ТУРКЛУБ МАИ
Отчет
О лыжном походе Н/К с эл. 3 к.с.
Полярный Урал
Сроки 22-29 марта 2020 года
Нитка маршрута: ст. Собь-руч. Сев. Нырдвомен-Шор-ледопад
1Б-пер. Водопадный н/к-руч. Кэрдоман-Шор-ст.Харп
Руководитель: Алексей Макеев
Справочные сведения о маршруте:
Проводящая организация: Турклуб МАИ
Вид туризма: Лыжный
Категория сложности: н/к с эл. 3 к.с.
Район похода: Полярный Урал
Сроки: 22-29 марта 2020 года
Протяженность активной части 40 км.
Пройденный маршрут: ст. Собь-руч. Сев. Нырдвомен-Шор-ледопад 1Б-пер. Водопадный н/к-руч. Кэрдоман-Шор-ст.Харп
Количество участников: 4 человека
1 |
Макеев Алексей |
1978 |
Руководитель, завхоз |
2 |
Карпов Иван |
1969 |
Медик, реммастер |
3 |
Каргин Алексей |
1965 |
|
4 |
Шрамов Павел |
1984 |
Штурман, финансист |
Общая идея похода, планирование, подьезды-отъезды:
Группа туристов т/к МАИ прошла короткий н/к поход в районе Собско-Райизского массива Полярного Урала. Все участники много лет не были в лыжных походах (по 7-8 лет), все хотели вспомнить лыжи, попасть именно на Полярный Урал, на котором до этого был только руководитель. При этом времени Москва-Москва было около 10 дней, то есть совсем немного. Параллельная нам группа Кирилла Кузаняна при тех же ограничениях по времени выбрала идти на Кольский сэкономив таким образом два раза больше чем по полходового дня (поезд в Имандру приходит рано утром, а на ст. Собь в 14-40), это представляется весьма разумным, но мы хотели именно в тундру.
Короткий поход на Полярном удобно планировать со станций Полярный Урал, пост Полярный (ст. 110 км по сайту РЖД), или Собь. Но поезд Москва-Лабытнанги не останавливается на ст. 110 км (на нем останавливается только ежедневный поезд Воркута-Лабытнанги). Запланировано два кольца от железной дороги. На юг от ст.Собь через каньон и ледопад ручья Северный Нырдвомэн-Шор, через пер. Неожиданный 1А в красивый верхний цирк истоков Енга-Ю с возвращением через пер. Каровый 1Б по реке Собь к железной дороге. И потом на север от железной дороги на вершину Пендирмапе с перевала Лек-Вож, соединяющим реку Лек-Вож с руч. Прямой (не путать с пер. Леквожский, находящимся южнее железной дороги в Собском массиве).
Общие описания района есть в подробных обзорах Бекетова и, как правило, просто копируются оттуда в другие отчеты.
Основным определяющим фактором Полярного является неустойчивая погода и сильные ветра.
Исходя из этого, подбирали маршрут для давно не ходившей группы (чтобы иметь возможность быстро выброситься к железной дороге, если что) и палатку. О палатке отдельно будет написано ниже.
Изменения маршрута и их причины:
Заявленный маршрут: Ст. Собь-р.Собь-руч. Сев.Нырдвомэн-Шор-пер. Неожиданный (1А)-р. Енга-Ю-пер.Каровый (1Б)- р. Собь-жд-р. Лек-Вож-пер. Лек-Вожский (Прямой, 1А)- рад. в. Пендирмапэ (1Б, рад.)-траверс хр. Мал.Пайпудынский до пер.Медвежий-ст. Полярный Урал
Пройденный маршрут: ст. Собь-руч. Сев. Нырдвомен-Шор-ледопад (1Б)-пер. Водопадный н/к-руч. Кэрдоман-Шор-ст.Харп
Пройденный маршрут радикально отличается от заявленного и не соответствует даже самому консервативному запасному варианту, прорабатывавшемуся заранее в Москве. В Москве мы имели в виду, что если не проходим пер. Каровый, по причинам лавиноопасности, то возвращаемся в долину Соби через пер. Геологов, и верховья Макар-Рузь-Собь. То, что мы ну никак не сможем пройти пер. Неожиданный не предполагалось никак. Так что перевал полностью оправдал свое название.
Причина – устойчивый недельный циклон, начавшийся в первый день похода. Мы по прогнозу знали о его начале, но сместить сроки похода уже не получалось. Хребет за весь поход не показали ни разу, средняя видимость порядка 100 метров и ветер до 100 км/ч. Об определении скорости ветра будет написано отдельно ниже.
Техническое описание:
День 1 (22 марта 2020 г)
Вышли на ст. Собь из поезда Москва-Лабытнанги в 14-40.
Ветер умеренный. Видимость до 2 км. Температура -7 градусов.
Благодать. И снежное счастье.
Пособирались, почесались и около 15-00 начали движение. Выше пешеходного моста река Собь вся в промоинах, которые мы видели еще из поезда. Паша, как турист-водник, сбегав на разведку, не удержался от искушения слегка искупать лыжи. Короче непроход.
Пошли к мосту. Оказалось, что мост разводной… Первый пролет около 3 метров, он опущен вниз и на сам мост попасть нельзя. Горнолыжный подъемник на той стороне сегодня не работает. Как поднять мост разбираться не стали, ниже моста река расширяется и полностью замерзла. Перешли по чьей-то недавней тропе. Сам ГК Собь в какие-то дни работает, мы списывались с ними из Москвы, Валера Семенов и Ко пурговали тут на Новый 2020 год. Но заходить к ним в наши планы не входит, хочется подальше уйти сегодня засветло к Нырдвомэн-Шору. Поднимаемся немного по склону и идем траверсом склона вверх по долине Соби. Условно лесная зона из редких лиственниц.
Пройдя один переход на ски-турах с санками и без камусов, руководитель решил, что экспериментов на сегодня хватит, надел камуса и пошел как человек. Один из участников еще в поезде очень высоко скомпановал груз в тяжелых санках, на траверсе они часто переворачиваются. Идем, осваиваемся.
В 16-20 по другой стороне реки прошел на встречу, кажущийся отсюда игрушечным состав поезда Воркута-Лабытнанги. До впадения ручья в Собь доходить не стали, перевалили напрямую через гребень и в сумерках в 18-00 встали в кустиках долины Нырдвомэн-Шора. Пройдено 3,5 км.
Фото 1 Ст. Собь
Фото
2 Разводной мост
Фото
3 Долина р. Собь и мост
Фото
4 Склон и бугель ГК Собь
День 2 (23 марта 2020)
Светает в 3-40, полностью светло в 4. Таким образов световой день с 4 до 18. Довольно удобно. Переходить на декретное время не стали, живем по Московскому. Весь хронометраж в отчете дан по московскому времени.
Встали с рассветом. Температура -6. Легкий снег. Видимость метров 400-500, склонов хребта не видно. Ветер из долины Соби пока попутный. Вышли в 7-45.
Идем лесной зоной ручья Нырдвомэн-Шор. Тропежка 15-20 см, не изматывающая, но и не быстрая. Лес состоит в основном из лиственниц, при желании можно устроить ночевку с костровой ямой, но заряженной на тундровый быт группе это, как правило, лень, в палатке теплее и удобнее.
После первого перехода начались первые поломки снаряжения: Паша порвал ремешок на тросиковых креплениях. Это было только начало наших ремонтных приключений, но мы об этом еще не знали… Дело в том, что реммастером вызвался быть опытный лыжник и по совместительству инженер-конструктор двигателист. Такое замечательное сочетание не давало в Москве руководителю никаких поводов усомниться в надежности ремнабора и что-то проверять. Но проверять как известно нужно все… В поезде выяснилось, что наш замечательный ремнабор действительно может починить все… потому что весит по факту всего-то навсего 5 килограмм… Короче отличный ремчик, но оооочень тяжелый. Ну и понятное дело, что карма такого ремнабора просто требовала, чтобы все ломалось. Но об этом позже. Пока что поменяли Паше ремешок.
К 10 часам дошли до выхода из лесной зоны. Видимость метров 300, угадываются очертания склонов. Характерная развилка: налево по ходу пологая долинка к озеру и ручью Восточный Нырдвомэншор, а нам правее в сужение ручья Сев.Нырдвомэн-Шор, выглядещее при плохой видимости, как вход в каньон. Но до самого каньона еще довольно далеко. Ветер на выходе из лесной зоны резко усилился, на наледи отдельные порывы валят человека с рюкзаком с ног. Сначала ветер боковой, а после входа в сужение долины становится встречным. Надеваем ветрозащитные маски и горнолыжные очки. Стекла (даже в хороших очках) сразу запотевают, а в очки (маски) похуже еще и надувает через боковые щели снежную пыль, обмерзающую на стекле изнутри. Дальше конца лыж в очках почти ничего не видно. Зато можно стоять против ветра. На каких-то ковыряниях со снаряжением варежки-верхонки все-таки приходится снимать, ветер сразу набивает в них снеговую пыль, как их не прячь под мышку. Ветром сдергивает с рукава руководителя резинку варежки и варежку уносит вниз по долине, догнать ее удалось метров через 150-200.
В общем, начинаются пурговые приключения. Пока снаряга сухая, температура устойчиво отрицательная, обмерзания нет, а силы еще есть это все воспринимается в удовольствие, мы собственно за этим на Полярный и пришли. Продолжаем движение вверх по сузившейся долине с красивыми поворотами и скалами. Видимость 200-300 метров, идти есть возможность в паузах между порывами встречного ветра, во время самого порыва приходится стоять, нагнувшись вперед под 45 градусов и упиравшись палками, чтобы не уронило.
В 13 часов перекусили у красивого камня, Паша попытался спрятаться за снеговой наддув за камнем, и даже нас туда всех заманил, распаковали перекус, ветер слегка поменялся, наддув превратился в снеговую яму, и стали подкрепляться классическим полярным угощением – колбаса облепленная снегом. Здравствуй Полярный!)
Скорость движения около 1 км/ч. К 15 часам вышли к месту, где отмечены на карте бараки геологов, в некоторых отчетах описаны ночевки под прикрытием стены домика. Приняли во мгле большой камень за домик, сбегали с Пашей немного вверх по борту долины, но никаких остатков строений не нашли. Хотя возможно просто не видно в снеговом мареве. Склоны временами угадываются.
Выше точки «база геологов» прямо по ходу первый левый приток Нырдвомэн-Шора ведет в цирк пер. Грандиозный, а нам левее по ходу. Прошли еще метров 500 и у ответвления налево к пер. Озерный встали в 16 часов по центру долинки, уже сузившейся почти до овражка, уклон 5-7 градусов, палатка нормально поставится. Немного раздуло, и показался призрак перегораживающего долину ригеля, в котором ручей пробил себе каньон. При плохой видимости все объекты кажутся массивнее и соответствуют названию соседнего перевал «Грандиозный».
Хочется быстренько поставиться и успеть до темноты двоим сбегать посмотреть, а может и повесить, ледопад, вход в каньон в 500 метрах, если gpsмэн нам не врет. Надежды на вечернюю экскурсию рассеялись, когда палатку-полубочку, уже собранную и растянутую на две боковые силовые веревки на лыжи, которые на добрую половину длины воткнуты в снег, первым же порывом ветра сорвало. Веревка оттяжки, дуга и ткань выдержали, лыжу выдернуло и отбросило метров на 20. Иван в прыжке поймал взлетающую палатку. Полная красота продолжается!))) Засунули одного участника с рюкзаком для утяжеления в палатку готовить чай и повторно растянули уже на все, что можно надежно воткнуть в снег. Получился паучок из оттяжек. 8 лыж, 8 перевернутых и воткнутых рукояткой в снег на метр палок и ледоруб, 17 оттяжек. К 18 часам достроили стенку. Ветер еще усилился. Не сильный, но постоянный снег идет уже 12 часов.
Карма ремнабора набирает силу, на подходе к ночевке лопнула щечка одного из креплений. Забиваемся в палатку. Вечером инженер-конструктор с помощью ручной дрели сделал 4 отверстия в скобе щечки и поставил надежную винтовую стяжку из дюралевого уголка. Получилось совершенно надежно, можно не менять к следующему походу. За компанию поставили такой же усилитель и на вторую щечку (слегка треснувшую) этой пары креплений.
С устатку после хождения против ветра и на фоне акклимашки первого дня сготовили только много чая, горячую варку делать не стали, завалились спать.
Ночью дремим плохо, есть опасения за крепость ткани палатки под ветром.
Фото
5,6 Среднее течение Нардвомэн-Шор
Фото
7 Лопнувшая щечка
Фото
8,9 Ночевка 2 и 3 под каньоном Нырдвомен-Шор
День 3 (24 марта 2020)
Снег неторопливо шел всю ночь. Выпавшего снега плюс ветровой перенос-наддув у палатки сантиметров 50, палки воткнутые вечером в снег примерно на метр, заметены по самый верх.
Слабый снег продолжается. Ветер вчерашний без изменений. Видимость 200-300 метров, склоны иногда проглядывают. Пока думаем можно ли после суточного снегопада соваться в каньон, готовим завтрак и вылезаем подлатать побитую ветром стенку.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь. Считаем между делом лыжи на оттяжках. Восемь…? А нету. Начинаем расследование. Вчера лыжу, вырванную ветром подобрали и воткнули в снег у палатки. Ну так нам всем кажется. Но ее нет… Возможно ветром расшатало, положило, и уволокло вниз по склону, возможно просто лежит в полуметре от нас как клиент в лавине и даже нас слышит. За ночь выпавший снег ветром забит в хороший наст. Поиски лыжи вокруг палатки и на 100 метров ниже по склону (ветер сверху из каньона), прощупывание снега лопатой и палкой результата не дали. Лыжа естественно еще и белая сама по себе. Возможно еще Йети ночью прогуливался и захватил на сувенир.
Вот те, бабка, и Юрьев День…
Этого Штирлиц предположить никак не мог.
Или сворачивать мероприятие, или распилить вторую лыжу пополам, сделать снегоступы с одним нормальным креплением и одним из стропы и все-таки побороться за маршрут.
Пока думаем, решаем сходить провесить ледопад налегке. И на снег на склонах посмотреть.
В 11 выходим к ледопаду. В овражке на подходах к каньону по левому борту (справа по ходу) висят хорошие карнизы. А слева широкий снежный кулуар около 50 градусов. Каньон начинается подъемом к первой ступени - снежный склон до 20-25 градусов 150-200 метров. К первой ступени каньон сужается до 15 метров. После первой ступени выполаживание и расширение метров 50-80 и с обеих сторон замечательные высокие снежные кулуары. Если бы это был какой-то другой район, Саян или Кавказ, то лавинно и камне опасность в каньоне была бы очень серьезная. Здесь же ветром выпадающий снег практически весь сдувается со склонов, а остающийся забит в плотный фирн. Следов движения снега или камней по склонам и на дне каньона нет. До первой ступени протропили ступени. Идем под правыми (орографически) скалами. Ступень полностью заметена зафирнованным снегом, ступени биться перестали, ледоруб один на всех, ехать вниз уже есть куда. Надели кошки. Выполаживание между первой и второй ступенями прошли под кулуарами на всякий случай по одному. Лавинные биперы от Саши Каменева из mount.ru попискивают под куртками, отрабатывая свои 150 рублей в день. Снега на дне каньона много, талого снегового болота, о возможности которого нас предупреждали в Москве, нет и в помине. В целом снеговое состояние каньона очень комфортное.
Вторая ступень наполовину занесена снегом, льда 50-60 градусов метра три. Ширина каньона над перегибом ступени 7-8 метров. Красииииво! Лед довольно мягкий. Грамотные и полностью экипированные в горное люди прошли бы здесь на передних зубьях без рюкзаков не останавливаясь. У нас же всего один ледоруб и одни платформенные кошки, остальные мягкие с горизонтальными передними зубьями. Первый пролез помогая себе ледорубом вдоль левых (орографически) скал. Сделал точку на специально для этой стеночки принесенном из Москвы ледобуре. У нас с собой 20 метров веревки 8 мм, весом 1 кг. Очень пригодился зажим tibloc, он радикально легче жумара или кроля, его не жалко взять ради одной короткой стенки, а подержаться за веревку не рукой и нормальным зажимом все-таки приятно.
После второй ступени выполаживание около 100 метров, третья ступень обходится слева по ходу подъема. Вылезли наверх в 13. Спустились в 14-30.
Ветер и снегопад продолжаются.
Ни туда ни сюда.
Решили все-таки пилить лыжу и пробовать на завтра идти вверх. А пока оставили реммастера делать снегоступы и чинить сломанную, при не аккуратном вынимании с оттяжки без вкапывания, палку, а сами занесли под вторую ступень санки с жратвой и барахлом.
Отбой в 20. Ветер вроде стихает.
Фото
10 Вход в каньон Нырдвомэн-Шор (снято на спуске)
Фото
11 Взлет к первой ступени, вид вниз, просматриваются карнизы левого борта
долины
Фото
12, 13 Вторая «ключевая» ступень ледопада Нардвомэн-Шор, проход справа по
снежному надуву.
Фото
14, 15 Веревка на второй ступени для ускорения процесса и рюкзаков на завтра
Фото 16
Между второй и третьей ступенями, вид вниз
Фото
17, 18 Третья ступень ледопада
День 4 (25 марта 2020)
Утром ветер умеренный. Видимость метров 300-500, иногда раздувает побольше.
Аккуратно откапываем палки с оттяжек, чтобы не поломать. Вышли в 8-45.
Когда подошли под вторую ступень включили сильный ветер сверху. Он сбрасывает с перегиба много мелкого снега, который стремительно набивается в снимаемые, чтобы пристегивать груз к веревке, варежки. Смотреть вверх можно только в паузах между порывами ветра или в запотевших лыжных масках. В метель 4 рюкзака, 4 санки, связка лыж и палок оказываются очень трудоемким объемом груза для подъема.
Вылезли над третьей ступенью в 11-30, оттащились челноком барахло метров на 100 от перегиба, и сели спиной к ветру перекусить. Плохо привязанная к рюкзаку пенопопа улетает вниз в каньон с концами. Приходится внимательно следить за варежками и санками, чтоб их не постигла таже участь.
В общем, определяющим препятствием ледопада 1Б является встречный ветер сверху.
Видимость 50-100 метров. Белая мгла над белым снегом, рельефа не видно совсем. Идем по gps по дну овражка, ведущего к перевалу Водопадный. Идем – это громко сказано. Перемещаемся. Крепление снегоступа из строп все время спадает с ноги, приходится снять снегоступы и идти пешком, на дне овражка тропежка без лыж по колено. Передние не могут уйти дальше чем на 15-20 шагов, чтобы не потеряться в снеговой мгле. Участнику на камусах приходится забрать у руководителя, взявшегося безуспешно испытывать снегоступы, санки и сделать паровозик из двух санок. На уклоне 5-7 градусов это возможно.
Ветер встречный с перевала. Порывы несколько раз валят участников с ног.
Понятно, что в такую погоду набирать еще 450 метров высоты к перевалу Неожиданный не возможно.
Около 14 часов не доходя 200-300 метров до перегиба перевала Водопадный находим в правом (орографически) борте овражка скалу с вертикальной стенкой метра 4 высотой и 7-8 метров длиной, решаем встать под ней, чтобы строить стенку только с трех сторон.
Сначала строим две боковые ветровые стенки сразу в два кирпича толщиной. Выравниваем место под палатку, ставимся, достраиваем боковую стенку тоже в два кирпича. Получается довольно долго и трудоемко, возможно, если сразу рыть пещеру, то по трудозатратам получилось бы тоже самое.
С 15-ти часов ветер меняется на противоположный, дует снизу с севера из каньона.
Отличный день. Пройден красивый каньон и целых 2 километра пути.
Фото 18,
19 Утро перед началом полноценной пурги
Фото
20 «Белые флаги» по утру…
Фото
21,22 «Камусисты» против «кошечников» на первой ступени ледопада. Очень саночки
мешают…
Фото
23 Последнее пейзажное «кино» на ближайшие три дня
Фото
24 Вытаскиваем рюкзаки веревкой наверх, в паузе между снеговыми зарядами
кажется, что погода очень даже ничего. Вот только пауза эта, увы, на 30 секунд
Фото
25 Палатка под скалой на пер. Водопадный
День 5 (26 марта 2020)
Дует устойчивый северный ветер до 30 м/с. Пурга. Видимость 50 метров.
Перевал идти невозможно.
Пургуем мы у развилки. Направо перевал и маршрут, налево вниз в долину ручья Кердоманшор и к железной дороге. Понятно, что предполагавшееся северное кольцо на Пендирмапе уже точно отменяется, поэтому времени, еды и топлива на «посидеть» у нас достаточно.
Решаем ждать. Может, даст погода окошко. Хотя полученный из Москвы по Иридиуму прогноз не утешительный.
Регулярно вылезаем откапываться, но ветровым переносом набивает снег обратно между бортом палатки и стенкой почти с той же скоростью, что откапываемся.
Ветровым переносом снег заровняло с уровнем стенки, то есть больше метра нанесло. Но со склонов все по-прежнему выдувает, камни на борте овражка так и остаются открытыми.
За день погода не изменилась.
Фото 26, 27 ходовые испытания крепления снегоступа
День 6 (27 марта 2020)
Видимость 30, ветер 30. На улице -1, в палатке +5+7, а с горелками и +10, но влажность 100%, все постепенно отсыревает.
Сидим. Спасибо, Полярный! Получаем удовольствие и фактически даже не можем уйти)
Днем выкопали в 10 шагах от палатки пещеру, и от нечего делать и как страховку на случай, если ткань все-таки не выдержит.
Фото 28, 29, 30 Редкие фотки в пурге, при вылезании из палатки на ветер все мгновенно обмерзает и «встает колом»
День 7 (28 марта 2020)
Встали в 6. Погода и ветер сохраняются. Сидеть надоело.
Похлебали вчерашнего чая из термосов и полезли откапываться и собираться. Обмерзание. Вся внешняя одежда стоит колом. Лыжи находим только по идущим к ним оттяжкам, замело начисто.
В 9-45 уходим. При видимости 30 метров дошли до водораздела и покатились вниз в долину Кердоманшор. К 13 часам спустились ниже облака циклона. Видимость до 500 метров. Даже ненадолго показали солнце. Ветер по-прежнему очень сильный, но в спину. Пройдя 4 км сели перекусить немного ниже второго левого притока ручья, там угадывается старый карьер и очертания домика, но мы уже прошли ниже и возвращаться против ветра на экскурсию не стали.
В среднем течении ручей входит в красивый каньончик.
Не смотря на улучшения конструкции крепления из строп, идти на снегоступе все равно не удобно, лыжа сбивается в бок при каждом шаге. По насту оказывается удобнее идти пешком.
К 17 часам вышли на свежий след Урала, с какой целью он сюда заезжал с дороги не понятно. В 17-30 в начинающихся сумерках встали в начале лесной зоны. Отдыхаем от ветра. Легкий снег продолжает идти.
Фото
31, 32 Здравствуй, Солнце! Обед у второго левого притока Кердомэншор
Фото
33 Ночевка в лесной зоне Кердомэншор
День 8 (29 марта 2020)
У нас есть цель) успеть на поезд, уходящий из Харпа в 11-20 по московскому времени.
Встали в 4-30. В 6-30 вышли. След машины почти полностью заметен.
Паша героически бежит без лыж с тропежкой по голень. Дальше в лесной зоне тропежка пешком стала уже по колено. Руководителю все-таки пришлось одеть снегоступы и идти по вчерашней схеме последним по уже натоптанной лыжне. Благо пройти нам всего ничего.
В 8 вышли на хорошо накатанную дорогу, ведущую на рудник под пер. Геологов. Помахали рукой встречному джипу со сноубордами на крыше. И сняли лыжи.
К 11 добежали 12 км до Харпа. Собь вскрылась, переход только по мосту. Воскресенье, за мостом парковка из нескольких новеньких 200х крузаков. Похоже на зоне день посещений.
Оббежали зону по кругу и уже действительно почти бегом за 5 минут до поезда пришли на станцию, она с другой стороны железной дороги относительно реки и прямого прохода не видно, приходится делать лишний километр по дороге.
Фото
34 Вышли на дорогу
Выводы и несколько слов о снаряжении:
Маршрут:
Получился отличный учебно-тренировочный выход по отработке движения в пурге, постановке палатки в условиях сильного ветра и всего остального прекрасного набора пургования. После такого акклиматизационного кольца надо было бы посушиться пару дней и идти уже настоящий поход. Но мы ехали в кароновирусную москву работать.
На станции Харп касс нет, билеты продает уже проводница в поезде.
Карта маршрута здесь
https://nakarte.me/#m=12/66.80915/65.76725&l=O/D/N/Q/B/Wp&nktl=9pEBgjqSYzAMkLBCs1hmdg
Определение скорости ветра:
Из каких соображений мы можем судить о скорости ветра. Прибора никакого с собой естественно не было. По прогнозу погоды по станции Собь в эти дни ветер был 5-7 м/с. Но к ветру в горах это напрямую не отнести.
По шкале Бофорта при 8 баллах есть определение «идти против ветра очень трудно», это скорость ветра 17-20 м/с.
Есть такой тезис, что ветер 100 км/ч (30 м/с) сбивает человека с ног.
Вот где-то между этими значениями мы и ходили.
Бофорт делал свою таблицу в начале 19 века в основном для моря. Соотносить ее с ветром в горах не совсем удобно.
Наверно можно говорить, что мы ходили в шторм (9 баллов, 20 м/с) с порывами до жестокого шторма (11 баллов, 30 м/с)
Палатка:
Нашу безопасность обеспечила дуговая палатка полубочка RedFox Cave 6. «Зиму» мы в 4-м поставить не могли. Cave-6 имеет ширину 180 см и рассчитана на спанье поджарых студентов поперек палатки. При этом ее вес с веревками оттяжек 6,5 кг в сухом виде. На шестерых в горах хорошо. С готовкой в тамбуре. Мы спали в ней вдоль палатки, трое в сторону выхода, один головой к примусовой зоне. Для зимнего формата с кучей барахла в палатке получилось довольно комфортно на четверых в плане внутреннего места в палатке есть, где поместиться дежурному с двумя горелками. Но вот пятого мужика утрамбовать было бы уже не очень удобно. В поезде обратно первым делом взвесили палатку - 9 кг. Это после нормальной ночевки в лесной зоне. А при уходе с ночевки на перевале Водопадный в пурге обмерзшая палатка весила, вероятно, около 10 кг.
Тяжело на четверых. Но действительно замечательная ветро и снегоустойчивость! Не смотря на то, что именно эта палатка имеет уже 8 лет активного горного использования, ткань пробита и заштопана в нескольких местах камушками, и в целом поизношена и вызжена ультрафиолетом, палатка выдержала серьезный ветер. Наиболее слабые места – это карманы, в которые вставляются дуги. Их всех прошивали-усиливали еще в Москве заранее и потом ставили на них заплатки по ходу дела. Зашивание ткани на поставленной палатке находясь снаружи в пурге это Прррррееекрасссно…
Пару слов про лыжи и крепления:
У нас три человека на тросиковых креплениях типа Азимут. Из них один на довольно узких лыжах Калева с глубокими насечками, самый легкий комплект, один на лыжах Pale (что-то среднее между нормальными скитуровскими лыжами и горными, уже с карвинговой геометрией, но еще тяжеловатые, комплект лыжи+азимуты+камуса весит 4,4 кг) и одни армейские пластиковые лыжи без металлических кантов с слабыми насечками и замечательной геометрией 100-100-100… Одна из этих лыж и была потеряна. Плюсом этих лыж оказалось то, что лыжу было удобно потом пилить, из-за отсутствия канта, ну и снегоступ шириной 10 см получился.
Четвертые лыжи - старые скитуры Сильвретта-500 Изигоу на горных лыжах Атомик. Вес комплекта лыжи+крепы+палки+камус – 6 кг. К этому еще пластики Скарпа Вега весом 2,8 кг. Тоесть на ногах практически 9 кг веса. В Скарпе родной внутренний сапожек был заменен на волшебный внутренник от канадских рыбацких ботинок Баффин. Этот внутренник реально просушить в спальнике.
Поломки тросиковых креплений: три перетертые ремешка, две лопнувшие щечки. Все ремонтнопригодное. При неудачном откапывании палки с оттяжки палатки палку сломали. У нас собой были две шины для палок сделанные из белой полипропиленовой трубы отопления диаметром 20 мм и длиной 30 см, разрезанной вдоль. Было удобно и быстро чинить – поставили шину, замотали сверху скотчем. Надежно.
Скитуры 9 кг (лыжи-боты-крепы-палки-камуса) – это довольно увесистые колодки на ногах. Конечно, требуют перехода на более легкие модели лыж и сами платформенные скитуры уже устарели, надо облегчать снарягу за счет TLT креплений, но это все не дешево. На поживших Скарпах Вега довольно сильно сношен передний рант и это приводило к периодическим отстегиваниям креплений при простом шаге, без нагрузки. Для скитуровского комплекта нужно очень внимательно проверять, насколько хорошо дружат крепы с ботами.
Навигация и связь:
У руководителя был gps Garmin Etrex-30. У штурмана телефон с залитыми OpenStreet и другими картами. Телефоном пользоваться удобнее. В водонепроницаемом чехольчике с ним вполне получалось работать даже в пурге на перевале. Пауэрбанка 20 000 mAh с избытком обеспечивала телефон и фотоаппарат.
Мобильная связь есть на станциях Елецкая и Харп. На станциях Полярный Урал и Собь связи нет. Турайя как везде написано на Полярном не работает. Иридиум взяли у знакомого горника Кости Бычкова, за что ему огромное спасибо. Симкарта Иридиум в аренду в Сателлит Рент Москва. 150 р в день аренда, 100 р минута звонка. Звонили каждый день в свое удовольствие по 3-5 минут. С]ели только одну батfрейку, вторая запасная.
Еда и топливо:
Мы ходили на раскладке около 700 грамм. Жирной, зимней, придуманной Костей Чугреевым. Правда оказалось, что пьющих всего 50% личного состава, поэтому количество спирта сократили. И разнообразили варки приколами из современных супермаркетов типа Глобуса: варки Кускуса с грибами, Булгура с сушеными овощами, Чечевицы с сушеными помидорами. Пемикан делать поленились, пошли на тушенке 250 гр в фольговой упаковке, продающейся в Туринах. Она оказалась вполне съедобной. Сухое молоко намешали сразу в утренние крупы.
В целом для короткого недельного похода, где мы сидели существенно больше, чем ходили, раскладка оказалась избыточна, регулярно оставались и варки и все остальное. Один из участников, назначенный по ходу пьесы «Завпитом» все остатки собирал и героически тащил, по принципу: «Вдруг война, а я голодный»… Такая раскладка была бы хороша на третьей неделе похода, когда уже открывается «яма желудка» у всех.
Ходили на газу. Из соображений, чтобы спокойно готовить в палатке и не опасаться больной головы от недогарания бензина. Жгли газ много, и на готовку и слегка подсушить палатку на пурговке, готовили на двух мультитопливных горелках и канах, без автоклавы и без стеклодряни. Расход получился около 100-110 грамм на человека в день (7 баллонов по 450 гр на неделю).
Раскладка и общественная снаряга тут https://docs.google.com/spreadsheets/d/1EiJzbdoqJRKGfibsT-LGjeGT7bmofz3k5pvt4hn5spE/edit?ts=5eaffae5#gid=2020041332