ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ
ТУРКЛУБ МАИ
ОТЧЁТ
о спортивном лыжном походе 3 категории сложности
совершённом с 23 февраля по 8
марта 2020 года
в районе хребта Хамар-Дабан
Руководитель похода:
Калистратова Вера
М/К № 18/2 ‑ 304
Москва, 2020
Оглавление
Логистика.
Населённые пункты на маршруте.
Техническое
описание маршрута с фотографиями
Вид туризма |
лыжный |
Сроки проведения (включая подъезды и отъезды) |
22.02.2020 – 10.03.2020 |
Категория сложности |
3 |
Протяженность активной части, км |
224 |
Продолжительность активной части, дни |
15 (23.02.20 – 08.03.20) |
Район |
Хребет Хамар-Дабан |
Нитка маршрута |
Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан» -
п. Черского (2090м) – пер. Чёртовы Ворота – р. Утулик – р.Шубутуй – Патовое плато
– р. Уту-Жалга – р. Шара-Жалга
– р. Барун-Байга –пер. – р. Зун-Байга – пер.
в плече в. Хан-Ула – р. Барун-Юнкуцук
– р.Нухен – пер. Нухен-Дабан
- пер. Лангутайские ворота – р. Лангатуй
– пос. Мурино |
Количество участников |
8 |
Руководитель |
Калистратова Вера Владимировна |
Контакты для связи |
e-mail: vera.kalistratova@gmail.com |
Маршрутная книжка, № |
№ 18/2 ‑ 304 |
Участник, ФИО |
Год рождения |
Туристический опыт |
Должность |
Калистратова Вера Владимировна |
1991 |
4ЛУ (Приполярнй Урал), 2ЛР (Сев. Урал) |
Руководитель |
Рекаева Татьяна Николаевна |
1991 |
4ЛУ (Приполярнй Урал) |
Медик |
Павлов Вячеслав Вячеславович |
1983 |
4ЛУ (Приполярнй Урал) |
Реммастер |
Бондарев Евгений Александрович |
1996 |
2ЛУ (Сев. Урал, Хибины) |
Снаряженец |
Климов Андрей Владимирович |
1992 |
2ЛУ (Сев. Урал) |
Завхоз |
Копытов Иван Юрьевич |
1990 |
2ЛР (Хибины) |
Печник |
Нестеров Денис Владимирович |
1986 |
1ЛУ (Юж. Урал) |
Хронометрист |
Благовещенская Любовь Николаевна |
1997 |
1ЛУ (Ловозёрские Тундры) |
Казначей |
Добирались к району похода следующим образом:
21.02.20. в 23.30 вылетели из Москвы (аэропорт
Домодедово) в Иркутск. Время перелёта почти 6 часов. Неожиданностью для нас
стал факт того, что в ручной клади нельзя перевозить гитару, пришлось
привязывать её к рюкзаку и сдавать в багаж с пометкой «хрупкое». Рейсов из
Москвы в Иркутск достаточно много, но можно также рассматривать вариант
перелёта из Москвы в Улан-Удэ и добираться до района оттуда – это дольше на 3-4
часа, но авиаперелёты в Улан-Удэ на тот момент были
значительно дешевле, чем в Иркутск.
Все продукты мы везли с собой из Москвы, поэтому
покупать что-либо в Иркутске потребности не было.
Группа в
Домодедово. Собрались наконец-то, хоть и порвали один рюкзак по дороге
22.02.20. Прилёт в Иркутск в 10.30 по местному времени
(+5 часов к Московскому), в. 11:20 – погрузились в
машину (микроавтобус, который предварительно заказали) и выехали в пос. Слюдянка. Все продукты мы везли с собой из Москвы, поэтому
покупать что-либо в Иркутске потребности не было В
13:40 – приехали в Слюдянку, откуда планируется
начинать маршрут. (Слюдянка – населённый пункт с
крупной станцией на Транссибе, расположенная на берегу
Байкала, куда так же можно доехать на электричках или проходящих поездах от ж/д вокзала в Иркутске)
Так как группа устала от ночного
перелёта и необходимо было перепаковывать
рюкзаки, то мы остались переночевать в Слюдянке в
частном музее минералов Жигалова "Самоцвет Байкала", там есть и
домики для туристов (ул. Слюдяная 36). Там же мы оставили не неужные на маршруте вещи, чтобы забрать их на обратном
пути.
Слюдянка
. Вечером зашли для регистрации группы на базу к
спасателям ПСО Южный г. Слюдянка
(ул. Набережная, 38), оставили схему маршрута и график движения.
На основной, активной, части нашего маршрута
населенные пункты отсутствуют. В верховьях реки Слюдянки
находится метеостанция “Хамар-Дабан”. Два раза на
маршруте были ночевки в избах. Одна изба на реке Шубутуй
была построена в рекреационных целях, вторая изба на реке Лангатуй
построена охотниками-промысловиками, она рассчитана на 2-3 человек, группа из 8
человек поместилась там с трудом. Подробнее о расположении зимовий сказано в
техническом описании маршрута.
Станция Мурино, на которой
мы закончили свой маршрут – небольшой, по ощущениям почти заброшенный в зимнее
время, посёлок на берегу Байкала. Работающих магазинов там не было и люди почти не встречались. Вокзал разрушен, других
помещений нет. Мурино связано электричками и поездами
– со Слюдянкой, Иркутском и Улан-Удэ.
08.03.20 - Группа выехала из Мурино
на заказном микроавтобусе вечером в 19 часов, по пути заехали в Байкальск в продуктовый магазин и в Слюдянку
за оставленными в музее вещами. В 21.30 приехали в Иркутск.
10.03.2020 В 9:35 – вылет из
Иркутска в Москву, в 10.40 (по московскому времени) – приземлились в аэропорту
Домодедово.
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
||
22.02 |
1 |
Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан» |
18 |
||
23.02 |
2 |
П.т.
– пик Черского (2091м, 1А, рад.) – пер. Чёртовы ворота ( |
18 |
||
24.02 |
3 |
П.т. – траверс хребта до верх. р.Рассохи |
13 |
||
25.02 |
4 |
П.т. – изба “Двухэтажная” |
10 |
||
26.02 |
5 |
П.т. – пер. в отроге Станового хр. – р.Босан |
8 |
||
27.02 |
6 |
П.т. – в.Босан (восх.) – пер. – р.Улун-Кутул – пер. – р.Маргасан – пер. – р.Быстрый Ключ |
15 |
||
28.02 |
7 |
П.т. – р.Быстрый Ключ – р.Утулик |
15 |
||
29.02 |
8 |
П.т. – руч.Прямой – пер. – оз.Перевальное – р.Субутый |
9 |
||
01.03 |
9 |
П.т. - в.2396 (восх.) – Патовое плато – р.Харнахойтуй |
19 |
||
02.03 |
10 |
П.т. – Патовое плато – р.Уту-Жалга – р.Шара-Жалга – р.Байга |
18 |
||
03.03 |
11 |
П.т. – р.Барун-Байга – пер. – р.Зун-Байга – в.Хан-Ула (рад. восх.) |
20 |
||
04.03 |
12 |
П.т. – пер. – р.Барун-Юнкуцук – отрог в.2058 |
10 |
||
05.03 |
13 |
П.т. – в.2058 – р.Тит-Тит – р.Ара-Буректай – пер.Лангутайские Ворота – р.Лангатуй |
17 |
||
06.03 |
14 |
П.т. - р.Лангатуй |
15 |
||
07.03 |
15 |
П.т. – р. Хара-Мурин - ст.Мурино |
13 |
||
08.03 |
16 |
Запасной |
|
||
09.03 |
17 |
Запасной |
|
||
10.03 |
18 |
Иркутск - Москва |
|
||
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Примечания |
22.02 |
0 |
Переезд Иркутск - пос. Слюдянка |
- |
|
23.02 |
1 |
Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан» |
18 |
|
24.02 |
2 |
П.т. – пик Черского (2091м, 1А, рад.) – под пер. Чёртовы ворота |
15 |
Радиалка на п. Черского – в одну сторону |
25.02 |
3 |
П.т. – пер. Чёртовы ворота ( |
11 |
|
26.02 |
4 |
П.т. – р. Шубутуй |
15 |
|
27.02 |
5 |
П.т. – изба на р. Шубутуй (Полуднёвка) |
2 |
|
28.02 |
6 |
П.т. –. р. Шубутуй |
12 |
|
29.02 |
7 |
П.т. – верх. р. Шубутуй |
8 |
|
01.03 |
8 |
П.т. – верх. р. Шубутуй (полуднёвка) |
5 |
|
02.03 |
9 |
П.т. – Патовое плато |
16 |
|
03.03 |
10 |
П.т. – р. Уту-Жалга |
15 |
|
04.03 |
11 |
П.т. – р.Уту-Жалга – р.Шара-Жалга – р.Байга - р.Барун-Байга |
17 |
|
05.03 |
12 |
П.т. – р.Барун-Байга – пер. – р.Зун-Байга – пер. – пер. в плече в. Хан-Ула – р. Барун-Юнкуцук |
17 |
|
06.03 |
13 |
П.т. – р.Барун-Юнкуцук – р. Нухен – пер. Нухен-Дабан – р. Ара-Буректай |
17 |
|
07.03 |
14 |
П.т. – пер.Лангутайские Ворота. - р.Лангатуй (зимовье) |
20 |
|
08.03 |
15 |
П.т. – р. Лангатуй - ст.Мурино |
17 |
|
09.03 |
|
Иркутск |
|
|
10.03 |
|
Иркутск - Москва |
|
|
Всего пройдено |
204 |
|
||
Всего
пройдено (с учётом коэффициента 1,1) |
224 |
|
Причины отступления от заявленного плана
Пришлось отказаться от траверса Станового хребта от
пер. Чёртовы ворота до Маргасанской р. Быстрый ключ,
из-за нескольких факторов: группа уже отставала от графика на 1 день из-за
ночёвки в Слюдянке, т.к. изначально в Москве
планировать выход в день приезда было ошибочно, в целом группа двигалась не
очень быстро и в довершение у одной участницы оказался лысый камус на лыжах,
и ей сложно было идти в горки. Но остаётся не ясным сэкономили мы время или
нет, т.к. в итоге мы сильно застряли в очень буреломистом
и трудно проходимом лесу на р. Шубутуй.
Выход в 10.20 (-12°С, идет
легкий снежок, облачно)
50 мин. Идём по дороге от посёлка вверх. Двигаемся
пешком без лыж т.к. дорога хоть и заснеженная, но очень твёрдая и без лыж
быстрее. Прошли знак «Добро пожаловать на пик Черского», после него дорога
стала более узкой и заснеженной –
плотный буранный след, но без лыж по-прежнему быстрее.
Знак
40 мин. Продолжаем движение по буранке
Буранка
40 мин. Подошли к придорожному кафе-избушке, где
мужчина печёт оладьи, устроили привал, перекусили, погрелись внутри, оладьи
оказались вкусными.
45 мин. Прошли мостик “Надежный” – так написано на
табличке рядом с ним. Продолжаем движение вверх по долине р.Слюдянки, дорога идет преимущественно орографически правым берегом достаточно высоко над рекой
Мостик Надёжный
40 мин. Продолжаем движение пешком, без лыж
по-прежнему идётся лучше. Снег в стороне от буранки
достаточно глубокий, проваливаешься почти по пояс. Навстречу иногда попадаются
местные туристы, возвращающиеся после выходных.
Ещё мостики
по дороге
40 мин. Прошли до развилку долины, держимся левее в сторону метеостанции.
Хорошая буранная дорога. Темнеет.
40 мин. Прошли довольно крутой взлёт к метеостанции,
по глубоко выбитому в снегу буранному следу, основной взлет местами до 20°.
Взлет состоит из двух ступеней, основная по набору высоты – первая. Ступени
разделены горизонтальной поляной.
35 мин. Уже в темноте подошли к метеостанции, время около
20 часов. Остановились ночевать.
Выход с ГМС в 9:30. (-20 оС,
ясно)
60 минут. Вышли со станции на лыжах. Поднялись на
плечо пика Черского по буранке, серпантином. На границе леса у деревьев с
ленточками оставили рюкзаки и лыжи. Налегке вышли по хорошо протоптанной
глубокой тропе на восхождение, взяв с собой кошки и перекус.
Лыжня на
подъём
Лыжня на
подъёме
2 часа 30 минут. От оставленных возле границы
леса рюкзаков пошли по хорошо протоптанной глубокой тропе на восхождение, взяв с
собой кошки и перекус. Склон крутизной 15°. Вышли на пологий участок перед
гребнем – там была иглу – остановились, пофотографировались.
Затем пологий участок по широкому
гребню, снег плотный и есть тропа. Гребень заканчивается обелиском, от которого
короткий (
Вершина широкая пологая, есть тригопункт.
Открывается красивый вид на Байкалл и Тункинские гольцы,
ну и собственно вглубь Хамар-Дабана. Т.к. погода была
хорошая, перекусили на вершине.
Оставили вещи
и лыжи
Выход на
пологий гребень
Иглу
Путь подъёма
на Пик Черского
Участок скал. На верхнем левом фото
виден трос
1 час 10 минут. – Спуск по пути подъема. На предвершине сняли кошки, до рюкзаков спускались
периодически катясь на пятой точке.
Вершина
40 мин. – Продолжили движение
по набитой лыжне к перевалу Чертовы Ворота. Спуск с плеча
пика Черского
Спуск с плеча
Пика Черского
30 минут. – Прошли ещё немного и перед подъёмом
на пер. Чёртовы ворота встали на ночёвку, тропёжка
вне набитой лыжни очень глубокая – выше колена, сушин мало – лучше вставать ближе к перевальной седловине,
там в лесу больше сушин.
Тропёжка за сушиной
Выход в 9.00 (-18°С, ясно)
45 мин. Преодолеваем ступенчатый подъем по редкому
кедровому лесу к перевалу Чёртовы ворота. Перевал широкий, платообразный, но в
сторону Утулика следует довольно резкий крутой сброс высоты. На привале
длительный привал, где мы чиним лыжи (слетело крепление
и обледенели камусы). Принимаем решение переваливать
в сторону Утулика вместо траверса хребта.
Путь к перевалу и выход на хребет
Вид с перевала в сторону спуска
60 мин. Спуск вниз галсами, по безлесному склону, эта
сторона перевала южная и снега здесь значительно меньше. Спуск удобный,
быстрый, без тропёжки.
Спуск
Южный склон перевала Чёртовы Ворота
60 мин. Собираемся группой, т.к. многие отстают на
спуске из-за частых падений, и продолжаем спуск, лес становится гуще.
50 мин. Спустились в лесную зону, движемся вдоль ручья
Спускового, Снег протаял до земли, остановились, сняли лыжи.
Весна
50 мин. Далее продолжаем движение пешком по
серпантинной тропе. Вошли в снежную лесную зону периодически встречали широкие
наледи, по которым было сложно передвигаться, иногда приходилось двигаться по
ручью, но ручей во многих частях был уже вскрывшийся. Вышли на серпантинную
дорогу.
Наледи в лесу и на реке
50 мин.. Долина выполаживается, становится больше снега, идём по льду ручья
на лыжах до впадения его в реку Утулик. Ближе к впадению долина становится
похожа на каньон - берега ручья крутые, скалистые, выходим на реку Утулик.
20 мин. Прошли вниз по р. Утулик, встали на правом (ор. и по ходу движ.)
берегу реки на ночёвку.
Выход в 9.30 (-15°С, утром –
ясно, днем – небольшая облачность)
60 мин. Вышли по реке Утулик вниз по течению, глубина
тропёжки
На реке Утулик
50 мин. дошли до устья реки Шубутуй,
повернули на Шубутуй и прошли ещё около км до того, как начались обширные проталины.
50 мин. Движемся в основном по реке вверх,
придерживаясь правой по ходу (орографически левой) стороны, проталины проходим по снежным мостикам, либо
обходим по лесу. Движение по лесу затруднённое т.к. лес достаточно заваленный.
На реке встречается заметённый буранный след, в целом снег плотный, идём почти
без тропёжки, но часто хватаем подлип.
На реке Шубутуй,
собираем подлипы
Наледи на реке Шубутуй
Склоны с натёчным льдом
Открытая вода
1 час 20 мин. Продолжаем движение по реке, река
становится более извилистой, встречаются обширные наледи.
1 час 20 смн мин. Вверх по
реке, чаще встречались участки обхода по лесу. Искали зимовье в устье реки Зубхоган, нашли разрушенную избушку и баню, решили, что нам
очень не повезло и поставили рядом палатку.
Вышли в 9.30 (-17°С, ясно)
30 мин. Подошли к прекрасной туристической избушке с
баней. Поняли, что вчера ошиблись и немного не дошли. Решили устроить днёвку и
просушить камусы лыж, которые сильно потяжелели за
это время движения по рекам. Два человека отправились прокладывать лыжню вверх
по реке Шубутуй, дошли до устья реки Гужир-Жалга, глубина тропёжки до
Прекрасная избушка и баня в устье Зубхогана
Вышли в 7.50 (-15°С, утром
облачно, днем ясно)
Вышли вверх по проложенной вчера
лыжне за 3 ходки по 45 минут дошли
до устья реки Гужир-Жалга, прошли мимо замёрзшего водопадика на орографически
правом притоке Шубутуя, на этом участке по реке
двигаться удобно, проталин мало, иногда встречаются ступени и каменистые
пороги. Устье реки Гужир-Жалга – обледеневшее, в этом
месте небольшая ступень наледи, для прохождения которой надели кошки, сразу
после – сняли.
Замёрзший водопад
Валуны
Ступени, точнее вид с них
Обледеневшее устье Гужир-Жалги
45мин. Продолжаем движение на лыжах, движение
постепенно начинат усложняться, на реке много больших
валунов под снегом, между ними незамёрзшие участки реки, которые не видно пока
на них не наступишь, и не окажешься в воде. Глубина тропёжки местами доходит до
45 мин. Перешли в лес на правый по ходу (орографически левый) берег реки. Лес густой, заваленный, но
снега меньше, чем на реке. В среднем скорость движения на этих переходах не
более 2 км/час.
2 ходки по 45 мин. Далее тропим по лесу. В среднем
скорость движения на последних 3ёх переходах не более 1,5 км/час.
Пораньше встали на ночёвку. Руководитель и ещё один
участник пошли на разведку пути. Разведка оказалась не очень оптимистичной, лес
тяжело проходим на обоих берегах реки, по крутой заснеженной и более того не
замёрзшей реке двигаться невозможно.
Выход в 8.30 (-16 оС,
переменная облачность)
Идём по лесу вверх по склону, по оставленной вчера в
ходе разведки лыжне, лес кедровый, очень заваленный, с мелким трудно проходимым
подлеском на склонах ближе к реке. Сделали 3 ходки по 45 минут, за них прошли
примерно
Подъём по лесу
По орографически
правому борту реки
Лыжня по лесу и по сагандайле
Спустились к реке, пробираемся через
подлесок
Почти выбрались
Выход в 8.40 (-12 оС,
пасмурно, пурга)
45 мин. Двигаемся вверх по склону в долине реки,
начинаем выходить из зоны леса, погода портится, пурга, тропёжка
усложняется, глубина тропления до