ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
.
о лыжном походе 5 категории сложности, совершенном
в районе Полярного Урала с 27 марта по 17 апреля 1992 г
.по маршруту:
ст.Хановей - хр.Енганэпэ - хр.М.Пайпудынский - р.М.Пайпудына - пер.М.Пайпудынский (н/к) - руч.Развильный -р.Б.Пайпудына - уч.Золотой - пер.Золотой (н/к) - р.Б.Харбей -ур.Харбей - восх. на г. Ханмей (1333) - р.Бадъяеган - пер.Пр.Ханмейшор (н/к) - Пр.Ханмейшор - р.Б.Ханмей - пер.Ступенька (1А) - р.Кемьрезьрусь - р.Собь - пер.Водопадный (1Б) - восх. на плато Райиз (1134) - пер.Грандиозный (2А) - пер.Каровый (1А) - р.Енга-ю - пер.Люблинский (1Б) - верш.1267 - пер.Сложный (1А) - пер.Геологов (1А) - Черная (1022) - пер.Черный (1А) - р.Макар-рузь - пер. Собский (н/к) - ст.Полярный Урал.
Руководитель группы - Супруненко Алексей Семенович
Маршрутная книжка N 1/2 - 504
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Справочные сведения о путешествии
4. Справочные сведения о районе путешествия
4.1. Общегеографическая характеристика района
4.2. Спортивно-географическое описание северной части Полярного Урала
4.3. Спортивно-географическое описание северной части Полярного Урала
5. Техническое описание маршрута
.
Мы выбрали этот район похода из-за удобства подъездов к району; возможности покрытия большого расстояния по твердому насту, с просмотром большого количества интересных объектов; наличия в районе технически сложных туристских элементов (до 2А к.с.).
Горы Полярного Урала отличаются большой протяженностью. Здесь - и северная часть с массивом Оче-Нырд, Щучьими и Хадатинским озерами*; и средняя часть с интересными и малоизученными в плане спортивного туризма хребтами М.Пайпудынский, Харбейнырд и Ханмей-хой; и южная часть с массивами Райиз и Пайер.
Связать эти интересные районы в одном, даже большом походе невозможно - надо от чего-то отказываться. А так как в группе было много участников с горным опытом, мы решили привязать маршрут к интересному, технически насыщенному траверсу массива Райиз.
Первая часть маршрута, для "втягивания", была проложена по простым перевалам и хребтам севернее железной дороги Сейда - Лабытнанги. Но и в этой части предполагались два интересных траверса хребтов М.Пайпудынский и Ханмей-хой.
Северная часть нашего маршрута - это лишь беглый взгляд на район. Мы оставили далеко в стороне манящий горный узел Оче-Нырда. Надеемся восполнить этот пробел и проложить следующую нитку еще дальше на север. А массив Пайер можно связать с северными хребтами Приполярного Урала (**).
.
2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
Вид туризма - лыжный.
Категория сложности - пятая.
Время проведения - с 27 марта по 17 апреля 1992 г.
Район путешествия - Полярный Урал.
Маршрут : ст.Хановей - хр.Енганэпэ - хр.М.Пайпудынский - р.М.Пайпудына - пер.М.Пайпудынский (н/к) - руч.Развильный -р.Б.Пайпудына - руч.Золотой - пер.Золотой (н/к) - р.Б.Харбей -ур.Харбей - восх. на г. Ханмей (1333) - р.Бадъяеган - пер.Пр.Ханмейшор (н/к) - р.Пр.Ханмейшор - р.Б.Ханмей - пер.Ступенька (1А) - р.Кемьрезьрусь - р.Собь - пер.Водопадный (1Б) - восх. на плато Райиз (1134) - пер.Грандиозный (2А) - пер.Каровый (1А) - р.Енга- ю - пер.Люблинский (1Б) - верш.1267 - пер.Сложный (1А) - пер.Геологов (1А) - Черная (1022) - пер.Черный (1А) - р.Макар-рузь - пер.Собский (н/к) - ст.Полярный Урал.
Количество участников - 8 человек.
Способ передвижения - лыжи.
Протяженность маршрута - 291 км.
Количество ходовых дней - 16.
Количество дней отсидки - 1/2.
Количество дневок - 1.
Заявочные документы рассмотрены МКК Московского городского центрального туристского клуба. Код МКК 142-00-5566555.
Номер маршрутной книжки - 1/2-504.
.
.
4. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
4.1. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
Горы Полярного Урала (ПУ), открытие которых для туризма принес конец 50-х годов с МГГ (1957-1958) и исторической лыжной экспедицией МКТ (1958), приобрели для лыжного туризма незаменимое значение. Зто единственный легкодоступный горно-тундровый район в нашей республике. В большинстве долин лес здесь отсутствует, кроме южной стороны хребта, а вершины подняты более, чем на километровую высоту. Здесь увенчанные карнизами изрезанные альпийские гребни чередуются с высокими плато и отвесными стенками каров; реки зачастую уходят в каньоны, образую водопады и наледи. Постоянного населения нет, кроме обитателей пристанционных поселков. Все это придает району своеобразие и суровость.
С другой стороны - подножия горных массивов удалены от железной дороги не более, чем на 30-50 км ( а ряд массивов еще ближе), так что уже на 3-й - 5-й день после выезда из Москвы, группа оказывается в центре гор. Суровые горные узлы разделены сквозными низкими проходами; многие высокие хребты имеют сглаженную поверхность. Наконец - узел относительно удален от мокрого дыхания Атлантики. Все это - факторы, облегчающие лыжные походы в районе.
Горы ПУ характерны наличием двух лыжных сезонов: осеннего (октябрь-ноябрь) и весеннего (март-май). В полярную ночь, в основном, походы проходят за пределами гор. В феврале иногда здесь походы проводят студенты. Но этот месяц успешно сочетает недостатки осени (короткий день) и весны (пурги с морозами).
Осенью снег ложится на тундру в конце сентября, хотя иногда его нет до конца октября, или в какой-то момент его смывают запоздалые дожди. Но в горах снег есть всегда, и реки в октябре успевают замерзнуть (кроме быстрин). Сходит снег в мае-июне. Поздней весной на равнинах можно двигаться только по ночам.
Плюсом осеннего сезона является относительно мягкая погода (если холодно - то тихо; если ветер - то почти без мороза) и отсутствие лавинной опасности. Минусы - очень короткий световой день (7-9 часов), меньшая устойчивость погоды, промоины на реках и заросли кустов в низинах, еще не скрытые снегом.
Плюсом весеннего сезона являются - длинный день, делающий логичное трехразовое питание; яркое солнце, которое может просушить вещи; и обычно, в это время отсутствует тропление. Недостатками - лавинная опасность, сильные пурги, слишком жесткие фирны и заструги, а в мае возможны оттепели, дожди и мокрая пурга. По словам ненцев, слабее всего метели в марте.
По характеру местности, Полярный Урал четко подразделяется на два подрайона, разделенные Лабытнангской веткой железной дороги.
Южная часть - это хорошо выраженный водораздельный хребет, протянувшийся узкой полосой с юго-запада на северо-восток* на 250 км, с незначительными северными и несколько большими южными отрогами. С азиатской стороны у подножия гор повсеместно растут леса, редеющие к северо-востоку. С европейской стороны лес растет полосами по долинам на юго-западе и отдельными чахлыми островками ближе к северо-востоку.
Высшей точкой южной части Района является г.Пайер (1472) и г.Лемваиз (1435).
Северная часть гор протянулась в мередиональном направлении на 150 км, занимая до 100 км в ширину. Водораздел не выражен. Главные горные узлы стоят изолированными массивами. Лес на севере отсутствует, на юге же тянется отдельными полосами в некоторых долинах азиатской стороны. Современное оледенение заметно даже зимой. Высшие точки района - г.Нэтем-Пэ (1363) и г.Б.Ханмей (1333).
4.2. СПОРТИВНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ПОЛЯРНОГО УРАЛА
Подъезды к району
1. С запада. Это станция Седловая (18-й км от Воркуты), Сыр-Яга (42-й км) и Хальмер-Ю. Наибелее далекая точка, до которой можно доехать - это мост через р.Сыр-Яга.
Кроме того, из Воркуты регулярно ходят трактора и вездеход к геологам на р.Ния-ю и Есто-вис. Некоторые утверждают, что проще всего начать путь к горам прямо от воркутинского вокзала - но тогда по дороге придется пересекать обширную "запретку" аэродрома.
2. С юга. Здесь к горам примыкает участок Лабытнангской ветки от ст.Тундровой до ст.Харп. Околотки с несколькими домиками стоят здесь через 7-10 км. Надо знать, что в последнее время почти на всех придорожных домах очень неохотно пускают на ночлег туристские группы.
Единственный крупный поселок - это Полярный ( ст. 110 км). Здесь есть почта, телеграф, столовая, клуб, общежитие, база канатной станции, три магазина и пекарня. Отсюда вверх по р.Б.Пайпудына идет бывшая автодорога на бывший поселок Харбей (через перевал Золотой), с руинами обогатительной фабрики и лагеря. По р.Пайпудына, через перевал на р.Лонгот-Еган и через долины р.Седата-Яхи и р.Гэня-Хадаты идет вездеходная дорога на ГМС Хадата.
3. С востока. К востоку от гор раньше был единственный населенный пункт - фактория Лаборово в 82-й км по р.Щучьей от Б.Щучьего озера, связанная нерегулярным сообщением с Салехардом. Однако, с открытием газа на Ямале, в 100 км юго-восточнее подножия гор, строится железная дорога на север полуострова. С вводом ее в строй возможны линейные маршруты "запад-восток" через горы.
Бассейн Карского моря
В бассейнах рек Кара и Байдараты, давших название Карскому морю и Байдарацкой губе, лежит наиболее суровая часть ПУ. Здесь, между Карой и ее правым притоком - р.Очеты-вис, особо выдается массив Оче-Нырд (Нэтем-Пэ, 1363), несущий значительное оледенение (л-ки Боча, Долгушина и др.). В главном хребте Оче-Нырда известно всего два перевала. Более простые перевалы ведут через северные отроги массива, а также соединяют оз.Оче-Ты с истоками Б.Кары и оз.Тиз-Неза-то. На восток рельеф становится более сглаженным и перевалы между Байдаратой, Щучьим озером и оз.Тиз-Неза-то технически проста. Севернее, горы кончаются. До берега моря остается 50-60 км.
Южнее р.Б.Кара соединяется широкими горными проходами с М.Карой (восточнее массива Борзова) и с Б.Щучьим озером (по долинам ручьев Ледянка и Пырь-Яха-Тоня). Параллельно известно еще максисмум 6 несложных перевалов.
Орография района подробно описана в отчете экспедиции МКТ*, а последние данные суммированы в отчетах N 3961 и 4164 в библиотеке МГЦТК.
Район Щучьих озер
Большое Щучье озеро - самое глубокое и многоводное озеро ПУ. Через впадающую на северо-западном конце Пырь-Яга-Тоню озеро соединяется уже упомянутыми перевалами с Большой и Малой Карой. С южного берега через перевал Щучий можно попасть на ручей Приозерный, откуда параллельные перевалы Крутой и Трех выводят на М.Щучье озеро. Все три перевала довольно сложны.
Северо-западный конец М.Щучьего озера сквозным проходом соединяется с М.Карой, а с юго-западного конца сквозным проходом можно пройти на оз.Усьва-Ты к истоку М.Усы.
Истоки М.Усы и М.Кары разделяет сложный горный узел с высшей точкой г.Хайды-Пэ (1260). Из верховьев М.Кары в приток М.Усы - руч.Ветвистый ведет перевал Ураганный, а в предыдущий приток - ручей Спутник, можно пройти южнее, через плато верш.1210 (пер.Высокий). По южным склоным той же вершины проходят пути, соединяющие М.Кару и М.Усу с самым длинным на ПУ ледником - ледником МГУ (2 км) и ручьем Глетчерным (пер.Глетчерный и пер.МГУ). Между верш.Хайды-Пэ и лежащей западнее верш.Саури-Пэ (987) Малую Кару и Малую Усу соединяет сквозной проход вдоль ручья Саури-Шор.
Район Хадатинских озер
На Хадату с севера ведут:
- проход с притока Щучьей - р.Надэ-Яга на руч.Борча-Шор;
- сложные перевалы Загорный (из истока М.Усы в руч.Загорный), Неожиданный (из руч.Неожиданный - притока М.Усы в руч.Бурный);
- и простой перевал Обручева с р.Чан-Шор в руч.Обручева.
Северный склоны двух последних перевалов соединяет перевал Обход.
Сквозная меридиональная долина оз.Малое Хадата-Юган-Лор - руч.Изья-Шор (приток Б.Усы) разъединяет островерхие массивы г.Обручева и г.Хар-Наурды-Кей, несущие значительное олединение. Если сквозь первый массив нет логичных перевалов и известны только сквозные проходы между озерами М.Хадата-Юган-Лор и Кузь-Ты с юга от г.Обручева и к оз.Чан-Ты и оз.Кузь-ты с запада; то последний массив несет ледник ИГАН - крупнейший на ПУ. От него ведут пути в пять долин - к ГМС, в правый приток оз. М.Хадата-Юган-Лор; в левый исток Изья-Шора и в Б.Усу, которая сразу же вблизи истока отдает часть своих вод в Гэня-Хадату, на азиатскую сторону водораздела.
Б.Уса отделена от своего притока Изья-Шора хребтом Изья-Хой, через который доступны два перевала. Огибая южную оконечность этого хребта, она образует каньон.
Пайпудынские хребты
Водоразделом между истоками р.Б.Пайпудыны и Б.Усой (к западу) и Лонгот-Юганом (к востоку) очень пологий. Южнее, вдоль правого берега Пайпудыны начинается М.Пайпудынский хребет, имеющий здесь простые перевалы на р.Есто-вис и руч.Бадь-шор. Далее хребет приобретает альпийский характер и значительно превышает по высотам соседний Б.Пайпудынский хр., завершаясь вершиной Педирма-Пэ (1262). Группами туристов пройдены частичные траверсы южных частей обоих Пайпудынских хребтов. Известны простые перевалы с р.М.Пайпудына:
- на руч.Развильный;
- через хр.Б.Пайпудынский на р.Б.Пайпудына и р.Бадь-шор*;
- на р.Леквож у поножья г.Педирма-Пэ.
В результате плохой видимости нам не удалось пройти траверс хр.М.Пайпудынский, но из долины р.М.Пайпудына угадывалось, что логичных перевалов через этот хребет нет. Из верховьев р.М.Пайпудынский в сторону верховьев р.Бадьяшор просматривался логичный перевал примерно 1А-1Б к.с.
В западных отрогах известны перевалы Ния-хой (с р.Бадъяшор на р.Ния-ю) Манитонырд (с р.Ния-ю на руч.Маниташор) в перемычках, разделяющих одноименные хребты от М.Пайпудынского*.
Еще западнее стоит пологий, но высокий массив Енганэ-Пэ (1031), с вершины которого уже хорошо видны терриконы Воркуты, лежащие всего в 30 км. Огибая северную оконечность кряжа, р.Ния-ю после слияния с р.Есто-вис образует красивый каньон.
Харбей и Ханмей
В этом подрайоне, прилегающем с востока к Пайпудыне, значительно выделяется по высоте Ханмей-хой (г.Б.Ханмей, 1333), протянувшийся в меридиональном направлении от бывш. поселка Харбей, восточнее р.Бадъя-Юган и р.Ханмей-Шор. до р.Б.Ханмей.
Через хребет нет простых и логичных перевалов. Логично только прохождение траверса с подъемом с пер.Пр.Ханмейшор и спуском по любому отрожку хребта в сторону р.Б.Ханмей. Этот траверс можно оценить не ниже 2А к.с. (зимой).
По Б.Харбею и Б.Пайпудыне идет бывшая автодорога. Перевалы между притоками Б.Харбея и онгот-Юган, между Бадъя-Юганом и Б.Ханмеем, Ханмей-Шорами и Б.Пайпудыной также технически просты.
Несколько более сложные перевалы ведут из долины Б.Ханмея в ручьи Спиральный и Медвежий, притоки лесных долин р.Кемьрезьруз и р.Собь.
4.3. СПОРТИВНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ПОЛЯРНОГО УРАЛА (Макаррузьский и Райизский массивы)
Горы ПУ, сравнительно низкие на участке между истоками Хараматолоу и Степ-Рузи, далее к северо-востоку поднимаются четырьмя мощными параллельными хребтами Макаррузьского и Райизского массивов. Эти хребты имеют много общих черт: они вытянуты в меридиональном направлении; на северном фланге образуют систему каров и острых гребней; в центре образуют цепь плато, постепенно понижающихся к югу; и плавно спускаются к лесотундре у южного подножия гор.
Подъезды к району
К этим массивам с севера почти вплотную примыкает Лабытнангская ветка железной дороги. Поэтому они часто посещаются туристами и изучены значительно лучше всех прочих районов ПУ.
Макаррузьский хребет
Он протянулся из района станции Полярный Урал до междуречье Степ-Рузи и Макар-Рузи и образует часть водораздела вропа-Азия: с западных склонов стекают истоки Ельца, а вдоль восточных пролегла сквозная долина р.Собь - р.Макар-Рузь, по которой идет вездеходная дорога через Собский перевал (500 м) от ст.Полярный Урал до ст.Харп.
В северной, изрезанной части хребта находятся перевалы Леквожский и Шлем, а в южной - простой перевал Кузьтывис. От истоков Соби через высшую точку хребта - 1276м - и далее к югу, возможен лыжный траверс. На восточном склоне верш.1276, над каром, есть буровая.
Западный хребет Райиза
Этот хребет иногда называемый хребтом Енгаю, начинается южнее раз. 106 км ж.д. хребтом с пер.С.Каровый, соединяющим притоки Соби - Каровый ручей и безымянную речку, которую А.Чхитиани условно называет Лек-Нырдвоменшор. Далее к югу, за узловой вершиной 1259 (пик Полярный), хребет разделяет истоки Соби и Енгаю.
Здесь доминируют вершины 1291 и 1267 (пик Топографов) и расположены перевалы Каровый (из Карового ручья),Люблинский (из правого истока Соби) и проблемный перевал Топографов (между пр.истоком Соби и руч.Топографов - правым притоком Енгаю).
Южнее хребет разделяет Макар-Рузь и Енгаю и представляет собой цепь плато 1176, 1150, 1048 и 986 (Енгаюиз), доступного для лыжного траверса. Здесь расположены перевалы Сложный (Лев.Макар-рузь - руч.Топографов) и Геологов (со стороны Макар-рузи сюда ведет тракторная дорога к балкам севернее перевала, спуск к Енгаю - обходя кары ручья Пойшор с севера). В 5 км южнее пер.Геологов хребет разворачивается к востоку и повышается до отметок 1022 (г.Черная) и 1036. Здесь расположен перевал Черный, сединяющий ручьи Пойшор и Черный.
Центральный хребет Райиза
Он начинается южнее раз. 110 км ж.д. вершиной Нардвомениз (1159) и на северном участке (до верш.1259) разделяет Лек-Нырдвоменшор и Нырдвоменшор. Здесь распологается пер.Нырдвоменшорский.
Южнее верш.1259 хребет разделяет сквозную долину Нырдвоменшор -Кердвоменшор от Енгаю. Верховья истоков Нырдвоменшора прорезает скальную ступень подножия Райиза каньонами, так что путь из этих истоков в Кердвоменшор оказывается и проще, и быстрее. Здесь - красивый каскад водопадов, который дал название перевалу Водопадному (650 м). Левый исток Нырдвоменшора соединяется в Енгаю сложным перевалом Грандиозным (1150 м), а правый - простым, но также высоким перевалом Неожиданным (1120). Между ними расположена высшая точка хребта и всего массива - плато 1316. югу от него хребет всюду доступен для траверса. В южной части хребта притоки Енгаю Иашор и Кердвоменшор соединены простым перевалом Енгаю.
Райиз
Собственно Райиз (1122) и его продолжение на север - г.Поуркеу (876) образуют самый восточный из трех хребтов. Райиз отделен от Поуркеу широкой седловиной перевала Тракторный (Нырвоменшор - Вост.Нырдвоменшор). К востоку, в долину Соби, плато Райиз почти всюду круто обрывается, а к западу, к Кердвоменшору, склоны пологие. С севера в отроге плато есть перевал Райизский. В восточной части плато - ГМС.
* - консультации можно получить у Харченко Алексея Федоровича и Романенкова Алексея.
** - консультации можно получить у Чхетиани Антона.
* - Внимание! Северная стрелка компаса на Полярном Урале показывает истиный азимут в пределах 338о. Иногда попадаются районы магнитной аномалии, где она колеблется в пределах 320-345о.
* - см. отчет N 1093 в библиотеке МГЦТК.
.
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Маршрут был запланирован тактически удачно, но нитка маршрута проложена несколько нелогично.
Для "вкатывания" в маршрут был запланирован "северный" участок, который проходил без особых технически сложных участков. Только ближе к концу этого участка (в середине маршрута) намечалось технически интересное восхождение на г.Б.Ханмей и траверс хр.Ханмей-хой.
Погода и несколько нелогичное построение маршрута не позволили нам полностью пройти заявленную нитку "северного" участка маршрута*.
"Южная" часть маршрута была пройдена полностью за исключением опять таки нелогичного траверса верш.1291 между пер.Каровый и пер.Люблинский*.
С учетом рекомендаций в технической части отчета, маршрут можно будет спланировать более логично. Но тактическое разбиение маршрута на два участка - "для вкатывания" и "основной технический участок" оказалось правильным, что подтвердило успешное прохождение маршрута.
2. При подготовке маршрута необходимо запланировать несколько запасных дней для отсидки в пургу.
3. Маршрут требует от участников уверенного владения горной техникой не ниже второй к.с. (хождение в кошках по фирну и льду с самостраховкой ледорубом или альпенштоком, организация групповой страховки на ледобурах и ледорубах, прохождение по периллам).
4. Оправдала тактика "горячих" перекусов с установкой палатки. Такой перекус длился не более 1,5 часов, но за него участники группы могли отдохнуть и набраться сил. К тому же было приятно спрятаться от вечнодующего ветерка. На второй части маршрута "горячие" перекусы были заменены на высококолорийный сухой паек.
5. Саночки. После долгих споров и раздумий мы пришли к выводу, что саночки на маршруте нам понадобяться только лишь в первые три дня. Потом планировались всевозможные траверсы и восхождения, на которых не очень-то побегаешь с саночками. Да и к тому же, при раскладке 420 гр/чел.в день на "северной" части маршрута и 560 гр/чел.в день в массиве Рай-из весь вес нормально размещался в рюкзаках.
5. Питание. Мы не стремились к "сверхмаленькой" раскладке. Просто она вышла сама собой из горного опыта ответственного зав питание. Надо сказать что практика такой "сверхмаленькой" раскладки себя не оправдала. Группа вечно ходила голодной. При такой раскладке не скапливалась даже "заначка" !
Из опыта хождения в зимние походы можно сделать вывод: выигрыша в быстроте передвижения групп, питающихся соответственно по раскладке 420-450 гр/чел. в день и 760-800 гр/чел. в день нет. Так что стоит подумать о том, что лучше нормально питаться, чем голодать, тем более, в этом районе можно применять для перетаскивания грузов саночки и нарты.
4. Дневные переходы можно начинать уже с 8 утра и заканчивать в 17-18 часов вечера.
5. Из группового снаряжения мы довольны прежде всего палаткой "Зима". Для этого времени года (ср. температура -20о) она не требует оснащения второй внутренней палаткой. Пол мы на 1/3 вырезали - удобно готовить не выходя из палатки, да и к тому же, палатку можно ставить в пургу.
Пригодился третий примус "Огонек", т.к. на 8 день пути напрочь засорились остальные два (потом мы их перебрали).
Выводы и рекомендации -30- *
На групповых спальниках пригодились накидки - спальники не так обмерзали от дыхания. Утром дежурный стряхивал с палатки и накидок конденсат щеткой.
Из снаряжения, взятого на маршрут, не пригодилась основная и вспомагательная веревка, т.к. участники группы довольно уверенно чувствовали себя на склонах различной крутизны.
6. Для успешного прохождения маршрута также необходимо подбирать группу со здоровым морально-психологическим климатом. Вносят разнообразие в походный быт и в меню съедобные сюрпризы участников группы. Группа должна быть схоженная.
.
1. Рюкзак (не менее 75 л) - 1 шт.
2. Коврик (на всю длину тела) - 1 шт.
3. Пуховка - 1 шт.
4. Теплые штаны-самосбросы (по желанию) - 1 шт.
5. Анорачный костюм (желательно двойной) - 1 компл.
6. Свитер - 1 шт.
7. Синтепоновая (пуховая) безрукавка (по желанию) - 1 шт.
8. Шапка ходовая - 1 шт.
9. Шапка для сна - 1 шт.
10. Шерстяной костюм - 1 компл.
11. Рукавицы вязаные шерстяные - 1 пара.
12. Рукавицы теплые синтепоновые - 1 пара.
13. Верхонки - 1 пара.
14. Носки х/б - 3 пары.
15. Носки шерстяные - 2 пары.
16. Бахилы - 1 пара.
17. Подбахильники - 1 пара.
18. Чуни (меховые носки) - 1 пара.
19. Ботинки - 1 пара.
20. Стельки - 2 пары.
21. КЛМН - 1 компл.
22. Деньги, документы
23. Фотоаппарат (по желанию) - 1 шт.
ЛИЧНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
1. Лыжи "Бескид" с тросиковыми креплениями и палками - 1 компл.
2. Кошки - 1 пара.
3. Лав. Шнур - 1 шт.
4. Обвязка - 1 шт.
5. Карабин - 1 шт.
6. Концы для схватывающих узлов - 2 шт.
7. Солнцезащитные очки - 1 шт.
8. Маска ветрозащитная - 1 шт.
Общий вес личного снаряжения в рюкзаке - 8 кг.
.
1. Палатка "Зима" - 1 шт. 8 кг (сырая)
2. Спальники групповые трехместные - 2 шт. 10 кг (сырые)
Спальник групповой двухместный - 1 шт. 4,5кг (сырой)
3. Накидки на спальники - 3 шт. 3 кг (сырые)
4. Полиэтилен на дно палатки - 1 шт. 0,8 кг
5. Каны (стандартный низкий набор 5,5 и 7л) - 1 компл. 3,5 кг
6. Примуса "Огонек" - 3 шт. 1,8 кг (сухой вес)
7. Стеклоткань - 1 шт. 0,3 кг
8. Бензин (в жестяных банках) - 16 л. 15 кг
9. Половник, метал.сетка - 1 компл. 0,3 кг
10. Фонари "Циклоп" - 2 шт. 1,6 кг
11. Свечи - 10 шт. 0,8 кг
12. Спички - 20 шт.
13. Подсвечник - 1 шт.
14. Фотоаппарат "Смена" (с ч/б пленкой) - 1 шт. 1 кг
15. Ремнабор - 1 компл. 3 кг
16. Аптечка - 1 компл. 2,5 кг
17. Документы - 1 компл. 0,5 кг
18. Компас - 2 шт.
Вес бивуачного общественного снаряжения - 56,6 кг.
.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
1. Веревка осн. (d=10мм, l=40м) - 1 шт. 2,4 кг
2. Веревка вспом. (d=4мм, l=40м) - 1 шт. 1,1 кг
3. Лавинные лопаты (листы) - 4 шт. 1,6 кг
4. Карабины - 5 шт. 0,6 кг
5. Скальные крючья - 5 шт. 0,5 кг
6. Петли - 3 шт. 0,3 кг
7. Самосбросы (скальный и ледовый) - 1 компл. 0,2 кг
8. Ледоруб - 1 шт. 1,2 кг
9. Айсбайль - 1 шт. 1,2 кг
Вес специального общественного снаряжения - 9,1 кг
.
1. Пассатижи маленькие -1 шт.
2. Коловорот - 1 шт.
3. Набор сверл - 1 компл.
4. Отвертки разн - 2 шт.
5. Шурупы разн. - набор
6. Гвозди разн. - набор
7. Жесть - набор
8. Шило - 1 шт.
9. Напильник - 1 шт.
10. Надфили разн. - набор
11. Носок для лыжи - 1 шт.
12. Запасное крепление - 1 пара.
13. Запасные пружины - 2 шт.
14. Проволока разн. - набор
15. Изолента - 1 моток
16. Ножевочное полотно - 2 шт.
17. Запасные кольца для палок - 2 шт.
18. ЗИП для примусов - набор
19. Нитки капр. - набор
20. Иглы разн. - набор
21. Куски капрона толст., тонкого - набор
22. Стропы, ленты разн. - набор
23. Клей "Момент" - 1 тюбик
Вес ремонтного набора - 2,5 кг.
.
Перевязочные средства
1. Бинты узкие - 3 шт.
2. Бинты широкие - 2 шт.
3. Эластичный бинт - 2 шт.
4. Лейкопластырь - 3 бобины
5. Вата - 200 гр.
6. Жгут резиновый - 1 шт.
Обеззараживающие средства
1. Настойка йода (3%) - 1 пуз.
2. Раствор брилииантовой зелени - 1 пуз.
3. Спирт медицинский - 0,5 л.
4. Марганцовокислый калий - 1 пуз.
Сердечно-сосудистые средства
1. Валидол - 1 уп.
2. Нитроглицерин - 1 уп.
3. Корвалол - 1 пуз.
Средства при желудочно-кишечных заболеваниях
1. Фталазол - 20 таб.
2. Бесалол - 20 таб.
3. Уголь активированный - 10 таб.
Противовоспалительные средства
1. Сульфадиметоксин - 20 таб.
2. Эритромецин - 20 таб.
3. Стрептоцид - 20 таб.
4. Тетрациклин - 20 таб.
5. Либексин - 20 таб.
Обезболивающие и жаропонижающие средства
1. Анальгин - 40 таб.
2. Аспирин - 30 таб.
3. Но-шпа - 20 таб.
4. Димедрол - 20 таб.
Другие средства
1. Гидроперит - 20 таб.
2. Борная кислота - 10 гр.
3. Апизатрон - 1 тюб.
4. Детский крем - 1 тюб.
5. Синтомициновая эмульсия - 1 пуз.
6. Випросал - 1 пуз.
7. Поливитамины - 2 уп.
Вес аптечки - 2,5 кг.
1. Личные вещи в рюкзаке - 8 кг
2. Продукты питания - 8,4 кг
3. Общественное снаряжение (с бензином) - 8,2 кг
ИТОГО - 24,6 кг
Вес женского рюкзака - 21,6 кг
Вес мужского рюкзака - 25,6 кг
.
.
.
.