ОТЧЁТ
о
водном туристском походе
3-й категории сложности
по реке Пистайоки, Карелия,
совершенному группой туристов ТК МАИ
в период с 07 по 14 июля 2020 года.
Руководитель группы: Пименов И.Б.
Оглавление
Общие справочные сведения о маршруте
Основная идея похода. Общая характеристика реки
Краткое описание прохождения маршрута, схемы и фотоматериалы
День 1. 07.07.2020. Озеро Кимасъярви – пор. Сакал (II) – пор. Захар (III) – озеро Куелилампи
День 3. 09.07.2020. пор. Межозерный (III) - озеро Вихельтаярви
День 7. 13.07.2020. пор. Поалла (III)
Вид туризма: |
Водный |
Район: |
Карелия |
Река: |
Пистайоки (Писта) |
Категория сложности: |
3 |
Руководитель: |
Пименов И.Б. (iLiap@yandex.ru) |
Проводящая организация: |
ТК МАИ |
Выпускающая организация: |
ТК МАИ |
Маршрутная книжка |
№ 18/4-310 |
Количество участников: |
6 человек |
Сроки проведения: |
с 07 по 14 июля 2020 года |
Продолжительность активной части маршрута: |
8 ходовых дней |
Протяженность: |
89 км |
Нитка пройденного маршрута: |
оз. Кимасъярви – пор. Сакал (II) – пор. Захар (III) – пор. Змеиный (III) – пор. Соленый (II) – пор. Падун (III) – пор. Межозерный (III) – пор. Лужма (II) – пор. Семиповоротный (III) – пор. Одинокое дерево (II) – пор. Курки (III) – пор. Петух (II) – пор. Грива (II) – пор. Фурляляй (III) - порог Имисев (III) – пор. Талии (II) – пор. Хирви (III) – пор. Поалла (III) |
1. |
Пименов Илья Борисович (руководитель) |
Хатанга Спорт 3 – Б1, капитан |
2. |
Бессонова Наталья Витальевна |
Хатанга Спорт 3 – Б1, матрос |
3. |
Пименов Андрей Ильич |
Хатанга Спорт 3 – Б2, капитан |
4. |
Пименов Юрий Михайлович |
Хатанга Спорт 3 – Б2, матрос |
5. |
Пименов Михаил Борисович |
Хатанга Спорт 3 – Б3, капитан |
6. |
Пименова Ольга Владимировна |
Хатанга Спорт 3 – Б3, матрос |
Пойти на реку возникло спонтанно. В 2019 году мы прошли Охту, в 2021 году есть планы на Умбу. В 2020 году планировали сходить горную пятёрку и взойти на Казбек. Но в планы вмешались известные ограничительные меры, из-за которых в планируемые для похода сроки был запрет на посещение приграничной зоны. Горы оказались закрыты, и взгляд был обращён в прямо противоположную сторону – на Север. В рамках подготовке к Умбе мы решили пройти ещё одну «троичную» реку.
Пистайоки (Писта) – одна из самых интересных, труднодоступных и диких рек Карелии. Долгое время сплавиться по реке было затруднительно из-за жесткие приграничные ограничений. Здесь можно прочувствовать все прелести автономного маршрута.
Но, главное, Пистайоки – одна из самых порожистых рек в Карелии. На 115 км сплава падение составляет 150 метров. При этом, для уже пройденных нами карельских рек падение значительно меньше - падение Охты около 60 метров на 120 км, Керети – 75 метров на 60 км сплава. И действительно, подходя даже к порогам 2 категории, видишь их заметное падение. Увидев падение реки уже в первом пороге Скакал, мы поняли необходимость существенно более серьёзного отношения к реке.
Сложные пороги равномерно распределены по всему маршруту, и ежедневно приходится преодолевать не меньше одного порога третьей категории. На реке 17 знаковых порогов 2-3 категории и столько же шивер 1-2 категории. На иных реках даже безымянные шиверы 2 категории вполне могли быть именными определяющими препятствиями.
Истоком реки является озеро Йоукамоярви (Финляндии).
Питание реки преимущественно снеговое и дождевое.
Рыбалка на реке запрещена, необходима лицензия, которую надо покупать в посёлке Клевала.
Помимо сплава, нас манили и ещё не изведанные нами уголки Карелии и Вологодской и Ленинградской областей. Каждый раз при поездке на север помимо водного, мы, фактически, совершаем ещё и автомобильное путешествие. В этот раз мы хотели подняться на одну из самых высоких гор Карелии – Воттоваара (417 м), которая при этом больше всего овеяны мифами и легендами, а также посетить Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастырь.
Изменения маршрута
Из-за начавшейся грозы в третий день похода мы были вынуждены встать на стоянку значительно раньше запланированного – на берегу оз. Вихельтаярви, но в следующий день мы нагнали отстование.
Наш водитель, который помогал нам с заброской и выброской, сослался на введённые в 2020 году ограничения и отказался забирать нас от посёлка Войница, что было для нас удивительно и очень досадно. В результате мы вынуждены были завершить маршрут порогом Поалла. Несмотря на то, что оставшиеся препятствия не составляют технической сложности, остался осадок незавершенности. Ситуацию некоторым образом скрашивал тот факт, что подавляющие большинство групп заканчивает маршрут также на этом пороге, а некоторые не проходят даже порог Поалла, выбрасываясь от бетонного автомобильного моста.
Описание дано для высокого уровня воды, прохождение порогов осуществлялось на надувных байдарках «Хатанга Спорт – 3», среднее место которых было занято грузом.
КМ – километраж маршрута к началу препятствия; СВ – сквозное время
(прохождение на байдарке); ВДн – время дня к началу препятствия; УВП – условное
время осмотра и прохождения препятствия;
ВПП - время от предыдущего препятствия (если у последнего УВП>0, то от его
окончания; если УВП=0, то от начала предыдущего препятствия)
ЛП - левый поворот, ПП - правый поворот, ЛБ - левый берег, ПБ - правый берег
Дата |
День |
КМ |
СВ |
ВДн |
ВПП |
УВП |
К/C |
Название |
Ориентир |
Примечание |
|
07.07.2020 |
1 |
0,00 |
0:00 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стапель |
N 65.74848° E 30.39101° |
Старт от разрушенного моста у восточной оконечности оз. Кимасъярви. Стапель на поляне у озера. |
Много
хороших мест для стоянок. |
|
|
0,60 |
0:05 |
0:05 |
0:05 |
|
2 |
Порог Сакал |
N
65.74455° E 30.39929° |
По основной струе, по центру (у берегов - отмели и камни). Мощные валы. Прижимает к правому берегу, там обливняки. Через 50 м от начала порога - ЛП, здесь особенно сильно наваливает на ПБ. |
Прошли
сходу без осмотра, однако посмотеть порог стоит. Обычно в лоциях указывается
осмотр по ЛБ, но на видео в Ютубе народ фотографирует и страхует с ПБ. |
|
|
1,45 |
0:10 |
0:10 |
0:05 |
|
3 |
Порог Захар |
N
65.73782° E 30.40268° |
Прямо по курсу узкий одинокий остров с деревьями в ряд. Перед островом налево через завалы камней и деревьев уходит один из рукавов реки, туда не надо. Нужно идти прямо, правее от острова, где первая V-образная небольшая бочка. Белая вода от первой бочки указывает нам дальнейший путь справа от двух следующих островов, прижимаясь к их берегам. Второй из указанных островов проходим с ЛП между островом и обливняком, за которым начинается слив (50 м от предыдущей бочки). Сразу за сливом перед слудующим островом делаем крутой ПП, чтобы обойти остров справа. Впереди по курсу к острову премыкает ещё одна бочка (0,5 м). Сложности бочке добавляет крутой ЛП, который нужно сделать в этом месте, чтобы обогнуть остров. После бочки шивера (50 м) до ПП, после которого начинаяется длинная 300 м шивера. После шиверы делаем ПП и, оставляя заключительный остров справа, проходим по основной струе между большим валуном, который оставляеем слева, и несколькими камнями поменьше, которые оставляем справа. Далее идём по заключительному, крутому, с мощными валами сливу (50 м). Слив проходим по основной струе, после которого поворачиваем налево и выходим в оз. Куелилампи. |
Осмотр
порога желателен, т.к. разобраться в лабиринте проток и острово не просто. На
сколько эффективно это можно делать с берега мы не проверяли, т.к. прошли
порог сходу, поверив описаниям, где, в частности, указывалось, что он 2
категории. Отдельные препятсвия этого порога возможно и не очень сложные, но,
это хороший разноплановый порог, требующий быстрых решений, по совокупности,
по большой воде мы оценили этот порог 3 к.с. |
|
|
2,50 |
0:20 |
0:20 |
0:10 |
|
|
Стоянка на мысу на оз. Куелилампи |
При выходе в озеро, правее залива (тупик) на красивом мысу хорошие стоянки. |
|
Красивые стоянки служат хорошим местом для починки и отдыха, т.к. многочасовой автопробег от Москвы до Кеми давал о себе знать (вполне себе авто-поход). |
08.07.2020 |
2 |
2,50 |
0:20 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
4,00 |
0:35 |
0:15 |
0:15 |
0:05 |
1 |
Слив |
N
65.72923° E 30.43972° |
Красивый мощный слив. По центру. |
Можно идти сходу. Мы остановились, т.к. в навигаторе точка была помечена, как порог Змеиный. |
|
|
4,50 |
0:45 |
0:25 |
0:05 |
1:05 |
3 |
Порог Змеиный |
N
65.72690° E 30.44762° |
Остров на входе обходим слева, прижимаясь к берегу и оставляя справа не только остров, но и пару обливняков. Сразу за островом – маленькая бочка, после которой нужно резко принять вправо на центр реки, чтобы избежать навала на выступ левого берега. На средине пути до сужения ещё одна маленькая бочка. За сужением самое интересное – ЛП и красивая бочка с валом. На выходе крутая горка с мощными валами. |
Слив
правее острова, который обычно упоминается в отчетах, плохо просматривался с
ЛБ, поэтому был выбор проход левее. По малой воде он возможно непроходим. |
|
|
|
1:55 |
1:35 |
0:05 |
0:40 |
2 |
Порог Солёный |
N
65.72418° E 30.45864° |
Вход в порог сразу за островом, по центру струи. Идём ближе к обливняку, который угадывается слева по куурсу по небольшой пенной бочке за ним, т.к. сразу справа по курсу прячется ещё один обливняк. По малой воде начало порога возможно более очевидно. Далее небольшой участок спокойной воды и полуметровый водоскат с косой бочкой. После держимся по центру русла, левее пенной струи. Задача проскочить мимо плотного ряда обливных камней, которые выстроились от берега до берега. Сразу за ними начинается второй мощный S-образный слив, общей высотой около метра. Для его прохождения поворачиваем влево, под 45 градусов к берегу, и проходим пенный слив с косой бочкой, за которым поворачиваем направо и по мощным валам завершаем ключевой участок порога. В заключение порога выходная шивера правее скального острова. |
Посмотрев
порог, прошли его одновременно походным строем. |
|
|
6,10 |
2:40 |
2:20 |
0:05 |
2:30 |
3 |
Порог Падун |
N
65.72368° E 30.47370° |
Входим
в порог с резким сужением русла. Далее следует крутой S-образный водопадный
слив (1,3 м) с косой бочкой в основании. Слив начинается с крутого ЛП (при
этом струя воды делает поворот больше, чем на 90 градусов), мощным течением
прижимает к скале правого берега. После слива делаем крутой ПП. |
Сначала,
через 300 м после порога Солёный пристали к высокому характерному правому
берегу. Здесь хорошие стоянки. Пошли посмотреть правую протоку. Ближе к
началу мощный косой слив с валом и мелкая шивера на выходе. Не вдохновила,
даже не стали продираться сквозь деревья, чтобы посмотреть, чем заканчивается
шивера. |
|
|
7,00 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
Сходу |
|
|
|
7,40 |
5:20 |
5:00 |
0:10 |
|
|
Шивера |
На ЛП перед разливом |
Сходу. Но путь не столь очевиден, приходится лавировать между выступающими скалами и множеством обливных камней, местами валы. |
|
|
|
9,10 |
5:35 |
5:15 |
0:15 |
|
|
Два моста |
|
Под разрушенным мостом приходится пригибаться |
|
|
|
9,80 |
|
|
|
|
|
Шивера |
Сразу за мостами, перед ПП |
Сходу |
|
|
|
10,00 |
5:45 |
5:25 |
0:10 |
|
|
Озеро Шуванда |
|
|
|
|
|
11,50 |
6:00 |
5:40 |
0:15 |
|
|
Выход из озера |
|
Обходим остров на выходе из озера по левой протоке |
|
|
|
11,80 |
|
|
|
|
|
Шивера |
Сразу за островом |
Сразу за островом шивера. После разлива на ПП еще одна шивера. Всё сходу. |
|
|
|
13,00 |
6:15 |
5:55 |
0:15 |
|
|
Озеро Вяара |
|
|
|
|
|
14,50 |
6:30 |
6:10 |
0:15 |
|
|
Выход из озера |
|
|
|
|
|
15,50 |
6:40 |
6:20 |
0:10 |
|
|
Мост |
|
|
|
|
|
15,60 |
|
|
|
|
|
Шивера |
Сразу за мостом, перед выходом в оз. Мандуярви |
Сразу за мостом перекат, за ним остров. Идти по левой протоке. Сходу по струе. После острова ЛП и выход в озеро. |
|
|
|
15,90 |
|
|
|
|
|
оз. Мандуярви |
|
|
|
|
|
19,00 |
7:10 |
6:50 |
0:30 |
|
|
Стоянка на острове |
N 65.66014° E 30.52009° |
Хорошие стоянки на мысу острова у юго-восточной оконечности озера, между левой и средней протоками. |
|
09.07.2020 |
3 |
19,00 |
7:10 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1:00 |
3 |
Порог
Межозёрный |
N
65.65920° E 30.51968° |
Три
протоки. Правая и центральная сливаются вместе. Левая протока широкая и манит
своей спокойной водой, но за поворотом ждёт мелководье. |
С острова
удобно осматривать порог. |
|
|
19,35 |
|
|
|
|
|
оз. Хирвасъярви |
|
|
|
|
|
21,70 |
8:30 |
1:20 |
0:20 |
|
|
Выход из озера |
|
|
|
|
|
22,00 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
Сходу |
|
|
|
22,80 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
ПП затем ЛП. Сходу. |
|
|
|
23,50 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
Сходу |
|
|
|
23,80 |
|
|
|
|
|
Мост |
|
|
|
|
|
24,90 |
8:55 |
1:45 |
0:25 |
0:06 |
|
Череда шивер |
После
S-образного поворота (сначала ПП, затем ЛП) |
Череда
шивер общей продолжительностью в километр заканчивается выходом в оз.
Вихельтаярви. |
Начался сильный ливень. |
|
|
26,90 |
9:11 |
2:01 |
0:10 |
|
|
Озеро Вихельтаярви |
|
|
|
|
|
27,50 |
9:16 |
2:06 |
0:05 |
|
|
Стоянка на правом берегу озера Вихельтаярви |
N 65.60023° E 30.56287° |
|
Вслед
за ливнем началась гроза. |
10.07.2020 |
4 |
27,50 |
9:16 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
28,60 |
|
|
|
|
|
Выход из оз. Вихельтаярви |
|
|
|
|
|
29,50 |
9:36 |
0:20 |
0:20 |
|
|
Шиверы |
L - 200 м |
Сходу |
|
|
|
30,90 |
9:48 |
0:32 |
0:12 |
|
|
Шивера |
L - 100 м |
Валы, обливняки. Сходу по основной струе. |
|
|
|
32,00 |
9:58 |
0:42 |
0:10 |
|
|
Озеро Пистаярви (начало) |
|
Идём на юг, от острова к острову, прикрываясь от ветра. Встречный ветер слабо радует, ещё меньше способствует нашему продвижению. |
20 минут (из 2:15 ) протратили на отдых и перекус под прикрытием одного из заключительных островов. |
|
|
43,00 |
12:13 |
2:57 |
2:15 |
|
2 |
Порог Лужма |
N 65.48141° E 30.50975° |
Сходу, по основной струе, которая ближе к правому берегу. Узкий проход , по краям обливные камни. В центре порога череда отличных мощных косых валов и бочка. |
После двухчасовой гребли против ветра по славному озеру Пистаярви красивый порог Лужма был хорошей разминкой перед Семиповоротным. |
|
|
44,30 |
12:23 |
3:07 |
0:10 |
|
|
Выход из озера |
|
Сразу после порога Лужма озерко со странным, прижимающим к правому берегу течением, с которым приходится побороться. |
Ветра, практически, не было |
|
|
44,30 |
|
|
|
|
|
Шивера |
На выходе из озерка |
Сходу |
|
|
|
44,70 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
Сходу. В средней части появляются белые гребешки валов. Заканчивается перед ЛП, за которым начнётся ещё одна легенда реки - порог Семиповоротный. |
|
|
|
45,20 |
12:28 |
3:12 |
0:05 |
0:04 |
3 |
Порог Семиповоротный |
N 65.46387° E 30.52835° |
После ЛП уклон заметно возрастает. Непрерывная череда мощных
разнонаправленных валов, требующих постоянной работы. Порог имеет множество
поворотов, но явных прижимов нет. Первый остров в середине порога обходим
слева, второй остров обходим справа. |
Шли без осмотра. |
|
|
46,20 |
|
|
|
|
Озерко-разлив |
|
На мысу напротив порога отличная стоянка: |
Остановились отдышаться и вылить воду, набравшуюся в одной из байд из-за сорванной юбки. (остановка - 10 мин). |
|
|
|
46,90 |
12:52 |
3:36 |
0:20 |
|
2 |
Порог Одинокое дерево |
N 65.45278° E 30.53217° |
Две ступени. Первая – справа от острова, ближе к ПБ. Сначала слив, затем череда мощных валов (70 м). Красиво. После первой ступени перестраиваемся по спокойной воде (100 м) чуть левее центра. Далее вторая ступень – выходная шивера с бочкой посредине. Всё читается с воды. Сходу. |
|
|
|
47,40 |
|
|
|
|
|
Озеро Муасъярви |
|
Озеро имеет вытянутую форму. После 3.5 км делает большой дугообразный ПП, после которого с резким сужением и ЛП озеро заканчивается. |
По берегам видно множество стоянок, но мы хотим останавиться ближе к порогу, чтобы иметь возможность покататься. |
|
|
53,00 |
13:37 |
4:21 |
0:45 |
|
|
Стоянка на ЛБ перед порогом Курки |
N 65.42519° E 30.54556° |
Одна стоянка есть сразу за озером - на ЛБ видно место для
зачаливания, но стоянка маленькая, тёмная и далеко от порога Курки. |
Аккуратно! При поиске стоянки необходимо избежать случайного
захода в порог Курки без осмотра. |
11.07.2020 |
5 |
53,00 |
13:37 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
53,10 |
13:37 |
|
|
2:00 |
3 |
Порог Курки |
N 65.42515° E 30.54418° |
Заход вдоль ЛБ, проходя в непосредственной близости от отмели с провбивающейся сквозь воду травой и деревцем (по малой воде должно быть островок). Далее начинается заходная шивера с валами. Затем мощный слив (0,8 м) – основная ступень порога, перегораживающая всю реку. После слива мощная бочка. На первый взгляд она должна быть проносной, но при прохождении пришлось побороться, чтобы вырваться, сохранить курс и не быть положенным на бок. После бочки нужно резко принять вправо и далее по мощным косым валам по струе идти в сторону правой трети русла. Затем небольшое расширение, река немного успокаивается. Есть возможность перестроиться чуть левее центра, т.к. после расширения начинается выходная шивера с обливняками и мощными валами у ПБ. Левее центра река спокойнее, выла меньше, но выбирать курс приходится между едва заметными обливниками. Ближе к ЛБ обливняков ещё больше. |
Риск оверкиля груженой байдарки в бочке порога Курки посчитали слишком
высоким, поэтому утром перед стартом перенисли вещи в конец порога. В итоге
только пороги Курки и Поалла мы не проходили с грузом на борту. |
|
|
54,10 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
Сходу |
|
|
|
54,70 |
15:47 |
2:10 |
0:10 |
|
2 |
Порог Петух |
N 65.41199° E 30.54487° |
Гряда скальных выходов (островков) перегораживает реку от ЛБ до
середины. Правая половина реки издалека кажется свободной, в реальности
обливные камни у берега сразу не различимы. Фактически ширина чистого прохода
не больше 10 м. Течение в пороге довольно сильное. |
По малой воде отмели у ЛБ и ПБ могут быть более явными, а слив ярко выраженным. |
|
|
55,20 |
|
|
|
|
2 |
Шивера |
Резкое сужение реки за ПП |
Сходу по мощным валам |
|
|
|
55,60 |
15:57 |
2:20 |
0:10 |
0:20 |
2 |
Порог Грива |
N 65.40782° E 30.53616° |
Несколько островов перегораживают реку. Вдоль ЛБ между ним и
ближайшим островом протока. Перед ней нужно пристать к берегу и осмотреть
порог. |
Сильная двойка |
|
|
58,30 |
|
|
|
|
|
Озеро Вайкульское |
|
|
|
|
|
63,30 |
17:22 |
3:45 |
1:05 |
0:10 |
|
Разрушенный мост |
Смотрели по ЛБ |
Выбор протоки между остатками опор не однозначен. |
Посмотрели с левого высокого берега на варианты прохода и накоротке побеседовали с рафтерами, которых привезли к мосту для однодневного сплава до оз. Корпиярви. |
|
|
63,60 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
|
|
|
|
63,80 |
|
|
|
|
|
Шивера |
|
|
|
|
|
64,00 |
17:37 |
4:00 |
0:05 |
0:50 |
3 |
Порог Фурляляй |
N 65.34676° E 30.56351° |
Порог с постоянным падением, и поэтому c постоянным мощным
течением даже на спокойных участках. Множество поворотов, но линия движения в
целом определена основной струёй, поэтому хорошо читается с воды. |
На Ютубе есть фильм, где оба острова на пороге успешно обошли
справа (суда – каяк и байдарка). |
|
|
72,00 |
19:27 |
5:50 |
1:00 |
|
|
Стоянка на ПБ перед порогом Имисев |
N 65.30268° E 30.58714° |
|
Отличные просторные стоянки на верху холма. Вдоль берега и радиально от стоянок проходит множество тропинок. Очень удобно здесь встать и покатать порог утром и вечером. |
12.07.2020 |
6 |
72,00 |
19:27 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
72,10 |
19:27 |
0:00 |
0:00 |
1:00 |
3 |
Порог Имисев |
N 65.30162° E 30.58706° |
Две ступени. Первая ступень (100 м) – узкая протока - коридор с
заметным падением и мощным течением между каменными отмелями у обоих берегов
делает плавный поворот направо. Заход по струе, далее на всём протяжении
мощные косые валы (до 0,7 м). |
Стоянки рядом с порогом позволяют покататься на нём и утром, и
вечером. При покатушках ступени можно проходить по отдельности, заходя в
улова, от куда также можно организовать страховку. |
|
|
72,55 |
|
|
|
|
|
Шивера |
Сразу за плёсом |
|
|
|
|
72,70 |
|
|
|
|
|
Шивера |
Начинается в ЛП затем по дуге ПП |
|
|
|
|
73,40 |
20:34 |
1:07 |
0:07 |
1:00 |
2 |
Порог Талии |
N 65.29331° E 30.56844° |
Порог начинается пологим мощным сливом и завершающим его валом
(самый мощный на реке). Затем ещё один мощный слив и косой вал, который лодку
подбрасывает ещё сильнее. Далее выходная шивера с мощными косыми валами (до
0.6 м). |
Причалили для осмотра за долго до порога (за 300 м), увидев
хорошую чалку по ПБ. До порога идёт хорошая тропа, более приличного места для
причала мы не заметили. |
|
|
74,50 |
21:39 |
2:12 |
0:05 |
1:20 |
3 |
Порог Хирви |
N 65.28662° E 30.56718° |
Начало порога - за ЛП. Вдоль ЛБ простой перекат с отдельными
камнями в русле. Вдоль ПБ простая шивера, также с камнями в русле. Для
дальнейшего движения есть два варианта – пройти по прямой 100 м до заводи у
ЛБ и уже оттуда стартовать в основную часть порога. Или, пройдя по прямой 50
м (после ЛП), сделать крутой ПП и, маневрируя между обливняками, сразу зайти
в основную часть порога. Мы выбрали второй вариант. |
В S-образном повороте после ПП мы причалили к мысу перед ЛП, заметив неплохое место для зачаливания. Это место удобно, чтобы после осмотра пройти порог целиком. Но можно, сделав ЛП, обогнуть мыс и, пройдя прямую простую чать порога, зачалиться к ЛБ перед ключевой частью порога, что существенно сократит хождение по берегу. |
|
|
78,00 |
23:27 |
4:00 |
0:28 |
|
|
Озеро Корпиярви |
|
|
|
|
|
84,00 |
24:07 |
4:40 |
0:40 |
0:20 |
|
Порог Корпикоски |
N 65.21784° E 30.52274° |
Три протоки между двумя островами и берегами реки. Выбрали левую
протоку. Заход по узкому сливу, затем шивера, в левом повороте огибающая мыс
ЛБ. |
Нас привлекла очень красивая поляна с цветущем иванчаем на южном
берегу озера. Времени было достаточно. И мы решили пристать и найти место для
ночевки, чтобы провести время в этом красивом месте. |
|
|
84,50 |
24:32 |
5:05 |
0:05 |
|
|
Стоянка на ЛБ рядом с остатками разрушенного моста |
|
Стоянка на ЛБ после порога Корпикоски у остатков разрушенного моста. |
Грибное и рыбное место. |
13.07.2020 |
7 |
84,50 |
24:32 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
85,10 |
24:37 |
0:05 |
0:05 |
|
|
Мост |
|
|
|
|
|
86,50 |
24:52 |
0:20 |
0:15 |
2:00 |
3 |
Порог Поалла |
N 65.20329° E 30.50834° - первая ступень |
Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень короткая (40 м) и
простая с небольшим сливом и валами. Бочка в русле легко обходится. Можно
идти сходу, без осмотра. В некоторых отчетах упоминается, как отдельный порог
Таппара. |
|
|
|
87,00 |
26:52 |
2:20 |
|
|
|
Озеро |
|
Стоянки на ЛБ озера. Стоянок множество на любой вкус. |
Водитель отказался забрать нас из посёлка Войница, сославшись на введённые ограничения, и мы были вынуждены завершить маршрут. Поэтому, с одной стороны, было жаль, что не прошли реку до конца. С другой стороны, появилась отличная возможность покататься по одному из топовых порогов на реке. |
14.07.2020 |
8 |
87,00 |
26:52 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка |
|
|
|
|
|
89,00 |
27:17 |
0:25 |
0:25 |
|
|
Днёвка |
|
К вечеру обнесли порог Поалла в обратном направлении и вернулись против течения на стоянку у озера Корпиярви. |
Здесь машина может подъехать вплотную к стоянке, и не придётся носить вещи. При выброске ещё используют стоянку под мостом, но там темно и сыро, хотя мост можно использовать в качестве навеса. |
Дальнейшее описание сплава составлено на
основании лоций и отчетов других групп, прошедших маршрут до посёлка Войница.
Данное описание добавлено в отчет для полноты лоции и удобства её использования
последующими группами.
При расчете времени на данном участке использовалась средняя скорость 6 км/ч.
Километраж и расчет времени ведётся от стоянок у порога Поалла.
Дата |
День |
КМ |
СВ |
ВДн |
ВПП |
УВП |
К/C |
Название |
Ориентир |
Описание |
Примечание |
|
9 |
87,00 |
26:52 |
0:00 |
0:00 |
|
|
Стоянка на ЛБ |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Озеро Поалла |
|
В западной части озера широкий выход реки |
|
|
|
89,30 |
27:17 |
0:25 |
0:25 |
|
|
Порог Ристикоски |
За вторым островом после озера |
Пологий слив и валы (0,4 м). Идётся сходу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Озеро Тарайсъярви |
сразу за порогом Ристикоски |
|
|
|
|
90,50 |
|
|
|
|
|
|
Выход из озера |
|
|
|
|
93,50 |
27:57 |
1:05 |
0:40 |
|
|
Озеро Аллаярви |
|
|
|
|
|
94,40 |
|
|
|
|
|
Выход из озера |
|
Выход из озера по протоке левее острова. |
|
|
|
94,60 |
28:07 |
1:15 |
0:10 |
|
|
Шивера |
Сразу после выхода из озера |
Сходу |
|
|
|
95,20 |
|
|
|
|
|
Озеро Верхнее Куйто |
|
Скорость передвижения сильно зависит от силы и направления ветра. |
Зачалиться для антистапеля можно через 10 км на левом (западном) берегу в заливе перед поселком Войница, но это если удастся договориться с водителем по выброске из этого места, или штатно идти до залива после посёлка (через 12 км после устья Пистайоки). |
|
|
107,50 |
30:17 |
3:25 |
2:10 |
|
|
Антистапель |
|
На северо-западном берегу в заливе за посёлком Войница |
|
До начала маршрута удобнее забрасываться из Лоухов. Выброску после окончания маршрута удобнее делать до Кеми. Но мы в Карелию приехали на машинах, поэтому нам нужно выбрать один населённый для заброски и выброски. В этом случае удобнее оставить машины в Кеми, отсюда забрасываться и сюда выбрасываться.
Приехали мы в Кемь после около двух ночи, сразу перегрузились и тронулись в путь к началу маршрута. Дорога до озера Кимасъярви заняла около 5 часов.
В пути удалось немного подремать. Одна дорога от Москвы была непростой, и мы, поставив палатки, перед стапелем пару часов поспали.
Стартовав от разрушенного моста и вскорости подойдя к порогу Скал, мы очень удивились сильному падению реки и мощному течению в пороге. Подобного мы не встречали на других реках Карелии, поэтому подумали, что осматривать порог Сакал всё-таки было необходимо, тем более это первый порог на реке.
Мощное течение в этом и всех остальных порогах было связано с очень высоким уровнем воды, из-за которого на Подужемской ГЭС сбрасывали воду (о чем впоследствии нам рассказал наш водитель).
Вскорости после порога Сакал мы достигли порога Захар. Прохождение порога – это прохождение через сложную систему множества островов. Рекомендация из лоции «желателен осмотр с «ключевого» острова» оказалась слишком абстрактна, определить «ключевой остров» было затруднительно, поэтому шли без предварительного осмотра. Именно это обстоятельство дало импульс написанию новой лоции, представленной в настоящем отчёте, чтобы более подробно раскрыть нюансы прохождения порогов этой замечательной реки.
Чтобы разгрузить первый день сплава после дальней дороги, планировали остановиться на озере Куелилампи, пройдя только два порога. С другой стороны, если пойдётся хорошо, можно было дойти до порога Падун, чтобы покататься на нём.
Однако, в реке Пистайоки на всём её протяжении очень много острых камней. Подобного мы также не встречали на других реках Карелии. В результате стоянка на озере Куелилампи после порога Захар была не только запланированной, но и вынужденной.
Фото 1. Начало порога Сакал.
|
|
|
|
|
Фото
4-2. Космический снимок порога Захар с нанесенным треком.
|
|
|
|
|
|
|
Собрались. Вышли.
У нас в треке на навигаторе первое препятствие – несложный слив был отмечен, как порог Змеиный. Поэтому, памятуя вчерашние пороги, остановились и посмотрели. Всё оказалось достаточно просто, поэтому попрыгали в лодки и прошли походным строе. Можно было не осматривать.
Следующим порогом был порог Змеиный. Для байдарок нужно посмотреть, т.к. мощный вал в сужении на повороте требует аккуратного прохождения. Хороший порог в стиле Мураша и Краснобыстрого на Керети. При заходе выбрали протоку левее острова., что потребовало активного маневрирования при обходе острова. Прошли поочередно со страховкой с берега.
Вскорости порог Солёный. Осмотра требует косой S-образный слив в конце порога. Хороший порог, на голову выше того же Ойнегайне на Охте, но до тройки не дотягивает.
После порога пристали к характерной скале на правом берегу. Посмотрели правую протоку порога Падун. В отсутствии мощной левой протоки или в случае стоянки перед порогом можно было бы и пройти – хорошая двойка, только не понравилась мелкая шивера на выходе. Отчалили и пошли искать «настоящий» порог Падун в левой пороге. Окружающая тишина и спокойная гладь залива никак не предвещали, что нас ждёт уже через несколько минут.
Рядом с Падуном нужно вставать на ночёвку или даже устраивать днёвку, что насладиться прохождением этого замечательного порога. Не только водопадный слив, но и последующая шивера требуют внимательного осмотра и выбора линии движения, т.к. течение в пороге очень быстрое, времени на принятие решения мало, а камней и многочисленных сливов в русле предостаточно. Посмотрели. Расставили страховку. Прошли поочередно.
Вскорости после порога были две шиверы. Вторая на левом повороте, вполне достойная, по большой воде на уровне второй категории.
Затем было ещё одно характерное препятствие для Пистайоки – проход под разрушенным мотом. Нужно выбрать достаточно полноводный проход между опорами, при этом должно хватить места по высоте, чтобы даже пригнувшись не задеть торчащие вниз брёвна. Возможно группам на катамараных некоторые из разрушенных мостов нужно обносить.
Далее любовались красотами окружающей природы, проходили отдельные шиверы, дошли до озера Мандуярви. Вечером на озере была спокойная вода, и мы с большим удовольствием дошли до ночевок на острове в юго-восточной части озера, рядом с порогом Межозёрный. Хороший порог. Не менее интересный, чем Охтопорог на Охте. Приятно покатать и вечером, и утром.
|
|
|
|
Фото 14. Остров на входе. На переднем плане левая протока.
|
|
16. Бочка с мощным валом на повороте. |
|
Фото 17. Впереди остров вначале порога Змеиный. |
|
Фото 19. В левой протоке. |
Фото 20. Обходим левый берег после протоки. |
Фото 21. Вход в бочку с валом на левом повороте.
|
Фото 22. Прохождение бочки. |
Фото 23. Выходная шивера порога Змеиный. |
|
|
|
Фото 25. Водоскат с косой бочкой.
|
|
Фото 27. Подходим к S-образному сливу. |
|
|
|
|
Фото 31. Ключевой вал правой протоки порога Падун. |
|
|
Фото 34. Водопад порога Падун в левой протоке. |
Фото 35. Прохождение порога Падун. |
Собрались. Обносить вещи далеко, порог вполне проходится груженым, поэтому погрузились. Расставили страховку и пошли.
После порога Межозёрный – озеро Хирвасъярви.
От озера Хирвасъярви и до озера Вихельтаярви всего около 4 км, но это очень динамичные 4 км. Непрерывно друг за другом следуют шиверы, некоторые из них заслуживают вторую категорию.
По мере движения начался мощный ливень, а за ним – гроза. При выходе в озеро Вихельтаярви молнии били уже достаточно близко. Решили не рисковать и пристали к берегу. Так как удар молнии по лодке на озере – это не то, что мы искали в этом походе.
Ливень продлился до самого вечера, поэтому решили остаться на стоянке до утра.
Фото 36. Закат над озером Мандуярви.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собрались. Вышли. Пара шивер до озера Пистаярви.
О вот самое большое озеро на реке. Озеро Верхнее Куйто не в счет, там река уже заканчивается.
Озеро нас встретило встречным ветром и волнением. Шли от острова к острову, в целом сохраняя южное направление. Перед одним из заключительных островов ненадолго остановились, чтобы размяться и попить чайку. Вместе с короткой остановкой на 11 км озера потратили чуть больше двух часов. Неплохо.
После озера динамичный порог Лужма, хорошая разминка перед Семиповоротным. Отлично покатались на валах.
Далее озерцо и пара шивер в ожидании Семиповоротного.
После встречного ветра на озере Пистаярви накопилась некоторая усталость, поэтому при прохождении порога Семиповоротный необходимо было правильно распределить свои силы. Этот порог требует непрерывной работы и лавирования по волнам, чтобы не быть опрокинутым.
За Семиповоротным разлив и ещё один порог – Одинокое дерево, короткий, но красивый.
Далее озеро Муасъярви, вытянутое с северо-запада на юго-восток. По берегам видно множество открытых солнечных стоянок. Но наша цель – порог Курки.
На левом повороте перед порогом Курки увидели удобное место для зачаливания. Рядом с ним можно было встать на стоянку, но темно и далеко до порога. Пошли смотреть порог и более удобные места для стоянок ближе к порогу. И такая стоянка есть, небольшая, но для нашей группы в самый раз.
Осмотрели порог Курки и поняли, что груженным его проходить затруднительно, слишком сложно будет удержаться в бочке, а киль в ней неприемлем. Потренировались в прохождении порога. Все попытки обошлись без киля, но мнение проходить порог только налегке упрочилось.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 58. Впереди порог одинокое дерево. Проход прямо по курсу, справа от дерева.
|
|
|
|
Фото 62. Впереди – выходная щивера порога Одинокое дерево (вторая ступень). |
|
Собрались. Отнесли вещи за порог. Пошли. Всё стабильно, все экипажи прошли порог Курки без киля. Очень мощный и красивый порог. Сильная бочка, мощная выходная шивера. Однозначно третья категория. Встречающиеся упоминания о второй категории возможно уместны для порога только при малой воде, но никак при большой.
Погрузились после порога Курки и вышли в путь. После шиверы прошли красивый порог Путух. Вскорости мощная шивера, после которой левый поворот, и нужно пристать к левому берегу посмотреть порог Грива. Мощный порог, хоть и двойка. Посмотрели и прошли походным строем.
Меньше, чем через 3 км после порога – Вайкульское озеро. Идём на юг. Нам повезло, погода спокойная, поэтому 4 км по озеру прошли быстро. А там и разрушенный мост. Из воды торчит обгоревший остов. Пристали к левому берегу, чтобы с высоты разглядеть наиболее безопасный проход.
За мостом пара шивер и за крутым левым поворотом порог Фурляляй (он же Вайкульский каскад). Порог можно весь осмотреть по левому берегу, главное – заключительный мощный слив с бочкой. Либо пройти сходу первую часть порога и пристать к левому берегу в первой бухте по левому берегу. И там уже немного пройти и посмотреть ключевой слив с бочкой.
Мы пристали к левому берегу и прошли, как думали, до конца порога. На самом деле остановились перед первой бухтой и ключевой участок не увидели. Пошли порог походным строем. Первый экипаж сходу влетел в бочку, но успешно её преодолел. Следующие два экипажа очень удивились, когда первый без видимых причин сперва исчез на их глазах на несколько мгновений, а потом появился взлетая на волнах. Так второй и третий экипаж были предупреждены о мощном сливе, и успели подготовиться.
После порога семикилометровый переход и пристаём к правому берегу перед порогом Имисев. Встали, пошли осмотреться. На холме увидели отличные просторные стоянки. Решили встать здесь. Пошли смотреть порог.
Порог Имисев – красивый, с двумя мощными ступенями – шиверами. Вторая шивера начинается бочкой. Каждая стоянка перед порогом всегда представляет замечательную возможность покататься и получить удовольствие.
Фото 64-1. Космический снимок порога Курки. |
|
Фото 65. Ключевая бочка порога Курки |
Фото 66. На фото видно, что ступень с бочкой перегораживает всё русло.
|
Фото 67. Катаемся по порогу. Экипаж проходит бочку.
|
Фото 68. Экипаж проходит бочку. |
Фото 69. Заходная шивера порога Курки.
|
Фото 70. На краю бочки. |
Фото 71. На краю. |
Фото 72. Заходим в бочку. |
|
Фото 74. Валы сразу за бочкой. В правойц части кадра виден слив у правого берега. |
Фото 75. Валы за бочкой. Идём к правому берегу. |
|
|
Фото 78. Выходная шивера порога Курки. |
Фото 79. Работать нужно до конца порога. |
|
|
|
Фото 65. Впереди порог Петух.
|
Фото 66. Заход
по слуиву между островом (слева)
|
Фото 67. Спереди бочка и выходная шивера. |
Фото 68. Родео на пенных валах. |
|
|
Фото 70. Входная протока порога Грива между левым берегом и первым островом.
|
Фото 71. Входная протока с воды. |
Фото 72. Впереди второй остров и крутой левый поворот со сливом. |
Фото 73. Слив после левого поворота. |
Фото 74. Перед сливом порога Грива после левого поворота. |
Фото 75. Вал после слива. Справа по борту – обливняк. |
Фото 76. На валах после слива. |
|
Фото 77. Заключительный слив с бочкой порога Грива.
|
Фото 78. Заключительный слив с бочкой. Далее видна выходная шивера. |
Фото 79. Проходим бочку заключительно слива. |
Фото 80. Выходная шивера. |
|
|
Фото 82. Заход в порог Фурляляй после левого поворота. |
Фото 83. Первый слив порога.
|
Фото 84. Шивера, идём вдоль левого берега. Впереди можно угадать первый остров. |
Фото 85. Начинаем обходить в правом повороте первый остров (виден на фото). |
Фото 86. Обливняк с бочкой у левого берега после правого поворота. |
Фото 87. Впереди второй остров порога Фурляляй. Идём левой протокой.
|
Фото 88. Обливняк с бочкой у левого в левой протоке второго острова. Впереди слева по борту угадывается первая бухта. |
Фото 89.
Выходная валы в левой протоке второго острова. |
Фото 90. После второго острова. Впереди слева по борту видна вторая бухта. |
Фото 91. Отмель с обливняками у правого берега. Пери угадываются валы после бочки.
|
Фото 92. Впереди ключевой участок порога Фурляляй. |
Фото 93. Первый экипаж влетает в слив с бочкой. |
Фото 94. Пробиваем бочку.
|
Фото 95. Выходные валы после бочки. |
Фото 96. Ключевой участок перед вторым экипажем. Впереди на волах угадывается первый экипаж. |
Фото 97. Заключительные валы порога Фурляляй. |
Собрались. Погрузились. Прошли порог Имисев. Погода блеск.
Пара шивер и вот уже порог Талии. Красивый сильный порог. На Пистайоки даже двоечные пороги маленькие троечки. О реки мы получали большое спортивное и эстетическое удовольствие. Потратили очень много времени на переходы по берегу, т.к. удобная чалка была достаточно далеко от самого порога. Подробнее о самом пороге – см. лоцию выше.
Меньше километра и еще один порог – порог Хирви. Пристали, посмотрели, прошли поочередно.
Еще три километра – и озеро Корпиярви. Очень живописное озеро. Плыли по нему в спокойном ритме. Маршрут практически пройден, торопиться некуда. Есть время полюбоваться природой. Озеро длинное (6 км). За счет многочисленных изгибов ветер на озере сильно не разгоняется, или нам просто повезло с погодой. Увидев на южном берегу красивую поляну всю покрытую с цветущим иван-чаем, мы отказались от идеи дойти до порога Поалла. Остановились рядом с цветущей поляной и пошли искать стоянку. Хорошее место нашли на левом возвышенном берегу после порога Корпикоски, рядом с остатками разрушенного моста. Есть места еще дальше по берегу, но они тёмные и с комарами.
Фото 98. Космический снимок порога Имисев с нанесенным треком.
Фото 99. Перед первой ступенью порога Имисев.
|
|
Фото 101. Шивера первой ступени. Виден пологий правый поворот. |
Фото 102. Катаемся на волнах. |
Фото 103. Заключительная шивера первой ступени порога Имисев.
|
Фото 104. Расслабляться нельзя. Работаем до конца. |
Фото 105. Перед левым поворотом, за которым вторая ступень. |
Фото 106. Вторая ступень в прямой видимости. |
Фото 107. Входим во вторую ступень порога Имисев.
|
Фото 108. Косые валы перед бочкой во второй ступени. |
Фото 109. Впереди бочка. Справа по борту – обливняк. |
Фото 110. Бочка. |
Фото 111. Выходная шивера порога Имисев. |
Фото 112. До конца порога нельзя терять концентрацию. |
Фото 113. Слив и первый вал порога Талии. |
Фото 114. Бочка за первым валом и выходная шивера . |
Фото 115. Заход в порог по сливу. |
Фото 116. Первый вал. |
Фото 117. Прошли первый вал, дальше не легче.
|
Фото 118. Штурмуем бочку. |
Фото 119. Вид с берега на штурм экипажем бочки и выходную шиверу. |
|
Фото 120. Космический снимок порога Хирви с нанесенным треком.
|
Фото 121. Бочка и остров в начале основной части порога, проход между ними. |
Фото 122. Прямой участок в начале порога. Справа впереди виден поворот реки, после которого начнётся основная часть порога. Можно зачалиться впереди у левого берега. |
Фото 123.
Начало основной части порога. Идём между островом (справа по борту) |
Фото 124. Бочку оставляем слева по борту.
|
Фото 125. За первой бочкой проходим плиту с косыми валами. |
126. Выходная шивера порога. |
127. Бочка в конце порога Хирви. |
Фото 128. Начало порога Корпикоски. |
Фото 129. Вид на озеро Корпиярви с берега. |
Собрались. Вышли.
До железобетонного моста – 5 минут. Еще 15, и мы дошли до первой ступени порога Поалла. Пристали, посмотрели. Всё просто. До основной части порога далеко, поэтому прошли первую ступень и зачалились к левому берегу для осмотра второй и третей ступеней.
Торопиться некуда. Поэтому разгрузились на берегу, решив встать на стоянку рядом со второй ступенью.
Порог очень красивый и мощный. Осмотрелись. И прошли налегке.
В конце порога на левом берегу у озера отличные, просторные и светлые стоянки. Перенесли вещи от второй ступени к озеру.
Поалла - ещё один порог на реке, рядом с которым можно и нужно останавливаться не только на ночёвку, но и на днёвку, чтобы с удовольствием, не жалея времени, покататься по его пенным гребням.
Фото 130. Космический снимок порога Поалла с нанесённым треком.
Фото 131. Вторая ступень порога Поалла.
|
Фото 132. Вторая ступень порога. Впереди видно одноименное озеро и тонкую белую полоску третей ступени.
|
Фото 133. Вдалеке видна вторая ступень. У левого края – начало третей ступени. |
Фото 134. Третья ступень порога Поалла. |
Фото 135. Заходим во вторую ступень.
|
Фото 136. Проходим вторую ступень порога Поалла. |
Фото 137. Финальная бочка порога Поалла. |
|
Исследовали возможные варианты выхода с порога. Ничего не понравилось. И к вечеру обнесли порог в обратном направлении и против течения вернулись на предыдущую стоянку. Здесь машина может подъехать вплотную, ничего и некуда носить не надо.
После чего пошли позвонить водителю подтвердить нашу встречу для выброски с маршрута. Мобильная связь (операторы Мегафон и МТС) есть на небольшом пяточке на дороге восточнее бетонного автомобильного моста. Место связи обозначено разноцветными ленточками на кустах.
1. Лоция на сайте Афанасенкова М.А. (именно эта лоция чаще всего приводится в отчетах): http://www.afanas.ru/myreport/pista/pis_to.htm
2.
Комментарии
к лоции на сайте «Ветер перемен»:
https://weter-peremen.org/biblioteka/otchety/voda/kareliya/pista-2011
3.
Отчет
на сайте турклуба Перово о походе по руководством Григорьевой Т.:
http://tk-perovo.ru/index.php?id=110
4. Отчет из библиотеке МГЦТК (tlib.ru) № 7219 – отчет о походе 2011 года спортивных групп ГОУ ООЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы (руководители – Божева И.М., Устинов С.В. и Макаров А.В.)
5. Картографические материалы – сайт https://nakarte.me
Заброску и выброску мы осуществляли из города Кемь, куда удобно добираться на машине. Если ехать на поезде, то дешевле и проще забрасываться из Лоухов, а выбрасываться в Кемь.
1. Пройден интересный маршрут по красивой реке.
2. По большой воде река очень мощная и требует аккуратности на всём протяжении.
3. Не рекомендуется в качестве первой реки третьей категории.
4. Помимо настоящего отчета рекомендуется ознакомиться с видеоотчетом о нашем сплаве: https://www.youtube.com/watch?v=frfVhG41DWA
5. После прохождения реки Пистайоки представляется удобная возможность (при наличии погоды) посетить Соловки. Мы же в этот раз поехали смотреть самую загадочную гору Карелии – Воттоваару, первый бальнеологический курорт России – Марциальные воды, Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь (и фрески Дионисия) и один из крупнейших монастырей в Европе – Кирилло-Белозёрский монастырь.