5. ДНЕВНИК ПОХОДА
(Дневник похода вел Александр Соловьев)
ДЕНЬ |
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ |
УЧАСТОК |
День 1 |
В этот день у Лехи Р. день варения, настроение у всех отличное. Встали за час до прибытия, отметили этот светлый праздник (С тортом и шампанским позавтракали) и вышли в Новой Чаре. Здесь сели на автобус до пос. Старая.Чара (автобус отходит сразу после прибытия поезда, то есть в 10.10 м.в., цена 4 р. с человека и 4 р. с рюкзака). Добрались в пос. Старая Чара за 0,5 часа. Здесь понаслаждались минут 5 воздухом и пошли в направлении верховья р. Ср. Сакукан. Долго ли, коротко ли мы шли, но через минут 10 нас догнал “Урал”, в котором путешествовала школа Харченко и Харитонова (знакомые Леши). Они нас подобрали и подбросили на 10-15 км поближе к пескам, а сами поехали дальше. Мы кинули рюкзаки в кустах и налегке побрели к пустыне. Идти до нее 1 час, возвращаться обратно - тоже 1 час, а гулять по ней можно сколько угодно. Но мы гуляли, как ни странно, тоже 1 час. Вернувшись к нашим мешкам, группа, и я вместе с ней, почувствовали голод. Пообедавши, подсушившись (так как к пескам идти вброд через р. Ср. Сакукан), двинулись дальше. Идем мы полчаса - тяжко, но мы идем. Вдруг слышим звук приближающегося “Урала”. В “Урале” тот же водитель, и сам “Урал” тот же, но уже другая группа. И меня вместе с рюкзаками, отправляют вперед. Я, добравшись по МАХ на “Урале”, выгружаюсь с московской, как оказалось, группой, развожу костер, готовлю есть и жду наших. Они пришли поздно, около часа ночи. Допраздновали день варения и спокойно легли спать. PS. Билет от г. Северобайкальск до ст. Новая Чара в общем вагоне стоит 120 р., от ст. Новая Чара “Урал” в горы стоит 1500 р. на группу. |
Поезд- Новая Чара - пос. Старая Чара – р. Ср. Сакукан |
День 2 |
В этот день мы прошли около 20 км с рюкзаками примерно по 45 кг. Встали часов в 10, позавтракали и пошли. Погода великолепная (сегодня и комаров мало - эти злые лесные жители, похоже, любят обитать внизу). Собрались, сложились, оделись, и мало ли еще что, и пошли. Перед обедом встретили группы Харченко, Харитонова и других Москвичей. Хорошо пообщавшись (не без помощи Лехиного коньяка), переправились на другой берег ручья Дорожный. Там и пообедали. Отдохнувши и набравшись сил, пошли дальше. Вечером дошли до моста, там и встали на ночевку. PS. “Дорога- тропа” - хорошая, набитая. Переправы через притоки вешать не надо было (мы прошли легко), только обувь немного подмочили. Мосты старые, перегнившие. Кое- где еще есть, но, в основном, они разрушены. |
Река Средний Сакукан - мост через реку Ср. Сакукан |
День 3 |
Встали, как обычно, поздно. Позавтракали. К обеду добежали до ГМС. Промокли - моросил дождик. В ГМС подсохли, поели, разделили заброски, сбегали, оставили одну и упехали к пер Сюрприз. По пути собирали ягоды и грибы. Дойдя до руч. Сюрприз, перешли его и примерно через 150 м на левой стороне ручья, оставили вторую заброску (там скальный берег с пещерами, где можно очень хорошо оставить заброску). После пошли вверх к перевалу через морену. Взобравшись вверх по сыпухе, увидели озеро. Встали на ночлег на другой стороне озера (там стоянки туристов). |
Мост через реку Ср. Сакукан – ГМС – руч. Медвежий - подход под пер. Сюрприз |
День 4 |
Встали, как обычно, погода пока нормальная. Подъем под перевал представляет собой сыпуху, по которой мы успешно и поднялись. На перевале записки не нашли, но не огорчились и оставили свою. Собрались, выбрали место для спуска, одели системы и стали спускаться. Первым послали меня (Это - моя первая 2А в жизни и я в первый раз иду первым, вот такой парадокс). I участок: 1 часть - 20 м дюльфер до петли (петля вешается на большой черный камень) 2 часть – 15 м траверс с одной перилой по сыпухе до скалки и камня (Там можно вбить крюк и повесить петлю) 3 часть – 35 м дюльфер по сыпухе и еще 10 м по кулуару (Слева полочка чтобы вбить крюк) 4 часть – 40 м дюльфер по сыпухе и далее по сыпухе далеко вниз II участок: Или 40 м дюльфер с веревкой (надежно) или немного страшновато - с рюкзаком, но можно пройти и без веревки PS. 2-й участок прошли под дождем и ветром. Встали сразу после перевала у озера, там стоянки. |
Под перевал - пер. Сюрприз (2А) – спуск к озеру |
День 5 |
Туман - везде туман, дует ветер и моросит дождь. Сидим, играем в шахматы и ждем нормальной погоды. Перевели часы на 2 ч. вперед. |
Дневка |
День 6 |
Встали в 10 ч., пасмурно, но к 12 ч. развеяло, и мы вышли. Дошли до перевала за 2 ч. Перед перевалом пообедали, набрали кусков нефрита и пошли вверх. Серега на спор взлетел на перевал за 28 минут, а мы (Леха, Света и я) поднялись не спеша. На середине встретили двух Лешиных друзей из института, пообщались и пошли дальше вверх. Перевал представляет собой сыпуху в обе стороны. На перевале откопали записку, заменили ее на свою и побежали вниз. Вниз бежать было легко (Сыпуха, она и в Африке сыпуха). Когда подошли к лбам, забрали влево и спустились до зеленой лужайки. Там и заночевали. |
Озеро - пер. Балтийский - спуск |
День 7 |
Встали в 10 часов, позавтракали и полетели к р. Ср. Сакукан по набитой тропке. До обеда были уже внизу. Пообедавши, пошли в Мраморное ущелье. Вначале заглянули на могилы и поломились вверх (Хотя, надо было уйти немного назад, до переправы через ручей. Там натянута проволока. И пойти по второй тропе наверх). Вышли к шахтам по добыче урана и стали исследовать сохранились там вышки охраны, дома, предметы быта, носилки и другие очень интересные вещи. Леша со Светой поснимали немного и пошли вниз, а нам с Серегой было любопытно добраться до самих шахт. Сами шахты оказались завалены. Уран добывали заключенные в шахтах, на носилках доносили и складывали в лифт, лифт поднимался, а заключенные опять на носилках доносили эту руду до желобов, там она скатывалась до самого низа, где упаковывалась и грузилась в машины или шла на склады. Вскоре стал моросить дождик и похолодало. Так что мы бегом спустились вниз и легли спать. |
Лужайка- 300м перед ГМС, радиальный выход в Мраморное ущелье |
День 8 |
Сегодня полудневка. Высыпаемся. Завтракаем, и завтрак плавно переходит в обед. Собираемся и идем к перевалу. Заглянули в ГМС, там пообщались со свердловчанами и пошли к заброске, встали под оз. Пионер (оно - слева наверху). Настроение отличное. Насобирали грибов и ягод, остаток не съеденных грибов замариновали и оставили, дабы съесть на обратном пути. PS. Приятно искупались в озере Пионер. |
Полудневка - ГМС- заброска №2 - подход по руч. Медвежий под оз. Пионер |
День 9 |
Погода пасмурная, к вечеру рассолничалось (разгулялось). |
Дневка |
День 10 |
Погода ясная, за один переход дошли до ледника, одели кошки и полезли вверх. Подъем трудноват, гребень узкий. Спуск - хватает 100 м веревки, потом слева идет тропа над скалами, которая уводит на сыпуху, по ней спускались вниз (спуск занял около 2,5 ч.). От перевала ушли на 1 км в верх по долине в сторону к перевалам Ленинградец и 25 лет Советской Латвии. PS. На спуске с пер. Трех жандармов в сторону истока р. Кодар есть минерал Чароит. |
Стоянка под оз. Пионер - пер. 3-х Жандармов- спуск |
День 11 |
Встали, перекусили. За 1-2 часа дошли под перевал 25 лет Латвии, а справа, чуть сзади пер. Ленинградец (на него решили сходить радиально). Леша и Света поднялись и пошли вниз, а я и Серега бросили веревку и спустились на ледник Советских географов, вверх поднялись на жумарах. |
Подход к пер. 25 лет Сов. Латвии – р. в. на пер. Ленинградец |
День 12 |
Утро, солнце. Мы собрались, прошли метров 100, одели кошки и поднялись по леднику вверх, подъем у нас был “в лоб” - 15 м веревки на подъем и 45м на спуск. Гребень на перевале узкий. Собрались, поднялись, одели системы и спустились вниз быстро и легко. И к концу дня были у пер. Рижан и 4-х. PS. Встали у озера, точнее 200 м от него. Озеро с айсбергами и сосульками. Купались, вода – и правда холодная, приятно обжигает. Ледника, как показано на картах, нет, он стаял, но есть снежники. Стоянки отличные есть чуть выше, в 600 м от нас. |
Перевал 25 лет Латвии- спуск - подход к перевалам Рижан и 4-х |
День 13 |
Встали утром, подумали и решили пройти пер. 4-х, а пер. Рижан оставить. Если будете здесь, то пер. Рижан будет смотреть на вас прямо в лоб. На пер. 4-х надо идти, забирая влево, ближе к снежнику, а потом по краю ледника выйдете на тропу, которая пойдет вправо. (На перевале 4-х сначала узкий гребень и большая седловина перед туром, хоть палатку ставь). На спуске можно и лучше повесить 100 м веревку и спокойно спуститься. Если нет такой возможности, можно спуститься по тропке сбоку до ледника. А перед ледником повесить веревку 60 м, т.к. ледник довольно крутой (35 гр.) и внизу заканчивается бергом. Дальше по леднику и без кошек идти нормально. Спустившись, встретили группу москвичей, с которыми я ехал в “Урале”, пообщались, и разошлись в противоположные стороны. Подошли под пер. Медвежий и решили пообедать, а погода начала портиться. В спешке поставили палатку, пообедали внутри, под хорошей грозой, еще часок отдохнули и рванули на пер. Медвежий. Я и Серега прошли перевал за 1ч 40 мин. (Время от обеда до низа другой стороны). После добежали до стоянки под оз. Пионер. Там встали и заночевали. |
Перевал 4-х - спуск – пер. Медвежий - спуск |
День 14 |
Хорошо выспались. Поздний завтрак. Снялись, подошли к ГМС. В ГМС встретили часть группы Харитонова и его самого. Нас накормили, опоили спиртом. Ну, в общем, наши люди! И мы, недолго думая, поставили лагерь рядом с ГМС. Сбегали, забрали заброску, набрали побольше дров, натянули тент, и общались до 3-х часов ночи (вечером подошла большая часть группы Харитонова). |
Полудневка - ГМС |
День 15 |
Очередной поздний подъем. Завтрак. Переправа через р. Ср. Сакукан. Уходим в сторону пер. Мурзилка и к истоком р. Ср. Сакукан. Тропа в стланике то теряется, то опять появляется. Местность, под конец, становится болотистой, но грибной. Собираем грибы. Подходим под цирк Царский Трон, там и встаем. Бежим назад за дровами и стлаником. Готовим шикарный ужин с блинами и сгущенкой. |
ГМС - стоянка под цирком Царский Трон, напротив пер. Снежный |
День 16 |
Просыпаемся ясным, солнечным днем. Решили посмотреть на 3А. Почти все, кроме Леши (он уже там был). Быстренько, до обеда успели сбегать (3А - пер. Снежный представлял собой с нашей стороны сыпуху, как на 1А, а с другой - стенку, около 300м!). После обеда каждый занимался “кто чем”. Лично я - читал и загорал. Под вечер Леша и Света сходили в цирк Царский Трон. Говорят, что там очень красиво. |
Дневка - рад. выход на пер. Снежный и в цирк Царский трон |
День 17 |
Встали в 10 часов, погода облачная, но и солнце есть. За 1 переход дошли до озера под пер. Мурзилка. Там сделали обед. Радиально сходили на пер. УПИ и пер. Олимп. Потом пошли на пер. Мурзилка. На подъем пер. Мурзилка - это живые камни и сыпуха, а с другой стороны - это - подтаявший ледник с двумя бергами (20 - 25 гр. От седловины до берга 40 м, лед гладкий). Постоянно что-то сыпется, валится. Спустились удачно, никто ничего не повредил, дошли до правого озера и в конце его встали. |
Стоянка - рад. выход на пер УПИ и пер. Олимп - пер. Мурзилка- спуск |
День 18 |
Встали, погода облачная. Прошли примерно 1,5 км, сзади увидели темные тучи, которые пытались нас догнать, облако пыли и летящие бульники около того места, где мы ночевали. Идем дальше по тропе, которая то есть, то нет. Накрапывает дождь. В итоге, встали на обед и решили переночевать из-за низкой облачности и дождика. |
Озеро - 7км ниже его по реке Мурзилка |
День 19 |
К полудню нашего времени облачность немного поднялась, стало возможно идти, ну, мы и пошли. Шли мы вдоль р. Мурзилка и по самой р. Мурзилка, и через р. Мурзилка несколько раз переходили за тропой. Потом на другом берегу нашли тропу и пошли по ней, поедая на своем пути бруснику горстями. Примерно в 4 ч. мы встретили еще одну группу москвичей, идущую навстречу. От нее мы узнали, что спустившись вниз, лучше уйти на 0,5 км в сторону розлива, перейти р. Апсат по этому розливу, пройти по старым тропам с другой стороны р. Апсат несколько км и выйти на дорогу, очень хорошую дорогу, по которой ездит “Урал”, и другая техника вездеходного типа. Пообщались, обменялись адресами, пошли дальше. Когда почувствовали, что спускаемся вниз, тропа стала пропадать. Мы понемногу, забирая влево, спустились к р. Апсат. Остановились в районе розлива, около заболоченного озера в зарослях голубики. Много дров. Празднуем спуск грибами и блинами. |
Стоянки – на реке Апсат |
День 20 |
Встали. Облачно. Собрались духом и пошли. Перешли р. Апсат. Пошли по пропадающей тропе и бурелому вдоль реки. В итоге, и правда, вышли на дорогу. По дороге дошли до четкой изгороди, свежей и длинной. Если пройти вдоль нее вправо по ходу, то можно посмотреть на Большой Апсатский водопад, что мы и сделали. Прогулялись до водопада и обратно, прошли немного ниже и встали на стоянку. |
Р.Апсат – брод – дорога - стоянка ниже водопада (200м) |
День 21 |
Утро - ясный, солнечный день. Переправа сразу после завтрака. Прошли вниз около 200 м, где дорога забирает вверх, и там переправились. Перешли нормально, мокрые по пояс. Там двинулись вдоль р. Апсат, находя тропу. Дальше опять нашли дорогу, шли по ней, а потом по следу вездехода, а потом по утоптанной тропе до самой г. Зарод. На г. Зарод решили не вставать (Там нет дров). Встали на верхних озерах. |
Стоянка - брод на другой берег реки Апсат - озеро Зарод |
День 22 |
Встали, искупались, помылись и двинулись в путь. До г. Зарод по тропе вдоль Зарода. Идем до того места, где она теряется. Там на перегибе - тропинка, внизу - дорога, по которой мы и шли до ближайшего озера (местность правда болотистая), но есть много дров и ягод с грибами, а вдобавок и местные, злые, кусачие и очень- очень голодные жители (комары). |
Оз. Зарод - стоянка на озере Остров после оз. Зарод |
День 23 |
Утро, знаем, что идти отсюда 20-25 км до пос. Старая Чара. Мы рванули по дороге очень хорошим, бодрым шагом - 4км/ час. До обеда спустились к лугам, а на лугах растет княженика (По вкусу напоминает сладкую - сладкую клубнику). Мы часок-другой попаслись на горных лугах. Встретили местных жителей (Они совсем не злые и здесь заготавливают сено). Отсюда до пос. Старая Чара две дороги: Одна, - короткая и без машин. Другая, - длинная, но с машинами. Мы выбрали длинную (9 км) без машин и за 1,5 часа дошли до поселка. Но есть одно “но”. В самом конце дороги - речушка, она по пояс, мы прошли вброд, но, как водится, сбоку, слева по ходу, оказался мостик. По нему переправа помельче. Переправились и встали там же лагерем, сбегали в Старую Чару, набрали продуктов и обожрались по случаю выхода в цивилизацию. |
Стоянка у озера - ночевка рядом с аэропортом пос. Старая Чара |
|
Жизнеописание подготовлено Александром Соловьевым, участником похода. |
|
.