.
Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Казани
Спортивный туристский клуб “Траверс”
.
ОТЧЁТ
.
о втором этапе лыжной спортивно-научной экспедиции
“Северное Сияние России”, совершённом по западной части
Ненецкого автономного округа с 15 февраля по 22 марта 2001 г.
.
.
МАРШРУТ
г. Мезень – д. Сёмжа – д. Мгла – с. Несь – д. Вижас – с. Ома – д. Снопа – д. Белушье – д. Волонга – р. Волонга – возв. Косминский Камень – хр. Тиманский Камень – р. Белая – хр. Чайцынский Камень – р. Бол. Светлая – р. Мал. Светлая – р. Индига – оз. Урдюжское – р. Юмбейсё – р. Сойма - р. Хвостовая – р. Харъяха – правый борт долины р. Табысъяхи – водораздел – р. Седуяха – с. Хонгурей – р. Печора – г. Нарьян-Мар
.
Маршрутная книжка № 1-ПТК-00
.
Руководитель экспедиции - Стёпочкин Андрей Борисович
.
.
.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1. Проводящие организации:
1) Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Казани. Адрес: 420111, г. Казань, ул. Кремлёвская, дом 17, тел. (8432) 928704, 927219.
2) Спортивный туристский клуб “Траверс”. Адрес: 420029, г. Казань, ул. Попова, дом 4, кв. 67, тел. (8432) 750215.
2.
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяжённость активной части, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
лыжный |
- |
559.5 |
48 |
34 |
11.02-31.03 с дорогой; 15.02-22.03 – активная часть |
3. Район, подрайон похода: Мезенский район Архангельской области, западная часть Ненецкого автономного округа – Канинская Тундра, Северная часть Тиманского хребта, левобережье р. Печоры.
4. Подробная нитка маршрута: г. Мезень – д. Сёмжа – д. Мгла – с. Несь – д. Вижас – с. Ома – д. Снопа – д. Белушье – д. Волонга – р. Волонга – возв. Косминский Камень – хр. Тиманский Камень – р. Белая – хр. Чайцынский Камень – р. Бол. Светлая – р. Мал. Светлая – р. Индига – оз. Урдюжское – р. Юмбейсё – р. Сойма - р. Хвостовая – р. Харъяха – правый борт долины р. Табысъяхи – водораздел – р. Седуяха – с. Хонгурей – р. Печора – г. Нарьян-Мар.
5. Определяющие препятствия маршрута.
С точки зрения действующей классификации на маршруте нет категорированных препятствий. Однако по трудозатратам на прохождение таковыми вполне можно считать “дебри” Косминского Камня, густые пойменные леса при пересечении рек Соймы и Хвостовой, многочисленные “буераки” боковых ручьёв в долинах Волонги и Кумушки, Харъяхи и Табысъяхи.
6. Данные участников
Фамилия, имя, отчество |
Домашний адрес |
Телефон (дом.) |
Стёпочкин Андрей Борисович |
г. Казань, ул. Попова, д. 4, кв. 67 |
(8432) 750215 |
Мосолов Евгений Михайлович |
г. Казань, ул. Ново-Караваевская, д. 10, кв. 12 |
(8432) 115789 |
7. Адреса хранения отчёта.
7.1. Библиотека МКК Федерации туризма ТСС России – г. Москва, Студёный проезд, дом 7.
7.2. У руководителя экспедиции.
.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ОТЧЁТА
1. Общая смысловая идея экспедиции, её необычность, уникальность, новизна
Основная идея экспедиции – прохождение на лыжах в течение нескольких сезонов всего Заполярья (сначала Российского, а в перспективе – и мирового) с восхождениями на высшие точки основных горных районов, расположенные севернее Полярного круга. Подобных экспедиций на лыжах, насколько нам известно, не проводилось в отечественной и мировой практике. К особенностям нынешнего этапа можно отнести режим первопрохождения на участке Волонга – р. Печора, освоение нового района – севера Тиманского хребта.
Другие задачи экспедиции: испытание и реклама снаряжения, фотосъёмка, научные исследования (психология, география, спортивная медицина), разработка маршрута “Лыжня Заполярья”, “раскрутка” спортивного лыжного туризма как полноценного вида, подготовка базы для создания профессиональной команды.
Особенность стратегии экспедиции заключена в том, что участники не пользуются транспортной поддержкой, идут в естественных условиях. Запасы продуктов пополняются в населённых пунктах, а также в результате собственных промыслов.
Также отсутствует непрерывная связь, снижающая, на взгляд руководителя, автономность перехода. К услугам связи телефонной и почтовой прибегаем только в населённых пунктах.
Особенностью является также малочисленность группы. К сожалению, нам не удалось, прежде всего по организационно-финансовым причинам, сформировать полноценную команду.
2. Варианты подъезда и отъезда.
Город Мезень – районный центр Архангельской области – в зимнее время связан с Архангельском автозимником. Расстояние (через Пинегу, Совполье) – около 300 км, время в пути – 12-14 ч, как получится. Частота рейсов – три раза в неделю, отправление – вечером. Можно также воспользоваться самолётом.
Нарьян-Мар – центр Ненецкого автономного округа – имеет авиасообщение с Архангельском и Москвой. Частота рейсов – 1-2 в неделю. Промежуточные пункты – от Неси до Нижней Пёши – также связаны с Архангельском и Нарьян-Маром воздушным сообщением. Во все прибрежные населённые пункты можно попасть только при наличии пропуска в пограничную зону!
Деревни Белушье и Волонга не имеют регулярного сообщения даже с сельсоветом, расположенным в с. Нижняя Пёша. Попасть туда можно только “своим ходом” (на лыжах), либо на снегоходе или вездеходе (с оказией или арендовать специально). Такая же обстановка и на Печоре (д. Каменка, сс. Хонгурей, Оксино). Везде можно использовать авиацию, были бы деньги. Летом имеет место судоходство (по рекам и морю).
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
На участке от Мезени до Волонги маршрут можно в случае чего прервать в любом населённом пункте, участок от Волонги до Печоры ненаселён, труднодоступен, более-менее приемлемый вариант отхода – в д. Коткино на р. Суле по бывшим зимникам.
Запасные варианты по трудоёмкости прохождения адекватны основному, поэтому не имеют смысла.
4. Изменения маршрута и их причины.
Мы по нитке маршрута двигались неукоснительно, не отклоняясь. Исключение – обход Урдюжского озера с юго-запада, а не с северо-запада. Но это не принципиально. По графику отклонение к моменту выхода в Хонгурей составило 9 дней. Причина: неожиданно сложный микрорельеф Тимано-Печоры, усугубленный резко выдающейся к северу границей леса на этом участке. По плану экспедиция в 2001 г. должна была продолжиться далеко за Нарьян-Мар, но чуть было не закончилась трагически, участники оказались крайне измождены, были просто не в состоянии идти дальше. Второй этап экспедиции оказался прерван в Нарьян-Маре.
5. График движения и краткое техническое описание маршрута
6. Техническое описание маршрута
7. Сложность маршрута
Пройденный маршрут состоит из двух непохожих частей. Их классифицировать просто, по действующей методике, как для районов с отсутствием категорированных препятствий.
Укомплектованная согласно Правилам подготовленная группа вторую часть и “прочувствует” как четвёрку. Для нас же она оказалась “шестёркой” с несколькими плюсами, еле дошли.
8. Особенности района
Север Архангельской области и запад Ненецкого автономного округа – Тимано-Печорский регион – районы доселе малоизвестные широкому кругу путешественников и “функционеров” туризма.
Побережье Белого и Баренцева морей и прилегающая к ним территория – местность равнинная, лесотундровая. От Мезени до п-ова Канин Нос участок беломорского побережья называется Конушинский Берег, на восток от него простирается Канинская Тундра. На водоразделах - голая тундра, у берега моря (к югу от линии Полярного круга) и в долинах рек – лес, кустарник. В Мезенском районе сохраняются очаги таёжных лесов. Зимой климат суровый, ветреный, часты пурги, метели. Образуется крепкий наст, что делает не таким значительным фактором глубину снежного покрова. Территория достаточно заселённая, много также изб и балков – оленеводческих, рыбацких, охотничьих.
Тимано-Печорский регион очень красив и разнообразен, в чём-то даже уникален. Начиная от моря вглубь лесов Коми тянется Тиманский Кряж, состоящий из трёх параллельных хребтов: Косминского Камня, Тиманского и Чайцынского (наивысшего среди них – 301 м, сопка Бол. Коврига). Граница леса, особенно на Косминском Камне, заходит далеко на север, что для этих широт (67° 20ў с. ш. и выше) - большая редкость. Географы объясняют последнее повышенным дренажом горных пород на возвышенностях. Лес здесь довольно густой, местами таёжного типа, с высоким подлеском. Речные долины имеют среднегорный характер, глубоко врезаны. По берегам часто встречаются обрывы, скалы, есть и каньоны. На быстринах много полыней. Тиманский Камень – это увалистый водораздел, расчленённый глубокими долинами рек и ручьёв. Площадь леса здесь значительно меньше, он очаговый. Чайцынский Камень представляет собой расчленённое ущельями плато с множеством отдельных скал и останцов. Его отроги – это система уступов, понижающихся к востоку. Здесь так же глубоко врезаны долины рек, их днища поросли густым ерником, очаговый лес – на склонах. На реках – наледи, каньоны. На водораздельной части – тундра, кое-где каменные россыпи.
Климат такой же, как на равнине. Глубина снега значительная, особенно она ощущается на залесённых склонах и в долинах рек. Наст здесь практически отсутствует. Вся эта часть кряжа (севернее долины р. Сулы) называется Северным Тиманом. К югу кряж целиком расположен в лесной зоне, здесь нет такого разнообразия ландшафтов.
Равнинная часть Тимано-Печорского региона расположена между Тиманским Кряжем и Печорой, к югу от Малоземельской Тундры. Местность здесь слабопересечённая, это классическая лесотундра: участки тундры перемежаются с массивами леса, местами очень густого и труднопроходимого(к западу от Урдюжского озера и, можно предположить, Индигских озёр; в поймах многих рек; на Будринских Холмах). Речная сеть густая, реки зачастую протекают в глубоких распадках. Водораздельные пространства широкие, характеризуются сглаженными и волнистыми формами, на них в основном редколесье либо голая тундра. Повсеместно распространён кустарник, местами он образует сплошные заросли, особенно в долинах ручьёв и рек.
Климат равнинной части региона аналогичен описанным выше участкам. В долинах рек и ручьёв, в пределах леса – рыхлый снег, на водоразделах и высоких берегах рек – наст либо бесснежный замёрзший кочкарник.
Тимано-Печорский регион практически необитаем. Оленеводы посещают его крайне редко, и то по определённым маршрутам. Охотники и рыбаки далеко от своих посёлков не уходят и этих мест не достигают. Геологические исследования и разработки здесь не проводились с 30-х годов прошлого столетия.
Транспортное сообщение между посёлками региона не всегда имеется. Сообщение в основном воздушное, летом – морское. Во всех прибрежных селениях – режим погранзоны!
В зимнее время в районе к западу от Тиманского Кряжа трудно переоценить роль “дороги жизни” от селений Пёшского сельсовета до Мезени – более 300 км. Почти в каждой семье – снегоход “Буран”, в колхозах - снегоходы и вездеходы. По Печоре проходит аналогичная зимняя дорога. Летом, кроме того, здесь регулярное сообщение по воде.
Продовольственное сообщение в селениях, даже самых отдалённых, - достаточное, всё необходимое есть по доступным ценам. Местное население занимается разнообразными промыслами, в частности, охотой, рыбалкой. Колхозы почти сплошь рыболовецкие. В оленеводстве задействовано не так много народа, в основном это ненцы и коми.
Оптимальное время для совершения лыжных путешествий в этих краях – март - апрель. Ледостав на реках – до начала и даже до середины мая.
9. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Как таковых опасных препятствий на маршруте и в районе нет. Здесь можно “забуриться” в лесу, потеряв таким образом темп, попасть в пургу, даже в лавину (на склонах возвышенностей и крутых берегах в тундре), провалиться в полынью или под тонкий речной лёд, при плохой видимости потерять ориентировку, быть сдутым ветром, в т.ч. и в неукреплённой палатке, сорваться со скалы или на жёстком насте при пересечении ущелий, тем более в условиях усталости или плохой видимости. Впрочем, подготовленным путешественникам все эти вещи известны, такие явления характерны практически для всех горных и северных районов.
10. Перечень наиболее интересных объектов (занятий) на маршруте
Маршрут был построен таким образом: на первом отрезке – по естественно напрашивающемуся пути по зимнику, на втором – с линейным пересечением Тимано-Печоры фактически напрямик, как раз по самым глухим и интересным местам.
Наиболее интересны побережье Белого и Баренцева морей, долины рр. Волонги, Белой и Бол. Светлой, Тиманский и Чайцынский Камни, оз. Урдюжское, р. Печора.
Из не охваченных ниткой нашего маршрута объектов интерес могут представлять Индигские озёра, р. Индига в нижнем течении, оз. Каменное, долина р. Сулы.
Занятиями на маршруте могут быть охота (куропатка, тетерев, гусь, лиса, олень, прочая живность) и рыбалка (сёмга, навага, корюшка и др.). На всё это нужно время, оснащение и необходимые условия.
11. Дополнительные сведения о походе
12. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
В целом смета расходов обширная, считаем, что нет смысла её приводить, тем более, что цены постоянно меняются (растут), да и в большинстве своем снаряжение старое, непонятно, как его стоимость учитывать.
Основной спонсор второго этапа экспедиции – комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Казани – около 30 тыс. руб. Помогли московское ЗАО “ПРИН”, выделившее навигатор б/у стоимостью $ 160, и казанский предприниматель М.М. Кузьмин – МСМК по стендовой стрельбе, презентовавший ружьё и патроны.
Реальная “стоимость” одного человека в экспедиции подобного уровня, включая зарплату, страховку и средства связи, должна быть, даже с учётом нашей российской жадности “верхов” и бедности “низов”, не менее 100 тыс. руб.
13. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Чётко, по плану пройден отрезок от Мезени до Волонги и очень тяжело, буквально на грани жизни и смерти, отрезок от Волонги до Печоры (с. Хонгурей). Мы не отклонились от стратегического плана экспедиции, несмотря ни на что.
Открыт новый прекрасный туристский район, и не где-нибудь, а в Европейской части России!
Значительное продвижение достигнуто в области совершенствования стратегии, тактики и организации подобных переходов.
Сил затрачено оказалось чересчур много. Некоторые характерные примеры. У Степочкина 24 марта в Хонгурее было давление 200 на 130, уже в Казани 1 апреля уровень белка в крови был менее 50 (для сравнения, 40 - почти смертельный уровень). Мосолов целый месяц приходил в себя: испытывал слабость, головокружение.
Цена заплачена немалая: в Казани руководителю ампутировали по 1-2 фаланги на пяти пальцах рук, пять недель провел в стационаре.
Кроме спортивной, была проделана следующая работа:
Основной вывод по итогам этапа экспедиции:
Берингов пролив не может быть достигнут к 2005 году, для выполнения задачи в более поздний срок необходимо увеличение количественного состава группы, пусть даже на отдельных отрезках.
Выбранный маршрут, несмотря на тяготы и лишения, считаем близким к оптимальному. На относительно простых участках Тимано-Печоры низкий темп движения объясняется утомлением и психологией (стрессом).
Необходимы аварийные средства связи (спутниковый телефон). Снаряжение усовершенствуется постоянно, это процесс естественный, эволюционный.
Последующим группам можно рекомендовать следующие маршруты:
2-й к. сл.: Мезень – Несь – Ома – Снопа - Нижняя Пёша;
3-й к. сл.: 1) Мезень – берег Белого моря – Мгла – Несь – берег Чёшской губы Баренцева моря – д. Белушье – с. Нижняя Пёша;
2) с. Нижняя Пёша – р. Безмошица – зимник - р. Сула – д. Коткино – с. Великовисочное – р. Печора – г. Нарьян-Мар.
4-й к. сл. – пройденный нами маршрут со стартом в Нижней Пёше через Волонгу до Хонгурея (Нарьян-Мара) или Волонга - берег моря (зимник) – с. Индига – оз. Хвостовое – р. Сред. Седейяха – с. Хонгурей – г. Нарьян-Мар;
5-й к. сл.: с. Нижняя Пёша – д. Белушье – д. Волонга – р. Белая – оз. Каменное – р. Индига – оз. Бол. Сорванское – оз. Хвостовое – р. Седуяха – с. Хонгурей – г. Нарьян-Мар;
6-й к. сл.: 1) г. Нарьян-Мар – с. Хонгурей – оз. Урдюжское – р. Белая – оз. Каменное – р. Индига – озёра Индигские – оз. Хвостовое - Малоземельская Тундра – г. Нарьян-Мар;
2) с. Нижняя Пёша– д. Волонга – р. Великая – р. Белая - озера Индигские – оз. Анутейто – р. Харъяха – оз. Урдюжское – р. Щучья – хр. Косминский Камень – р. Сула – с. Нижняя Пёша.
Во всех случаях возможны варианты.
Километраж всех предлагаемых маршрутов и, соответственно, продолжительность выше нормативных. Это связано с особенностями подъезда-отъезда, в частности, с частотой регулярных авиарейсов.
Для трансрегионального перехода по Заполярью на первом отрезке путь однозначен – по зимнику через посёлки, а далее могут быть варианты:
“Северный проход” более реален, но в случае его выбора из маршрута выпадает Тиманский Кряж.
“Южный проход” считаем облегчённым вариантом, не включающим ни Тиманского Кряжа в своей полноте, ни берега моря.
Им воспользовался в 2001 г. француз Жиль Элькем, совершающий переход по всей Заполярной Евразии за три года. Он полностью на лыжах даже этот маршрут не прошел, дал сигнал SOS, но зато остался жив-здоров и двинулся от Нарьян-Мара дальше.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
"Вольный Ветер" № 47
"Вольный Ветер" № 48
Еженедельник "Восточный Экспресс" (Казань), 25 - 31 мая 2001 г.
.
.