Федерация туризма г. Москвы
  Московский Авиационный Институт.
1. Идея похода.
2. Информация о районе похода.

ОТЧЕТ

3.Справочные данные похода . о горном туристском путешествии пятой
Техническое описание маршрута:
категории сложности по Юго-Западному Памиру,
4.1 Первая часть
совершенном 30.07 по 10.09. 2003 г.
4.2 Вторая часть

5.Выводы и рекомендации. Маршрутная книжка - N 1\3 - 504
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

Техническое описание маршрута.

к. Шитхарв – р. Сарышитхарв – рад. п. Вооруженных Сил (3А 6138 (п\п)) – пер. Медыр (3А 5703) – пер. Рацека (3А 5850)

Вторая часть: пер. Рацека (3А 5850) – оз. Зардив – пер. Ямчун (2А 5340) – пер. Джентив (2Б 5130) – р. Джентив – пер. Цахинловга (1А 4523) – пер. Ходаш (1Б 5145)

пер. Ходаш (1Б 5145) – пер. Рига (3А 5620) – л. Зап. Нишгар – пер Овальный (2Б 5740) – рад. п. Карла Маркса (3А 6723) – пер. Нишгар (3А 5750) – р. Хацак – р. Реджиг – р. Шахдара

23 день

26.08.2003

Солнечно.

Седловина пер. Рацека - л. Рацека – оз. Зардив.

20 мин.

Движение по гребню до места спуска. Спуск с седловины в самом низком понижении гребня между п. 5891 и п. Чибуд, где очень удобный выход на склон. Движение одновременно в связках.

1 час 10 мин.

Спуск с перевала, прохождение верхней части склона, до входа в ледопад. После обильных снегопадов, и во второй половине дня перевал лавиноопасен. При выходе с гребня на склон преодолели снежный карниз, шириной 1м. Далее косым траверсом вправо (п.х.), ок. 50 м., затем спуск вначале прямо вниз, затем чуть уклоняясь влево (п.х.) по снежному склону, 40-45º, 150 м.глубокий снег, тропежка выше колена, иногда по пояс. Спуск одновременно, и с попеременной страховкой

40 мин.

Преодоление нижней части склона, движение в ледопаде, и по леднику Рацека до правой боковой морены. Начало спуска в ледопаде в левой его части, перила 50 м по сн-лд склону 45-50º, точки страховки на ледорубах. Далее длинный траверс в правую часть ледопада. Движение одновременно и с попеременной страховкой. Примерно посередине траверса спуск вниз, перила 45 м, по сн-лд склону 45-50º, точки страховки на ледорубах. В правой части ледопада спуск на пологое тело ледника, лед 45-40º, перила 50 м, далее по сн-лд склону одновременно в связках 40-25º, 150 м. Общий перепад высот перевального взлета 450 м. Далее одновременно в связках, тропежка, движение по пологой части ледника. Путь к правой части правой ветви л. Рацека, где дальнейший спуск на морены проще и положе. Спуск к правым боковым моренам одновременно в связках, по снежному склону с небольшими участками льда, 35-40º, перепад высот 150 м.

2 часа 20 мин.

Спуск по моренам в долину лев. притока р. Зардив. Путь по моренам вдоль кромки ледника, или же непосредственно по краю ледника, ледник открытый и без трещин. Через 20 мин ходу движения по леднику все таки необходимо выйти на морены, т.к. далее ледник увеличивает свою крутизну. Движение по крутым моренным валам, (35-40º), средняя осыпь, участки конгломерата, вдоль ручья правым берегом, до пологой площадки.

Здесь удобное место для ночевок. Далее спуск до окончания морен на ровную широкую часть долины левого притока р. Зардив вдоль ручья левым берегом. Обед. Вода в реке немного мутноватая. Для эстэтов выше от реки есть чистая вода и поляна с сочной травой.

50 мин.

Спуск по долине к оз. Зардив.

От окончания морен идет хорошая тропа левым берегом реки. Ниже, когда из долины уже видно озеро Зардив тропа по мостику переходит на левый берег, а у озера, также по мосту опять на правый, и приводит к летовке. Её нет на карте, построена она 5 лет назад.

Наиболее удобные места для стоянок, ( VIP класс), находятся на СВ краю озера, у впадения в него р. Зардив. Здесь пологие берега, много ровных мест, есть лес и хорошие дрова. Хорошая тропа идет прямо от летовки, но не вниз к озеру, а немного забирается на склон в направлении СВ края озера, и обходит крутые берега озера, нередко обрывающиеся скалами.

Пройдено 12 км.

5850-3660

ЧХВ = 9 ч. 20 мин.

-2190

24 день

27.08.2003

Солнечно.

(Полудневка), оз. Зардив – подход под пер. Ямчун.

45 мин.

Оз. Зардив – подъем по р. Зардив до выс. ок. 4150. От СВ края озера путь по тропе левым берегом реки. Препятствия: заросли деревьев и кустарника, где часто проходит тропа. Далее берега становятся крутыми, и вплотную подходят к воде. Река делает поворот направо, тропа все еще идет левым берегом. Перед поворотом реки влево тропа переходит на правый берег. До сюда примерно час ходу. После путь по хорошей тропе правым берегом реки.

1 час 30 мин.

Подъем по старым задернованым моренам на пологую часть долины, (перед слиянием 3-х истоков р. Зардив). Примерно напротив п. Ошом тропа уходит наверх по правому склону долины и идет высоко от воды, и иногда теряется. Русло реки далее сужается: справа крутой травянисто-осыпной склон, слева морены л. Ошом. Тропа выводит на ровную травянистую террасу, недалеко от осыпей пер. Ямчун, где мы остановились на ночлег. Чистая вода в ручье правого истока р. Зардив.

Пройдено 7.2 км.

3660-4600

ЧХВ = 4 ч. 15 мин.

+940

25 день

28.08.2003

Переменная облачность, без осадков.

пер.Ямчун (2А 5340) – л. Ямчун – пер. Дженитив (2Б 5130) – морены л. Дженитив.

Пер Ямчун расположен всредней части Шахдаринского хр., ориентация склонов З-В., соединяет оз. Зардив с л. Ямчун, описание дается от оз. Зардив до л. Ямчун.

Пер. Джентив расположен в средней части шахдаринского хр., ориентация склонов СВ-ЮЗ, соединяет л. Ямчун с л. Джентив, описание дается от л. Ямчун до р. Джелонде.

3 часа

15 мин.

Движение по моренам под перевальный взлет.

От места ночевки подошли к осыпям на правом склоне перевального цирка. Движение по средней осыпи, до 30?, вдоль правого истока р. Зардив. Ручей иногда пропадает под осыпью, но в целом вода есть до самой седловины перевала, а в дневное время суток и прямо на ней. Выход по осыпи на левый (п.х.) край перевального взлета.

1 час

15 мин.

Преодоление осыпного взлета, выход на перевал. Перевальный взлет в отличие от подходов к нему труден для преодоления. Это мелкая осыпь, 30-35, перепад высот около 150 м. При подъеме по ней постоянно съезжаешь вниз. Поднимаясь старались выбирать для опоры крупные камни. Седловина перевала широкая, снежная. Чудом заметили тур, находящийся слева (п.х.) на скалах, при выходе с осыпного взлета. В туре записка, но разобрать что либо в ней сложно. От тура выход на седловину по пологому леднику, (до 5), либо слева (п.х.) по осыпи. Обед. Наша группа сложила новый тур, непосредственно на седловине перевала, слева (п.х.) на осыпи. В нем же и наша записка.

20 мин.

Движение вниз по леднику Ямчун до выхода на лев. боковую морену рядом с пер. Джентив.

Спуск по л. Ямчун по длинной дуге, вдоль левого края ледника, обходя таким образом широкие трещины и крутые перегибы ледника. Движение одновременно в связках, слева путь по леднику некрутой, 10-15 .

50 мин.

Движение по боковой морене до перевального взлета. Немного не доходя пер. Джентив свернули с ледника на левую боковую морену. Подход под перевальный взлет следующего перевала по ней. Путь по средней и крупной осыпи. Непосредственно под взлетом пер. Джентив удобные места для стоянок: много ровных мест, есть чистая вода.

1 час

30 мин.

Подъем на перевал Джентив. Подъем по мелкой осыпи, обходя участки разрушенных скал, до 40-45?, перепад высот 150 м. Направление движения в правый (п.х.) край широкой перевальной седловины. Подъем очень утомителен, отнимает много сил, осыпь постоянно ехала вниз вместе с нами. Траверс по седловине к её левому по ходу подъема краю. Здесь же на скалах расположен тур. В туре записка от 20.08.90г., Швинка А. В., г. Рига.

1 час 50 мин.

Спуск с пер. Джентив до пологой части ледника. От левого края седловины движение дальше влево, к левому краю ледового склона перевала. Траверс сн-лд склона, 25-30?, ок 50 м., связки, одновременная страховка. Далее 250 м перил вниз по ледовому склону 50-40?, точки страховки все на ледобурах. Снятие веревок: первые три – с помощью самовывинчивающегося ледобура, последние две – последний участник спустился с нижней страховкой. На последней веревке появился снег, (под слоем снега все равно оставался лед), а следовательно и возможность спускаться по ступеням. Далее спуск на пологое тело ледника сначала по смерзшийся мелкой осыпи, 40?, ок 70 м, кошки, самостраховка ледорубом, а затем в связках по снежному склону ок. 50 м., 30.

1 час 10 мин.

Движение по пологой части ледника, спуск на плоский участок морен, у языка ледника. Путь по левой части ледника, здесь меньше трещин. Выход на морены в левой части, прямо у языка ледника. Под языком ровные места для ночлега.

Пройдено 12 км.

4600-5340-5000-5130-4550

ЧХВ= 11 ч. 10 мин.

+740 -340 +150 -580

26 день

29.08.2003

Переменная облачность.

р. Джелонде – подход под пер. Цахинловга.

50 мин.

Спуск по моренам в долину р. Джелонде. Спуск сначала вдоль ручья, после поворота ручья направо, в направлении пер. Андиз удобнее и быстрее перейти на левый берег и спускаться на плоскую часть долины р. Джелонде напрямик по моренным холмам.

1 час 45 мин.

Движение по долине до летовки.

От морен начинается хорошая тропа, которая идет все время правым берегом, и приводит к летовкам. Две летовки, одна на правом берегу, другая на левом расположены напротив г. Дамдон.

1 час.

От летовки до ручья, ведущего в цирк пер. Цахинловга, (лев. приток р. Джелонде). Путь также по тропе. За летовками река уходит в каньон, тропа идет высоко от воды. На развилке троп свернуть на правую (п.х.) тропу, которая не теряя высоты выводит к сухому руслу, по которому мы решили подниматься на пер. Цахинловга. Такой путь порекомендовали нам пастухи. По их словам этот путь проще, чем по тропе, обозначенной на нашей карте. Тропа эта очень плохая, проходит по крутым травянистым склонам, а выше еще и среди скальных сбросов.

1 час 45 мин.

Подъем по руслу ручья, затем по лев. склону до верхней летовки. Подъем прямо по сухому каменистому руслу ручья, воды нет. Подниматься по руслу нужно до слияния двух ручьев. Слева, чуть в стороне находится заброшенная летовка.

1 час 30 мин.

Подъем от летовки в перевальный цирк. От летовки подъем по правому ручью в направлении серых осыпных склонов. Движение опять же по сухому руслу без воды. Слабый ручеек появился только при подходе к цирку. Ночевка рядом с тропой, возникшей из ниоткуда, которая поднимается на левый (п.х.) склон цирка. Разведка показала, что тропа выводит на травянистое плато, и далее идет в направлении перевала. Ровных мест нет, выложили площадку из камней.

Пройдено 10.8 км.

4550-3600-4450

ЧХВ = 6 ч. 50 мин.

-950 +850

27 день

30.08.2003

Солнечно.

пер. Цахинловга (1А 4523) – р. Ростов – р. Ходаш.

Пер. Цахинловга расположен в С. отрогах Ц части Шахдаринского хр., соединяет р. Джелонде с р. Ростов. Ориентация склонов З-В., описание дается от р. Джелонде до р. Ростов.

1 час.

Выход из цирка на седловину. От ночевки подъем по тропе на травянистое плато, далее движение по широкому плато, где тропа часто теряется, по азимуту 100. Четкой седловины нет, в принципе все плато является перевалом. Задача – в любом удобном месте перевалить хребет, и начать спуск в долину р. Ростов.

50 мин.

Движение по седловине пер. Цахинловга. С перевала видна долина р. Ростов, слияение с р. Ходаш, где находится летовка Диор. Вдалеке п. Маркса и Энгельса, перед ними видны пер. Ходаш и Рига. Чуть ниже и справа (п.х.) перевального гребня есть еще одно травянистое плато с сочной травой – пастбище, куда часто гоняют скот. На ЮВ конце этого пастбища сложен тур (башня из камней, высотой ок. 3м.). Задача – выйти к этому туру, откуда начинается спусковая тропа. При подходе к пастбищу пересекли крутое конгломератно-осыпное русло ручья.

1 час 50 мин.

Спуск в долину р. Ростов к летовке Диор. От тура на пастбище спуск вниз все время по тропе. Ниже тропа идет левым берегом левого притока р. Ростов. Приток впадает чуть выше летовки Диор. Примерно в 300-х выше р. Ростов есть летовка. От нее тропа не теряя высоты уходит влево (п.х.), обходя крутой участок долины, и затем спускается к мосту через р. Ростов. Здесь расположено несколько летовок.

2 часа 20 мин

Подъем по долине р. Ходаш до летовки у 3-го прав. притока. За мостом обед в красивом месте, среди деревьев, кустов облепихи и прочей зелени.

Подниматся по долине р. Ходаш можно 2-мя путями:1) Непосредственно по руслу реки. 2) По тропе от моста, которая круто набирает высоту по левому склону р. Ходаш, и спускается вниз к реке в р-не 2-го правого притока, (отсчет сверху). Мы пошли 1-м путем. Вдоль русла по тропе, идущей левым берегом. Препятствия – заросли деревьев и кустарника, обрывистые берега. Сразу за 4-м правым притоком, (р. Шитанив), тропа переходит на правый берег, и далее идет по нему. Брод несложен. Тропа приводит к летовке напротив 3-го правого притока, ок. 3600 м.

1 час 40 мин.

Подъем до верхней летовки, плоский участок долины. От летовки начинается подъем на ступень долины. Река сворачивает вправо (п.х.), и течет в крутом русле, с несколькими водопадами. Хорошая тропа идет ближе к левому, (п.х.) склону, где подъем более прост. Есть еще плохо заметная тропа, которая поднимается на большой травянистый холм по центру долины. Наш путь проходил по центру долины, но мы рекомендуем идти по тропе, что ближе к левому склону. За холмом открылся широкий и ровный участок долины, протяженностью 2-3 км. Сразу за ним начинаются осыпи. Спуск на широкую часть долины, много пастбищ, летовка слева (п.х.). Ночевка в 1 км не доходя осыпей.