Федерация спортивного туризма России – объединение туристов Москвы

Турклуб Московского авиационного института

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

 

о горном маршруте пятой категории сложности

по Центральному Кавказу (Безенги)

сборной команды ТК МАИ (Москва) и Самары

в период с 18 июля по 9 августа 2020 года

 

 

Маршрут:

 

а/л Безенги (2090) — Баранкош (2677, радиально) — «тёплый угол» (3362) — пер. Укю (2А, 3882) — лед. Укю (3440) — пер. 9 Мая (1Б, 3668) — морена лед. Уллуауз (2747) — пер. Птица (3А, 4270) — морена 3900 — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги — лед. Безенги (2420) — пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125) — лед. Шаурту Вост. ветвь — перелаз 3660 — лед. Шаурту Южн. ветвь — пер. Ортокара Вост. (3А, 4228) — пер. Кёль (1А, 3648) — Баранкош (2750) — лед. Безенги — Джангикош (3260) — пер. Селлы (3А, 4448) — лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3558) — лед. Дых-Котю-Бугойсу — долина р. Дыхсу — слияние с р. Карасу (1690) — р. Черек Балкарский — пос. Верхняя Балкария (1170)

 

 

Маршрутная книжка:                      1/3-501

Руководитель группы:                     Потапенко Андрей Владимирович

Адрес руководителя:                       Москва, Сумской проезд 2-4-32

Телефон мобильный:                      +7 916-370-8772

e-mail:                                               rn3anv@mail.ru

 

Центральная маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма России, рассмотрев отчёт, считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

 

Маршрут соответствует ______пятой______ категории сложности.

Отчёт использовать ___________в библиотеке ФСТ-ОТМ_________________

 

Оглавление

1. Справочные сведения. 4

1.1. Паспорт маршрута. 4

1.2. Состав группы.. 5

2. Вводная часть. 6

2.1. Общая смысловая идея похода. 6

2.2. Предпоходная подготовка. 6

2.3. Варианты подъезда и отъезда. 6

2.4. Запасные варианты и аварийные выходы.. 7

3. Заявленный и пройденный маршрут. 7

4. Движение группы на маршруте. 8

4.1. Картографический материал. 8

4.2. График движения. 13

4.3. Сводная таблица фактических данных (график движения, тайминг, перепады, пробеги, высоты). 15

4.4. Высотный график. 17

5. Техническое описание маршрута (дневник маршрута). 19

5.1. заброска на Баранкош.. 19

18.07.2020        а/л Безенги (2090) — заброска на Баранкош (2677). 19

5.2. перевал Укю (2А, 3882). 21

19.07.2020        а/л Безенги (2090) — «тёплый угол» (3362). 21

20.07.2020        «тёплый угол» (3362) – пер. Укю (2А, 3882) — лед. Укю (3440). 25

5.3. перевал 9 Мая (1Б, 3668). 34

21.07.2020        лед. Укю (3440) — пер. 9 Мая (1Б, 3668) — морена лед. Уллуауз. 34

5.4. перевал Птица (3А, 4270). 41

22.07.2020        морена лед. Уллуауз (2747) — под пер. Птица (3А, 4270). 42

23.07.2020        подъём на пер. Птица (3А, 4270). 47

24.07.2020        морена 3900 — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги. 55

25.07.2020. 67

5.5. перевал Спортивной Дружбы (3А, 4125). 68

26.07.2020        а/л Безенги — лед. Безенги (2420) — к пер. Спортивной Дружбы.. 68

27.07.2020        подъём на пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125). 75

28.07.2020        лед. Шаурту Вост ветвь — перелаз 3660 — лед. Шаурту Южн ветвь. 86

5.6. Перевал Ортокара Вост. (3А, 4228). 95

29.07.2020. 98

30.07.2020        лед. Шаурту Южн ветвь — пер. Вост. Ортокара (3А, 4228). 100

31.07.2020        спуск с перевала пер. Кёль (1А, 3648) — Баранкош (2750). 109

5.7. перевал Кёль (1А, 3648). 114

5.8. перевал Селлы (3А, 4448). 116

01.08.2020        Баранкош (2750) — Джангикош (3260) — лед. Селлы.. 116

02.08.2020        лед. Селлы — пер. Селлы (3А, 4448). 125

03.08.2020        спуск с перевала — ледопад Крумкол — лед. Крумкол. 130

5.9. перевал Песчаный (1Б, 3558). 146

04.08.2020        лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3558) — лед. Дых-Котю-Бугойсу. 146

5.10. долина реки Дыхсу. 162

05.08.2020        левый берег Дыхсу — разведка до поворота долины.. 162

06.08.2020        попытка брода возврат к истоку —брод — правый берег Дыхсу. 162

07.08.2020        правый берег Дыхсу — слияние с р. Карасу — р. Черек Балкарский. 163

6. Материальное обеспечение группы.. 185

6.1. Групповое снаряжение. 185

6.2. Личное снаряжение. 187

6.3. Раскладка. 188

6.4. Аптека. 189

6.5. Ремнабор. 190

6.6. Финансовые расходы.. 191

7. Записки с пройденных перевалов. 191

8. Заключение. 195

 

 

 

Необходимые комментарии к отчёту:

- направления лево/право используются как «орографические», если не указано иное;

- на фотографиях красной линией указан путь группы, синими стрелками обозначены направления опасных камнепадов, фиолетовые линии – альтернативные пути с комментариями;

- верёвки использовали новые статические 9мм 50м;

- для указания чистого ходового времени используется сокращение «чхв»;

- время всегда указывается местное, декретное время не вводили;

- как правило, подъём дежурного был в 4:00-4:30, выход с ночёвки около 6:30.

 


1. Справочные сведения

 

1.1. Паспорт маршрута

 

Район путешествия                                                 Центральный Кавказ, Безенги

Вид туризма                                                             горный

Организация, проводящее путешествие             ТК МАИ

Срок проведения                                                     18 июля - 9 августа 2020 года

Категория сложности                                              пятая

Количество участников                                          6*

Руководитель                                                           Потапенко Андрей Владимирович

Заявочные материалы рассмотрела                    МКК МАИ и МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка                                                          1/3-501

Продолжительность активной части                    21

Количество днёвок                                                 1 днёвка и 1 отсидка

Длина маршрута фактическая                               177 км

Длина маршрута в зачёт                                        161 км

Суммарный набор высоты                                    9834 м

Ночевки выше 4000                                                4 раза (4150, 4130, 4400, 4400)

 

Пройденные перевалы:

Укю (2А, 3882)

9 Мая (1Б, 3668)

Птица (3А, 4270)

Спортивной Дружбы (3А, 4125)

Ортокара Вост. (3А, 4228)

Кель (1А, 3648)

Селлы (3А, 4448)

Песчаный (1Б, 3558)

 

Пройдено категорированных перевалов:

1А – 1, 1Б – 2 , 2А – 1, 3А – 4          

 

*) В предварительной заявке было 7 человек, но на старте маршрута один участник заболел и на маршрут не вышел.

 


1.2. Состав группы

 

ФИО

ГР

опыт

высота

опыт +

роль

1

20200718_064922.jpg

Потапенко

Андрей Владимирович

1965

6У(4), 5Р

7495

6ЛУ,

МС тур, СБ,

1р альпинизм

руководитель, штурман,

фото

2

P7290177.JPG

Бердников

Артём

Андреевич

1988

5642

ПСР,

1р лыжи,

1р л/а

фото

3

P8040280.JPG

Калистратова

Вера Владимировна

1991

6У, 2Р

6720

4ЛУ, 3ЛР,

КМС тур,

3р альпинизм

завхоз

4

20200724_062606.jpg

Квятковский Владимир Владимирович

1991

5642

3р альпинизм

доктор

5

DSC_0106.JPG

Трапезников Василий Геннадьевич

1982

4У, 3Р

5642

КСМ фехтование

снаряженец

6

P8030236.JPG

Рыкалов

Пётр

1977

6У(4), 6Р(5)

7495

6ЛУ,

МС тур, СБ

оператор, финансы

2. Вводная часть

 

2.1. Общая смысловая идея похода

 

Спортивные планы на 2020 год были резко скорректированы из-за глобального карантина. Мы планировали большой памирский поход, а вариант Кавказа был как запасной. При планировании запасного варианта мы выбрали знакомый район с гарантированно понятной логистикой и известными перевалами. Хотелось пройти поход, насыщенный техническими препятствиями, без длительных прогонов по долинам, с выходами на высоты более 4000 метров. Две заброски должны были обеспечить лёгкие рюкзаки на сложных участках. Поход рассматривался для повышения технического уровня участников и схоженности группы для более сложных походов в будущем.

 

 

2.2. Предпоходная подготовка

 

Определённая сложность в подготовке возникла из-за того, что половина группы была из Москвы, а половина из Самары. Удалось провести только две совместные технические тренировки на микстовом рельефе. В остальное время самарская и московская подгруппы тренировались отдельно. Участники бегали, занимались ОФП, посещали скалодром, лазали по естественному рельефу. В условиях строгого карантина предыдущий опыт участников допускал самостоятельные занятия. Для коммуникации по подготовке к походу были созданы группы в ВКонтакте и в WhatsApp-е.

 

 

2.3. Варианты подъезда и отъезда

 

Район имеет хорошие транспортные возможности, до посёлков Безенги и Верхняя Балкария идут асфальтовые дороги, а в верховья долин – приличные грунтовые дороги, по которым сможет проехать даже легковой автомобиль. До альплагеря Безенги из Минеральных Вод нас довёз лагерный микроавтобус, который мы заказали заранее, а на выходе до Нальчика мы добрались на микроавтобусе, который нашли на месте. Для трансфера можно использовать местное такси или личный транспорт. В последнем случае необходимо иметь соответствующий погран. пропуск.

 

Особо надо отметить пропускной режим. Заблаговременно заказать пропуск в погран. зону можно либо на сайте госуслуг, либо у администрации альплагеря. В любом случае пограничники требуют оригинал документа и наличие в нём номера маршрута, который они контролируют. Подход строго формальный: есть – проходи, нет – стой. Действует запрет на полёты гражданских дронов/мини-коптеров, фотографирование вблизи пограничной инфраструктуры и выход на вершины в ГКХ.

 

 

2.4. Запасные варианты и аварийные выходы

 

На случаи отставания от графика, непогоды и прочие форс-мажоры были предусмотрены следующие запасные варианты и аварийные выходы:

·           отказ от прохождения перевала Птица и прохождение перевала Кундюм-Мижирги

·           отказ от прямого спуска с перевала Спортивной Дружбы и прохождение траверса вер.МВТУ-пер.Шаурту Вост.

·           подъём на перевал Ортокара, исходя из реальной обстановки: 1) по СВ гребню вершины Ортокара 2) через перевал Ортокара Зап. 3) левее жандарма Двугорбый

·           отказ от перевала Селлы и прохождение связки перевалов МВТУ-Спартак

·           отказ от перевала Фытнаргин, прохождение связки перевалов Катюша-Дыхсу

·           отказ от траверса вершины Фытнаргин и сквозное прохождение перевала Фытнаргин

·           аварийный выход по долине Укюсу

·           аварийный выход по  долине Думала

·           аварийный выход по долине Шаурту

·           аварийный выход по долине Дыхсу

 

 

3. Заявленный и пройденный маршрут

 

Заявленный маршрут (высоты по классификатору и по карте):

 

а/л Безенги (2144) — заброска на Баранкош — «тёплый угол» — пер. Укю (2А, 3950) — лед. Укю (3400) — пер. 9 Мая (1Б, 3710) — лед. Уллуауз (~3000) — пер. Птица (3А*, 4250) — морена 3900 — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги — лед. Безенги (2460) — пер. Спортивной Дружбы (вариант 3А, 4100) — лед. Шаурту (~3400) — пер. Ортокара (вариант 3А*, 4245) — Баранкош — Джангикош (3250) — пер. Селлы (3А, 4250) — лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3570) — лед. Дых-Котю-Бугойсу (~2300) — ледопад Айлама — траверс [пер. Фытнаргин + пер. Плечо Фытнаргина + вер. Фытнаргин + пер. Дыхсу] (3А, п/п, 4321) — лед. Фытнаргин — лед. Агаштан — пер. Курортный (1А, 2450) — р. Лькези — р. Карасу — т/б Уштулу (1850) — р. Черек Балкарский — пос. Верхняя Балкария (1170)

 

Пройденный маршрут (высоты фактические, по GPS):

 

а/л Безенги (2090) — заброска на Баранкош (2677) — «тёплый угол» (3362) — пер. Укю (2А, 3882) — лед. Укю (3440) — пер. 9 Мая (1Б, 3668) — морена лед. Уллуауз (2747) — пер. Птица (3А, 4270) — морена 3900 (3870) — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги — лед. Безенги (2420) — пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125) — лед. Шаурту Вост ветвь — перелаз 3660 — лед. Шаурту Южн ветвь — пер. Вост. Ортокара (3А, 4228) — пер. Кёль (1А, 3648) — Баранкош (2750) — Джангикош (3260) — пер. Селлы (3А, 4448) — лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3558) — лед. Дых-Котю-Бугойсу — долина р. Дыхсу — слияние с р. Карасу (1690) — р. Черек Балкарский — погран.пост (1290) — пос. Верхняя Балкария (1170)

 

До перевала Песчаный группа выполняла заявленный график практически день в день. Но, к сожалению, два участника получили с работы требование прервать отпуск и вернуться на работу. Кроме того, на спуске с перевала Песчаный руководитель получил небольшую травму. Было принято решение не идти траверс Фытнаргина, а завершать маршрут выходом по долине реки Дыхсу.

 

 

4. Движение группы на маршруте

 

4.1. Картографический материал

 

Предварительная разметка маршрута была сделана здесь:

https://nakarte.me/#m=14/43.08252/43.25747&l=O/K&nktl=R9rYdnPAybRd6L7a30FBsQ

Реально пройденный маршрут здесь:

https://nakarte.me/#m=13/43.01074/43.31274&l=O/K&nktl=Eyh9UUxF2G6tACjfgb4o7Q

 

Далее приводятся ОSM-карты с полным реальным треком похода. Пронумерованные точки – это места наших привалов. Точки, обозначенные датой, – это места наших ночёвок. Перевальные седловины обозначены наши, на слое Mountain passes (Westra) наблюдаются значительные ошибки в расположении седловин многих перевалов.


 

 

Карта 1. Первое кольцо.

 

map1.jpg

 

а/л Безенги (2090) — заброска на Баранкош (2677) — «тёплый угол» (3362) — пер. Укю (2А, 3882) — лед. Укю (3440) — пер. 9 Мая (1Б, 3668) — морена лед. Уллуауз (2747) — пер. Птица (3А, 4270) — морена 3900 (3870) — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги


 

 

Карта 2. Второе кольцо.

 

map2.jpg

 

а/л Безенги — лед. Безенги (2420) — пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125) — лед. Шаурту Вост ветвь — перелаз 3660 — лед. Шаурту Южн ветвь — пер. Вост. Ортокара (3А, 4228) — пер. Кёль (1А, 3648) — Баранкош (2750)

 

 

Карта 3. Третья часть.

 

map3.jpg

 

Баранкош (2750) — лед. Безенги — Джангикош (3260) — пер. Селлы (3А, 4448) — лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3558)

 

 

 

Карта 4. Долина Дыхсу.

 

map4.jpg

 

пер. Песчаный (1Б, 3558) — лед. Дых-Котю-Бугойсу — долина р. Дыхсу — слияние с р. Карасу (1690) — р. Черек Балкарский


4.2. График движения

                       

дата

день

маршрут

17.07.20

 

прибытие в а/л Безенги – прогулка по долине

18.07.20

1

лед Безенги – заброска на Баранкош – возврат в а/л Безенги

19.07.20

2

а/л Безенги – подъём в «тёплый угол»

20.07.20

3

прохождение пер Укю – спуск на лед Укю

21.07.20

4

прохождение пер 9 Мая – спуск до морены лед Уллуауз

22.07.20

5

подъём вдоль морены лед Уллуауз под пер Птица

23.07.20

6

прохождение пер Птица – спуск до ледника

24.07.20

7

спуск по лед Кундюм-Мижирги до а/л Безенги

25.07.20

8

днёвка

26.07.20

9

лед Безенги – подъём по распадку и по морене

27.07.20

10

подъём на пер Спортивной Дружбы

28.07.20

11

спуск на лед Шаурту – подход в цирк Ортокара

29.07.20

12

отсидка – обработка склона – перенос лагеря

30.07.20

13

подъём на пер Ортокара Вост

31.07.20

14

спуск на Кёль – спуск на лед Безенги – забрали заброску

01.08.20

15

лед Безенги – Джангикош – подъём к пер Селлы

02.08.20

16

подъём под пер Селлы – обработка склона

03.08.20

17

прохождение пер Селлы – ледопад Крумкол – лед Крумкол

04.08.20

18

прохождение пер Песчаный – лед Дых-Котю-Бугойсу

05.08.20

19

спуск по лев берегу р. Дыхсу – разведка

06.08.20

20

возврат к леднику – переправа – спуск по прав берегу р. Дыхсу

07.08.20

21

спуск по прав берегу р. Дыхсу – р. Карасу – р. Черек Балкарский

08.08.20

 

пос Верх. Балкария – переезд в КМВ – перелёт

 

10-01.jpg

Фото 1. В альплагере Безенги

 


 

4.3. Сводная таблица фактических данных (график движения, тайминг, перепады, пробеги, высоты).

 

дата

день

маршрут

время ЧЧ:ММ

длина, км

перепады, м

высота ночёвки

переходы, мин

к.с.

выход

финиш

всего

в зачёт

набор

спуск

17.07.2020

 

г. Москва — г. КМВ — пос. Безенги — а/л Безенги

 

 

 

 

 

 

2 100

авиа, авто

 

18.07.2020

1

а/л Безенги — заброска на Баранкош (2700)

07:22

15:35

15,00

7,50

600

600

2 100

11,52,47,42,32=7,49,63,14

 

19.07.2020

2

а/л Безенги — «тёплый угол»

06:26

17:05

6,00

6,00

1300

 -

3 400

48,33,23=48,47,26=51

 

20.07.2020

3

«тёплый угол» — пер. Укю — лед. Укю

06:30

16:00

5,50

5,00

570

530

3 440

30,~25,24,30,22*=25,20,7,30,10,30,6

21.07.2020

4

лед. Укю — пер. 9 Мая — морена лед. Уллуауз

06:31

14:18

5,90

5,90

414

950

2 900

8,22,53*32,27,45,35=45

22.07.2020

5

морена — лед. Уллуауз — подход к перевалу

07:09

14:40

4,50

4,50

990

 -

3 840

52,34,48,48=47

 

23.07.2020

6

подъём на пер. Птица — спуск до ледника

07:30

16:22

2,30

2,30

430

120

4 150

46,3:00(non-stop)*2:20(non-stop)

24.07.2020

7

морена 3900 — лед. Кундюм-Мижирги — лед. Мижирги — а/л Безенги

05:20

17:00

13,80

13,80

 -

2050

2 100

65,40,66,30=48,30,45,45

 

25.07.2020

8

днёвка

 -

 -

 -

 -

 -

 -

2 100

 -

 

26.07.2020

9

а/л Безенги — лед. Безенги — распадок пер. Сп.Дружба

06:00

16:30

5,80

5,80

1200

 -

3 300

13,45,53,42,25,54=18,35,29

 

27.07.2020

10

ледник — пер. Спортивной Дружбы

06:55

17:53

2,50

2,50

830

 -

4 130

55,53,30,15=1:30(non-stop)*

28.07.2020

11

спуск с перевала — лед. Шаурту (вост. ветвь) — лед. Шаурту (юго-вост. ветвь)

07:17

17:13

4,80

4,80

350

750

3 735

3:00(non-stop),47=78,25,67

29.07.2020

12

отсидка — провеска склона пер. В.Ортокара — перенос лагеря

 -

 -

2,00

0,40

250

300

3 685

 -

 

30.07.2020

13

подъём на пер. Вост. Ортокара

06:20

16:00

1,80

1,80

540

 -

4 228

30,9:00(non-stop)*=

31.07.2020

14

спуск с пер. Вост.Ортокара — пер. Кёль — Баранкош

06:50

13:55

4,90

4,90

 -

1460

2 770

3:30(non-stop),10,19*34,40=27,27

взяли заброску с лед. Безенги

1,40

0,70

100

100

01.08.2020

15

Баранкош — Джангикош — ледник Селлы

08:10

17:05

9,40

9,40

1000

80

3 690

21,31,40,60=45,27,29,28,49

 

02.08.2020

16

ледник Селлы — обработка до пер. Селлы

06:30

12:42

3,00

3,00

710

 -

4 400

55,52,44,47,82*24,25,10

03.08.2020

17

пер. Селлы — ледопад Крумкол — лед. Крумкол

08:50

17:20

4,50

4,50

50

800

3 660

10,2:15(non-stop),39,46,54=52

04.08.2020

18

лед. Крумкол — пер. Песчаный — лед. Дых-Котю-Бугойсу

06:55

17:05

9,70

9,70

100

1410

2 350

28,29,23*49,29=31,22,37,41,36,18

05.08.2020

19

р.Дыхсу (лев.берег) — середина долины — разведка

06:30

11:00

11,00

8,50

200

600

1 950

10,59,45,50,60=

 

06.08.2020

20

попытка брода — возврат к истоку — брод — р.Дыхсу (прав.берег)

06:20

14:10

10,50

10,00

200

250

1 900

45,74,17=50,58,46,30=

 

07.08.2020

21

р.Дыхсу (прав.берег) — устье р.Дыхсу — р.Карасу — возврат к мосту через р. Дыхсу — мост р. Карасу — погранпост

06:00

 

23,00

23,00

100

700

1 300

44,43,31,20,45,40=21,17,36,3:00(non-stop)

 

переезд до КМВ

 

20:30