ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

ОТЧЁТ

о спортивном лыжном походе 3 категории сложности

совершённом в январе 2021 года

в районе Северного Урала

 

Руководитель похода: Бикчурин Рустам

r.bikchurin@mail.ru

Маршрутная книжка № 18/2-303

Условные сокращения и обозначения.

ГУХ – Главный Уральский хребет.

Снегоходка – дорога, проложенная снегоходами.

Зимник – автомобильная дорога со снежно-ледовом дорожным покрытием, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях.

П.т. – предыдущая точка.

1.  АНАЛИЗ МАРШРУТА.

1.1. Меры Безопасности на маршруте.

o   Были проработаны все запасные варианты схода с маршрута.

o   При движении по безлесной зоне не допускалось сильное «растягивание» группы.

o   При движении в условиях плохой видимости шли плотной группой.

o   Большое внимание уделялось здоровью участников. Во время похода никто не заболел, никто не получил обморожений.

1.2. Экология, бережное отношение к природе.

Весь мусор группа сжигала в печке. Все использованные батарейки привезли обратно в Москву.

1.3. Итоги, выводы, рекомендации.

o   Группой пройден линейный маршрут в 201км.

o   Последние три дня похода выдались очень холодными.

o   Если планируйте посещать плато Мань-Пупу-Нёр, то надо это делать в период, когда это разрешает заповедник. Подходы к плато надёжно инспектируются сотрудниками заповедника.

o   При планировании маршрута по открытым участкам Уральского хребта обязательно делайте запасные варианты маршрута по лесу. На Главном Уральском хребте очень часто устанавливается такой ветер, что идти по открытому пространству просто невозможно. Ожидание погоды может привести к потере нескольких дней.

o   Единственные ночёвки в домиках с печкой в районе возможны только на базе Ильича и на базе Трёхречье.

2.       СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

2.1. Паспорт маршрута.

Район похода

Северный Урал

Вид туризма

Лыжный

Проводящая организация

Турклуб МАИ, г. Москва

Категория сложности

Третья

Количество участников

Девять

Руководитель

Бикчурин Рустам Рашитович

Выпускающая МКК

МКК ТК МАИ (в составе Романенков С.А., Романенков А.И., Геров И.В.)

Маршрутная книжка

18/2-303

Сроки активной части похода

1.01.2021 – 13.01.2021

Продолжительность похода

13 дней

Длина маршрута

201км

 

2.2. Состав команды.

N

ФИО

Год р.

Телефон, e-mail

Туристический опыт

Обязанности в группе

1

Бикчурин Рустам Рашитович

1979

г. Москва, 89268521637, r.bikchurin@mail.ru

5ЛУ Приполярный Урал,

4ЛР Приполярный Урал

руководитель

2

Коваленко Екатерина Сергеевна

1984

г. Москва

4ЛУ Приполярный Урал

Завпит 1

3

Киселёв Кирилл Игоревич

1988

г. Москва

4ЛУ Приполярный Урал

Завпит 2

4

Рыкалов Пётр Владимирович

1977

г. Москва

6ЛУ Верхоянский хребет,

5ЛР Приполярный Урал

Фото, видео, снаряженец

5

Кондратова Татьяна Вадимовна

1995

г. Москва

1ЛУ Южный Урал,

1ЛУ Кольский пол-в

Печник

6

Кочетова Анна Сергеевна

2000

г. Москва

1ЛУ Кольский пол-в

Медик

7

Воробьёва Татьяна Денисовна

2000

Зеленоград

1ЛУ Южный Урал,

1ЛУ Байкал

Хронометрист

8

Макаров Максим Эдуардович

1998

г. Истра

2Л.У. пол-в Рыбачий

Ремонтник

9

Зимин Пётр Алексеевич

1993

г. Москва

3Л.У. Армения

Эколог

 

2.3. Нитки маршрута.

Река Ауспия – база Ильича – перевал Дятлова (н.к.) – р. Лозьва –траверс ГУХ от восточного плеча г. Отыртэн до вершины 1005 (1А) – р. Маньская Волосница – р. Печора – переход через ГУХ – р. Янысос – р. Луцоулья – база Трёхречье – р. Бол. Сосьва – дер. Усть-Манья.

2.4. Схема маршрута на карте.

2.5. График движения.

дата

день

участок маршрута

длина, км

01.01.2021

 

станция Ивдель-1 – дер. Ушма – р. Ауспия (на машине)

 

01.01.2021

1

р. Ауспия – база Ильича

7,7

02.01.2021

2

база Ильича – лесной перевал

9,8

03.01.2021

3

лесной перевал – граница леса в 4км от перевала Дятлова

10,5

04.01.2021

4

п.т. – р. Лозьва

9,5

05.01.2021

5

п.т. – верховья р. Лозьва

7,8

06.01.2021

 

6

траверс ГУХ от восточного плеча г. Отыртэн до вершины 1005 (1А) – верховья р. Маньская Волосница

 

12,1

07.01.2021

7

п.т. – устье р. Маньская Волосница

12

08.01.2021

8

п.т. – р. Печора

19,8

09.01.2021

9

п.т. – поворот на отрог от реки Печора

10,1

10.01.2021

10

п.т. - переход через ГУХ – р. Янысос

11,5

11.01.2021

11

р. Янысос - р. Луцоулья – база Трёхречье

21,1

12.01.2021

12

база Трёхречье – р. Бол. Сосьва

15,8

13.01.2021

13

р. Бол. Сосьва – дер. Усть-Манья

19,8

14.01.2021

 

дер. Усть-Манья – пос. Няксимволь (на машине)

 

15.01.2021

 

пос. Няксимволь – станция Верхнекондинская (на машине)

 

 

 

итого

167,5

 

 

С учётом коэффициента 1,2:

201

3.       ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА И ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ.

 

3.1. Особенности района.

Световой день вначале похода – утром фонарик на улице выключаешь в 9:30, в 17:00 уже снова темно. В конце похода световой день растёт – светло в 9:00, темнеет в 17:30.

Изюминкой района является плато Мань-Пупу-Нёр. На плато стоят девять скальных останцев высотой от двадцати до сорока метров.

Плато находится на территории заповедника. Раньше проход на территорию плато контролировали только в летнее время. В зимнее время туристы спокойно ходили на плато со стороны Главного Уральского хребта. С 2020г проход на плато стали контролировать и в зимнее время. Можно купить разрешение на посещение плато. При покупке разрешения вас в условный день встречает сотрудник заповедника у пластиковых модулей. Пластиковые модули стоят на самом хребте северо-западнее горы Печерьяталяхчахль, примерно в полтора километра от её вершины. В этот день вам надо сходить на плато Мань-Пупу-Нёр и обратно. Сотрудник заповедника едет на снегоходе, а вы идёте за ним. Обратно возвращаетесь без конвоя.

Разрешения на посещение плато Мань-Пупу-Нёр продают только с 1 февраля. В новогодние каникулы сходить на плато Мань-Пупу-Нёр не получится.

3.2. Особенности заброски в район.

Заброска в эту часть Северного Урала возможно только двумя способами!

Первый способ самый распространённый - через Свердловскую область. Доехать на поезде до города Ивдель, а дальше 150км до деревни Ушма на чём-нибудь полноприводном. Если очень повезёт и снега будет не много, то вас добросят до базы Ильича, так вы сэкономите 36км. База стоит на впадении речки Луспурсиспалсос в реку Лозьва. От базы Ильича летом и зимой возят клиентов на перевал Дятлова. Летом на джипах, зимой на снегоходах. От базы до перевала 24км пути.

Ещё не доезжая до Ушмы, есть отворот дороги на базу Тамрат. Но она не всегда бывает расчищенная.

Второй способпопасть в район - через Ханты-Мансийский автономный округ. Доехать на поезде до станции Верхнекондинская в городе Советский и дальше 465км ехать по зимнику до деревни Усть-Манья. Спортивные походы редко начинаются или заканчиваются в Усть-Манье. Здесь легко можно оказаться «закрытым» непогодой, когда снегом заносит зимник. Через Усть-Манью туристов начинают возить в марте на снегоходах до самого плато Мань-Пупу-Нёр.

С запада через республику Коми зимой в район не попасть. Там располагается Печоро-Илычский заповедник, который зимой на свою территорию никого не пускает. Пускает только на плато Мань-Пупу-Нёр по схеме, описанной выше. 

3.3. Контакты и цены на 2021г.

Трансфер город Ивдель – река Ауспия (не доехали до базы Ильича 8км)

Водитель Дмитрий Пушин, телефон/Ватсапп +7-922-615-32-54.

Транспорт ГАЗ-66.

Цена 25000руб.

Расстояние 186км. Время в пути – 6ч 30мин.

Трансфер деревня Усть-Манья – город Советский, ж/д вокзал.

Контактное лицо Владимир телефон/Ватсапп +7-900-389-23-35.

Транспорт для нас нашёл буханку + легковушку.

Цена 50000руб.

Расстояние 465км. Время в пути – 15ч.

Проживание на турбазе в Няксимволь.

Контактное лицо Владимир телефон/Ватсапп +7-900-389-23-35.

Цена - 1500р с человека в сутки.

Проживание в деревне Усть-Манья.

Контактное лицо Виктор манси.

Цена - 1000р с человека в сутки.

Проживание на базе Трёхречье.

Цена – 5000р за восьмиместный вагончик с печкой.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

1 день.

Прибываем в Ивдель-1 в 04:10 по местному времени. Загружаемся в ГАЗ-66. Заезжаем на краю Ивделя в местный отряд МЧС (дежурный принимает круглосуточно), регистрируемся и едем дальше.

В 11:05 подъезжаем к речке Ауспия. Дальше дорога накатана плохо, машина дальше не поедет. Утепляемся, выгружаемся, глоток горячего чая из термоса и бежим к базе Ильича. На улице -41, погода ясная, ветра нет.

В 15:30 мы у базы Ильича. Потеплело -32. База Ильича – одноэтажный домик с печкой, в котором могут уместиться человек двадцать. Мы здесь одни. У домика заготовлены дрова, но после себя надо оставить столько же дров (и даже больше), идём на другой берег валить сушину. Девушки топят печь, начинают готовить ужин.

За день прошли 7,7км.

ГАЗ-66 с дровяной печкой в салоне

База Ильича

2 день.

Спали долго, домик не отпускал. Выход группы в 11:30. Температура воздуха -28, погода ясная.Весь день с небольшим набором высоты по заметённой снегоходке. Через пару часов проходим мимо «избы в кедровнике». Изба маленькая – на пять человек. Снегоходная дорога идёт к перевалу Дятлова до границы леса. Остановились ставить палатку в районе лесного перевала. На улице -24.

За день прошли 9,8км.

3 день.

Выход группы в 10:40. На улице -25, идёт лёгкий снежок. Опять весь день по заметённой снегоходке. В 15:00, немного не дойдя до границы леса, решили ставить палатку. В темноту уходить на перевал Дятлова не захотели. Вечером справляли день рождение Тани Кондратовой. Ближе к полуночи температура опустилась до -33.

За день прошли 10,5км.

4 день.

Утром собирали палатку под свет луны и фонариков. Выход группы в 9:40. На улице -29, пасмурно. Через пару часов, траверсируя отрог, доходим до монумента на перевале Дятлова. Фотографируемся, начинаем спуск по ручью. Местами глубокая тропёжка. Дойдя до реки Лозьва, в 16:35 встаём на ночёвку. Температура воздуха -25.

За день прошли 9,5км.

Мемориал на перевале Дятлова

5 день.

Опять скатываем палатку при свете фонариков. Выход группы в 9:33. На улице -27, погода ясная, без ветра.

Весь день тропим наверх по реке Лозьва, лидер чаще всего снимает рюкзак, потом за ним возвращается.

Встали на ночёвку в верховьях реки Лозьва в 15:10. Здесь ещё есть сушины, дальше один березняк. Двое пошли тропить дальше до границы леса +2км. Температура воздуха -24.

За день прошли 7,8км.

Верховья реки Лозьва.

6 день.

Выход группы в 10:05. Северный Урал подарил нам этот день! Весь день было тепло -15-17гр, весь день высокая неплотная облачность, очень часто из-за облаков выглядывало идущее вдоль горизонта солнце. И при этом не было ветра.

Вначале вышли на боковой отрог, который восточнее горы Отыртэн. Потом траверсом пошли на седловину в Главном Уральском хребте – седловина между горой Отыртэн и горой Моттёвчахль. Не доходя до седловины метров пятьсот, увидели на ней диких оленей около 200 особей, которые копытили фирн и искали ягель. Олени близко нас подпускать не стали, при нашем приближении побежали на юг вдоль по ГУХ. Огибаем Моттёвчахль с запада и выходим на следующую седловину на ГУХе. На ней стоит дом, сбитый из досок, заходить в него не стали.

Наша следующая цель - вершина 1005. Подымаемся прямо на неё. На вершинном плато устраиваем фотосессию. Видимость идеальная! Далеко на севере Уральский хребет замыкает знакомое очертание горы Пеленёр. Солнце уже садится. Собираемся и скатываемся по ручью Маньская Волосница в зону леса. Подарит ли нам Северный Урал следующий день, сможем ли мы опять так же идти по хребту с красивыми видами – непонятно!

Ставим палатку в 16:25. На улице -16.

За день прошли 12,1км.

Дикие олени на ГУХ

г. Холатчахль и перевал Дятлова

На фоне горы Отыртэн

Хребет Яныпунёр и гора Койп

Единственный видовой день

На вершине 1005

Панорама на север с вершины 1005

7 день.

Ночью начался ветер. Утром верхушки ёлок загибало, мела хорошая позёмка, хребта не было видно. В такую погоду только вниз! Выход группы в 10:00. Температура воздуха -21.

Весь день тропим по Маньской Волосницы. Говорят, в этой реке много хариуса. Но нам опять не до хариуса. Лидер очень часто снимает рюкзак и тропит без него. Ближе к вечеру начинает холодать. В 16:25 ставим палатку. Не дошли до Печоры примерно 3км. Два человека уходят, чтобы протропить ещё 2км. На улице -31. Макс преподносит нам шикарный сюрприз – помимо ужина у нас сегодня блины, которые он жарит нам на печке!

За день прошли 12км.

Речка Маньская Волосница

8 день.

Выход группы в 9:30. Температура воздуха -25, пасмурно, иногда идёт снег.

Через пару переходов выходим на реку Печора. На ней снегоходка – это хорошо и плохо! Плохо, потому что это значит, что сотрудники заповедника ездят по ней туда-сюда. Граница заповедника проходит по реке Печора. Ещё через пару часов встречаем этих самых сотрудников на снегоходах. Они нам очень не рекомендуют нарушать закон – идти на плато Мань-Пупу-Нёр. На него можно идти после 1 февраля, а сейчас никак нельзя! Если мы пойдём, они нас всё равно поймают!

Четыре года назад мы спокойно также с Печоры сходили на новогодних каникулах на это плато. Но вот с прошлого года всё изменилось, и теперь даже зимой плато очень охраняют. Можно сходить, купив разрешение, но это только после 1 февраля. Взвесили все за и против – и решили не идти в этом году на плато!

Бежим по снегоходке до вечера. Встаём в 16:30 на левом берегу Печоры, дабы не спать в заповеднике. На улице -19.

За день прошли 19,8км.

Ночёвка на реке Печора

9 день.

Выход в 9:40. Температура на улице -33. Весь день бежали по Печоре.

Пробежали 10км. Дальше надо на верх на хребет. Время ещё не вечер – 14:00, но решили уже вставать. Выбираться сегодня на безлесный хребет в планы не входило. Сушин на нашем берегу нет. И вообще никаких дров нет. Углубились в лес метров на пятьсот, набрали метров пятьдесят и завалили там хорошую сушину. Два человека пошли наверх тропить до края леса.

Вечером потеплело до -23.

За день прошли 10,1км.

10 день.

Выход в 10:05. Температура на улице -17. Наверху сильный ветер.

Переход через ГУХ сделали траверсом отрога, который северо-западнее горы Печерьяталяхчахль, с выходом на седловину, которая севернее Печерьяталяхчахль. Переход от края леса до края леса занял примерно четыре часа. Дул сильный ветер, низкая позёмка лишала видимости. Шли по GPS. Иногда ветер сбивал участников. Старались сильно не растягиваться.

Спустились с перевала в лес – перекусили, попили горячий чай, пришли в себя, пошли дальше – опять глубока тропёжка. Встали в 16:40 в верховье реки Янысос. Двое пошли тропить.

За день прошли 11,5км.

Уход в пургу на ГУХе. Дальше видимости не было, фоток тоже не было.

11 день.

Выход в 10:30. Температура на улице -28.

Дотропили до реки Луцоулья, на ней снегоходка. Бежим по ней до базы Трёхречье. После обеда температура падает до -35. В 18:00 были на базе Трёхречье. Ближе к ночи температура опустилась до -42. На небе появилось слабое северное сияние.

За день прошли 21,1км.

База Трёхречье стоит на стрелке впадения реки Луцоулья в реку Большая Сосьва. Здесь в течении трёх-четырёх лет пытались добывать золото, вернее добывали какое-то его количество.Последние два года из-за низкой рентабельности ничего не добывают. Раньше до базы делали зимник, четыре года назад нас отсюда забирала машина. Сейчас сидит один сторож и сдаёт вагончики с печкой проходящим туристам. Мы заняли один восьмиместный вагончик.

В этот вечер приняли следующее решение! Если от реки Большая Сосьва снегоходки с сторону озера Турват не будет, то побежим в деревню Усть-Манья. И уже от неё будем пытаться выбираться к железной дороге. Обратные билеты «поджимали» по дням, и мы могли не успеть выйти к базе Тамрат через озеро Турват, где нас мог встретить водитель. А если дороги до Тамрат нет, то нам надо бежать до Ушмы.

Утро. -43. База Трёхречье.

12 день.

Выход группы в 10:10. Температура на улице -43.

Бежим по реке Большая Сосьва. Достаточно холодно. Добегаем до того места, где по карте и по наводке сторожа должен быть отворот на юг на озеро Турват. Отворота нет, снегоходка идёт дальше по левому берегу в сторону деревни Усть-Манья. Немножко поморозив группу стоянием на месте, принимаем решение бежать дальше на восток в сторону деревни. Сворачиваем с реки в лес, путь в этом месте к деревне спрямляется через лес по просеке. Бежим по слегка занесённой снегоходной дороге.

Встаём на ночёвку в 16:40. На улице -37.

За день прошли 15,8км.

Перекус. -37. В лесу на просеке.

13 день.

Выход группы в 9:40. Температура на улице -41. Бежим по просеке. День ясный и опять очень морозный.

В 16:15 прибежали в деревню. В деревне всего два обитаемых дома. Остановились у местного манси Виктора.

За день прошли 19,8км.

Деревня Усть-Манья.

5. ОТЪЕЗД.

У Манси провели одни сутки. Тёплый дом, автономное электричество от дизель-генератора (!!!), переговоры по спутниковому телефону по нашему трансферу до поезда, кабельное телевидение (тарелка на крыше), фильм Анаконда 1, фильм Анаконда 2, фильм Анаконда 3, рассказы манси Виктора и его жены Ираиды – день 14 января пролетел незаметно.

14 января ближе к ночи нас забрали на двух машинах – буханка и легковушка. Через два часа мы были в посёлке Няксимволь (родина Собянина), где нам сделали баню, мы поспали три часа на какой-то турбазе.В четыре утра мы стартанули в направлении города Советский, там железная дорога.

Всего дорога Усть-Манья – Няксимвольг. Советский составляет путь длиной в 465км. Это всё зимник, т.е. дорога, которая функционирует 4-5 месяцев в году. В непогоду в любом из населенных пунктов можно застрять и ждать, когда зимник почистят кировцы. Нам повезло, зимник не занесло.

Примерно в 19:00, за два часа до прибытия нашего поезда, мы были в городе Советский на станции Верхнекондинская. Докупили билеты до Ивдель-1. Наши московские билеты были от станции Ивдель-1. Сели в поезд. В час ночи, проезжая мимо станции Ивдель-1, встретились на перроне с нашим водителем Дмитрием Пушиным. Он нам передал наши вещи. Спасибо ему большое!