Ф  Р  А  Г  М  Е  Н  Т       О   Т   Ч   Е   Т  А*

 

     о водном путешествии с эл. 5 к.с. по р.рпшара-Гега-Бзыбь, совершённому на катамаранах

с 30 августа по 9 сентября 2005г. группой из госквы под руководством Боброва А.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

  1. Выбор и обоснование маршрута   ……………………. …………………………….………стр.1
  2. Подъезды и отъезды с маршрута                        ….……………………………………….…стр.2
  3. Характеристики рек Юпшара-Гега-Бзыбь………  …………………………………….……стр.2
  4. Лоция рек Юпшаоа-Гега-Бзыбь ………………… …………………………………….…… стр.3
  5. Выводы и рекомендации по маршруту ..…………….………………………………….….. стр.8

6.      6.      Схема р. Юпшара-Гега-Бзыбь (масштаб 1см-500м)    (134 КБ в pdf) (232КБ в jpg).….. стр. 10

Версия для печати в pdf 447КБ

7.     Фильм. «Юпшара-Гега. Две грани сплава». https://youtu.be/fVfVjqUVw6g

8.     Полный отчёт о походе: http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28755&page=1

 

 

1. ВЫБОР   И  ОБОСНОВАНИЕ   МАРШРУТА

 

Одной из задач путешествия было сплавиться по р.рпшара-Гега-Бзыбь и дать оценку и техническое описание этих рек. Технических отчетов и описаний по этим рекам в библиотеке и сайтах Интернета найти так и не удалось. Есть лишь отдельные разрозненные фото и фрагменты фильмов и те без каких-либо комментариев. Год назад мы ездили на Рицу и видели речки из окна автомобиля. Было решено на следующий год по ним сплавиться.

 В наши сроки путешествия расход воды в реках невелик. Гарантированный сплав прогнозировался нами только от слияния Юпшары и Геги. Так и оказалось. Начали сплава по Юпшаре в 3 км от стрелки с Гегой. Выше русло Юпшары оказалось вообще сухим, но об этом чуть позже.

Маршрут имеет красивое и логичное окончание на Черном море в устье Бзыби под Пицундой. Здесь после похода можно хорошо расслабиться и отдохнуть.

 

 

2. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗД С МАРШРУТА

ПОДЪЕЗД:

Из Москвы в Адлер можно добраться поездом или самолётом. В день ходит 8 поездов. Время в пути 28-36 часов в зависимости от поезда. Рейсов самолетов около 20, время в полете около 2,5 часов. Кроме одного участника, все воспользовались услугами авиации.

От аэропорта Сочи (гдлер) до пограничного поста Псоу рейсового автосообщения нет. Только на двух перекладных маршрутках можно доехать до погранпоста. Сначала из аэропорта до ж/д вокзала можно доехать на одной маршрутке, а у ж/д вокзала пересесть на вторую маршрутку №105 до Казасьего рынка. От рынка до КПП около 1 км. Проход через КПП и проверка документов заняли около 1 часа. Другой вариант на такси из аэропорта  сразу до Казачьего рынка. Стоимость такси в аропорту 500 руб, рядом с аэропортом можно договориться за 250-300 рублей. От КПП Псоу можно найти маршрутное такси и доехать до местаа поездку на Рицу на КПП берут экологический сбор по 150 рублей с человека  и 100 рублей с машины.

 

ОТЪЕЗД:

Из Пицунды до Гагр 4-5 раз в день  ходит рейсовый автобус до Гагр. От Гагр на маршрутном такси можно доехать до КПП Псоу. Это долго, но обойдется в 50 рублей. Можно договориться с такси и доехать сразу до Псоу. Наплыв отдыхающих сдеал свое дело – цены по сравнению с прошлым годом на такси выросли. До КПП Псоу проезд уже 500 рублей на человека. Обратно через КПП таким же путем, как и описан подъезд. Можно пытаться уехать с реки раньше от моста через Бзыбь на автотрассе Сухуми-Псоу  если не хватает времени.

 

*Полный отчет о путешествии с пешей частью на верхнюю Бзыбь находится в библиотеке МГЦКТ (ул.Б.Коммунистическая 17)

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕК   ЮПШАРА, ГЕГА, БЗЫБЬ.

 

ЮПШАРА

 

Река Юпшара берет начло из озера Рица. Общая длина реки 12,6км, средний уклон реки 48,7 м/км. Длина спортивной сплавной части – 9,1км, средний уклон спортивной части 30,5 м/км. Модуль стока 41,8. Площадь водосбора 170 км2.

 

Характеристики рпшара

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

Исток из Рицы / 0

1,7

0,94

1,77

16,4

29,6

12,9

6,2

1,94

3,74

4,26

6,15

6,04

58,9

16.5

 

Через Юпшару построено 11 мостов, которые являются хорошими ориентирами определения места положения на реке. Условно реку можно разбить на 3 участка.

Верхний участок длиной 3,3км от истока из Рицы до моста №1 имеет средний уклон 102м/км и спортивного интереса не представляет

Средний участок длиной 2,3км от моста №1 до моста №4 имеет средний уклон 50,9 м/км. Здесь сосредоточены наиболее сложные и интересные пороги (при наличии достаточного расхода воды).

Нижний участок длиной 7км имеет средний уклон 22,9 м/км. От Юпшарских ворот до железного моста №11 на реке несложные шиверы и пороги  Перед слиянием с Гегой на реке сложный порог, переходящий в Гегу

 

ГЕГА

 

Рега Гега берет начало на высоте около 1640м. Общая длина реки 25,6км, средний уклон реки 59 м/км. Длина спортивной сплавной части нижней Геги 5,1км, средний уклон нижней Геги – 28,4 м/км. Модуль стока 49,4. Площадь водосбора 421 км2.

 

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

В 6,2 км выше Юпшары /6,2

2,5

2

3,5

14,8

23,4

12,2

7,53

3,8

4,1

4

5,6

7

69

27.4

Около устья (ур. 127м) /0,1

12,7

13,4

19,2

44,5

72,8

55,8

29,3

17,4

13,7

17,1

19,8

18

80,8

17.5

 

Место наблюдения

Среднемесячная температура

tmax

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Около устья (ур. 127м)

7,3

7,3

7,7

8,2

8,5

10

12

12,8

11,9

10,6

9,2

7,6

15,5

 

 

Реку можно разбить на две части. Верхняя Гега от истока до Юпшары длиной 20,5км имеет средний уклон 66,8 м/км. Нижняя Гега от Юпшары до устья длиной 5,1км имеет средний уклон 28,4 м/км.

 

Верхнюю Гегу можно разбить на 3 части.

Верхний участок длиной 15.8км от истока до моста №1 через Гегу имеет средний уклон 70,9 м/км и спортивного интереса, скорее всего не представляет из-за большого уклона.

Средний участок длиной 3.3км между мостами №1 и №2, имеет средний уклон 18.5 м/км, пригоден для сплава.

Нижний участок длиной 1.4км от моста №2 до Юпшары имеет средний уклон  135м/км!!! Для сплава этот участок однозначно непригоден.

 

Нижнюю Гегу тоже можно разбить по характеру уклону на 3 части.

Первый участок длиной 1.2км от слияния с Юпшарой до моста №12, имеет средний уклон 58м/км представляет очень сложный участок сплава.

Второй участок длиной 2,1км между мостами №12 и №13, имеет средний уклон 19 м/км, содержит сложные и интересные пороги. Это наиболее интересный участок реки.

Третий участок длиной 1,7км от моста №13 до устья, имеет средний уклон 20,5 м/км, содержит несложные пороги т шиверы. В отличии от второго участка уклон распределен очень равномерно и сложных локальных порогов не имеет.

 

БЗЫБЬ

 

Река Бзыбь берет начало на высоте около 2614м. Общая длина реки около 110км, средний уклон реки 23,8 м/км. Длина спортивной сплавной части  реки около 90км, средний уклон сплавной части 10,9 м/км. Модуль стока 61,7. Площадь водосбора 1510 км2.

 

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

1 км перед Решавой /70

7,44

7,49

9,34

34,8

64,2

56,7

39,8

22,1

17,6

24,9

15,6

12,4

165

16.5

0,8км до впадения Геги /32

17,6

23,8

25,4

76

122

82,8

56

37,3

52

97

60

51

289

16.5

сжирхва (ур. 74м) /22

39

41,4

57

154

236

200

120

69

57,3

68,7

70

57,7

1050

27.7

слахадзе /2

46,3

43,6

98,5

173

253

194

104

49

45

28

26

75

600

20.12

 

 

Место наблюдения

Среднемесячная температура

tmax

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

сжирхва (ур. 74м)

5,8

6

6,9

8,1

9,9

10,2

12,3

13,7

12,3

9,7

7,9

6,5

16,2

 

Всю Бзыбь можно условно разделить на 6 участков.

1 верхний участок длиной около 20км от истока до правого притока Ю.Псыш со средним уклоном 57 м/км для сплава не пригоден .

2 участок – «верхний бзыбский каньон» длиной 9 км от Ю.Псыша до правого притока Грибза со средним уклоном 34 м/км был пройден в октябре 1984г группой под руководством Срюкова. В середине каньона есть водопадный участок, требующий обноса. Для сплава этот участок не рекомендуют.

3 участок длиной около 15км от Грибзы до подвесного моста (в 1км выше левого притока Решава) со средним уклоном 26 м/км содержит интересные препятствия. В 5 км выше подвесного моста есть 300м непроходимый участок с перепадом около 35м, где река на  S-образном участке делает прорыв. Это место еще называют вторым водопадом. Чуть ниже есть непроходимый порог-затычка, так называемый третий водопад, перепад около 3м.

4 участок длиной 13,6км от подвесного моста до начала нижнего каньона (7 км ниже правого притока Бавю) со средним уклоном 12м/км не имеет сложных локальных порогов, но требует внимания из-за «расчёсок» и возможных завалов из деревьев. В 300м ниже подвесного моста в основной правой протоке  был такой завал (по нашему низкому уровню воды). При низком уровне воды такое место может оказаться ни единственным на реке.

5 участок реки длиной около 25км - «нижний  бзыбский каньон» до устья Геги со средним уклоном 11 м/км содержит очень сложные пороги, расположенные в узком скальном каньоне. В начале каньона непроходимый порог «Турбинка», требующий обноса. Других принципиально непроходимых участков в каньоне нет. Более подробное описание препятствий этого каньона можно найти в отчете  С.Крюкова  №4868 библиотеки МГЦКТ и в Интернете.

6 участок реки длиной 26км от Геги до устья со средним уклоном 4.8 м/км содержит несложные прижимы и шиверы.


 

 

 

4.ЛОЦИЯ РЕК ЮПШАРА, ГЕГА, БЗЫБЬ

 

    Индексы, характеризующие сложность препятствий:

·         С – несложный порог, возможноть безаварийного прохождения сходу.

·         <