маршрут Тегеран - пос. Параджан – вершина (4413, 1Б) – перевал Менруд (4084, 1Б) – долина Менруд -  Каспийское море.

Во второй части  нашего мероприятия мы взошли на высшую точку Иранского нагорья - вулкан Дамованд (5622, 2А).

В конце нашей поездки прогулялись по Тегерану и были гостями на домашний ужине в одном аристократическом семействе.

Пересечение хребта Эльбурс в районе Алам –Кух.

 

Фотографии

 

Итак: визы получены, билеты на руках. Экстрим начался, отступать поздно. Апрельский дождь, аэропорт Шереметьево, departure table. Провожающие друзья, из уважения, прощально машущие руками (про себя покручивающие у виска). Самолет и, первое удивление - группа веселых поляков в майках «Damovand 2004». Веселость объясняется 3 причинами – 1) 8-ми часовым ожиданием в аэропорту, 2) Duty free, 3)  В Иран спиртное запрещено ввозить. По крайней мере в багаже. Про желудок и кровь ничего не сказано. У них та же программа - сначала Алам-кух, затем Дамаванд.

В 3.40 самолет прилетел в Тегеран. А тут оказывается время сдвинуто относительно Москвы на 30 минут вперед. Поляки собираются в отель отсыпаться, но мы то упертые, мы хотим сразу на маршрут. Ну что ж из толпы встречающих выскакивает парень по имени Маджит, и говорит, что он нас встречает. Тут же разменяли 100 долларов на местные бумажки. Дальнейшее исчисление цен ведем в «больших бумажках».

Одна большая бумажка = 10000 риалов = 1000 томанов ~ 1 евро ~ 35 рублей. Кстати валюту «евро» в Иране не принимают. Маджит достает персидскую карту района Алам-Кух из которой следует, что нам ехать в деревню Параджан, а на нашей карте все названия вообще неправильные. Смотрю в GPS, прибор говорит, что все это не сон, и что правда мы в Иране. Векторизованная ручками карта села нормально.

            Поехали по здоровенному автобану, мимо арки, на город Казвин. По дороге на заправке купили бензина для примуса. Поворот на Ибрахимабад, перевал Ибрахимабад и внизу поселок Джостан, где у дороги куча магазинчиков. Далее едем до послека Геларуд, и затем вверх по горной дороге до деревни Параджан. Прямо из под колес выскочила лиса. В Параджане дорога заканчивается. Интересно, что наш водитель Маджит не понимает диалекта местных жителей. Он очень беспокоится как же мы будем находить дорогу в горах.

            Еще вчера вечером я ужинал дома, а уже сегодня утром мы находимся в горах и уже на маршруте.

            Однако нам все ясно - под рюкзак и пошли вперед. Все таки мы упертые ребята – бессонная ночь, самолет, горы, акклиматизация   - но надо перехода 4 пройти. Через несколько переходов дошли до развилки рек. Нам направо. Решили пообедать и немного поспать.

            После обеда нас ждал сюрприз – элементы каньонинга. Несколько тяжелых   бродов для первого для оказались перебором. Встали посреди каньона у реки. Вечерком пошел дождик. Поужинали и спать. Спали целых 13 часов! 

            Южные склоны хребта Эльбурс безлесые и видимо довольно сухие в летние месяцы.  Если ходить тут летом, могут быть проблемы с водой. Долины прорезаны каньонами и напоминают каньоны Кунь-Луня. Вероятно в этих районах  малое оледенение в прошлый ледниковый период не сделало широких долин. Из-за этого долины остались узкими - вода прорезала в них глубокие ущелья.

Утром прямо у лагеря встретили обычную лису. Пасмурно накрапывает. Вышли в 12 часов. Погода не очень. К 14.00 перебродив реку несколько раз, с одного борта на другой, подошли к повороту на север, на перевал. Перед поворотом есть хорошее место для лагеря. К перевалу уходит довольно глубокий каньон, полностью забитый снегом. Много снежных мостов , иногда под ними видна вода. 

Повалил снег. Двигаемся по дну каньона. Неглубокая тропежка. Прошли до 16.00 под падающим мокрым снегом и встали на дне каньона. Высота около 3200 м. Его борта лавиноопасны. За ночь выпало 10 см снега.

С утра солнечно, видны свежие лавинные выносы. Свежий абсолютно белый снег экранирует сам себя от раскисания. Начинаем набирать по ребру в сторону вершины 4413 (4379 по карте). Очень жарко. К обеду вылезаем по ребру на 3700. К вечеру высота уже 4130. Недоходя до гребня 200м по высоте ставим палатку и выкладываем стенку. Оказалось не зря.

К вечеру погода испортилась. Всю ночь дул ураганный ветер и валил снег. Утром валит снег, видимость 30м. В обед попробовали собраться и выйти на гребень. На гребне ураганный ветер и метель такой силы, что спуститься на другую сторону не удалось. Нас просто сдуло. Вернулись на старое место. Погодные условия чрезвычайно жесткие - аналогичны майскому Эльбрусу.

Весь следующий день ничего не изменилось. Ночью ветер усилился до ураганного. Всю ночь сидим и держим палатку спинами, чтобы ее не завалило. Иногда мы засыпали и падали, чтобы опять проснуться и держать стойку спиной.

Утром все раздуло и мы собрали рюкзаки и радиально вышли на гребень. Вот и панорама вершин Алам-Кух 4880 (на нашей карте имеет название Барир), Кухе-Техте Сулейман 4400, Кухе-гермабсер 4219.  Это самый высокий  узел хребта Эльбурс. На гребне сложено из камней круглое сооружение. Непонятно – является ли оно укрытием или просто туром т.к. все забито снегом. Спуск в долину несложный – все ходится пешком.  (вчера погодные условия были настолько ужасными, что мы не смогли спустится в долину по элементарной осыпи, и ползком по gps  вернулись назад). Долина реки выводит к поселку Рудбарек , в котором, по утверждению Маджита, с туристов сдирают по 20$.

По гребню быстро забежали на вершину 4413 (по карте 4379) – наверное она имеет какое то название. На вершине тур и какой-то знак-эмблема из алюминия. По виду заход с этой стороны на вершину Алам – Кух не сложный – 1Б,2А. С гребня просмотрели путь спуска с перевала Менруд в долину Менруд , которая ведет к Каспийскому морю.

Спустились на место лагеря и траверсом вышли на снежную седловину перевала (Менруд 1Б, 4083). Спуск с седловины не сложный и ведет по Долине к поселку Менруд и далее к Каспийскому морю. С седловины спустились по снежному склону (30 град 400м). Далее к обеду дошли почти до границы снеговой линии около 3000м. В обед повалил снег и все затянуло. Здесь и встали. Вечером все растянуло и стали показывать великолепны картинки.

Утром солнечно. Свистят улары и много следов живности на снегу. Вышли в 10.00. Начались коши, затем водопад из висячего ущелья по правому борту. Здесь растут разные пушистые , но предательски колючие растения – ежики. Упав однажды на такое растение, колючки из рук я довыковырял только дома. 

Ниже пошла широкая долина с кусочками обработанной земли. Слева по борту долины некие сооружения  для использования  нарзановых источников или нарзановых ванн. Отличная тропа идет по правому борту долины. Цветы повсюду.Незадолго до поселка Менруд тропа переходит на левый борт. Менруд выглядит заброшенным поселком из старых развалившихся домов и нескольких новых котеджей – типа дач. Людей негде не видно. Перешли по мосту на правый борт.

От Менруда продолжается тропа, ведущая к двум мощным поселкам с жителями.  Автодороги и света нет. Далее дорога идет по правому борту и спускается к реке, но местный житель зачем то направил нас по верхней тропе, по которой мы дошли до развилки из долины Меран, а затем спустились вниз к реке , где ее перебродили. Начинаются леса! Зато с верхней тропы мы увидели поселок Меран раскинувшийся на лесном склоне хребта – выше облаков, ниже которого лежит ущелье в тумане. Зрелище гораздо более впечатляющее, чем картины из фильма «Властелин колец – возвращение короля».

Далее дорога идет по левому борту долины и по ней может проехать трактор. Через некоторое время подошли к недостроенному бетонному мосту до которого доезжают машины. Далее идет хорошая грунтовая дорога по склонам гор. Внизу видны оборудованные поселки. Дойдя до поселка Сабалан к 18.00 мы обнаружили там машину, и местных жителей которые согласились нас довезти до моря. Погрузились в старенький пейкан – детище местного автопрома. Сначала дорога шла по ущелью, поле выхода из которого начался асфальт. К вечеру мы были в маленьком отеле-клоповнике без душа и горячей воды в поселке Тонекабон.

 

Следующий день мы переехали по берегу Каспия до города Амоль. Где познакомились с иранцами, приехавшими из Тегерана в выходной. В Иране, только один выходной день – пятница. Мы поужинали с ними в ресторане, и поехали по шикарному автобану с тоннелями к горе Дамаванд (у нас его называют Демавенд).

Восхождение на Дамованд 5622

Дамованд 5679 м  расположен в хребте Эльбурс - не действующий вулкан, считается высшей точкой центральной Азии. Долина около Дамованда сильно заселена и вся застроена поселками. Мимо горы проходит трасса Амоль-Тегеран. Из города Амоль мы доехали по трассе до поворота на деревню Рейне.

Вышли на повороте верхней дороги ведущей к поселку Рейне. Дорога асфальтовая и местные жители приезжают сюда на пикники. Сразу были озадачены полным отсутствием воды. Положение спасали маленькие снежнички. Как тут быть с водой летом непонятно. Видимо вся вода уходит в вулканические грунты. Отошли от дороги на зеленую лужайку поросшую тюльпанами и поставили лагерь. Высота 2700. Вечером показали великолепные картинки абсолютно прямого и длинного хребта Мианруд на закате.

            С утра просмотрели вершину и выбрали ребро по которому пойдем наверх. Видно, как на вершине развевается подозрительный дымный флаг – явно не снежного происхождения. Как оказалось впоследствии – это мощная серная фумарола.

Вышли утром. Пересекли глубокий овраг и направились к ребру. По склонам горы проходит огромное количество разных дорог и троп. Зелень трава, тюльпаны и сухие головки опиумного мака торчат повсюду. По середине южного склона стоит маленькая мечеть с золотым куполом и видимо горный приют. Но мы выбрали другое ребро, по которому стали подниматься. По ребру до вечера набрали 1500м и встали на высоте 4250 за выступом застывшей лавы. В этом месте впервые из тающего снежника на камнях нашли ручеек воды.

            На следующий день погода плохая. Вышли утром в надежде на улучшение. Дошли до 4700 – сильный ветер и выше сплошная облачность. Посидели и вернулись в лагерь. Ночью сильный ветер, но нас закрывает лавовый выступ.

            Утром погода получше. Вышли в 8.00. За 4 перехода подошли к скальному поясу на 5260. Лавовые осыпи оказались очень скользкими. Камни скользят друг по другу. Передвижение оказалось очень трудоемким. По снегу идти немного удобнее. Начиная с высоты 5000 м начались проблемы с газами. Воняет серой и сероводородом. Жжет легкие и глаза. Шум в голове.

            Маршрут через скальный пояс оказался ошибочным. Облезли скалы по небольшому кулуарчику в них и вышли на пологий восточный предвершинный склон. Здесь сернистых газов стали больше. Спасает только очень сильный ветер. Вероятно в безветренную погоду в этом месте можно реально отравиться газом.

            Из-за сильной загазованности стали обходить вершину траверсом склона примерно на высоте 5400 на западную – наветренную сторону.  Западный ветер сносит серный дым. Склон выглядит как смесь серого вулканического пепла и снега. Перед серной фумаролой вбит какой-то штырь со значком – видимо предупреждение об опасности.

            С юго-восточной части камни покрыты желтыми кристаллами серы и снежными наростами. Здесь свои маленькие фумаролы, но газов поменьше. Попадаются горячие участки склона без снега. Иногда снег проваливается и под ним до склона все протаяло от горячих газов. В 14.00 выходим на вершину. На вершине закрытый кратер покрытый снегом диаметром 100 метров. Кратер имеет две высших точки. Одна на западе и на ней вбит штырь и табличка – это вершина имеет высоту 5622. Скалы восточной вершины примерно такой же высоты, расположены около серной фумаролы и покрыты слоем желтой серы. Туда мы не пошли – опасно, можно отравиться. С вершины открывается вид на окрестные хребты – идеальный хребет Мианруд на юго-востоке.  С запада множество горных хребтов высотой 4000м . Большое горное озеро (непонятно искусственного или естественного происхождения) находится с юго-запада. На севере угадывается Каспийское море.

Спускаемся по другому маршруту обойдя скалы с запада. В лагерь приходим в 16.00. К 17.00 мы свернули лагерь и к вечеру были на дороге. Поймали машину и к ночи были в Тегеране. На следующий день мы погуляли по старому городу, побывали в гостях и ночью вылетели домой.

Самолет летит домой полупустой. Заняли по 3 кресла и спим на них лежа. Не знаю что же меня разбудило в 5 утра, но я посмотрел в окно и увидел поразительную картину. Из моря облаков, на рассвете возвышается горный массив Казбека. Отчетливо виднеются вершины Джимарайхох, Шаухох и Майлихох. Долины погружены в облака.

От моих воплей «Смотрите, смотрите!» сонные участники  чуть не умерли со страха, ожидая увидеть в окне горящий двигатель или оторванное крыло.

К сожалению, сфотографировать Казбек с самолета не получилось.

Иран, города ,  люди.

Везде в Иране мы встречали только доброжелательное отношение. Несмотря на то, что Иран считается полицейским государством у нас не проверяли ни каких документов ни разу и не останавливали. В целом все описания метров автостопа оказались соответствующими действительности и исключительно полезными.

В городах много такси. Цены в Тегеране с учетом традиционной для азиатских стран (включая нашу) накрутки для иностранцев могут приближаться к московским. Расплачиваться можно как реалами, так и USD. «Евро» практически не ходит.

Уровень образования и культуры как в столице, так и в мелких городах довольно высокий. В Тегеране в каждой 2-й лавочке с Вами могут объясняться на английском, в каждой 3-й лавочке можно спокойно побеседовать.

Погодные условия и сезоны хребта Эльбурс не сильно отличаются от Кавказских. Поэтому наилучшее время для поездок в Иран – июнь. Так же неплохо было бы оставить 5-7 дней чтобы посмотреть страну. Там еще много интересного.

Приложения (карты, точки маршрута, цены и прочее)