.
4. АНАЛИЗ МАРШРУТА И БЕЗОПАСНОСТЬ
При подготовке маршрута учтен, изучен и обобщен доступный опыт туристских групп, путешествовавших в СЧПУ, в том числе, на маршрутах с выходом к океану. Разработка и планирование нашего маршрута была тесно увязано с информацией о нитках и сроках путешествия других туристских групп, находящихся в районе.
Изучена имеющаяся туристская и общегеографическая литература по району путешествия, получены необходимые консультации у побывавших в районе путешествия лыжников и пешеходников. Критически оценен опыт собственных лыжных походов 90, 91, 94 и 2000 годов в этих районах: Подобраны комплекты лучших обзорных карт, а также весной 2000 г. приобретены на рынке отсутствовавшие ранее листы топографической карты масштаба 1км.
Перед выходом на маршрут все участники группы были ознакомлены под роспись с “Памяткой по безопасности для участников лыжной группы” (см.Прил.10.7), а также с “Памяткой лыжнику по прохождению лавиноопасных склонов” и другой специальной литературой (см.Гл.8, 11-14).
По результатам предшествующих туристских мероприятий установлено, что район по-прежнему является перспективным для дальнейшего исследования мобильными спортивными туристскими группами. К началу нашего путешествия накопилось достаточно информации для эффективного планирования и проведения нового туристского путешествия группы москвичей в этом регионе.
Предполагалось гармоничное сочетание на маршруте уже изученных участков, имеющих достаточно подробные объективные описания и некоторых очень интересных зон первопрохождений – “белых пятен”. Заявленный основной вариант маршрута, предусматривал начало маршрута от поселка “Майами” на 247км – “головы” строящейся ямальской трассы ведомственной ж\д “пос.Обской – п-ов Ямал”.
Поход планировался полностью автономным, без использования забросок и пополнения в пути продуктами и снаряжением. Также пришлось свести к минимуму радиальные выходы, но при этом не пропускать интересные объекты поблизости.
На маршруте было определено несколько особенно приоритетных участков:
Предварительно было намечено три варианта окончания маршрута: в г.Воркута, пос.Полярный (110км) или на ст.Обская (г.Лабытнанги). Окончательное решение принималось по обстановке ближе к концу похода. По ходу запланированной нитки путешествия нами предполагалось необходимое число запасных вариантов, возможное сокращение маршрута и варианты аварийных выходов.
При прохождении маршрута соблюдались все необходимые меры лавинобезопасности. Это и выбор оптимального времени прохождения лавиноопасных склонов и выбор безопасного направления движения, наблюдение за склонами, дистанция, накопление участников на безопасных участках, страховка, использование определенных технических средств контроля. Особое внимание обращалось на то, чтобы на потенциально опасных участках не находилось одновременно более 2-3 участников, действовал запрет на движение в опасных местах в условиях недостаточной видимости, а также на максимально возможную безопасность расположения бивака и мест подхода к нему.
В целом, при предварительном рассмотрении, с учетом протяженности, продолжительности, запланированном наборе естественных препятствий, в том числе серии намеченных первопрохождений, заявленный маршрут был предварительно оценен шестой категорией сложности.
С целью более полного использования светового дня в группе планировалось ввести декретное время: +2 часов к московскому времени. В результате световой день проходил с 8 до 20 в начале похода, и с 6 до 22 часов декретного времени в конце.
Безопасность на маршруте обеспечивалась как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Групповой уровень состоял в хорошей схоженности большинства участников группы, а также в соблюдении известных, традиционных мероприятий по лавинобезопасности, включая как тактические построения, так и соответствующее лавинное снаряжение. Кроме того, использовалось проверенное и надежное специальное снаряжение, призванное обеспечить известный комфорт всей группе в безлесной зоне. Например, горное снаряжение фирмы “Гривель”, в том числе, ледорубы и кошки, газовая кухня на трех горелках, ветроустойчивая шатровая палатка (рассчитанная Георгием Обиденым, Москва) и прочее. Ремнабор предусматривал восстановление сломанных лыж и любого другого снаряжения. На маршруте применялись детские пластиковые санки разных моделей, позволяющие в случае необходимости собрать транспортировочную платформу и обеспечить щадящие условия при эвакуации пострадавшего.
Для решения специальных тактических задач, в том числе, для мобильных разведок и “тропежки по направлениям” внутри спортивной группы были созданы “малые” группы в составе 2 человек во главе с опытными звеньевыми, а также специальный “штаб” медицинской и психологической поддержки. Возможность разбиения группы на части, запланированные “заслуженные” дневки, определенное время для “оттяжки” - должны были сыграть свою положительную роль в преодолении холодовой и физической усталости. Последней цели служил запас питьевого спирта.
Уровень подготовки группы практически исключал авторитарные методы руководства, что должно было благотворно сказаться на психологическом комфорте всех участников спортивного путешествия. Часть участников группы имели за плечами специальные курсы ОКСО, практику медицинской подготовки при НИИ СП им. Н.В.Склифасовского, лыжные школы ВТП, сборы в альплагерях.
Индивидуальная безопасность базировалась, в первую очередь, на отличной практической и теоретической подготовленности всех членов группы (достойный лыжный и перевальный опыт, как минимум до 2Б включительно), на хорошем личном и специальном снаряжении (радиомаячок типа “Сурок”, лавинный шнур, лавинная лопата, НЗ, сигнальный комплект, индивидуальная медаптечка, компас и комплект карт). Это позволило на всех участках, не требующих группового взаимодействия, отказаться, например, от практики назначения замыкающего. Некоторое личное снаряжение, в том числе, продукты питания повышенной готовности, в случае необходимости, могли поддержать отдельных участников до подхода аварийно-поисковой команды. Групповое снаряжение (газ и газовые горелки, радиоприемники, радиостанции среднего радиуса действия в 5-10 км и т.п.), распределенное соответствующим образом, также служило выполнению задач индивидуальной безопасности.
Выход из лагеря по мере готовности, практика тропления, базирующаяся на индивидуальном контроле своего самочувствия, отработанная в походах слаженность преодоления технических препятствий и в установке лагеря, индивидуальное питание в дополнение к групповой кухне были призваны послужить общей благой цели - пройти интересный спортивный маршрут без сбоев и, одновременно, хорошо отдохнуть.
Питание группы осуществлялось разнообразной высококачественной калорийной пищей в трех-четырех разовом режиме. Использовался лично-групповой метод организации продуктовой раскладки (см.Прил.10.8 Организация питания). Участники предусмотрели и подкормку витаминами, микроэлементами, что позволило сохранить силы до конца маршрута.
.
.