.
7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Группой пройден интересный спортивный маршрут шестой к.с., связавший побережье Карского моря (Северный Ледовитый океан), полуостров Ямал, Байдарацкую губу, обширные пространства тундры с горными узлами северной оконечности Полярного Урала. Нитка маршрута, включающая прохождение арктических ледовых участков, полутора десятков перевалов и вершин горных районов Полярного Урала, удачно сочетает элементы первопрохождений и классические препятствия.
Зачетный путь |
П=605км, в том числе, 276км (12 дней) по тундре, ТС = 0, 329км (13 дней – 1 дневка) в горной области (ТС 0) |
Продолжительность |
t = 25 дней, в том числе, 1 дневка и 3 полудневки |
Перепад высот |
В = 9.8км |
Число КП на горной части с ТС 0 |
Категорированных перевалов: 3 х 1А, вершин и траверсов: 3 х 1Б и 3 х 1А Т = 11. (Без учета первопрохождений) |
Работа, затраченная на преодоление КП |
Т = 20.8 (На горной части маршрута) |
Эквивалентная протяженность |
ЭП=709км |
Всего за 25 дней пройдено 605км пешком и на лыжах, в том числе, 276км (12 дней по тундре), 329км (13 дней в горах СЧПУ), 12 перевалов, в том числе, 3 х 1А, 4- первопрохождения (1 х 1А, 3 х н.к), 8 – обзорных вершин и траверсов, в том числе, 3 х 1Б и 3 х 1А. Район среднегорья восточнее долины р.Нярмаяха, а также, траверс массива Хутасангарэй (в.Хуута-Саурей) пройдены впервые. Основные характеристики для расчета и оценки категории сложности похода согласно “Методике категорирования лыжных маршрутов” (см. Сборник “Русский турист” Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004гг., ТСС и ФСТ России, М., 2001, 44-46).
Пройденный маршрут, в сравнении с мероприятием 2000г.( VI к.с.) - более интересный и сложный. В отличие от прошлогоднего сезона, свежая группа (из прежнего состава только двое: руковод. и участник А.Колпаков) прошла все участки района абсолютно новыми маршрутами. Единственное, что мы повторили, так это восхождения на три вершины полярной группы: Б. и М.Манясей, Константинов Камень. Место уж очень душевное… Обойти стороной просто невозможно. На Северо-востоке гор СЧПУ открыли обширную, свежую для туристов область с новыми интересными формами рельефа. Здесь встречаются отдельно стоящие горы, хребты которых напоминают причудливых гигантских рыб, плывущих над тундрой.
С точки зрения группы, путешествие дает полное представление о характере этой части российского Заполярья. Экзотика бескрайней тундры и арктического побережья, зимние ландшафты альпийского рельефа, торосы Карского моря, множество нехоженых обзорных вершин, грандиозные цирки ледниковых каров, мощные пласты многолетних снегов, живописные каньоны и озера зелено-голубого льда оставляют у туриста-лыжника неизгладимо приятное впечатление.
Местного населения и туристских групп на маршруте не встретили. Путешествие прошло полностью автономно и в заявленные сроки. Отклонений от графика движения нет (см.Прил.10.4).
Успешное прохождение маршрута подтвердило качество пред походной подготовки всех участников и снаряжения. В очередной раз отмечены положительные стороны сочетания групповой и индивидуальной продуктовых раскладок (см.Прил.10.8). Проведена дальнейшая отработка такой системы организации питания. Все участники туристского путешествия, несмотря на сложные погодные условия (см.Прил.10.2 Метеодневник), показали высокую психологическую и физическую подготовку, что благоприятно сказалось на прохождении маршрута в целом. Все дневки и полудневки на маршруте по причине непогоды.
Проделана серьезная работа с различными источниками информации, в результате чего подготовлены: “Обзор истории туристского освоения района” (Гл.3), “Список источников информации” (Гл.8), Подборка картографического материала (Гл.9), а также, “Перечень перевалов и вершин района СЧПУ” (см.Прил.10.3.). Последний содержит сведения о 138 технических препятствиях, известных здесь лыжникам на конец 2001г. С точки зрения современных представлений уточнены категории сложности некоторых перевальных седловин. В “Техническом описании” (Гл.6) представлены рекомендации по построению перспективных лыжных
маршрутов по району СЧПУ. Пригодится и новая информация о транспортном обеспечении (см.Прил.10.5) - ключ к “достижению” Ямала и Арктического побережья…Собранные в отчете сведения будут полезны при организации здесь различных туристских мероприятий. В частности, позволят спортивным группам с большей надежностью планировать интересные маршруты. Некоторые из материалов отчета уже активно используются туристскими группами Москвы.
Настоящий отчет содержит 70с. текстового материала, 154 фотографии, две обзорные карты масштаба 1см:10км, комплект карт масштаба 1см:1км (16 листов), полезные таблицы и схемы.
О маршруте группы доложено на вечере туристов-лыжников, запланированном на конец декабря 2001г. в МГЦТК и посвященном наступлению Нового 2002 года. Подготовлен видеофильм “МАРАФОН ЯМАЛ-УРАЛ”.
.
.
.