, слава богу, ничего не слышно.
В Бельтире теперь есть "заправка" (раньше это было узкое место для желающих заброситься на Карагем или Талдуру): водитель подъезжает к избушке и через некоторое время выходит оттуда с двумя канистрами бензина в руках. Бензин, говорит он, плохой, разбавленный бензин, говорит. В Кош-Агаче лучше, говорит. Но до Кош-Агача 43 км.
Никаких ГАЗонов 66-х мы в Бельтире не заметили (66-е Валерия Николаевича к тому времени успели укатить на Карагемскую поляну). Впрочем, не исключено, что они все-таки имеются: поселок разбросанный, и мы его не весь облазили. Так или иначе, ГАЗ-53 найти гораздо проще. За доставку хотят обычно 500 руб – что до Джело, что до Мухур-Оюка. Мы заплатили 500 + 200 за заправку = 700 руб.
В Бельтире 2-3 очень приличных продовольственных магазина, хотя бы один из которых работает даже по воскресеньям. Продавец говорит, что некоторые товары завозятся специально для туристов, т.к. местного спроса на них нет. В Чибите также три прекрасных магазина, все на центральной “площади", работают как минимум до 19 час.
.
3.4. Подъезды и отъезды: Новосибирск -- Бельтир, Чибит -- Новосибирск
Туда ехали через Новосибирск, а не через Барнаул, по причине отсутствия билетов. В сущности, это ненамного дальше. Добрались от Новосибирска и до самого Бельтира одним прыжком: в Новосибирске прямо перед вокзалом орудует "фирма" (фактически посредник, эксплуатирующий водителей), предложившая нам Газель до места назначения. С ценой повезло: заплатили 9 тыс.руб., хотя другие, бывает, запрашивают и 12 и даже больше. Ехали 950 км 16 часов с двумя маленькими остановками. Такой "прыжок" в действительности тяжеловат (особенно после бессонной ночи на вокзале), так что лучше все же запланировать ночевку где-то по пути (о возможности халявной ночевки в Горно-Алтайске см. отчет 5629 в библиотеке МГКТ).
Чтобы попасть в Бельтир, следует ехать по Чуйскому тракту до Ортолыка (11 км после Чаган-Узуна, от которого, как говорят, до Бельтира можно доехать лишь на ГАЗ-66). Два последовательных моста в границах Ортолыка приводят на вполне сносную грунтовку, по которой 28 км до Бельтира. Надо по тракту доехать почти до конца Ортолыка и повернуть у указателя направо. Мы же свернули немного раньше, в результате чего долго колесили по ночному Ортолыку в поисках моста.
Обратно также ехали через Новосибирск, из Барнаула билетов не было. В Чибите опять повезло: у магазина две легковушки, в сущности, сами предложили свои услуги. До Горно-Алтайска обошлось в 500 руб./чел. Неплохой шанс в Чибите и на левый рейс водителей, что поджидают своих пассажиров, прохлаждающихся где-нибудь на Шавлинских озерах -- иногда по неделе и более.
В Горно-Алтайске на автовокзале большое предложение частного транспорта до Барнаула за примерно 250 руб./чел. Мы, однако, без проблем доехали на автобусах сначала до Барнаула, а потом и до Новосибирска.
Об автобусном и ж/д сообщении
Из Новосибирска до Горно-Алтайска идут всего 3 автобуса в сутки -- билетов может и не быть!
Из Новосибирска до Барнаула автобусы идут не реже 1 раза в час до 19 час.
Из Барнаула до Горно-Алтайска: 6-7 автобусов в день.
Из Горно-Алтайска по Чуйскому тракту 2 автобуса в день, в т.ч:
Горно-Алтайск -- Акташ: 1 автобус в день
Горно-Алтайск -- Акташ -- Улаган: 1 автобус через день
Горно-Алтайск -- Акташ -- Кош-Агач: 1 автобус через день
Говорят, впрочем, что шансов сесть в курсирующие здесь маленькие автобусы стандартная туристская группа практически не имеет.
Также из Барнаула до Новосибирска можно добраться на двух перекладных электричках всего за 7-8 часов, тогда как автобус идет почти 5 часов. Уходит такая электричка из Барнаула где-то во 2-м часу дня.
В Барнауле на ж/д вокзале можно (при наличии) купить ж/д билеты из Новосибирска до Москвы. Говорят, что во второй половине августа в этом направлении всегда свободно, т.к. основной поток -- возвращающиеся в Сибирь отпускники.
3.5. Неузаконенные географические названия, применяемые в отчете
Вершина Серый Ромб -- узловая вершина 3518 рядом с пер. Мрачный
Ручей Тюнь Восточный -- ручей, вытекающий из ледника к Ю. от пер. Тюнь Восточный
Ледник Мрачный -- ледник к Ю. от пер. Мрачный
Озеро Прямоугольное – озеро в долине р.Атбаши в 2 – 2,5 км от окончания старых морен.
.
С. – Север, северный
З. – Запад, западный
Ю-В. – Юго-Восток, юго-восточный
и т.д.
ЧХВ – чистое ходовое время
1 переход – около 40 минут ЧХВ
Приводим е-ссылки на отчеты, содержащие, как правило, неплохие фотографии.
Пер. Троих
[1] http://sab.sscc.ru/~tour/Altay99/page343.htm (Симонов, Новосибирск, 99)
Пер. Узургу Западный
[2] http://sab.sscc.ru/~tour/Altay99/page344.htm (Симонов, Новосибирск, 99)
Пер. Мрачный
[3] http://sab.sscc.ru/~tour/Altay99/page345.htm (Симонов, Новосибирск, 99)
Пер. Талдуринский
[4] http://sab.sscc.ru/~tour/Altay99/page346.htm (Симонов, Новосибирск, 99)
[5] http://mountain.nsu.ru/otchet/ns_chu/1999/threeiiig.html (Мамонтов, Новосибирск,99)
Пер. Переметный
[6] http://takt.tomsk.ru/t/lib/mount/altay/2001/Smolin01.html (Смолин, Томск, 01)
Пер. Абыл-Оюк
[6] http://takt.tomsk.ru/t/lib/mount/altay/2001/Smolin01.html (Смолин, Томск, 01)
[7] http://tourism.intat.ru/reports/11/ (Шафигуллин, Казань, 01)
.
.