ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

 

 

ОТЧЁТ

 

о спортивном лыжном походе 3 категории сложности

совершённом с 23 февраля по 8 марта 2020 года

в районе хребта Хамар-Дабан

 

Руководитель похода:

Калистратова Вера

vera.kalistratova@gmail.com

 

М/К № 18/2 ‑ 304

 

Москва, 2020


 

Оглавление

Справочные сведения.. 3

Состав группы... 4

Логистика. Населённые пункты на маршруте. 5

График прохождения маршрута.. 6

Заявленный план-график.. 6

Фактический график.. 7

Карта района, маршрут.. 7

Техническое описание маршрута с фотографиями.. 7

День 1. 23.02.20. 8

День 2. 24.02.20. 9

День 3. 25.02.20. 12

День 4. 26.02.20. 13

День 5. 27.02.20. 15

День 6. 28.02.20. 15

День 7. 29.02.20. 16

День 8. 01.03.20. 18

День 9 02.03.20. 19

День 10. 03.03.20. 23

День 11. 04.03.20. 26

День 12. 05.03.20. 28

День 14. 07.03.20. 33

День 15. 08.03.20. 34

Выводы и рекомендации.. 36

Справочные материалы... 37

 

 

 

 


Справочные сведения

 

Вид туризма

лыжный

Сроки проведения (включая подъезды и отъезды)

22.02.202010.03.2020

Категория сложности

3

Протяженность активной части, км

224

Продолжительность активной части, дни

15 (23.02.20 – 08.03.20)

Район

Хребет Хамар-Дабан

Нитка маршрута

Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан» - п. Черского (2090м) – пер. Чёртовы Ворота – р. Утулик – рубутуйПатовое плато – р. Уту-Жалга – р. Шара-Жалга – р. Барун-Байга –пер. –  р. Зун-Байга – пер. в плече в. Хан-Ула – р. Барун-Юнкуцукр.Нухен – пер. Нухен-Дабан - пер. Лангутайские ворота – р. Лангатуй – пос. Мурино

Количество участников

8

Руководитель

Калистратова Вера Владимировна

Контакты для связи

e-mail: vera.kalistratova@gmail.com

Маршрутная книжка, №

№ 18/2 ‑ 304


Состав группы

 

Участник, ФИО

Год

рождения

Туристический опыт

Должность

Калистратова Вера Владимировна

1991

4ЛУ (Приполярнй Урал), 2ЛР (Сев. Урал)

Руководитель

Рекаева Татьяна Николаевна

1991

4ЛУ (Приполярнй Урал)

Медик

Павлов Вячеслав Вячеславович

1983

4ЛУ (Приполярнй Урал)

Реммастер

Бондарев Евгений Александрович

1996

2ЛУ (Сев. Урал, Хибины)

Снаряженец

Климов Андрей Владимирович

1992

2ЛУ (Сев. Урал)

Завхоз

Копытов Иван Юрьевич

1990

2ЛР (Хибины)

Печник

Нестеров Денис Владимирович

1986

1ЛУ (Юж. Урал)

Хронометрист

Благовещенская Любовь Николаевна

1997

1ЛУ (Ловозёрские Тундры)

Казначей

 


Логистика. Населённые пункты на маршруте.

Добирались к району похода следующим образом:

21.02.20. в 23.30 вылетели из Москвы (аэропорт Домодедово) в Иркутск. Время перелёта почти 6 часов. Неожиданностью для нас стал факт того, что в ручной клади нельзя перевозить гитару, пришлось привязывать её к рюкзаку и сдавать в багаж с пометкой «хрупкое». Рейсов из Москвы в Иркутск достаточно много, но можно также рассматривать вариант перелёта из Москвы в Улан-Удэ и добираться до района оттуда – это дольше на 3-4 часа, но авиаперелёты в Улан-Удэ на тот момент были значительно дешевле, чем в Иркутск.

Все продукты мы везли с собой из Москвы, поэтому покупать что-либо в Иркутске потребности не было.

 

Группа в Домодедово. Собрались наконец-то, хоть и порвали один рюкзак по дороге

 

22.02.20. Прилёт в Иркутск в 10.30 по местному времени (+5 часов к Московскому), в. 11:20 – погрузились в машину (микроавтобус, который предварительно заказали) и выехали в пос. Слюдянка. Все продукты мы везли с собой из Москвы, поэтому покупать что-либо в Иркутске потребности не было В 13:40 – приехали в Слюдянку, откуда планируется начинать маршрут. (Слюдянка – населённый пункт с крупной станцией на Транссибе, расположенная на берегу Байкала, куда так же можно доехать на электричках или проходящих поездах от ж/д вокзала в Иркутске)

Так как группа устала от ночного перелёта и необходимо было перепаковывать рюкзаки, то мы остались переночевать в Слюдянке в частном музее минералов Жигалова "Самоцвет Байкала", там есть и домики для туристов (ул. Слюдяная 36). Там же мы оставили не неужные на маршруте вещи, чтобы забрать их на обратном пути.

 

Слюдянка

 

. Вечером зашли для регистрации группы на базу к спасателям ПСО Южный г. Слюдянка (ул. Набережная, 38), оставили схему маршрута и график движения.

На основной, активной, части нашего маршрута населенные пункты отсутствуют. В верховьях реки Слюдянки находится метеостанция “Хамар-Дабан”. Два раза на маршруте были ночевки в избах. Одна изба на реке Шубутуй была построена в рекреационных целях, вторая изба на реке Лангатуй построена охотниками-промысловиками, она рассчитана на 2-3 человек, группа из 8 человек поместилась там с трудом. Подробнее о расположении зимовий сказано в техническом описании маршрута.

Станция Мурино, на которой мы закончили свой маршрут – небольшой, по ощущениям почти заброшенный в зимнее время, посёлок на берегу Байкала. Работающих магазинов там не было и люди почти не встречались. Вокзал разрушен, других помещений нет. Мурино связано электричками и поездами – со Слюдянкой, Иркутском и Улан-Удэ.

08.03.20 - Группа выехала из Мурино на заказном микроавтобусе вечером в 19 часов, по пути заехали в Байкальск в продуктовый магазин и в Слюдянку за оставленными в музее вещами. В 21.30 приехали в Иркутск.

10.03.2020 В 9:35 – вылет из Иркутска в Москву, в 10.40 (по московскому времени) – приземлились в аэропорту Домодедово.


График прохождения маршрута

 

Заявленный план-график

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

22.02

1

Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан»

18

23.02

2

П.т. – пик Черского (2091м, 1А, рад.) – пер. Чёртовы ворота (1730 м) – верх. р. Подкомарной

18

24.02

3

П.т. – траверс хребта до верх. рассохи

13

25.02

4

П.т. – изба “Двухэтажная”

10

26.02

5

П.т. – пер. в отроге Станового хр. – росан

8

27.02

6

П.т. – восан (восх.) – пер. – р.Улун-Кутул – пер. – р.Маргасан – пер. – р.Быстрый Ключ

15

28.02

7

П.т. – рыстрый Ключ – р.Утулик

15

29.02

8

П.т. – ручрямой – пер. – оз.Перевальное – р.Субутый

9

01.03

9

П.т. - в.2396 (восх.) – Патовое плато – рарнахойтуй

19

02.03

10

П.т. – Патовое плато – рту-Жалгар.Шара-Жалгар.Байга

18

03.03

11

П.т. – рарун-Байга – пер. – р.Зун-Байгав.Хан-Ула (рад. восх.)

20

04.03

12

П.т. – пер. – рарун-Юнкуцук – отрог в.2058

10

05.03

13

П.т. – в.2058 – рит-Тит – р.Ара-Буректайпер.Лангутайские Ворота – р.Лангатуй

17

06.03

14

П.т. - рангатуй

15

07.03

15

П.т. – р. Хара-Мурин - стурино

13

08.03

16

Запасной

 

09.03

17

Запасной

 

10.03

18

Иркутск - Москва

 

 


Фактический график

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Примечания

22.02

0

Переезд Иркутск - пос. Слюдянка

-

 

23.02

1

Пос. Слюдянка – р. Слюдянка – м/с «Хамар-Дабан»

18

 

24.02

2

П.т. – пик Черского (2091м, 1А, рад.) – под пер. Чёртовы ворота  

15

Радиалка на п. Черского – в одну сторону

25.02

3

П.т. – пер. Чёртовы ворота (1730 м) р. Спусковая – р. Утулик

11

 

26.02

4

П.т. – р. Шубутуй

15

 

27.02

5

П.т. – изба на р. Шубутуй (Полуднёвка)

2

 

28.02

6

П.т. –. р. Шубутуй

12

 

29.02

7

П.т. – верх. р. Шубутуй

8

 

01.03

8

П.т. – верх. р. Шубутуй (полуднёвка)

5

 

02.03

9

П.т. – Патовое плато

16

 

03.03

10

П.т. – р. Уту-Жалга

15

 

04.03

11

П.т. – рту-Жалгар.Шара-Жалгар.Байга - р.Барун-Байга

17

 

05.03

12

П.т. – рарун-Байга – пер. – р.Зун-Байга – пер. – пер. в плече в. Хан-Ула – р. Барун-Юнкуцук

17

 

06.03

13

П.т. – рарун-Юнкуцук – р. Нухен – пер. Нухен-Дабан – р. Ара-Буректай

17

 

07.03

14

П.т. – перангутайские Ворота. - р.Лангатуй (зимовье)

20

 

08.03

15

П.т. – р. Лангатуй - стурино

17

 

09.03

 

Иркутск

 

 

10.03

 

Иркутск - Москва

 

 

Всего пройдено

204

 

Всего пройдено (с учётом коэффициента 1,1)

224

 

 

Причины отступления от заявленного плана

Пришлось отказаться от траверса Станового хребта от пер. Чёртовы ворота до Маргасанской р. Быстрый ключ, из-за нескольких факторов: группа уже отставала от графика на 1 день из-за ночёвки в Слюдянке, т.к. изначально в Москве планировать выход в день приезда было ошибочно, в целом группа двигалась не очень быстро и в довершение у одной участницы оказался лысый камус на лыжах, и ей сложно было идти в горки. Но остаётся не ясным сэкономили мы время или нет, т.к. в итоге мы сильно застряли в очень буреломистом и трудно проходимом лесу на р. Шубутуй.


Карта района, маршрут


Техническое описание маршрута с фотографиями

 

День 1. 23.02.20

Выход в 10.20 (-12°С, идет легкий снежок, облачно)

50 мин. Идём по дороге от посёлка вверх. Двигаемся пешком без лыж т.к. дорога хоть и заснеженная, но очень твёрдая и без лыж быстрее. Прошли знак «Добро пожаловать на пик Черского», после него дорога стала более узкой и заснеженной –  плотный буранный след, но без лыж по-прежнему быстрее.

Знак

 

40 мин. Продолжаем движение по буранке

Буранка

40 мин. Подошли к придорожному кафе-избушке, где мужчина печёт оладьи, устроили привал, перекусили, погрелись внутри, оладьи оказались вкусными.

45 мин. Прошли мостик “Надежный” – так написано на табличке рядом с ним. Продолжаем движение вверх по долине рлюдянки, дорога идет преимущественно орографически правым берегом достаточно высоко над рекой

Мостик Надёжный

40 мин. Продолжаем движение пешком, без лыж по-прежнему идётся лучше. Снег в стороне от буранки достаточно глубокий, проваливаешься почти по пояс. Навстречу иногда попадаются местные туристы, возвращающиеся после выходных.

Ещё мостики по дороге

 

40 мин. Прошли до развилку долины, держимся левее в сторону метеостанции. Хорошая буранная дорога. Темнеет.

40 мин. Прошли довольно крутой взлёт к метеостанции, по глубоко выбитому в снегу буранному следу, основной взлет местами до 20°. Взлет состоит из двух ступеней, основная по набору высоты – первая. Ступени разделены горизонтальной поляной.

35 мин. Уже в темноте подошли к метеостанции, время около 20 часов. Остановились ночевать.

 

День 2. 24.02.20

Выход с ГМС в 9:30. (-20 оС, ясно)

60 минут. Вышли со станции на лыжах. Поднялись на плечо пика Черского по буранке, серпантином. На границе леса у деревьев с ленточками оставили рюкзаки и лыжи. Налегке вышли по хорошо протоптанной глубокой тропе на восхождение, взяв с собой кошки и перекус.

Лыжня на подъём

 

Лыжня на подъёме

 

2 часа 30 минут. От оставленных возле границы леса рюкзаков пошли по хорошо протоптанной глубокой тропе на восхождение, взяв с собой кошки и перекус. Склон крутизной 15°. Вышли на пологий участок перед гребнем – там была иглу – остановились, пофотографировались. Затем  пологий участок по широкому гребню, снег плотный и есть тропа. Гребень заканчивается обелиском, от которого короткий (100 м) подъем приводит на предвершину. Снег на этом подъеме частично сдут ветрами, много камней. На платообразной предвершине надеваем кошки, далее преодолеваем узкий гребень перемычки. С предвершины вначале небольшой спуск по сужающемуся гребню, а затем следует примерно 50-метровый отрезок скал, преодолеваемых свободным лазанием. Скалы обледеневшие и в кошках по ним передвигаться значительно комфортнее, чем без. Лазание простое, но и справа и слева есть куда падать. на участке есть страховочный трос, но им удобнее пользоваться скорее летом, когда он не вморожен в снег. После скальной перемычки гребень опять расширяется, подъем крутизной до 25° по плотному снегу приводит на вершину.

Вершина широкая пологая, есть тригопункт. Открывается красивый вид на Байкалл и  Тункинские гольцы, ну и собственно вглубь Хамар-Дабана. Т.к. погода была хорошая, перекусили на вершине.

 

Оставили вещи и лыжи