В этом рассказе не будет представлена большая история известного перевала с множеством групп, которые его прошли. Не будет рассказана история группы первопроходцев, шедших с достаточно древним снаряжением и проходившем перевал на грани гибели. Даже прохождение этого перевала группой, руководитель которой является автором этого рассказа, не важна. И хотя «бывалые» туристы могут сказать, что в описанных ниже событиях нет ничего особенного, на автора представленные события произвели большое впечатление. Следует отметить, что, так как рассказ пишется сразу после похода, то некоторые названия перевалов могут отличаться.
Группа туристов турклуба МАИ в 2017 году совершала поход 4-ой категории сложности в районе Ак-Шийрак (Ц. Тянь-Шань). Состояла группа из 6-ти человек, из которых 30% (т.е. 2-е) имели опыт только горной 2-ки. Шел 3-ий день похода, акклиматизация. Данный процесс шел очень тяжело: высоты перевалов были больше 4500 метров, и «пила» у группы пока не получалась. Группа шла медленно и каждые 100 метров набора давались с трудом. Кроме того, накапливалось небольшое отставание от графика. Данные обстоятельства приводятся не для показа «геройства» группы, а для описания ситуации, в которой руководитель принимал решения.
Акклиматизационное кольцо состояло из 2-х дней (еды и топлива взяли на 3) с прохождением 3-х перевалов: Экспедиционный (1Б), Кара-сай С. (2А), Лагерный (2А). 9 августа группа стартовала от подножия ледника Экспедиционный (Веерообразный Лев.) с высоты 4100 метров и задачей пройти в этот день 2 перевала. Но до 13 часов дня группа не успела пройти перевал Экспедиционный и устроила обед (перекус) под перевальным взлетом. Из-за небольшой ошибки на местности группа взяла первопроходом другой перевал 1Б категории сложности – Экспедиционный Ложн. (1Б, 4700). Данный факт нужен в рассказе только для того, чтобы не ввести в заблуждение других туристов, ходивших пер Экспедиционный и не видевших с седловины представленной ниже панорамы. Следует отметить, что и наша группа любовалась этим зрелищем недолго, так как налетела пурга.
Впервые за поход, а для 2-х участников и впервые в жизни, группа надела системы и связалась. Ледник Петрова был закрытым с множеством трещин и мокрым снегом. Продвижение группы замедлилось еще сильнее и стало понятно, что сегодня ей не стоит идти перевал Кара-Сай Сев. (2А, 4650), а стоит заночевать на высоте 4500, наконец-то начав делать акклиматизационную «пилу». Вместе с надеждами пройти сегодня перевал Кара-Сай рухнули и надежды сделать нормальное акклиматизационное кольцо за 2 дня. Перед руководителем стоял выбор: либо идти назад через перевалы 1Б к заброске, или потратив запасной день и вылезти на перевалы 2А категории сложности. Был выбран 2-ой вариант дабы «посмотреть» на техническое состояние группы до прохождения перевалов 2Б категории сложности. Но руководителю очень не хотелось иди перевал Кара-Сай Сев, провешивая 2 или больше веревок на подъем по достаточно крутому (30-40 градусов) льду. (кошки мы пока не надевали)
Если посмотреть отчеты, то перевал Кара-Сай Сев. ходили чуть ли не в каждом году, когда в районе были группы. В основном это походы 3-ей категории сложности (красная линия). Группы «посильнее» проходят перевал Апендикс (2Б), если идут поход 4-ой категории сложности (зеленая линия). Но руководителю не хотелось подниматься на перевал Кара-Сай, а перевал Апедникс не выходил на ледник Петрова. Тогда ему пришло в голову не лезть по ледовой стене, а пройти траверсом южнее, после чего спуститься на ледник Кара-Сай и уже потом, дойдя до седловины перевала Кара-Сай, спуститься на ледник Петрова. Сделать данное прохождение радиально было неправильным, так как некоторые участники не имели опыта работы с перилами в горах и хождения в кошках, и радиальным восхождением не решалась задача акклиматизационного кольца. С виду предполагался не сложный подъем в связках и кошках близкий к 2А. По карте спуск тоже не представлял никакой сложности. В общем, намечался первопроход.
10 августа 2017 года за 20 минут группа подошла к замерзшему кулуару. Еще через 10 минут кулуар был пройден всеми участниками, сделавшим снежные ступени, и в 9 часов группа отдыхала между двумя бергами. Оставалось подняться на перевал.
И вот, руководитель, лидируя в связке, выходит на перевал (тут может играть какая-нибудь героическая музыка), видит широкую снежную седловину, небольшой скальный гребень севернее седловины, а там отчетливо виден тур … Группа на перевале, а в туре ржавая консервная банка, а в ней перевальная записка. Вот она.
Тяжело передать словами, когда первое, что ты видишь: «Эстонский республиканский совет по туризму и экскурсиям», а датирована она 13 августа 1977 года, то есть она пролежала в этом туре 40 лет. И если бы не некоторые обстоятельства, пролежала бы еще дольше. К слову с перевала Кара-Сай Сев., с которого мы позже спустились на ледник Петрова, мы сняли записку 17-ти дневной давности (24 июля 2017 года).
И вот мы добрались до основной темы рассказа. Попытке ответить на вопрос: «Почему записка пролежала так долго буквально в 500 метрах от двух часто посещаемых перевалов?». Было бы понятно если бы ее не нашли, потому что она была хорошо спрятана, но ни у кого из участников похода такой мысли и не возникло. Может перевал был слишком сложным и нелогичным, но подъем на перевальный взлет за час, без провешивания веревок вряд ли может сравниться с 100 метрами перил. Перевал был разве что немного опаснее, так как слева имелись выходы ледопада, но он может быть пройден по другому маршруту (в лоб) с провешиванием около 50 метров перил. Мне видится проблема, что часто поход перестает быть неким исследованием гор, а становится спортивным мероприятием, которое требует выполнения конкретного количества упражнений (в нашем случае прохождений перевалов и вершин) при этом особое внимание обращается на то, за какой срок выполнены эти упражнения. Поэтому потратить лишний час на исследование окружающего пространства – это отстать от других и стать хуже. Все реже в отчетах видишь указания реального размера ледников, описаний рек. При выпуске похода от нас требуют описания и фотографии с описанием техники прохождения препятствия. Многие руководители стараются им следовать, то есть если на перевал необходимо провесить 100 метров перил, то провесят, и даже не посмотрят более простой путь прохождения, ведь тогда не будет пройдено спортивное препятствие и спортивный маршрут. Будет пройден маршрут проще, что сделает поход менее ценным, наверное J. Кроме того, отхождение от заявленного маршрута может вызвать «гнев МКК», которая после сложного и нервного выпуска маршрута (обычно от МКК чувствуется не желание помочь, а желание урезать маршрут и приходится его отстаивать) кажется подобным концу карьеры. Рвение МКК тоже можно понять, оно стремиться уменьшить аварийность, а прохождение неизвестного перевала никак этому не способствует. С другой стороны я часто слышал в свой адрес «а нельзя было бы пройти данный маршрут быстрее» и это звучала как упрек.
Горы намного удивительнее, прекраснее и разнообразнее, чем на картинках. Группа, идущая сложный маршрут каждый день испытывает множество эмоций и тягот, причем почти все они не имеют отражения в отчетах. Эти эмоции и есть то самое, зачем мы идем в горы. Очень хотелось бы пожелать все руководителям и участникам, что бы спортивные амбиции и планы не мешали получать уникальное удовольствие от гор, чувство борьбы, преодоления, видеть величество природы над человеком и все еще оставаться в душе исследователями и первооткрывателями.
Добавить комментарий