Федерация туризма г. Москвы
  Московский Авиационный Институт.
1. Идея похода.  
2.Справочные данные похода .

ОТЧЕТ

Техническое описание маршрута: о горном туристском путешествии пятой шестой
3.1 Первая часть
категории сложности по Центральному Памиру,
3.2 Радиальные восхождения
совершенном с 22 июля по 02 сентября 2004 года.
3.3 Третья часть
 
4.Выводы и рекомендации. Маршрутная книжка - N 1\3 – 604
 
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

 

Техническое описание маршрута.

Третья часть: МАЛ «Альп-Навруз» – л. Москвина – пер Четырех (3Б 5550) – пер. Аю-Джилга (Интеграл) (2Б 5390) – л. Малый Танымас – л. Федченко – ГМС – пер. Кашал-Аяк (2Б 4330) – л. РГО – к. Поймазар

28 день

21.08.2004

Ясно, вечером переменная облачность

МАЛ – л. Москвина

2 ч 45 мин

МАЛ – ночевки на левых моренах л. Москвина. Подъем от МАЛа по тропе, ведущей к п. Четырех по левым моренам л. Москвина. Тропа в некоторых местах маркирована турами. Ночевка на левых моренах, напротив п. Воробъева.

Пройдено 3.6 км

Перепад

абсолютный

 

4200 – 4600

ЧХВ = 2ч 45 мин

высот

относительный

 

+400

 

 

29 день

22.08.2004

Переменная облачность

Л. Москвина – седловина пер. Ю. Четырех

1 час

Морены л. Москвина – выход на ледник. Напротив осыпного холма что в центре слияния 2-х ветвей ледника, (стандартные места ночевок при восхождении на п. Четырех), вышли на левый борт л. Москвина.

4 ч 30 мин

Подъем на седловину пер. Ю. Четырех. Движение в связках. Вначале по левому краю л. Москвина, обходя ледопад. За ледопадом выход на центр ледника. Дальше общее направление на седловину пер Ю. Четырех, по центру ледника, обходя несколько широких закрытых трещин. На леднике тропежка.

Пройдено 6.6 км

Перепад

абсолютный

 

4600 – 5500

ЧХВ = 5 ч 30 мин

высот

относительный

 

+900

 

 

30 день

23.08.2004

Ясно

Спуск с пер. Ю. Четырех (3Б 5550) – л. Аю-Джилга.

15 мин

 

Подход к месту спуска. От седловины подъем на гребень п. Ю. Четырех, снег – средняя осыпь, ?Н ок 50 м к началу спуска с перевала, рядом с которым находится тур.

2 ч 45 мин

Спуск на наклонную полку. По лд склону 65 – 55°, перила 220 м. Далее лд склон 55 – 35°, 220 м. Точки страховки: верхняя – петля за выступ скал, остальные 7 шт – ледовая проушина.

1 ч 50 мин

Траверс полки. Перила по наклонной полке, лед 30 – 40°, 350 м. Точки страховки – ледобуры, спуск последнего на три такта с нижней страховкой. Затем в связках одновременно и попеременно, сн – фирн 25 – 30°, 300 м.

 
2 ч 40 мин

Преодоление нижней части склона. Спуск с ледосброса на ледовый склон 60-45°, 55 м. Точка страховки – «снежный парашют». Затем 220 м перил, (4 веревки), сн – лд, 55-45°, косой траверс со спуском вправо. 2 веревки – траверс склона с постепенным спуском, 3-я веревка – спуск вниз, преодоление широкого разлома по ледовым пробкам, 4-я веревка – косой спуск в бергшрунд, безопасное место в котором удобно собраться всей группой, (защита от камней и пр.). Точки страховки: 2 веревки - на ледорубе, спуск последнего с нижней страховкой. 3-я веревка – ледобур, оставили на склоне, веревку продернули через петлю. Здесь не было нормального льда для проушины и для ледобура с самовывертом – плотный ноздреватый фирн под толстым слоем рыхлого снега. 4-я – за край разлома самосброс с помощью ледового молотка. Далее траверс по наклонной снежной полке, 30°, 50 м, одновременно в связках. Далее прямой спуск вниз, перила, лед 45°, 25м, через 2 бергшрунда. Далее выход на ледник одновременно в связках, сн – фирн, 35°, ?Н ок 100 м.

1 ч 10 мин

Выход на центр ледника. Одновременно в связках до открытой части ледника. После выход на центр ледника Аю-Джилга, напротив пер. Н. Калинина. Обед.

2 ч 35 мин

Подход к пер. Аю-Джилга. С л. Аю-Джилга подъем на пер. Интеграл по левым моренам правой ветви л. Аю-Джилга. Затем пересечение ледника и дальше подъем по правому борту и правым моренам правой ветви ледника. Ночевки на моренах, напротив п. Якира.

Пройдено 7.2 км

Перепад

абсолютный

 

5500 – 5550 – 4500 - 5000

ЧХВ = 11 ч 15 мин

высот

относительный

 

+50 -1050 +500

 

 

31 день

24.08.2004

Ясно

Л. Аю-Джилга – пер. Аю-Джилга (Интеграл) (2Б 5390) – л. Мал. Танымас, (ниже ледопада)

1 ч 15 мин

 

Подход под перевальный склон. По правым моренам правой ветви ледника под перевальный склон.

2 часа

Подъем по склону, выход на седловину. Подъем в самой правой части седловины перевала, за большой скалой по сн – лд склону 40 - 45°, ок 200 м, перила 100 м в верхней части подъема, точки страховки: ледоруб – ледобур – ледоруб. Поднявшись на скалу видно 2 седловины, разделенные треугольной скальной горой. Седловина пер. Интеграл правая (п.х.). Подъем одновременно в связках траверсируя сн склон 25 – 30°, ок 100 м. Дальше выход в серповидную мульду по которой подъем на перевал.

40 мин

 

Спуск по осыпному склону, выход на ледник Мал. Танымас . 250- 300 м по мелкой осыпи 45° спуск на л. Мал. Танымас. Обед.

2 ч 10 мин

 

Движение по леднику до входа в ледопад. Спуск одновременно в связках по центру ледника, постепенно смещаясь вправо. Перед началом ледопада, (напротив п. 5605), путь по правому краю ледника.

4 часа

Прохождение ледопада.По краю правого борта ледника, в связках с одновременной и попеременной страховкой, половина трещин в ледопаде закрытые. Сложность ледопада 2Б, густая сеть трещин, идущих в разных направлениях, но все не так сложно, как кажется на первый взгляд. В паре мест понадобилась разведка пути. Трудно найти выход с последних широких разломов на более спокойную часть ледника.

30 мин

Спуск на правые морены. Одновременно в связках по пологому, 10 – 20° снежно - ледовому склону, часто пересеченному трещинами 1 – 1,5 м. На правых моренах есть вода. Ночлег.

Пройдено 12 км

Перепад

абсолютный

 

5000 – 5390 – 4300

ЧХВ = 10 ч 35 мин

высот

относительный

 

+390 -1090

 

 

32 день

25.08.2004

Переменная облачность, вечером пасмурно, дождь

л. Мал. Танымас – морены л. Федченко

45 мин

 

Спуск в правый карман ледника. Подъем на высокий гребень правой морены, перевалили его и спустились в правый карман ледника Мал. Танымас.

1 ч 40 мин

 

Движение по карману. Ровный, удобный для движения карман, много приятных мест для стоянок, почти везде есть вода.

3 ч 45 мин

Движение по травянисто – конгломератным террасам правого склона – спуск к конечным моренам л. Федченко. В 2-х км выше языка л. Мал. Танымас круто уходит вниз. Дальнейший путь по правой травянистой террасе высоко от ледника. Выход на террасу траверсом травянистого склона, есть тропа. С террасы видна долина р. Сауксай и морены л. Федченко. Дальше тропа спускается к ручью справа по крутым конгламератным склонам, и дальше идет не сбрасывая высоты, траверсом этих склонов. Спуск к реке происходит в непосредственной близости у морен л. Федченко по средней осыпи 45°, ?Н 300 м.

2 ч 30 мин

Движение по моренам л. Федченко. Движение по левым моренам л. Федченко. На моренах множество ледниковых озер. Через 3 км от выхода на морены ледника появились удобные места для ночлега. Вода в одном из многочисленных озер.

Пройдено 18 км

Перепад

абсолютный

 

4300 – 2950 – 3100

ЧХВ = 8 ч 40 мин

высот

относительный

 

-1350 +150

 

 

33 день

26.08.2004

Переменная облачность

Л. Федченко до слияния с л. Бивачный

2 часа

Движение по моренам л. Федченко до левого кармана. Движение также по левому краю ледника. Иногда появляется тропа и следы новосибирской группы. Вход в карман л. Федченко находится В-ЮВ п. Землятина. Основной ориентир – большое коричневое озеро на левом краю, а также и то, что дальше невозможно пройти «просто так», л. Федченко вздыблен большими ледяными горбами серо – коричневого цвета. Кармана с л. Федченко не видно, он находится за крутым и высоким моренным валом, за который надо зайти. Общее направление входа в карман СЗ – вправо, (п.х.) и чуть назад.

50 мин

 

Путь по карману до л. Бивачный:

От начала кармана до ручья с восточных склонов п. Черепанова. В самом начале кармана красивое озеро зелено – голубого цвета, растет трава и заросли каких-то кустов. Очень приятное место для стоянок. От этого озера начинается тропа, которая идет сначала по карману, а потом поднимается на гребень морены, откуда хороший вид на л. Федченко. Тропа спускается к ручью из В цирка п. Черепанова.

40 мин

До ручья с г. 5030. Брод ручья простой. За ручьем терраса обрывается невысоким отвесным конгламератным обрывом. Чтобы поднятся на террасу нужно пройти 300 м вверх по ручью, где она практически сходит на нет. По ровной галечной террасе остатки старой тропы, выводящей на гребень морены. На террасе остатки каких-то железяк, а на гребне морены заброшенный метеопост. Фото 172. Вероятнее всего терраса могла служить хорошей площадкой для вертолета. Тропа по гребню морены приводит к охотничьей избе, сложенной из камней. Видно, что сюда часто наведываются люди. Есть очаг, посуда, рядом напиленные арчевые пни. За избой тропа спускается к озеру и ручью с В цирка г. 5030. Весь берег озера истоптан следами зверья. Обед.

1 ч 05 мин

До ледника Бивачный. Тропа опять поднимается на гребень морены. По пути нам опять попались заготовки арчевых пней. Тропа заканчивается перед слиянием л. Бивачный и Федченко.

1 ч 25 мин

 

По л. Федченко. Спуск с морены на л. Федченко. Подъем вверх вдоль первой левой серединной морены. Ночевка напротив л. Бивачный.

Пройдено 10.8 км

Перепад

абсолютный

 

3100 – 3500

ЧХВ = 5 ч 20 мин

высот

относительный

 

+400

 

 

34 день

27.08.2004

Переменная облачность, сильный ветер

Л. Федченко – ГМС им академика Горбунова

7 часов

От л. Бивачный до ГМС. Подъем также рядом с левой серединной мореной, которая заканчивается напротив л. Улугбека, лед на леднике становится белым, а сам ледник ровным, как дорога. Движение слева от центральной серединной морены. Путь на ГМС с л. Федченко не надо спрямлять. Лучше идти дальше, вдоль серединной морены, и только поравнявшись с ГМС поворачивать направо (п.х.). Таким образом обходится ледопад перед ГМС и отсюда виден удобный путь захода по осыпи. Л. Федченко на всем подъеме открытый. Единственное место, которое мы прошли в связках это путь от центра ледника к осыпному склону ригеля, на котором находится ГМС, здесь у левого борта ледника много широких трещин, которые проходятся по сн – лд мостам.

 

ГМС. С 1 по 4 сентября 2003 года здесь американская фирма US - AID , при поддержке таджикских специалистов установила оборудование для автоматической спутниковой метеостанции. Видно что киргизские охотники также заглядывают сюда: в здании ГМС мы нашли арчевый пень, точно такой же как в кармане л. Федченко. На станции беспорядок, рассыпана серебрянка по полу, разворовывается библиотека, унесены значки и часть вымпелов. В журнале для записей посетителей ГМС вырваны листы с последними записями: группы Лебедева А., июль 1999 г, Москва, и группы Королева А., февраль 2000 г, Пермь. Запись американцев гласит о том, что они первые посетители ГМС после чем 9-ти летнего перерыва, ну и дальше все в таком же духе. Перед уходом с ГМС прибрались в библиотеке, навели порядок в комнатах.

Пройдено 21.6 км

Перепад

абсолютный

 

3500 – 4200

ЧХВ = 7 часов

высот

относительный

 

+700

 

 

35 день

28.08.2004

Переменная облачность

ГМС – пер. Кашал-Аяк (2Б 4330) – л. РГО

1 ч 15 мин

ГМС – подъем на плато пер. Кашал-Аяк. От ГМС спуск на левый борт л. Комакадемии. Связались. Пройдя чуть вперед, в направлении пер. Лонжерон пересекли л. Комакадемии, (обход зоны трещин). Подъем на правую, (п.х.) часть плато. Ледник Кашал-Аяк закрытый.

30 мин

 

Движение по плато. Прямо в правой части плато, в направлении спуска.

4 ч 30 мин

Спуск на л. РГО, (прохождение ледопада). Спуск с плато справа от снежной ямы. Обход верхней части ледопада справа от нунатака. Далее сразу за нунатаком выход на левый борт ледника. В средней части ледопада обход широких разломов, и ледосброса по правому рантклюфту – траверс ск – ос склона 100 м, 45°, с участками спуска на ледник по коротким, ок 3 м, скальным стенкам, попеременная страховка. Далее преодолев несколько разломов спустились ко 2-ой серии широких разломов. Спуск по правому борту, дюльфер с серака 5 м.

Дальнейший спуск также по правому борту. В конце ледопада движение по рантклюфту ледника, ск – ос склон 45°, короткие ск стенки 60°, 3-5 м. После выход на л. РГО, пересечение его на левый край.

2 ч 30 мин

Движение по л. РГО – ночевка напротив впадения ручья с л. Комсомолец. Ледник открытый. Спуск все время по левому краю, избегая прохождения широких трещин и крутых ледовых лбов. Вся левая половина ледника, (правую часть мы просто не рассмотрели), от л. Красноармейский до л. Комсомолец завалена конгломератом. Здесь образовались несколько озер. Конгломерат неожиданно заканчивается крутым откосом, 40 м, 45°, наподобие окончания моренного вала, и далее идет белый лед л. РГО с коричневыми серединными моренами. Скорее всего это последствия гигантского селя. В июле 1999 г я в составе команды Памирского Марафона, рук Лебедева А. А. ходил л. РГО, но никакого конгломерата на леднике не было.

За конгломератным валом обычный путь по открытому леднику. Ночевка напротив л. Комсомолец.

Пройдено 19.2 км

Перепад

абсолютный

 

4200 – 4050 – 4330 - 3000

ЧХВ = 8 ч 45 мин

высот

относительный

 

-150 +280 -1330

 

 

36 день

29.08.2004

Переменная облачность, небольшой дождь

Л. РГО – к. Поймазар

1 час

Движение по л. РГО - выход в левый карман. Спуск по левой части ледника. Удобнее двигаться по ледовому горбу, зачехленному камнями. Примерно в 1.5 км ниже места ночлега следует искать выход в левый карман ледника. Дальше ледник РГО становится сильно разорванным.

3 ч 50 мин

По карману до моста через Ванч. Движение по травянистому карману, много высокой травы, цветов, деревьев. Скальные прижимы и крутые конгломератные склоны обходятся прямо по рантклюфту. Один раз для спуска с террасы кармана в рантклюфт повесили перила на конгломератном склоне, 25 м, 55-45° - обход скального прижима. После прижима выход опять на террасу, а затем последние 2 км спуск идет по рантклюфту л. РГО, при выходе из которого открывается широкая долина Ванча. Язык л. РГО заворачивает направо. Чтобы выйти к мосту нужно не спускаться вниз, а траверсировать склон, выйти на отрог с которого видна р. Ванч и забрать влево, (п.х.). От рантклюфта до моста есть тропа, которая иногда теряется.

3 ч 40 мин

От моста до к. Поймазар. Спуск идет по колесной дороге. Примерно в 5 км от кишлака есть развилка. Левая дорога поднимается наверх по склону, а правая уходит вниз к р. Ванч. Потом обе дороги соединяются и поднимаются на большой холм, поросший тополями. На спуске с вершины этого холма и начинается кишлак Поймазар. Мы шли левой тропой, хотя можно было идти и по правой, просто не знали на сколько будут сильные броды через рукава р. Ванч и его правый приток. На левой дороге через правый приток Ванча есть мост.

Пройдено 30 км

Перепад

абсолютный

 

3000 - 2200

ЧХВ = 8 ч 30 мин

высот

относительный

 

-800

<<Назад          Далее>>