На главную страницу сайта

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

  

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о лыжном походе 5 к.с., проведенном в марте 1997 г.,

по ЮЖНОЙ ЯКУТИИ в районе хребта УДОКАН,

(к северу от трассы БАМа)

.

Маршрутная книжка N 1/2-504

Руководитель Романенков А.И.

 

 

В (наш отчет) вошли сведения о популярных и пока

малоизвестных (совсем не..), но перспективных

(в некотором будущем) спортивных лыжных маршрутах

(одном, двух-трех) в районе южной Сибири...

 

М.Ю.Васильев и коллектив авторов книги

“Лыжные маршруты Южной и

Северо-восточной Сибири”.

.

ст. Хани(БАМ) - р. Хани - р.Эвонокит - р.М.Кабакан - р. Камканда пер.Источник Вдохновения(1А) - р.Токко -пер.Олдонгдо - пер.Итчиляк - руч.Быстрый - пер.Левый Паралич(1Б*) - в.1665 - руч.Озерный - пер.Ягельный - р.Токко - р.Сигикан - пер.Колесо Фортуны(2А) - р.Аргукан - пер.Доброволец(1А) - пер.Гвардеец(1А) - пер. Интроверт - руч.Ярроу - р.Эвонокит - руч.Бутылочный - пер.Просветвленного Сознания(1Б) - руч.Подарочный - пер.Антресоль - руч.Заводной - пер.Вечор(1А) - в.Лабыкта(1935,1Б) - р.Кублагай - пер.Удоканских Селезней(2А) - руч.Заводной - вод.Лебедка(15 м,1Б) - р.Ат-Бастах - каньон Взрыв - устье р. Ангара - р. Хани ст.Вельбеткан(БАМ).

.

АННОТАЦИЯ. Восточнее Кодара, в междуречье Чары и Олекмы расположен один из самых загадочных районов Южной Сибири - хребет Удокан. Северная, над БАМовская оконечность хребта Удокан, занимающая площадь в 50 тыс.кв.км, (что значительно больше территории таких государств вместе взятых, как Албания (28.7), Люксембург (2.8), Лихтенштейн (0.2), Андора(0.5), Монако (1.9), Мальта (0.3), Сан-Марино (0.06), Ватикан (0.4) и некоторых других,) определяет границу Станового и Алданского нагорьев и является совершенно новым в туристском отношении районом.

Горы и природа вообще здесь почти такие же, как в соседних Кодаре и Северо-Муйском хребтах, абс. высоты 2100м против 2999м и 2400м соответственно. В целом же это совершенно другой район и его достопримечательности мало изучены. Перед Вами туристский маршрут экспедиционного типа, полностью выполненный в режиме туристского первопрохождения.

Маршрут построен в виде короткого захода в район, нескольких радиальных выходов, протяженного кольцевого участка и линейной части к северу от долины р. Хани. Спортивная группа поставила для себя целью “открыть” наиболее сложные и красивые участки этой горной страны, пройти максимальное количество логичных перевальных седловин, опираясь на которые в дальнейшем можно построить другие, может быть еще более сложные и интересные туристские путешествия. В отчете представлен максимально возможный подробный обзор района путешествия. Маршрут группы занял 4 (предпоследнее) место в Чемпионате Москвы – 97 по лыжному туризму.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. Состав группы

1.2. Подготовка к путешествию

1.3. Обзор района путешествия

1.4. Справка о местности

1.4.1. Населенные пункты и пути сообщения

1.4.2. Рельеф и грунты

1.4.3. Гидрография

1.4.4. Растительность

1.4.5. Климатические условия

1.5. “Горная история” района путешествия

1.6. Туристское освоение района

1.7. Общий анализ маршрута и меры безопасности

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

2.1. ПОДРОБНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1. Заход в район

3.2. Радиальные выходы из зимовья Мал. Кабакан

3.3. Кольцо в бассейнах рек Эвонокит и Токко

3.4. Линейная часть маршрута через долину Ат-Бастах

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

5. ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

6.1. Перевалы района путешествия

6.2. Дневник участника похода

6.3. Групповое снаряжение

6.4. Личное снаряжение

6.5. Продуктовая раскладка

6.6. Медицинское обеспечение

6.7. Ремонтный набор

6.8. Материалы развлекательного характера

 .

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

 .

РАЙОН - хребет Удокан, Северная часть, Южная Якутия.

ВИД ТУРИЗМА - лыжный.

КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ – пятая, в режиме туристского первопрохождения.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ - март 1997г. (с 06.03 по 26.03.97г.).

МАРШРУТ - ст. Хани(БАМ) - р. Хани - р.Эвонокит - р.М.Кабакан - р. Камканда пер.Источник Вдохновения(1А) - р.Токко -пер.Олдонгдо - пер.Итчиляк - руч.Быстрый - пер.Левый Паралич(1Б*) - в.1665 - руч.Озерный - пер.Ягельный - р.Токко - р.Сигикан - пер.Колесо Фортуны(2А) - р.Аргукан - пер.Доброволец(1А) - пер.Гвардеец(1А) - пер. Интроверт - руч.Ярроу - р.Эвонокит - руч.Бутылочный - пер.Просветвленного Сознания(1Б) - руч.Подарочный - пер.Антресоль - руч.Заводной - пер.Вечор(1А) - в.Лабыкта(1935,1Б) - р.Кублагай - пер.Удоканских Селезней(2А) - руч.Заводной - вод.Лебедка(15 м,1Б) - р.Ат-Бастах - каньон Взрыв - устье р. Ангара - р. Хани ст.Вельбеткан(БАМ).

Всего пройдено: 13 перевалов, в том числе, 2А - 2, 1Б - 2, 1А - 4, н/к - 5. Совершены восхождения на две вершины, пройдено два каньона, один из которых с водопадом. Высшая точка хребта Сев.Удокан в.Уда 2309м.

Маршрут разбит на четыре тактические части. Два базовых лагеря.

Движение по маршруту в режиме туристского первопрохождения.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ - 21 день, в том числе, 4 дневки и 5 полудневок. Всего на маршруте около 150 ходовых часа.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ - 315 км.

ГРУППА - 9 человек, большинство с опытом сложных лыжных и горных походов.

СНАРЯЖЕНИЕ - стандартное, в том числе, шатровая палатка конструкции Олега Насонова, готовочная печка конструкции Алексея Киселева, личные и групповые самопальные спальные мешки, газовые горелки "Camping gaz” (4x3kBт), скитуровские крепления "Silvеretta 400" и др.

ПРОДУКТОВАЯ РАСКЛАДКА - из расчета 760г на человека в день. Газ - из расчета балон CV-470 на 7-8 человекодней.

ВЕС - на старте для каждого участника мужчины - 45 кг, женщины - 35 кг.

Категорийность перевалов определена по аналогии с "Перечнем классифицированных перевалов среднегорья" и в соответствии с условиями прохождения. В сложность перевалов и траверсов не включено прохождение каньонных участков на подходах.

Отчет о путешествии составили А.Романенков и А.Киселев. Фотоматериалы для отчета подготовлены Г.Обиденым. Группа имеет подборку карт, фотоматериалов и видеофильм по району путешествия.

.

1.1. СОСТАВ ГРУППЫ

.

N

Ф.И.О.

Год рождения

Место работы

Телефон

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

РОМАНЕНКОВ Алексей Игоревич

1960

Б/р

381-3949

Л: 6Р, 6У Г: 6Р, 6У

Руководитель

 

2

ЕПИШИНА Ольга Геннадьевна

1959

Б/р

145-2085

Л: 6У Г: 4У

Завхоз Психолог

 

3

ЗАХАРОВ Ростислав Александрович

1970

НИИЯФ МГУ, научн. сотр.

151-5579

Л: 4У Г:4У

Ремонтник

4

КИСЕЛЕВ Алексей Викторович

1972

Кб ТУ МГТС гл. инженер

163-0628

Л: 2Р, 4У Г: 3Р, 3У

Печник

 

5

КИСЕЛЕВА Вероника Евгеньевна

1972

Кб ТУ МГТС гл. инженер

163-0628

Л: 4У

Летописец

 

6

КОЛПАКОВ Алексей Александрович

1972

ОПП при Ленингр. в-ле

 

 

Л: 4У Г: 3У

Фотограф

 

7

МАТВЕЕВ Алексей Юрьевич

1962

Б/р

362-1355

Л: 6У Г:4У

Метеролог Фотограф

 

8

ОБИДЕНЫЙ Георгий Валентинович

1959

МП БИЗНЕС Директор

154-3425 133-7408

Л: 3Р, 6У Г: 3Р, 5У

Снаряженец

 

9

ПРОТАСОВ Сергей Александрович

1968

Б/р

907-5319

Л: 5Р, 6У Г: 5Р, 6У

Медик

 

Условные обозначения: (Л) - лыжный, (Г) - горный, (Р) – руководство, (У) - участие

.

1.2. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Первоначально наша группа настраивалась на спортивный маршрут в Кодаре. Здесь побывало много групп и у нас накопилось достаточно полезных материалов, в том числе и картографических, по этому району. Смущало три фактора:

1. Необходимость просмотреть, изучить немыслимую кучу лыжных, пешеходных и водных отчетов по Кодару, другую литературу. (Как все и всегда, мы испытываем на себе постоянный цейтнот времени в период подготовки.)

2. Необходимость включить в маршрут некоторые "определяющие" перевалы района для "подтверждения" категории нашего спортивного мероприятия. Невозможность полного свободного планирования собственного маршрута.

3. Естественные трудности в построении по Кодару предпочитаемого нашей группой спортивного маршрута экспедиционного типа. Район достаточно полно изучен туристами, в том числе, и лыжниками.

Во время ноябрьской встречи группы в Читальном зале Филиала МГЦТК на Б.Коммунистической, 17 состоялся интересный разговор с уважаемыми "монстрами" лыжного туризма Буяльским и Васильевым. Узнав, что мы собираемся в Кодар, "дедушки" в один голос заявили: "Ребята, изучайте 3 (три) отчета Сергея Воробьева (Иркутск), которые можно взять в библиотеке ТСС у Востокова, и у вас в Кодаре не будет проблем...". Это нас как-то даже задело немного. Ни когда еще мы не ходили в походы по описанным маршрутам Иванова, Смирнова или Кузнецова. Лет через над-цать обязательно сходим. И в Вост.Саян и в Ергаки, и, наверное, в Кодар. Кстати, в Кодаре мы все же побывали в августе того же 1997г. (горный поход IV к.с.).

Как раз перед той, “исторической” встречей в Клубе мы просматривали обзорные карты Южной Сибири. Кодар и окружающие районы. Тогда же обратили внимание на хребет Удокан, который, оказывается, располагается с обеих сторон от нитки БАМа (ранее Удоканом считалось то, что ниже БАМа). Причем, оказалось, что Северная часть Удокана на карте окрашена довольно возбуждающе. Коричневые оттенки здесь, даже интенсивнее таковых в районах Верхне-Ангарского (зима 1985г.) и Северо-Муйского хребтов (зима 1994г.), где мы побывали несколько лет назад. Эти районы нам понравились. Они лишь немного уступают по абсолютным высотам Кодару, и какие-то очень душевные. В конце концов, получилось так, что Северный Удокан, не изученный и довольно высокий, нас заинтересовал.

Северная часть хребта Удокан, в междуречье Чары и Олекмы (Хани), оказалась совершенно не освоена туристами. Всего около 100-150 км к востоку от поселка Чара и "белое пятно". Это не могло не привлечь нас, хотя и были определенные опасения. Может быть, не ходили потому, что там и смотреть нечего и никакой "техники" нет вовсе? И все же мы решили рискнуть.

Мы посчитали целесообразным построить экспедицию 97 года в виде двух неравноценных между собой кольцевых маршрутов к востоку от долины р. Чара, причем целью своей ставили, во-первых, посетить наиболее сложные или красивые участки и, во-вторых, пройти максимальное число логичных на наш взгляд первопрохождений, опираясь на которые в дальнейшем, возможно, построить другие, может быть более сложные и интересные маршруты.

При выборе нитки настоящего маршрута нас не смущали какие-либо технические сложности, а лишь общий километраж и продолжительность путешествия. Приходилось с сожалением ограничивать себя некоторыми реальными цифрами.

.

1.3. ОБЗОР РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Восточнее Кодара в междуречье Чары и Олекмы расположен один из самых загадочных районов Южной Сибири - хребет Удокан. Удоканский хребет (УХ) протянулся почти на 200 км вдоль трассы БАМа, идущей на этом участке по левому берегу реки Хани, крупного левого притока в среднем течении Олекмы. На востоке через долину Олекмы УХ граничит со Становым хребтом, на западе - через долину Чары - с хребтом Кодар. На юге долина реки Хани разделяет УХ с его Южной частью (ЮчУХ), а также с обширными массивами Станового нагорья - Каларским и примыкающим к нему Янканским хребтами. Высшая точка УХ - в.Скалистый Голец (2464), а по некоторым данным - 3219м (2), находится в его ЮчУХ, в истоках реки Калар. Предельные абсолютные высоты Северной части (СчУХ) лежат в пределах 2100 - 2300м.

До настоящего времени считалось, что наибольший интерес для туристов в Удоканском хребте представляет район стыка Каларского и ЮчУХ. Рельеф здесь более сглаженный, чем в соседнем Кодаре. Черты альпийского рельефа сочетаются с часто встречающимися плоскими базальтовыми междуречьями с глубоко врезанными долинами рек. Основной достопримечательностью района являются (2) потухшие вулканы с хорошо сохранившимися кольдерами и множеством минеральных источников. Высока и современная сейсмическая активность района, повсюду можно “наблюдать” следы катастрофических землятресений. Небольшие подземные толчки случаются практически ежедневно.

Реки, стекающие с восточных и южных склонов СчУХ принадлежат к бассейну Олекмы и ее крупного левого притока - Хани, с западных - к бассейну Чары, северных - Токко и Олекмы. На реках распространены многолетние наледи толщиной до 2-3 метров. Троговые долины имеют высокие (до 150м) ригели. Эрозионные долины носят характер глубоких ущелий или каньонов. Растительный и животный мир такой же скудный, как на Кодаре и в Каларском хребте. Климатические условия также практически не отличаются, с той лишь разницей, что осадков зимой выпадает еще меньше.

Лучшее время для лыжных походов - март. В феврале стоят сильные морозы, а в апреле возрастает лавинная опасность. Количество снега в долинах определяется не столько осадками, сколько метелевым переносом. На южных склонах хребтов снега меньше чем на северных. Опасность представляют снежные карнизы. Ветры в основном северные и северо-западные.

Ближайшими к району СчУХ населенными пунктами являются станции БАМа: Читканда, Хани, Вельбеткан, Олекма, Ханийский. Авиационное сообщение с Читой имеют поселки: Чара, Усть-Нюкжа, Чульман.

Полезные сведения о районе путешествия удалось получить из "Справок о местности" - сопроводительной информации к новому изданию 1988 года ”секретных” топографических карт Генштаба.

.

1.4. СПРАВКА О МЕСТНОСТИ

1.4.1. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ И ПУТИ СООБЩЕНИЯ

Территория в основном необжитая, в ее пределах имеется лишь несколько зимовий. Отдельные строения (дома, избы, зимовья) расположены вдоль трассы БАМа и по долинам рек. Территория вдоль БАМа малообжитая.

Хани - поселок, возникший в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, насчитывает 3300 жителей. Застройка поквартальная пятиэтажными блочными домами. Несколько магазинов. Рабочий поселок Хани имеет рядовую застройку, ширина улиц 20-35 м, дома деревянные, одноэтажные. В поселке имеются школа, почта, больница. Освещение электрическое, водоснабжение из водокачек. Имеется гостиница для железнодорожников.

Поселок Олекма - центр сельсовета насчитывает 1500 жителей. Застройка поселка квартальная, дома деревянные, одноэтажные с усадьбами. Ширина улиц 20-25 м без асфальтового покрытия. В поселке есть нефтебаза, школа, больница, клуб, магазины. Освещение от местной электростанции. Снабжение водой из водокачек. В одном километре от поселка Олекма построена железнодорожная станция Олекма. Вдоль трассы БАМа проложена линия электропередач напряжением 220 киловольт.

Дорожная сеть представлена железной дорогой (Северобайкальск - Тында) Байкало-Амурской магистрали, улучшенной грунтовой дорогой вдоль магистрали, лесными дорогами и вьючными тропами. На данный момент железная дорога не электрофицирована, однопутная. Улучшенная грунтовая дорога шириной 6 - 8 м усилена подсыпкой щебня и гравия. Оборудованных съездов с дороги нет. Во время дождей полотно дороги быстро разбивается, но оно поддерживается в исправном состоянии. Мосты на улучшенной грунтовой дороге деревянные и металлические грузоподъемностью до 60 т, на железной дороге - железобетонные и металлические. Другими путями сообщения являются немногочисленные вьючные и пешеходные тропы, проложенные в основном по долинам рек и ручьев. Местами тропы проходят по горным склонам, где подъемы и спуски достигают крутизны 15-20гр. Зимой некоторые из троп используются для передвижения на нартах. Во время дождей и в период снеготаяния тропы становятся труднопроходимыми, зимой заносятся снегом. В горах перевалы на тропах открыты для движения с июня по сентябрь. Санный путь устанавливается в середине октября - начале ноября, разрушается в середине апреля - начале мая. Переправы через реки осуществляются вброд.

1.4.2. РЕЛЬЕФ И ГРУНТЫ

Местность горная, недоступная для мехтранспорта вне дорог. Абсолютные высоты гор от 1100 до 2300 м. Относительные высоты - от 700 до 1500 м. Высшая точка - высота 2309 м. Гребни хребтов преимущественно узкие, скалистые, реже широкие. Вершины округлые или плоские, отдельные остроконечные. Склоны крутые (15-50гр). Местами по склонам имеются скалистые обрывы высотой 40 - 300 м, повсеместно распространены каменистые осыпи и россыпи. Многочисленны скалы-останцы высотой до 35 м. Некоторые горные массивы разделены холмистыми или почти плоскими, нередко заболоченными понижениями. Долины рек (ширина их 0.4-1.8 км) расположены на абс.высотах 800-1500 м. Дно долин плоское. Долины наиболее удобны для передвижения. По ним проложена большая часть троп.

Грунты преобладают каменисто-суглинистые и щебеночно-суглинистые. Грунтовые воды в долинах залегают на глубине 1 - 3 м. Территория расположена в сейсмически активной зоне, сила зарегистрированных здесь землетрясений достигала 7 - 9 баллов.

1.4.3. ГИДРОГРАФИЯ

Река Олекма (правый приток р.Лена) судоходна только в северной части территории. Ширина реки 120-240 м, глубина 3.5 - 5 м, скорость течения 1.4 - 1.8 м/с. Дно каменистое, ровное. На реке много перекатов и порогов. Берега преимущественно высокие, крутые, иногда скалистые, обрывистые. Русло слабо извилистое, островов мало. Реки Олдонго, Ерюс-Меле, Тас-Меле, Ченче шириной 23 - 63 м. Глубина всех этих рек 0.6-1.5 м., скорость течения 1.2 - 2.0 м/с. Река Токко имеет преобладающую ширину 30 - 60 м, глубину 0.5 -1.0 м, скорость течения 1.0 - 2.1 м/с. Дно каменистое, берега в основном низкие и пологие, нередко заболоченные, на отдельных участках обрывистые. Высота обрывов до 3 м. Русло реки извилистое, местами разветвленное. Пойма реки прерывистая, в верхнем течении широкая, с многочисленными озерами - старицами.

Крупными реками являются Хани и Курунг-Юрях. Река Хани имеет ширину 25 - 170 метров, глубину 0.5-1.0 м, скорость течения 0.9 м/с. Грунт дна каменистый. Река Курунг-Юрях имеет ширину 40 м, глубину 0.8 м, скорость течения 1.2 м/с. Ширина р. Камканда - 80 м, р.Эбгах 53 м, остальные реки небольшие, их ширина менее 20 м, глубина до 1 м. Многие реки имеют обрывистые берега, быстрое течение, каменистое, нередко порожистое дно. Поймы развиты на отдельных участках, большей частью заболочены. На территории имеются озера.

Режим. Реки замерзают в середине октября (озера на 10 дней раньше). Ледоставу обычно предшествует осенний ледоход (продолжительность до 10 дней). Толщина льда к концу зимы достигает 1.5 - 1.8 м. Большая часть рек и ручьев в это время промерзает до дна. На некоторых реках образуются наледи, затрудняющие использование рек в качестве зимних дорог. Вскрываются реки в середине мая (озера на 1-2 недели позже). Весенний ледоход на реках длится до 10 дней, сопровождаясь заторами, в результате которых уровни воды в реках повышаются. Наиболее полноводны реки во второй половине мая, во время таяния снега и наледей. В это время уровни воды в реках на 3 - 5 м выше меженного (на р.Олекма - до 8 м), скорость течения увеличивается, преодоление рек вброд невозможно. Межень длится с июля по август. Во время летних ливней уровни воды в реках также повышаются. Колебания уровня воды в озерах незначительны.

В районах распространения карста отдельные реки имеют подземный сток.

Болота моховые, поверхность их открытая или поросшая кустарником. Болота неглубокие. Замерзают они в первой половине октября, оттаивают в начале июня, весной затопляются водой (толщина слоя воды от 10 см до 1 м). Болота повсеместно доступны для мехтранспорта только зимой и в конце осени.

1.4.4. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

В распределении растительного покрова ярко выражена вертикальная поясность. Леса хвойные (даурская лиственница, ель, сосна),местами с примесью березы и тополя. Распространены до абсолютной высоты 1200 м. Высота деревьев 6 - 22 м, толщина стволов 0.07 - 0.25 м, расстояние между деревьями 1 - 8 м. Подлесок кустарниковый, редкий (шиповник, таволга, жимолость, богульник). Леса чистые, валежники и буреломы распространены редко. Участки гари поросли кустарником и редколесьем. Выше по склонам растут сплошные заросли кедрового стланика. Высота его достигает 2-3 м. Имеются площади горелого стланика, особенно труднопроходимые. С абс. высоты 1400м растут кустарники (голубика, багульник, толокнянка). Гребни и вершины нередко покрыты мохово-лишайниковой растительностью. Отдельные вершины растительности лишены.

1.4.5.КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Климат - резко континентальный. Зима (октябрь - первая половина апреля) суровая, с пасмурной безветренной погодой. Преобладающая температура воздуха днем в наиболее холодные месяцы (декабрь, январь и февраль) - 22-33 гр.С, ночью - 31 - 39 гр.С. (абс.мин. - 62 гр.С). При температуре -50 гр.С и ниже даже при безветренной погоде работы на открытом воздухе должны быть прекращены. В такие морозы передвижение на лыжах весьма затруднено. Осадки выпадают в виде снега (до 7 дней в месяц), но снегопады слабые. Преобладает ясная погода. В месяц бывает 1-2 дня с метелью. Снег сухой, легко сдувается с открытых пространств, накапливаясь в понижениях местности. Устойчивый снежный покров образуется в начале октября. Толщина его к концу зимы достигает 0.5 м, в складках местности до 2.5 м. 4 - 7 дней в месяц с туманом. Для территории характерна многолетняя мерзлота мощностью до 150 м, глубина сезоннооттаивающего слоя грунта 1 - 3 м. Относительная влажность воздуха высокая 70 - 80 процентов, поэтому морозы переносятся тяжело.

Весна (вторая половина апреля - конец мая) преимущественно с ветреной и неустойчивой погодой. Дни, обычно, теплые, а по ночам до конца сезона возможны заморзки. Снежный покров разрушается в середине мая.

Лето (начало июня - конец августа) умеренно теплое. Преобладающая температура воздуха днем + 14-19 гр.С (абс.макс. +35 гр.С), ночная + 6 - 11 гр.С. В начале и в конце сезона возможны ночные заморзки. Осадки летом выпадают чаще, чем в другие сезоны года(11 - 16 дней в месяц) в виде кратковременных обильных дождей, иногда с грозами. Относительная влажность воздуха 50 - 90 процентов. До 6 дней в месяц с туманами. В июне много комаров, мошкары, которые исчезают лишь в конце августа. Они изнуряюще действуют на людей. Требуется применение накомарников и химических средств защиты.

Осень (сентябрь - начало октября) по сравнению с летом имеет меньшую облачность и меньшее количество осадков. Осадки (6 - 7 дней в месяц) выпадают в виде моросящих дождей, в конце сезона - в виде снега. Дни еще теплые, но уже с заморозками. Относительная влажность воздуха 60 - 80 процентов. 1 - 3 дня в месяц с туманом.

Ветры в течение года преобладают западные и юго-западные, летом, кроме того, дуют северо-восточные и северные ветры. Средняя скорость ветра 3 м/с. Нередки штили. Для горной части территории характерны горно-долинные ветры. Днем они дуют вверх по долинам и склонам гор, ночью - в обратном направлении.

.

1.5. "ГОРНАЯ ИСТОРИЯ" РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Литературные источники (6) в главе САЯНО-БАЙКАЛЬСКО-ХУБСУГУЛЬСКАЯ СИСТЕМА ГОРНЫХ СВОДОВ И РИФТОВ интересно рассказывают о Забайкальско-Становом нагорье как о ряде молодых сводов, осложненных рифтовыми впадинами. На юго-западе - Тункинский рифт, Гусиноозерский и Джидинский грабены. На северо-востоке - Баргузинский и Верхнеангарский грабены, осложняющие Байкальский рифт. Еще далее на северо-восток - свод Станового нагорья с осложняющими его Муйским и Чарским грабенами. В верхнем течении р. Витим простирается Витимское плоскогорье с зачаточными грабенами на нем. Базальтовый вулканизм проявился в этой системе сводов и грабенов очень неравномерно в течение нескольких фаз. Излияния базальтов происходили в прогибах в миоцене еще до формирования грабенов.

Для Витимского плоскогорья характерны крупные излияния базальтов, образующих плато между долинами рек Бол. и Мал.Амалат. Эти базальты частично перекрывают два зачаточных грабена. Площадь 7000 кв.км, мощность базальтов 100м. На плато по северо-восточным разломам расположены небольшие базальтовые вулканы. В грабенах долин в эоплейстоцене возникли долинные потоки длиной до 40 км, шириной до 6 км, мощностью до 80м. В долинах же образовались плейстоценовые конусы. Крупнейшие из них: Лопатина(1101)- на левом берегу р.Витим, Домбровского(1150) - в долине р.Джилинда, Кандидушка(1100) - на правом берегу р.Джилинды Амалатской, Мушкетова(1012) - увенчивает водораздел рек Ингур и Талая, Обручева(1085) - на правом берегу р. Витим.

В Удоканском хребте (в его Южной части) три группы молодых эоплейстоценовых, средне-поздне-плейстоценовых и голоценовых вулкана. Знатоку это говорит о многом. На первом этапе произошли трещинные излияния, и образовались базальтовые покровы. Сюда входят Вакатские, Ингамакимтские, Эймнах-Лурбунские вулканы. Вакатские вулканы - на водоразделе р.Вакат и Ингамакит. Два шлаковых конуса высотой 1618 и 1631м, относительной высотой 60-70м. На вершинах небольшие кратеры. Ингамакитские вулканы - на водоразделе, южнее Вакатских. Два базальтовых конуса диаметром 200-250м, высотой 1874 и 1870м, относительная высота 100-150м. Эймнах-Лурбунские вулканы представлены двумя конусами - Лурбун и Эймнах. Вулкан Лурбун(2130) - в истоках р.Лурбун. Сложен оливиновыми базальтами и их пирокластами. Относительная высота 200м. На вершине кратер. Вулкан Эймнах(2160) расположен рядом с предыдущим, сливаясь с ним основанием. Конус диаметром 800м, базальты. Вулканы голоценового возраста образуют обособленную группу из трех конусов в верховьях р. Эймнах. Вулкан Сыни(1920) - трещинный кратер длиной 800м, расположенный на разломе, по которому в плейстоцене происходили выбросы пирокластов. Из него в долину р. Сыня спускаются потоки базальтовых лав, которые в прошлом подпруживали реку. В районе вулкана углекислые источники. Вулкан Аку(1968) - недалеко от вулкана Сыни. Кальдера диаметром 2 км. В ее южной части конус высотой 140м и диаметром 800м. В восточной части на вал насажен кратер взрыва диаметром 1000м. На дне его озеро. Вулкан сложен оливиновыми трахибазальтами, андезитами и более кислыми породами. Вулкан Чепе (2067 и 1870) - недалеко от вулкана Аку. Это двойной вулкан, сложенный трахибазальтами и трахиандезитами. На вершине два кратера. К сожалению, вся эта интересная информация о вулканах касается только Южного Удокана.

.

1.6.ТУРИСТСКОЕ ОСВОЕНИЕ РАЙОНА

В отчетах библиотеки МГЦТК нет материалов по туристскому освоению Северной части Удоканского хребта. Туристские сборники (1-2-3) содержат некоторые сведения только по Южной части Удоканского хребта и хребту Калар.

ЮxУХ, а также Каларский хребет ранее посещались туристами. Обзоры этих районов представлены в соответствующей литературе. В зимний сезон 97 года по Южному Удокану проложили маршруты три группы иркутских туристов. Сергей Воробьев руководил здесь "шестеркой"(свой маршрут он заявил на чемпионат России) примерно в одни сроки с нашим путешествием в Северный Удокан. Параллельно с Воробьевым прошли и еще две "пятерки" иркутян. Ребята продолжили изучение этого района, начатое в 1995 году группами В.Рыжего из пос. Куанда(БАМ). Его адрес дал нам осенью 96 года Миша Васильев. У бамовских туристов предположительно могли быть материалы по району. Мы пробовали списаться с В.Рыжим, но материалов по Северному Удокану у нас так и не прибавилось.

Позже, уже выйдя в район путешествия, встречая в предгорьях рыбаков и охотников, пытались у них узнать, были ли здесь туристы, например, летом. Все в один голос отвечали, что такой "зверь" им не известен. Местные, бамовские жители не в счет. Они ходят по долинам рек за ягодами и грибами и никогда, как нам говорили, не доходят до перевалов. Скорее всего по этой же причине, побывав на 13 перевалах района, мы не нашли не только ни одной контрольной записки, но даже ни одного перевального тура. Пришлось все делать самим.

Заезд в район путешествия, а также устройство забросок (в случае необходимости) оптимально производить с Байкало-Амурской магистрали. Удобно расположенные благоустроенные станционные поселки предоставляют туристам полный транспортный комфорт (билетные кассы, почта, гостиницы, магазины). От ст.Хани до ст.Юктали (за ст.Олекма) и обратно по БАМу ходят "рабочие" поезда или "бичевоз", "окурок", как их здесь называют. Можно договориться с машинистом об остановке в любом месте магистрали. Возможно, организовать и заброску в горы по долине одной из рек на вездеходах, которые есть у местных рыбаков-охотников.

.

1.7. ОБЩИЙ АНАЛИЗ МАРШРУТА И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Предполагалось гармоничное сочетание на маршруте участков, имеющих достаточно подробные объективные описания, и зон первопрохождений - "белых пятен".

Первоначально заявленный основной вариант маршрута предусматривал заход в район по реке Эвонокит, оставление первой заброски, прохождение малого акклиматизационно – разведочного кольца по долинам рек М.Кабакан, Б.Кабакан с выходом к слиянию главных истоков р. Камканда c целью оставить здесь вторую заброску. Второе протяженное восьмидневное кольцо с началом у первой заброски планировалось по долинам рек: Эвонокит, Камканда (с взятием второй заброски), далее в истоки Токко, Олдонгдо (лев. прит. Хани), Итчиляк, Сигикан, истки р.Аргукан и далее снова в долину р.Эвoнокит к первой заброске. По всем долинам рек были запланированы кольцевые и линейные разведочные выходы, “быстрые рейды”по верховьям с делением группы, обзорные восхождения. В случае возникновения внештатных ситуаций были предусмотрены простые выходы из района по рекам Олдонгдо, Эвонокит и ее притокам, по р.Токко с выходом в долину р Чара (Якутия). Протяженный заключительный линейный участок планировался как прорыв на восток, в сторону долины р.Олекма и ее притоков.

В целом при предварительном рассмотрении, с учетом протяженности, продолжительности, наборе естественных препятствий, в том числе серии запланированных первопрохождений, заявленный маршрут был оценен пятой категорией сложности, с условием окончательной оценки категории после прохождения маршрута.

В группе было введено декретное время: +8 часов к московскому времени. В результате световой день световой день проходил между 9-ю и 21-м часом декретного времени. Выход из лагеря и остановка на бивак соответствовали 10 и 20 часом декретного времени соответственно.

Безопасность на маршруте обеспечивалась как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Групповой уровень состоял в соблюдении известных, традиционных мероприятий по лавинобезопасности, включая как тактические построения, так и соответствующее лавинное снаряжение. Кроме того, групповой уровень поддерживался специальным снаряжением, призванным обеспечить известный комфорт всей группе как в зоне леса (готовочная печка собственной конструкции), так и в безлесной зоне (кухня на бензиновых примусах). Индивидуальная безопасность базировалась, в первую очередь, на отличной практической и теоретической подготовленности всех членов группы, что позволило на всех участках, не требующих группового взаимодействия, отказаться от практики назначения замыкающего. Личное снаряжение, в том числе радиостанции, индивидуальные спальные мешки и продукты питания повышенной готовности в случае необходимости могли поддержать отдельных участников до подхода аварийных поисковых групп. Групповое снаряжение, распределенное соответствующим образом, также служило выполнению задач индивидуальной безопасности. Внутри спортивной группы были созданы звенья психологической поддержки. Этой же цели служили немалые запасы питьевого спирта и походная гитара, как известно, способствующие быстрой релаксации. Запланированные дневки и определенное время для оттяжки также должны были сыграть свою роль в преодолении холодовой и физической усталости.

Уровень подготовки и схоженость группы практически исключали авторитарные методы руководства, что должно было положительно сказаться на психологическом комфорте всех участников спортивного путешествия. Выход из лагеря по мере готовности, практика тропления, базирующаяся на индивидуальном контроле своего самочувствия, слаженность в установке лагеря и индивидуальное питание в дополнение к групповой кухне были призваны послужить общей благой цели - пройти интересный спортивный маршрут без сбоев.

Далее к техническому описанию марштута, выводамразделам 4-5

.

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

2.1. ПОДРОБНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

.

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В режиме Первооткрывателей группа прошла интересный спортивный лыжный маршрут пятой категории сложности в Северной части хребта Удокан. К удовольствию всех участников, нам удалось гармонично сочетать преодоление технически сложных участков, требующих применения специальной горной техники, с более простыми, чисто "лыжными" переходами. Группа познакомилась с природой Южной Якутии, разнообразными местными ландшафтами. Погода в период похода в целом способствовала осуществлению наших планов.

Исходя из результатов нашего мероприятия, считаем, что район исключительно перспективен для дальнейшего исследования спортивными туристскими группами. К окончанию путешествия накопилось достаточно информации для эффективного планирования и проведения второго туристского путешествия москвичей в этом регионе. Подготовлена солидная информационная база для дальнейшего энергичного освоения этого прекрасного района туристами-лыжниками, в том числе организации здесь УТП школ ВТП и СИП.

На маршруте после предварительных разведок были использованы некоторые запасные варианты маршрута, предусмотренные в Москве, что, по нашему мнению, ни только не сказалось на изменении категорийности путешествия в целом, но и сделало его более приятным, логичным и увлекательным. Была отменена дополнительная заброска на первом кольце, и группа нашла внутренние резервы для объединения большей части участков осторожно составленных трех первых колец (все-таки первопроход) в одно. Контрольные сроки соблюдены.

В настоящем отчете приведена эксклюзивная информация по району путешествия, в частности о совершенных нашей группой первопрохождениях интересных перевалов, долин и каньонов, а также восхождений на некоторые вершины. Приведен сквозной хронометраж ходового времени.

Прохождение этого сложного лыжного маршрута подтвердило качество предпоходной подготовки всех участников и снаряжения.

 УСПЕХИ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ БЫЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ:

1. Исключительно сильный, опытный и схоженый состав. Пятеро участников спортивной группы прошли вместе не одну лыжную "шестерку", неоднократно участвовали и побеждали в лыжных соревнованиях и чемпионатах разного ранга. Совместные ежегодные лыжные, а иногда и горные походы давно стали для нас традиционными.

Наша группа и раньше всегда уделяла большое внимание подготовке туристских кадров. Некоторые участники, ныне составившие костяк других спортивных команд Москвы: Войлов Володя, Башкиров Володя, Рождественский Андрей, Расторгуев Миша и другие, прошли в нашей группе "школу пятерок и шестерок".

2. Использование самых передовых концепций в области тактического построения маршрута и при его прохождении, а также выбор оптимальной экипировки.

3. Великолепный картографический материал. Обзорные пятикилометровки и "трешки", свежие информативные "двушки" родного Генштаба позволили нам чувствовать себя в горах Северного Удокана очень уверенно, точно определяться и всегда иметь возможность достойного выбора.

4. Серьезное изучение любой доступной литературы по району путешествия и соседними с ним. Тренировка в чувствование "духа", масштаба и особенностей района.

5. Очень хорошо показали и присоединившиеся к нам перспективные ребята: Колпаков А., Захаров Р., и супружеская чета Киселевых - Алексей и Вероника. В боевой обстановке эти участники проявили завидную выносливость, силу духа, способность эффективно учиться технике и тактике спортивного туризма.

Своевременное установление контактов с местными "властными структурами. Максимальное использование местных транспортных возможностей. Организация комфортного отдыха до и после прохождения маршрута в местном профилактории работников железной дороги, оптимальное ведение сметы финансовых расходов.

К НЕДОСТАТКАМ ОСУЩЕСТВЛЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ МОЖНО ОТНЕСТИ:

1. Традиционное отсутствие спонсора и серьезных деловых предложений по сотрудничеству со стороны каких-либо сторонних организаций.

Группам, планирующим маршруты по Северной части хребта Удокан, рекомендуем посмотреть наши ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, копии которых имеются у всех участников настоящего путешествия.

5. ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Штюрмер Ю.А., Кодар, Чара, Удокан, "ФиС", М., 1969, с.77-109.

2. Васильев М.Ю. и др., Лыжные маршруты Южной и Северо-Восточной Сибири, "СКЛИФ", М., 1994, с.163-168.

3. Васильев М.Ю., Громов В.В., Туристские маршруты Западного БАМа, "ФиС", М., 1984, с.3-14, 128-148.

4. Гранильщиков Ю., В горах зимой., в Сб. "Ветер странствий", т.10, "ФиС", М., 1975, с.118-121.

5. Рыжий В.С., 674161, Читинская обл., Каларский р-он, ст.Куанда, Дорожная станция горных туристов.

6. Апродов В.А., Вулканы. Природа мира., "Мысль",М.,1982 ,с.289-292.

7. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н., Горы. Природа мира., "Мысль", М., 1987, с.150-159.

8. Картографические материалы:

А. Обзорные карты туристcких районов Южной Сибири: Чара, Кодар. Журнал "Турист", N 6, 1978г.,

Б. БАМ от Чары до Амура , журнал "Турист", N 9, 1975г..

В. Номеклатура топографических карт: М – 45 (1:1000 000), М - 45 - В, М - 45 - Г (1: 500 000), М - 45-XI, M - 45-XVII, M - 45-XVIII (1: 200 000).

.

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

6.1. Перевалы района путешествия

6.2. Дневник участника похода

6.3. Групповое снаряжение

6.4. Личное снаряжение

6.5. Продуктовая раскладка

6.6. Медицинское обеспечение

6.7. Ремонтный набор

6.8. Материалы развлекательного характера

.

На главную страницу сайта

.

Экстремальный портал VVV.RU