Детский поход по Зилиму
(Страница 2,
к началу).
Мембет
Уникальное место. Настолько уникальное, что туристов, начинающих свой маршрут от Толпарово (середина реки) часто завозят вверх по течению на 10 км, чтобы они ЭТО увидели. Это самое красивое место на реке. Целая группа громадных скальных стен по 100-150 метров высотой, падающих в реку. Сама скала Мембет имеет протяженность около 2 км и высоту более 150 метров. Река огибает ее по петле и скала видна с нескольких сторон и представлена несколькими стенами. Кстати, с одной из них сошел камнепад прямо нам по курсу на расстоянии 30-50 метров. “Ого-го!” сказали мы и стали рулить. Первый раз был практически под камнепадом на реке… Больше не хочу.
Третья дневка
Дневка напрашивалась сама собой. Стоянка на резком правом повороте реки, со скамьями и столом. На противоположном берегу традиционная скала, в ней какие-то отверстия.
Погода стала прохладнее, прошел небольшой дождик. На следующий день была предпринята пешая вылазка на Мембет. К счастью тропа наверх оказалась в 30-ти метрах от лагеря. Толпа детей в сопровождении отцов за 1,5 часа поднялась наверх. Откуда открывался сказочный вид на…. и т.д. и т.п. При спуске, на одном из двух маленьких скальных лбов, где требовались базовые навыки скалолаза, Артемий К. сорвался в пропасть и долго летел, провожаемый флегматичным взглядом отца… Ударился о землю, перевернулся, встал и пошел дальше.
Вечером ходили в пещеры на противоположном берегу от стоянки. Оказались очень милые микропещерки с максимальной глубиной в пять метров и множеством узких соединительных ходов. Дети нарезвились всласть.
Ловили рыбу с известным результатом. В этот день хариус не ловился. Ловились уклейки и пескари. Поставили донку. Колокольчик прозвенел. Леска натянулась и застопорилась. Видать, что-то огромное, решили рыбаки. Тут к несчастью я мимо проходил в одних плавках. Меня вооружили очками для плавания и заставили нырять за гигантской рыбой. Было довольно холодно, дул ветерок (который и звенел в колокольчик). Вытащил я крючок с червяком и отдал рыбакам.
Вечером жарили рыбу и употребляли, закусывая ею.
Толпарово
Толпарово - это середина маршрута. Толпарово - это большая деревня с электричеством, но без телевизионных антенн над избами. С большим современным автомостом и строящейся в горы дорогой. Дорога строиться по личному распоряжению Муртазы Рахимовича (или как там его…) Рахимова, великого президента вольного Башкортостана. (ВСЕ встают, слышны величавые звуки гимна Башкортостана)!
Первое впечатление – неприятное. Где-то в районе моста в реке что-то лежит, т.к. кат-2 получил мощную рваную рану на баллоне, а на берегу в живописном беспорядке лежало еще, по меньшей мере, пара чужих катов с теми же проблемами. И плюс ко всему, кат-4 под управлением А.Мигулина гордо выбросился на берег с полуспущенным правым баллоном. Случилось то, что должно было случиться. Первыми из строя выходят соски баллонов – черная резина на сгибе крошится и ломается. Женщины и дети ушли в магазин. На берегу происходили ремонтные работы. А.В.М. метался между А.А.М. и М.Ю.Г. с клеем, нитками и заплатками. Однако все успели. Ночевать стали ниже Толпарово на 3-4 км на правом берегу на…. правильно! …. каменистой косе… Алексей Мигулин был крайне подозрителен и бурчал, что нельзя стоять на дороге, что удочек не хватит до конца реки и т.д.
Деревня из прошлого
После Толпарово река несколько поменяла свой облик. Скалы стали пожиже, леса погуще, река пошире. Туристов стало поменьше, видимо, верховья из-за чуть большей живописности, более посещаемы. Однако, что это я говорю? И туристов масса и скалы красивейшие и река потрясающая. На смену перекатам пришли перекаты и т.н. расчески. Вроде глубоко и широко, однако в реке разбросано много больших камней под самый уровень воды. Ужасное препятствие. Постоянно приходиться вылезать по пояс и толкать. Итак, локальной целью следующего дня стала деревня Зиреклы. Речная долина расступается и перед восхищенным взором наблюдателя возникает широкая долина, поросшая густым лесом, со всех сторон окруженная горами. Сказочное благоухание густых лугов. Толстые и чистые коровы, меланхолически смотрящие с берегов. И деревня. Домов 7-8. Дороги в деревню нет, кроме как по реке на вездеходе 30 км от Толпарово или по горным тропам на лошади. Электричества в деревне нет и никогда не было… Однако домики все аккуратны и чисты. Заборы выкрашены и коровы в теле. 19-ый век. Мечта какого-нибудь башкирского Солженицина.
Встали за деревней напротив здоровенного конгломератного склона. Купания, хариус, немного спиртного. Упомяну событие, быть может и незначительное, но повлекшее за собой создание высокохудожественного кадра. Старшая и младшая женщины в моей семье вдрызг пересобачились и ходили надутые. Я метался как Буш-младший между евреями и арабами и… наконец мне удалось их усадить за стол переговоров.
Следующей и последней целью маршрута стало посещение пещеры Победа.
Шли до нее еще пару дней. На предпоследней перед финалом стоянке построили в реке с десяток красивых каменных “пагодок”. Получилось красиво и многозначительно…
Итак, пещера Победа, или вернее, пещера 30-тилетия Победы. Открыта в 74-ом году, что странно, и свидетельствует о малой исследованности башкирских гор. Последняя стоянка была организована на левом берегу чуть ниже тропы в пещеру на правом берегу. Место оказалось очень населенным, под пещерой на берегу стоит стационарный палаточный лагерь “Звезда Зилима”, против ожиданий принадлежащий не башкирским, а татарским товарищам из города Набережные Челны. Молодежный лагерь со сплавом по Зилиму, скалодромом и прочими атрибутами пока еще не политизированного отдыха. Молодцы.
Вечером на другом (правом) берегу напротив нашего лагеря нарисовались два камуфляжных мужичка. Постояли (там был глубокий и сильный перекат) и давай спрашивать через речку – “..откуда вы?…”. У нас, измученных уже этим вопросом и последующим немым удивлением, уже был готовый ответ: “…из Бронниц мы…”.
Подобный ответ повергал спрашивающего в задумчивость и тема повисала. Произошло так и в этот раз. Получив же ответ, что старшего у нас нет, мужички и вовсе закручинились и под начавшимся дождем растворились в пространстве… Вторая атака со стороны природнопаркового начальства была отбита.
Пещера Победа
Вечером решили сходить в пещеру на разведку. А.В.М. и ваш покорный слуга собрались и перебродив реку по резко набирающей могучей тропе за 12 минут поднялись ко входу в пещеру. Тропа шла по руслу пересыхающего летом ручья Большая Киндерля (Киндерлинская – второе название пещеры).
Представьте себе вестибюль одной из центровых московских станций метро. Залейте его глиной и обставьте ледяными сталагмитами. Накидайте умеренное количество мусора. Погасите свет. На вход повесьте фанерный щит следующего содержания : “пещера – памятник природы, а вы, засранцы, тут бумажки кидаете и порядок нарушаете, берегите и приумножайте и остальное в таком стиле”. И, наконец, к скальной стенке привинтите одну (пока) табличку с ФИО и годами жизни (впрочем, позже я узнал от знакомых спеликов, что это была смерть в результате конфликта с местными, и, не в пещере, а рядом…). Вот вы и получили вход в Пещеру Победа.
Шагнув в проем давно выломанной решетки с дверкой, и включив налобники, вы оказываетесь в верхнем зале, перед началом эскалатора, функцию которого тут выполняет покатый (15%) натечный ледничок. В его теле нарублено уже оплывших ступеней, сбоку остатки металлических поручней и даже вмороженных в лед петель из больших тракторных (?) ремней ГРМ. Протяженность ледничка не более 30-40 метров, однако при первом спуске бодрит даже взрослых, ибо скользко и не видно куда вы поедете если что. Далее начинается высоченная (20-30м) галерея, сперва покрытая абсолютно горизонтальным льдом (каток да и только), потом чуток грязи , потом сухо. Множество натечного льда по уступам стен спускается до самого пола, стоит несколько сталактитов (или –гмитов… не знаю как правильно), один из которых носит название “Снежная королева” и летом всего 4-5 метров в высоту и пару метров в диаметре, а зимой всего больше в два раза. Мы там сфотографировались. Холодно. Около нуля и 100% влажность. Стены покрыты до самого верха, теряющегося во тьме (не покупайте китайские диодные фонари!),ледяной изморозью, кальцитовыми натеками, покрывалами, органами, трубами и всяким иным неописуемым… С удовлетворением был обследован 4-х метровый сталактит “Пагода”.
Через 200 метров налево отходил тупиковый “Лагерный” ход (60метров), а прямо на высоте 4-х метров направо уходила основная галерея. Подняться туда можно было по деревянной лестнице (поперечины были прикручены изолентой и тряпочками) и воспользовавшись висящим обрывком веревки, черт его знает как закрепленной, оказаться в невысокой галерее, уходящей вправо. Мы забрались. Когда мы забрались, мы подумали, что если на обратной дороге при попытке слезть мы уроним лестницу, то, учитывая, что у нас нет с собой веревки…. Кстати, в пещере мы были одни… Но мы пошли дальше. Мужественные люди. Далее был шкуродер (причем опять с выломанной решеткой). Он нас рассмешил. Приезжайте к нам в Съяновские каменоломни – мы вам покажем шкурники. Еще один эпизод лазания вверх с помощью очередного измочаленного конца, потом то же вниз, большущий зал “Люстровый”, 60-ти метровая галерея и вот мы стоим перед 12-ти метровым колодцем. Тут наша наглость закончилась, по осыпной полочке влево и вниз уходили веревочные перила, провешенные по всем правилам, но мы дальше не сунулись…Обвязки и прочее отсутствовали… Пошли назад и без проблем выбрались. Все система насчитывает 8000 метров ходов и залов. Колодцы и шкуродеры, подземные озера и ручьи с сифонами. Мы зашли максимум на 500-600 метров. Даа…
На следующее утро повели деток и теток. Второе посещение было значительно страшнее первого. Мы протянули веревку для перил и стали спускать детей. Они стали кричать и плакать, подскальзываться и ехать на пятой точке (не переставая вопить). Громче всех стенала дочь моя… Через десять минут все были внизу, однако долго мы бродить не смогли – мелкие дети стали мерзнуть и проситься наверх. Сфоткались и выбросились. Миша и Леша Ма. взяв Антона+Софья сходили до колодца и вернулись очень довольные. Дети согрелись, слезы у Анны Мальцевой высохли. Солнце светило, река сверкала. После пещеры все это казалось таким славным!
А потом наступил последний день похода. Не более 10 км сплава, потерянные и найденные всем кагалом на перекате очки Сереги Гущина, дождик, и… река кончилась. В третий и последний раз нас пытались развести на деньги некие местные природоохранители , но мы люди старые и битые: на вопрос- “…кто вас пригласил или вы сами приехали?..” мы ответили без запинок фамилией башкирского почтового министра и, как в кино, в этот момент подрулил почтовый автобус за нами. По всей видимости, род почтового министра и древнее и знатнее рода министра по природоохране и вопрос решился сам собой. Чиновники отползли на коленях, непрерывно желая здоровья и процветания и нам и почте и ее министру….
Уфа-вокзал-ночь на лавках.
Поезд – сон – Москва. Шумная и вонючая.
Все.
Не судите строго:
последний раз русский язык
мною изучался 26 лет тому назад.
Павел Мальцев
.
.