На главную страницу сайта

.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о горном походе IV к/с, совершенном

с 9 по 26 августа 2004г.,

по Памиро–Алаю (Фанские горы).

 

г. Душанбе – а/л Варзоб – р. Сиама – пер. Корона Сиама (2А,4180) – пер. Стажерский (2А,4420) – р. Обисафед – пер. Бузроват (НК, 3100) – р. Середивол – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок – пер. Зап. Казнок (2А,4000) – оз. Мутные – пер. Седло Бодхоны (2Б,4420) – пер. Зард (1Б,4100) – пер. Седло Ганзы (2Б, 4400) – пик Б. Ганза (2Б,5306,рад.) – р. Зап. Ганза – р. Казнок – пер. Самарский (2Б,4280) – р. Лев. Зиндон – оз. Б. Алло – в. Чимтарга (2Б,5489,рад.) – р. Зиндон – р. Арчамайдан – кишл. Зимтут – г.Самарканд

 

 

Маршрутная книжка № 18/3-603.

Руководитель: Романенков С.А.

.

 

Почему, собственно, Фаны? В мае 2004-ого мы ходили в тройку на Кавказ (Приэльбрусье) и сполна хлебнули межсезонья – тропежка по пояс по практически жидкому снегу, постоянная лавинная опасность и праздно таскаемые веревки – провесили только 20 метров на скалодроме в альплагере Уллу-Тау. В общем, снега нам хватило. Поэтому идея пойти в Фанские горы родилась непосредственно в Азау, возле канатной дороги. Был еще второй вариант – Кодар, с него, собственно, все и началось. Кто-то сказал: “Назовите мне самый бесснежный район”. Действительно – Кодар! Тайга, никакого снега и сплошные веревки, веревки, веревки!! Но Сереге не давал покоя дух высоты. Поэтому в августе 2004 мы пошли в Фанские горы.

Мы не обманулись. В Фанах действительно полно техники и мало снега (при том, что нам еще снежный год попался), кроме Чимтарги. На высоте 3900 спокойно растут цветочки, а там, где в любом другом районе вы бы спокойно топали по снегу, приходится вешать 10 веревок по льду…

Вид на вершины Фанских гор с пер. Западный Казнок

Времени на маршрут у нас было море. Поэтому мы решили повторить некогда популярный “всесоюзный маршрут Душанбе – Самарканд” и пересечь имевшуюся у нас карту Фанских гор с Юго-востока на Северо-запад. Маршрут начинался из а/л “Варзоб”, проходил через Гиссарский хребет (перевалы Корона Сиамы и Стажерский) к небезызвестному озеру Искандеркуль. Затем шла крутая техническая часть: созвездие перевалов Седло Бодхоны и Седло Ганзы, вершина Большая Ганза плюс противный, но неизбежный Западный Казнок и простой Зард. На этом участке в сумме было провешено 18 веревок. Из них: 4 сложных скальных на подъем на Бодхоне, 10 ледовых на подъем и 3 скальных на спуск на Седле Ганзы и одна на спуск на Зарде. В заключительной части нас немного потрепала непогода (в Фанах ЭТО называется непогодой…) – веревки неизменно сопровождались снегом и градом. Через перевал Самарский мы спустились к озеру Большое Алло и оттуда радиально (через перевал Мирали) сходили на Чимтаргу. Таким образом, нам покорились две высшие точки Фанских гор. Достойнейшим завершением похода стали 2 дня в Самарканде – городе, чья история началась 5000 лет назад.

Как всегда, выпускали нас со скрипом. С.Э. Стрыгин требовал у Сереги подпись Пети Рыкалова (Петя ходил в четверку в Фаны в прошлом году), а Пете не давал покоя перевал Седло Бодхоны, который он лез с трех дня до восьми утра и большое количество девушек в нашей группе. В результате Петя улетел на Памир и маршрутка была-таки подписана. Однако мы ждали от этого перевала самых неприятных сюрпризов. Все оказалось не так страшно, как хотелось бы. Лазание по туристическим меркам можно назвать сложным, но на самом деле оно таковым не является. Основная сложность в преодолении этого препятствия – 7 часов на стене и большая группа. Связкой из двух человек стена проходится часа за полтора-два. Перевал Седло Ганзы нам тоже понравился. С перевала Зард он выглядел как 300-метровая ледовая стена. Но 10 методичных веревок на льду пролетели незаметно, правда, устали мы порядочно. Чимтарга – высшая точка Фанских гор (5489) встретила нас метелью, ударила высотой (за сутки мы успели набрать и снова сбросить 2 километра), а Большая Ганза (5306), с Седла Бодхоны поразительно похожая на Аннапурну, наоборот, была весьма приветлива.

Что нам помогло пройти этот поход? Во-первых, переход на свое, походное время (на три часа позже местного). Когда наши часы уже показывали 15.00, на самом деле был только полдень. Поэтому мы ни разу не лазали в темноте. Во-вторых, замечательные устройства – френды (значит, “друзья”), которые мы использовали на Седле Бодхоны. В-третьих, смышленая, хорошо подготовленная группа и несколько литров… сами знаете чего.

Короче, что я могу еще сказать? – Ребята! Сходите в Фанские горы!  

Мойзых А.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

 

2.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ

 

3.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

4.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДА

 

5.

АНАЛИЗ МАРШРУТА

6.

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА

 

7.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 

8.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

 

8.1. Гиссарский хребет

 

 

Пер. Корона Сиамы (2А, 4180)

 

 

Пер. Стажерский (2А, 4420)

 

 

Пер. Бузроват (НК, 3100)

 

 

8.2. Техническое кольцо по фанским горам

 

 

Пер. Зап. Казнок (2А, 4000)

 

 

Пер. Седло Бодхоны (2Б, 4420)

 

 

Пер. Зард (1Б, 4100)

 

 

Пер. Седло Ганзы (2Б, 4400)

 

 

Пик Большая Ганза (2Б, 5306, маршрут по западному гребню)

 

 

8.3. Западная часть Фанских гор

 

 

Пер. Самарский (2Б, 4280)

 

 

Пик Чимтарга (2Б, 5489, с перевала Мирали по северному гребню)

 

9.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА

 

10.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

11.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

12.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

 

12.1 Схема маршрута

 

 

12.2. Контрольные записки

 

 

12.3. Заявленная в МКК нитка маршрута

 

 

12.4. Специальное снаряжение на маршруте.

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация: ЦСТ МАИ.

Вид туризма: горный.

Категория сложности: четвертая.

Район путешествия: Гиссарский хребет, Фанские горы.

Протяженность маршрута: 209 км.

Нитка маршрута:

г. Душанбе – а/л Варзоб – р. Сиама – пер. Корона Сиама (2А,4180) – пер. Стажерский (2А,4420) – р. Обисафед – пер. Бузроват (НК, 3100) – р. Середивол – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок – пер. Зап. Казнок (2А,4000) – оз. Мутные – пер. Седло Бодхоны (2Б,4420) – пер. Зард (1Б,4100) – пер. Седло Ганзы (2Б, 4400) – пик Б. Ганза (2Б,5306,рад.) – р. Зап. Ганза – р. Казнок – пер. Самарский (2Б,4280) – р. Лев. Зиндон – оз. Б. Алло – в. Чимтарга (2Б,5489,рад.) – р. Зиндон – р. Арчамайдан – кишл. Зимтут – г.Самарканд

Всего пройдено: 10 препятствий, в том числе, 1-НК, 1-1Б, 3-2А, 5-2Б.

Суммарный набор высоты: 12090 м.

Продолжительность активной части похода: 18 дней.

Сроки проведения похода: с 9 по 26 августа 2004 года.

Численность группы: 7 человек.

 .

СОСТАВ ГРУППЫ

N

Ф.И.О.

Год. р.

Телефон

Тур. опыт: Л-лыж., Г-гор.

Обязанности

1.

Романенков Сергей Алексеевич

1984

381-3949

3РГ Ц. Кавказ, 5УГ Киргизский хр., 4УП Кодар, 4А альп.

Руководитель

2.

Мойзых Александра Евгеньевна

1984

381-3949

3УГ в разных районах,

3Б альп.

Завпит

3.

Попов Александр Дмитриевич

1985

8916-580-2048

3УГ Ц. Кавказ

Финансист

4.

Романенкова Светлана Алексеевна

1986

381-3949

3УГ Ц. Кавказ

Медик

5.

Шеховцова Инна Владимировна

1984

274-5987

3УП В. Саян, 2УГ Зап. Кавказ

Участница

6.

Глушко Дмитрий Александрович

1985

949-8559

2УГ Зап. Кавказ,

3УЛ Кольский п-ов

Реммастер

7.

Фокин Сергей Владимирович

1985

8916-983-4529

3УГ в разных районах

Снаряженец, Хронометрист

 2. ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ ПУТЕШЕСТВИЯ

Фанские горы являются наиболее приятным районом для совершения горных путешествий. Этот небольшой по территории, но высокий горный узел, относится к системе Памиро-Алая. Здесь множество красивых и интересных с альпинистской точки зрения вершин, свыше десяти из которых превосходят 5000 метров в высоту и имеют стены с перепадом высот до 1500 метров. Наивысшая точка района - вершина Чимтарга (5489м). В районе большое количество разнообразных перевалов от 1А до 3Б, что дает возможность для проведения походов всех категорий сложности.

Фанские горы - это растущие горы, имеющие характерный желтый цвет пустыни. Как и в других горах Средней Азии, даже простые перевалы здесь часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Снеговая линия расположена на высоте около 4000м. Наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину. С Гиссарского и Зеравшанского хребтов спускается до сотни ледников. Этот ледяной убор продолжает быстро сокращаться, все ледники, не имеющие больших разрывов и ледопадов, продолжают быстро сокращаться. Долины, как правило, узкие, со скальными прижимами и каньонами, расширяющиеся только в верхней части.

Озеро Искандеркуль

Для Фанских гор характерны не только высокие вершины, узкие ущелья с шумными потоками, но и многочисленные озера, чистые и разноцветные. Насчитывается до 30 озер с холодной прозрачной водой, рожденной на снежных полях вершин. Самые известные Алаудинские, Куликалонские, Маргузорские, Алло, и конечно – Искандеркуль, самое большое озеро Памиро-Алая.

Наилучшим временем для походов считается период с конца июня до начала сентября. В это время обычно стоит устойчивая ясная теплая сухая погода. Солнце хорошо прогревает воздух, и ночи даже на высоте 2500 метров сравнительно теплые. Большая часть осадков выпадает на южных склонах Гиссарского хребта, не доходя до Фанских гор. Летние дожди, а в высокогорной зоне твердые осадки в виде снежной крупы не бывают затяжными. В горах возможны грозы с сильными грозовыми разрядами.

В Фанских горах можно найти лесную, степную, луговую и высокогорную растительность, начиная от персиков и кончая мхами и лишайниками свойственными тундре. Очень широко представлен животный мир. Из хищников здесь можно встретить снежного барса или медведя, очень много волков. Горные козлы пасутся на скальных склонах и человека близко не подпускают. В синей голубизне неба парит огромный гриф-кумай. Размах его крыльев достигает почти 3,5 метров. Здешние горы в целом избавлены от многих ядовитых насекомых и пресмыкающихся, которыми так богата Средняя Азия.

Местные жители очень гостеприимны. Они всегда будут рады напоить вас айраном, пригласить в гости или показать дорогу. В настоящее время действуют альплагеря “Артуч” и ”Вертикаль”, а также турбаза ”Искандеркуль”. Территорию альплагеря “Варзоб” выкупили частные предприниматели, и ведут там реконструкцию.

3. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Подъезды через Душанбе.

До Душанбе можно добраться на самолете. Можно ехать и поездом, как это сделали мы. В начале доехали из Москвы до Астрахани, а затем пересели на поезд до Душанбе, так как прямого поезда нет. Поезд стоит всего в два раза дешевле самолета, поэтому 5-ти дневная поездка на нем, плюс 8 таможенных проверок не стоят сэкономленных денег. Единственный плюс - возможность без проблем провезти газ.

После приезда в Душанбе не стоит искать машину в горы на ЖД или автовокзале. Если вам нужно в Варзоб, можно доехать на автобусе или взять машину в городе. Если же вам нужно к озеру Искандеркуль или просто через Анзобский перевал, то в пригороде, недалеко от цементного завода, есть стоянка горных водителей. Оттуда ездят машины в Ленинабад и Самарканд.

Подъезды через Самарканд.

Самарканд

До Самарканда, кроме самолета, ходит поезд Саратов – Ташкент. Далее до гор нужно добираться автотранспортом. За небольшие деньги, до таджикской границы можно взять такси, а от границы такси до Пенджикента. Машины через границу не пускают. От Самарканда до Пенджикента около 70 километров. Из Пенджикента в Фанские горы ходят автобусы. Можно доехать либо до Шинга (Маргузорские озера), либо до кишлака Вору (озера Алло) или турбазы Артуч.

Также заехать и выехать из района через Душанбе или Самарканд можно, воспользовавшись услугами фирмы “Вертикаль”. Машина будет стоить в 2-3 раза дороже, но без лишних проблем с границей и т.п. Машину можно заказать по электронной почте fanmount@yandex.ru

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

5. АНАЛИЗ МАРШРУТА

Начав маршрут с Гиссарского хребта, мы, таким образом, связали два горных района в одном походе. Такое начало помогло нам акклиматизироваться и проверить подготовленность группы и снаряжение, в технически более простом районе. Нами были пройдены две хорошие скально-ледовые 2А, а также уточнено описание по их прохождению (последняя информация в библиотеке датируется 1987 годом).

Предпочли этот перевал пер. Четырех (1Б, соседний и более простой), так как были хорошо подготовлены к 2А и стремились к более высокотехничным препятствиям. Кроме того перевал Четырех в 2003 году уже ходил А. Джулий, а нам хотелось пройти давно не хоженый перевал.

В нашем случае, это была наиболее логичная двойка А, ведущая через Гиссарский хребет к Фанским горам. Высота перевала – 4420 метров. Учитывая наши дальнейшие планы – технически сложный и высокий пер. Седло Бодхоны (4430) и восхождения на два пятитысячника, нам нужно было получить хорошую акклиматизацию. Состояние группы было хорошее, поэтому относительно быстрый набор высоты не представлял для нас серьезных испытаний.

Наиболее простой и логичный путь обхода труднопроходимого каньона реки Хазормеч.

Искандеркуль – очень красивое горное озеро. Здесь мы забрали заброску, завезенную на ТБ Искандеркуль. Сходили посмотреть на 40-ка метровый водопад на реке Искандердарье. На турбазе и в кишлаке Сарытаг гостеприимные местные жители, готовые всегда накормить и пригласить на ночлег. По реке Арг поднимались достаточно медленно, неся на себе тяжелые рюкзаки. Была организована полудневка, во время которой мы занесли и спрятали заброску.

Перевал тактически сложный как с одной, так и с другой стороны (выход к перевалу по узкому каньону). Казнок Зап. и Казнок Вост. – единственный логичный путь в цирк Мутных озер. Шли Казнок Зап., так как он более красивый и более интересен технически.

Одна из наиболее технически сложных 2Б в Фанах. Мы прошли на подъем 150 – метровую 80-грудусную скальную стену. (сложное лазание). Группа повысила опыт работы в команде на технически сложных участках. Перевал был пройден не по классическому маршруту, идущему по осыпным полкам, а “в лоб” по стене, так как в настоящее время по полкам прохождение перевала невозможно из-за изменения рельефа. Благодаря хорошей подготовке и высоким скалолазным навыкам группа поднялась на перевал быстро и безопасно (7 часов).

Самый быстрый и приятный путь под перевал Седло Ганзы. Используется для сокращения пути (вместо обхода отрога по долине).

Из-за климатических условий (в этом году вместо фирна жесткий лед) повесили 10 веревок. Интересный комбинированный перевал, требующий различных технических навыков – лед на подъем, скалы на спуск. У перевала нет явной определяющей стороны. И с запада и с востока перевал одинаково сложен. Большинство групп ходит перевал в связке с пер. Гусева-Мухина, мы же прошли перевал насквозь.

Вторая по высоте и одна из самых красивых вершин Фанских гор. Значительно акклиматизировались перед Чимтаргой. Б. Ганза является самостоятельным препятствием из-за технической сложности: высота (5306, набор 900 метров), трещины, тропежка снега, гребень со снежными разрывами и мульдами.

Перевал технически сложен на спуск (гладкие скользкие плиты, разрушающаяся порода, плохие погодные условия, снег).

Высшая точка Фанских гор. Техническую сложность представляет веревка по заснеженным скалам и крутые снежно-фирновые склоны. Физическая сложность заключалась в большой высоте и в постоянной тропежке.

6. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННОМ МАРШРУТЕ

В процессе прохождения, в первоначально заявленный маршрут мы внесли ряд изменений.

.

7. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

.

Высотный график

.

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

9. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА

Особенности снаряжения.

Особенности питания.

Так как маршрут был непродолжительный, мы делали упор не на калорийность, а на разнообразие продуктов, так как за 18 дней с раскладкой 550-650 г. голодание в группе является чисто психологическим. Поэтому мы взяли с собой такие “московские продукты” как соусы, сухарики “3 корочки”, печенье, карамель. Также была введена система сюрпризов: каждый участник нес с собой 2 сюрприза по 400-500 г. Все это очень разнообразило наш рацион.

Наш поход проходил на достаточно больших высотах с большими перепадами, мы взяли с собой продукты содержащие высокий процент лимонной кислоты: лимон с сахаром, Zuko, карамель.

Раскладка была дифференцирована:

  1. 550 г. Люди были еще сытые после Москвы и Душанбе. Кроме того, в период активной акклиматизации, есть не тянет.
  2. 600 г. Раскладка увеличивается не за счет круп, а за счет мяса, сыра и сладкого.
  3. 650 г. Увеличиваются крупы, и немного остальные продукты.

Завоз заброски.

До начала маршрута нами была завезена заброска на озеро Искандеркуль, через Анзобский перевал. И была оставлена на местной турбазе.

Перевели время.

После выхода на маршрут, мы установили свое групповое время, + 2 часа к местному. Это помогло избавиться от психологического дискомфорта при ранних подъемах и тем самым увеличить ходовой день, так как по местному темно уже в 20.00, по нашему соответственно в 22.00.

10. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Нами был пройден технически сложный маршрут 4-й категории сложности по Памиро-Алаю, соединяющий в себе Гиссарский хребет и Фанские горы. Маршрут получился техничным за счет сложных скальных и ледовых перевалов. Мы поднялись на 2 высшие точки Фанских гор – Чимтаргу и Б. Ганзу. В Гиссарском хребте мы прошли перевалы, последняя информация о которых относится к 1987 году. Мы увидели множество интересных географических объектов – вершин, озер, рек, водопадов, ознакомились с древней культурой и бытом жителей высокогорной части Кухистана. Наш поход охватил практически всю территорию Фанских гор и закончился в Самарканде.

11. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Высокогорные перевалы. Сост. Л. Б. Директор. М.: Профиздат, 1990.

Пагануцци Н. В. Фанские горы и Ягноб. М.: ФиС, 1968.

Абдуваитов Х., Ашуров Р. По Искандеркулю / Туристические маршруты Таджикистана.

Громов В.П., Отчёт, 1986 г., 5 к. сл., номер в библиотеке МГКТ 4647

Джулий А.В., Отчёт, 2000 г., 6 к. сл., номер в библиотеке МГКТ 5733

Юнусов Ф., Отчёт, 1983г., 4 к. сл., номер в библиотеке МГКТ, 4498

Бурума Г., Отчёт, 1983 г., 5 к. сл., номер в библиотеке МГКТ, 4384

Никоноров А., Отчёт, 1998, 5 к. сл.

http://mountains.tos.ru/~clmb.htm – Информация о Фанских горах.

http://sab.sscc.ru/~tour/Fany91/Fany91_1.htm – отчет о походе 4й категории сложности в 1991 году. Команда из Новосибирска

http://www.westra.ru/library/reports/fany/m98nag3/ –отчет о походе 3й категории сложности в 1998 году, Команда из Москвы.

12. П Р И Л О Ж Е Н И Е.

12.1 Схема маршрута

12.2. Контрольные записки

12.3. Заявленная в МКК нитка маршрута

г. Душанбе – а/л Варзоб – р. Сиама – пер. Корона Сиама (2А, 4180) – пер. Стажерский (2А, 4420) – пер. Чумной (1Б, 4000) – р. Середивол – оз. Искандеркуль – р. Арг – р. Казнок - пер. Седло Ганзы (2Б, 4400) – пик Б. Ганза (2Б, 5306, рад.) – пер. Зард (1Б, 4100) - пер. Седло Бодхоны (2Б, 4420) – оз. Мутное - пер. Зап. Казнок (2А, 4000) – р. Зап. Ганза – р. Казнок – пер. Самарский (2Б, 4280) – р. Лев. Зиндон – оз. Б. Алло – в. Чимтарга (2Б, 5489, рад.) – р. Зиндон – р. Сарымат – пер. Сарымат З. (2А, 4750) – оз. Маргузор – к. Шинг – г. Самарканд

12.4. Специальное снаряжение на маршруте.

Специальное общественное снаряжение.

Веревка 10мм 50м -3 шт.

Крючья скальные -15 шт.

Френды -5 шт.

Карабины -20 шт.

Реп шнур -10 м.

Скальные молотки и айсбайли -2+1 шт.

Специальное личное снаряжение.

Система низ + верх + блокировка -1 шт.

Карабины -5 шт.

Ледобуры -2 шт.

Ледоруб -1 шт.

Каска -1 шт.

Кошки -1 шт.

Спусковуха -1 шт.

Жумар -1 шт.

Страховочные петли -2 шт.

.

Конец

.

На главную страницу сайта

.

Экстремальный портал VVV.RU