ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

 

ОТЧЁТ

о спортивном горном походе 1 категории сложности,

совершенном в августе 2021 года в районе:

Приэльбрусье, Кавказ

 

Руководитель похода: Васькова Варвара

udavchik-zelnyyy@rambler.ru

 

Справочные сведения 

 

Вид туризма

горный

Сроки проведения (включая подъезды и отъезды)

02.08.2021 – 09.08.2021

Категория сложности

1

Протяженность активной части, км

94,7

Продолжительность активной части, дни

8 (02.08.17 – 09.08.17)

Район

Приэльбрусье (Кавказ)

Нитка маршрута

Пос. Верхний Баксан – р. Сылтрансу – оз. Сылтран-Кёль - пер. Сылтран (н/к, 3441) + пер. Восточный Сылтран (1А, 3478) + в. 3562.8 м - р. Мукал, Мкяра и Кыртык – р. Уллуусенчи - пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) – р. Исламчат - пер. Северный Каракайский (н/к, 2889) - р. Малка - мин. ист. Джилы-Су - р. Кызылкол (Малка) - урочище Ирахиксырт - пер. Балк-Баши (1А, 3695) – р. Битюктюбекол - мин. ист. Джылы-Су – р. Чайтчесу - пер. Кольцевой (1А, 3353) – р. Уллу-Хурзук - аул Хурзук

Кол-во препятствий

Всего 7 (3×1А; 2×н/к; 2×брод)

Количество участников

4

Руководитель

Васькова Варвара Сергеевна

Контакты для связи

e-mail: udavchik-zelnyyy@rambler.ru

 

Маршрутная книжка, №

№ 

Состав группы

 

Фото

Участник, ФИО

Год рождения

Туристический опыт

Должность

Васькова Варвара Сергеевна

1998

1ГУ Кавказ, 1ГУ Кавказ (без справок), 1ГУ Кавказ (без справок)

Руководитель, штурман, снаряженец

Васькова Вера Сергеевна

1996

1ГУ Кавказ (без справок)

Завхоз, финансист, медик

Калинин Савелий Алексеевич

2001

ПВД

Реммастер

Еремеев Александр Максимович

2001

ПВД

Фотограф, музыкант 

 

Особенности района. Общие замечания

Район Приэльбрусья относится к горной системе Кавказа. Склоны его изрезаны большим количеством рек разных размеров. Район популярен среди туристов и альпинистов, также рядом с турбазами можно встретить отдыхающих, которые приезжают лечиться на минеральные источники. Добираться до места можно на машине около 4 часов от аэропорта или вокзал, расположенных в Минеральных водах.

В долинах множество троп как скотоводческих, так и приуроченных к трейлу вокруг Эльбруса (Elbrus Race), ручьи встречаются довольно часто, что полностью уничтожает затруднения в поиске воды и мест для ночевки.

Мобильная связь отсутствует практически везде, лишь в долине Джилы-Су и на подходах к поселениям ловит Мегафон.

Затруднения могут возникать при переправах через реки, поскольку во время гроз смывает мосты, а броды возможно осуществлять только рано утром до наступления времени активного таяния ледников. Например, в 2021 году рукодельных переправ через реку Малка и ее исток Кызылкол не осталось, броды осуществлялись со страховкой, поскольку течение было довольно мощным. Заход со стороны асфальтовой дороги в Джилы-Су на поляну Эммануэля был невозможен, местная полиция контролировала место бывшего моста и никого не пускала.

Логистика

Москва – Минеральные воды – пос. Верхний Баксан – аул Хурзук  – Москва

До Минеральных вод группа добиралась на поезде, что заняло по времени 1 день 7 часов. Время отправления вечернее, раннее прибытие позволило в тот же день осуществить дальнейшую заброску на машине в пос. Верхний Баксан (около 4-х часов)  и начать поход. Проблем с весовой вместимостью багажа в поездах нет, так что снаряжение было собрано в Москве, а водитель машины докупил баллоны с газом (по договоренности). Машина легковая, но довольно вместительная идеальный вариант для 4-х человек с вещами, обычно таксисты не берутся вести столько людей с рюкзаками на одной машине. Для маленьких групп рекомендую воспользоваться услугами Рашида (номер тел.: +79887516171), очень порядочного и аккуратного водителя.

В горы заброска на этой машине невозможна, так что желающим сократить путь по грунтовой дороге в сторону оз. Сылтран-Кёль придется поискать более проходимый транспорт. Наша группа поднималась пешком от самой крайней улицы пос. Верхний Баксан.

В середине маршрута из-за обильных дождей пришлось заезжать на поляну Эммануэля на машине Соболь через соседний хребет.

Из аула Хурзук в Минеральные воды ехали с этим же водителем. Он может посоветовать хорошие места, где есть возможность перекусить или отведать местных Карачаево-Черкесских блюд, например, хычинов. Дорога заняла приблизительно 4 часа. Часть группы добиралась из Минеральных вод до Москвы самолетом, оставшаяся – двухэтажным поездом в течение 23 часов.

 

Стоимость транспорта от вокзала до пос. Верхний Баксан – 4000 руб.;

от Джилы Су на  поляну Эммануэля (Соболь) – 5700 руб.;

от аула Хурзук до Минеральных вод  – 5000 руб.

Маршрут

Нитка маршрута заявленная:

Пос. Верхний Баксан – р. Сылтрансу – оз. Сылтран-Кёль – пер. Сылтран (н/к, 3441) + пер. Восточный Сылтран (1А, 3478) + в. 3562.8 м – р. Мукал, Мкяра и Кыртык – р. Уллуусенчи – пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) – р. Исламчат – пер. Северный Каракайский (н/к, 2889) – р. Малка – мин. ист. Джилы-Су – р. Кызылкол (Малка) – урочище Ирахиксырт – пер. Балк-Баши (1А, 3695) – р. Битюктюбекол – мин. ист. Джылы  – р. Уллу-Хурзук – аул Хурзук

Нитка маршрута пройденная:

 Пос. Верхний Баксан – р. Сылтрансу – оз. Сылтран-Кёль – пер. Сылтран (н/к, 3441) + пер. Восточный Сылтран (1А, 3478) + в. 3562.8 м - р. Мукал, Мкяра и Кыртык – р. Уллуусенчи – пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) – р. Исламчат – пер. Северный Каракайский (н/к, 2889) – р. Малка – мин. ист. Джилы-Су – р. Кызылкол (Малка) – урочище Ирахиксырт – пер. Балк-Баши (1А, 3695) – р. Битюктюбекол – мин. ист. Джылы-Су – р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3353) – р. Уллу-Хурзук - аул Хурзук

График движения

Дата

День пути

Участки маршрута

Расстояние, км

Перепад высот, м

Высота ночевки, м

02.08

1

Заброска из Минеральных вод в пос. Верхний Баксан (1585) – оз. Сылтран-Кёль

10

+1600

3185

03.08

2

оз. Сылтран-Кёль – пер. Сылтран (н/к, 3441) + пер. Восточный Сылтран (1А, 3478) + в. 3562.8 м - р. Мукал, Мкяра и Кыртык – р. Уллуусенчи – под пер. Кыртыкауш (н/к, 3242)

11

+377,8

-1132,8

+365

2795

04.08

3

пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) – р. Исламчат – пер. Северный Каракайский (н/к, 2889) – р. Малка – мин. ист. Джилы-Су

12

+447

-722

+369

-569

2320

05.08

4

мин. ист. Джилы-Су – р. Кызылкол (Малка) – урочище Ирахиксырт – под пер. Балк-Баши (1А, 3695)

+9,7 (машина)

10

-20

+60

-60

+680

2980

06.08

5

пер. Балк-Баши (1А, 3695) – р. Битюктюбекол – мин. ист. Джылы-Су

12

-50

+765

-1025

2670

07.08

6

мин. ист. Джылы-Су – р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3353)

11

-95

+778

-778

2575

08.08

7

мин. ист. Джылы-Су – р. Уллу-Хурзук

16

-935

1640

09.08

8

р. Уллу-Хурзук – аул Хурзук (1485) – Миеральные воды

3

-155

-

Всего пройдено

85 + 9,7 (машина)

Всего пройдено с учётом коэффициента 1,2

102 +11,64 (машина)

Максимальная высота

3691

Максимальная высота ночёвки

3185

Суммарный набор высоты

5441,8

 

 

Карта района, маршрут

Ссылка на карту: https://nakarte.me/#m=14/43.32580/42.70060&l=Otm

Ссылка на список перевалов: https://tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/elbrus/

Высотный профиль маршрута

*Построен через приложение nakarte.me

Техническое описание маршрута с фотографиями:

Список препятствий

Название

Категория

Высота, м

Направление прохождения

Характер

 

пер. Сылтран

н/к

3441

ЮВ-СЗ

тр-ос

пер. Восточный Сылтран

3478

ЮЗ (радиально)

ос-тр

Вершина Сылтран

н/к

3562.8

-

ос-тр

пер. Кыртыкауш

н/к

3242

ЮВ-СЗ

тр-ос

пер. Северный Каракайский

н/к

2889

В-З

тр

брод р. Кызылкол к урочищу Ирахиксырт

-

-

С-Ю

ос-разлив- течение

брод р. Кызылкол к пер. Балк-Баши

-

-

В-З

ос-течение

пер. Балк-Баши

3695

В-З

ос

пер. Кольцевой

3353

С (радиально)

тр-ос

 

День 1 (02.08.21) пос. Верхний Баксан - р.Сылтран-Су – оз. Сылтран-Кёль – под пер. Сылтран (н/к, 3441).

Расстояние: 10 км, Набор высоты: 1600 м , ЧХВ: 5 ч.

 

Время прибытия поезда в Минеральные воды 4:45. Водитель встретил на станции, пока ехали рассказывал об окрестных горах и проблемах экологии местного региона, а также называл долины и природные объекты, которые стоит посетить в каждой из них.

В 7 часов утра оказались на месте, предварительно перекусив традиционным блюдом Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик - хычинами, найденными в круглосуточном магазинчике города Черкесска.

Поднявшись чуть выше поселка  Верхний Баксан по тропе, занялись перепаковкой рюкзаков и распределением общественного снаряжения. Покончив с этим неблагодарным занятием начали подниматься по тропе, размеченной синей краской для трейла вокруг Эльбруса и плавно перетекающей в хорошую грунтовую дорогу вплоть до пересечения с ручьем, за которым тропа становилась менее утоптанной, периодически встречались каменистые россыпи, тянущиеся вплоть до озера. В течение всего дня не было обнаружено практически ни одного источника с водой, так что набрать её удалось уже из Сылтран-Су, а также из родника рядом с Верхним Баксаном.

Темнело прямо на глазах, небо покрывалось яркими золотыми звёздами, настало время романтических ночных купаний. Палатка была поставлена ещё засветло, ужин приготовлен чуть позже, а затем началась фотосессия необъятных просторов, представшей перед глазами красоты.

Начало похода. Вид на поселок Верхний Баксан.

Тропа к озеру Сылтран-Кель.

Каменные осыпи на подъеме к озеру.

Звездное небо над озером Сылтран-Кёль.

 

День 2 (03.08.21)  пер. Сылтран (н/к, 3441) + пер. Восточный Сылтран (1А, 3478) + в. 3562.8 м – р. Мукал, Мкяра, Кыртык – р. Уллуусенчи – под пер. Кыртыкауш (н/к, 3242).

Расстояние: 11 км, Набор высоты: 742,8  м , ЧХВ: 5,5 ч.

 

Подъем единственного вечного дежурного в 7 утра, пока остальные спят и каша варится, можно полюбоваться открывшимся видом на долину с озером и подумать о том, какой крупицей кажется человек в сравнении с величием и спокойствием гор.

8 утра группа продирает глаза, отходя от вчерашних дождей, которые застали в пути, греется на солнышке и обсуждает перевал, который кажется совсем близким.

Подъём на перевал Сылтран (н/к, 3441). Оставили Сашу сидеть на вещах, сами же направились в сторону ближайшей вершины (3562,8), куда вскарабкались по курумнику, причём пока поднимались успел пройти, дождь, град и вновь выглянуло солнце. По дороге назад забрались на перевал Восточный Сылтран  (1А, 3478), с которого открывается вид в долину. Тропы нету, но спуск по камням не вызывает каких-либо опасений в возможности преодоления этого участка пути.

Подобрав на перевале участника, выдвинулись дальше. Довольно долго продолжался крутой спуск с мелкой каменной крошкой, шёл дождь, тропинку размыло. Через несколько часов нас ожидало небольшое препятствие, потребовавшее немало сил для его преодоления. Взглянув за очередной перегиб, увидели покатый скальный сброс, который представлял собой смесь мокрой земли, песка, и камней. После небольшой разведки обстановки было принято решение спустить нашего фотографа без вещей,  и вернуться за его шмотками позже. Очень аккуратно след в след Саша смог справиться с поставленной перед ним задачей - спуститься и отдыхать. Перекусив немного, группа продолжила спуск, успешно пересекла реку по мосту и начала подниматься вверх по долине реки Уллуусенчи. Смеркалось,  но в округе не было замечено ни одного подходящего под стоянку места. Пришлось достать фонари и некоторое время идти по темноте. Поскольку стало холодать, решили встать на склоне недалеко от ручья и приготовить ужин, параллельно очищая склон от жизнедеятельности домашнего скота.

 

Озеро Сылтран-Кёль.

Вид на перевал Сылтран.

Перевал Сылтран.

Вершина 3562,8 м.

Перевал Восточный Сылтран.

  

Спуск с перевала Сылтран.

Скальный сброс.

Спуск в долину реки Кыртык.

День 3 (04.08.21) пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) – р. Исламчат - пер. Северный Каракайский (н/к, 2889) - р. Малка - мин. ист. Джилы-Су.

Расстояние: 12 км, Набор высоты: 816 м , ЧХВ: 4,5 ч.

 

Подъем в дежурного в 7, группы - в 8. Утром открылись шикарные виды на долину вниз и на перевал вверх. Спустя пару часов ходьбы по обширным полям, обросшим чебрецом, поднялись на перевал Кыртыкауш (н/к, 3242). Погода стояла солнечная, а в воздухе витал аромат душистых пряных трав. Спуск с перевала довольно продолжительный, но пологий, подводит траверсом к подъему на перевал Северный Каракайский (Эльдарбаши) (н/к, 2889). Немного перекусив, стали взбираться на перевал, лавируя мимо активно пасущихся здесь коров и бычков. Небо затягивали серые облака, накрапывал дождик, на самом перевале дул такой сильный ветер, что хотелось скорее спрятаться в следующую долину.

Спустившись чуть ниже, появилось сильное желание поставить палатку и залезь спать до завтрашнего утра, но не тут то было. Ветер порывами срывал всё на своём пути, ливень разыгрался не на шутку, кругом сверкали молнии, зажимая в кольцо  маленькую группу людей. Вариантов не оставалось никаких, кроме как спускаться совсем в долину Джилы-Су. В темпе вальса под раскаты грома сбежали по излучине ручья вниз, где нашли приют и спасение от дождя в небольшой беседке, куда разрешил поставить палатку хозяин домика. После развешивания мокрых вещей по всей террасе, а промокли до нитки, несмотря на хорошие дождевики, ужин пришёлся очень кстати, помог согреться и кому-то уснуть. Ночью наступило послегрозовое затишье, выглянули звёзды.

 

Долина реки Уллуусенчи.

Подъем на Кыртыкауш.

Колокольчики на перевале Кыртыкауш.

Перевал Кыртыкауш.

Перевал Северный Каракайский.

Убежище от грозы и ливня.

День 4 (05.08.21) мин. ист. Джилы-Су – р. Кызылкол (Малка) – урочище Ирахиксырт – под пер. Балк-Баши (1А, 3695).

Расстояние: 10 км + 9,7 км (машина), Набор высоты: 740 м , ЧХВ: 3,5 ч.

 

Подъем в 7 часов. На дворе ясная солнечная погода, видимость отличная, Эльбрус словно манит своими вершинами.

Немного просохнув и позавтракав, направились по асфальтовой дороге в сторону переправы к поляне Эммануэля. Но, как оказалось, вчерашняя гроза напрочь смыла все окрестных мосты, размыла берега, а поток воды не представлял возможности совершить брод. На подступах к речке Малке стояла Полиция и не пускала никого близко к воде. Пришлось искать иные способы, чтобы продолжить маршрут. Обзвонив все известные номера местных водителей, любезно предоставленные в магазине, и скооперировавшись с группой альпинистов, нашли Соболь с высокой внедорожной подвеской. Трудности трудностями, но обед был по расписанию. Пока ждали транспорт, успели накормить не только себя, но и лошадей, гуляющих поблизости. Машина забросила к кошу через хребет с вершиной Сирх, где ехала чуть ли не по краю обрыва и даже умудрилась пробить колесо, но переправляться на другой берег Малки водитель отказался из-за бурного и мощного потока.

Пришлось исследовать берег в поисках места для переправы. Альпинисты под руководством Игоря предоставили верёвки, карабины и обвязку, которые потребовались для осуществления брода первым счастливчиком - Савой. Были прочитаны лекции о том, как правильно переставлять палки и ноги под водой, чтобы наиболее безопасным способом пересечь Малку. Вслед за первым участником его подвиг повторили остальные, после чего снаряжение было благополучно перекинуто через основной поток и затем вытянуто на берег. Попрощавшись с новыми друзьями, продолжили путь по дороге, пролегавшей через плато Ирахиксырт. Шли сначала на ощупь по темноте, но, когда тропа исчезла из поля зрения, достали фонарики. В кромешной тьме были видны лишь фонари где-то ближе к вершинам, откуда, люди выдвигались на восхождение, так как этому способствовало царившее всюду спокойствие. Часам к 22:00 вышли к крутому спуску, который решили оставить на светлый период времени. Из-за отсутствия поблизости воды пришлось обойтись упрощенным ужином в виде сухого пойка.

 

Место ночевки при свете дня..

Сушка вещей на фоне Эльбруса.

Смыло мост через Малку.

Ожидание машины и приготовление супчика.

Разлив реки Малка. Мостов не осталось.

Переправа через реку Малка.

Страховка.

Плато Ирахитсырт.

 

День 5 (06.08.21) пер. Балк-Баши (1А, 3695) - р. Битюктюбекол - мин. ист. Джылы-Су.

Расстояние: 12 км, Набор высоты: 765 м , ЧХВ: 4 ч.

 

Наутро стало очевидно, что немного отклонились в сторону и шли не по тропе, а по верховью плато. Однако,  до тропы было совсем недалеко, поэтому без завтрака в 7 часов группа выдвинулась в сторону ещё одного места переправы, которое требовалось пересечь, как можно быстрее, чтобы избежать таяния ледников и увеличения объёма воды в русле реки Кызылкол (исток Малки).

Успешно переправившись через реку, начали приготовление позднего завтрака, затянувшегося до 11 часов в связи с хорошей погодой и активными съёмками.

Подъем на перевал Балкбаши  (1А, 3695) не составил и труда. Между камнями вилась тропинка, которая постепенно выполаживалась, траверсила склон вплоть до самого перевала. Ближе к перевальному взлёту идти приходилось по курумнику и сыпухе. Время от времени сверху стекали крохотные ручейки,  которые способствовало разведению сырости, но рядом с ними встречались неплохие места для стоянок. Полюбовавшись красотами и погревшись под лучами солнца на перевале, спустились по тропе в долину и расположились рядом с речкой Битектюбе, немного не доходя до Джылы-Су с нарзанными источниками. Место стоянки оказалось весьма приятным, перегиб скрывал следы цивилизации, а склон защищал от ветра. Здесь же была найдена отличная каменная ванна природного происхождения, так что водные процедуры и ужин не заставили себя ждать.

 

Переправа через Кызылкол.

Готовка манки после прохождения брода.

Завтрак под перевалом.

Подъем к перевалу Балкбаши.

Отдых на перевале Балкбаши.

Перевал Балкбаши.

Ночевка в долине Джылы-Су.

 

День 6 (07.08.21) мин. ист. Джылы-Су – р. Чайтчесу - пер. Кольцевой (1А, 3353) радиально.

Расстояние: 11 км, Набор высоты: 778 м , ЧХВ: 3,5 ч.

 

По традиции утро дежурного руководителя началось в 7 часов,  затем неспешно была разбудила остальная группа. Примерно к 9 часам пришёл местный пастух, указал на табличку, которая гласила "взимается штраф 1000 р. за стоянку" и сказал, чтобы уходили, поскольку с его слов туристы оставляют много мусора. Не желая вступать в конфликт,  решили передвинуться ближе к источникам и лагерю. Местные предостерегли от контактов с сусликами, поскольку выяснилось, что в долине они могут быть переносчиками чумы, которая была обнаружена у представителя этого вида. Пока мальчики купались в минеральных водах, девочки сгоняли к озеру и на перевал Кольцевой (1А, 3353). Тропа к перевалу время от времени терялась среди травы и ручьев, но чем дальше, тем четче она становилась. На уровне снежинка начались крупные  выносы морены, что немного уменьшало скорость продвижения. За крутым подъёмом последовала равнинная часть, где уютно расположилось горное озерцо,  берущее начало с подтаивающего снежника. Отсюда до тура на перевале Кольцевой оставалось 100 метров. Взглянув на соседнюю долину и искупавшись в озере, решили, что пора возвращаться к готовому обеду, а затем и ужину. Хотя возникло непреодолимое желание взобраться на перевалы Черные камни, Озёрный Кольцевой, которые были так близко…

 

Минеральные источники

.

Снежник и курумник на подъеме к перевалу Кольцевой.

Озеро перед перевалом Кольцевой.

Перевал Кольцевой.

День 7 (08.08.21) мин. ист. Джылы-Су - р. Уллу-Хурзук.

Расстояние: 16 км, Набор высоты: 0 м , ЧХВ: 5 ч.

 

Подъем дежурного в 7 часов. Группа неспешно собирается и выдвигается в сторону аула Хурзук вдоль реки Уллу-Хурзук.

Спуск довольно пологий по хорошей просёлочной дороге, петляющей из стороны в сторону , по которой без затруднений поднимает вверх любой внедорожной автомобиль. Чтобы дойти до аула, необходимо пересечь 11 мостов. По пути встречаются родники и заросли малины. Буквально в нескольких км от поселения на полянке в лесной зоне находится шикарная стоянка с видом на долину и питьевым ручьём. Ночёвка позволила побаловать себя теплом костра под звездным небом и запахом дыма. Не обошлось и без песен, без которых не проходил ни один день.

 

Привал на обед.

Вечерние посиделки.

 

День 8 (09.08.21) р. Уллу-Хурзук - аул Хурзук.

Расстояние: 3 км, Набор высоты: 0 м , ЧХВ: 1 ч.

 

Подъем довольно поздний и неспешный. Прошли пару километров до населенного пункта, где успели прогуляться и осмотреть окрестности. В местном магазинчике был обнаружен весьма вкусный айран, который по словам продавщицы готовит жительница аула. Водитель приехал в назначенное время, предварительно созвонившись,  и благополучно доставил часть группы в аэропорт, а другую часть - до вокзала.

 

Аул Хурзук.