ОТЧЁТ О ПЕШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ 1 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО БЗЫБСКОМУ ХРЕБТУ   (ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ)

 

Маршрут:

 Москва – Сочи – Псоу - с.Дурипш – р.Хипста –Бзыбский хребет пер.Ябсх н/к 2072м

Дзышринская котловина –пер.Карстовый 2536м н/к – пер.Восточный Дзина н/к 2461м

Кваншинская котловина – Бзыбское карстовое плато – пер.Химсул 2442м н/к – ур.Абац

Абацинская котловина -  ур.Амжуляра – р.Бзыбь – Пицунда – Сочи –Москва

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Сведения о маршруте............................................................................................. 3

2.   Цели и задачи путешествия................................................................................... 4

3.   История изучения района...................................................................................... 7

4.   Общие сведения о районе путешествия................................................................ 9

5.   Подъезды,подходы и отъезды............................................................................. 12

6.   График прохождения маршрута........................................................................ 16

7.   Техническое описание маршрута......................................................................... 17

8.   Выводы и рекомендации....................................................................................... 48

9.   Заключение............................................................................................................ 51

10.    Приложение. Снаряжение и питание.............................................................. 52

11.    Список источников информации...................................................................... 54

12.    Фотоальбом (131 фото).................................................................................. 56

Фотоальбом

Карта района путешествия М1:50 000

Трек маршрута

1.     Сведения о маршруте

 

Район путешествия:

 

Республика Абхазия, Западный Кавказ, Бзыбский хребет / Бзыбское карстовое плато

Общие сведения о маршруте:

 

Вид туризма: пешеходный

Категория сложности: 1 к.с.

Сроки проведения пешей части: 28 июля-3 августа 2017 года

Количество ходовых дней – 7

Протяженность пройденной пешей части по GPS – 58.3км

 

Участники путешествия:

 

Бобров Анатолий Викторович  1958 г. 59 лет    E-mail: abobrov@ibs.ru

Опыт пеших путешествий:  3РАлтай,Западный Кавказ (Абхазия).

Опыт водных путешествий: 6Р/5Р Тянь-Шань, Алтай, Кавказ.

Опыт лыжных путешествий: Хибины 2Р 4У Кузнецкий Алатау, Полярный Урал.


2.     Цели и задачи путешествия

 

Первое путешествие в карстовый район Бзыбского хребта было совершено ещё в 2014 году.

Траверсом был пройден участок Бзыбского хребта от Гудаутского перевала до перевала Ябсх.

В это раз планировалось пройти дальше на запад от перевала Ябсх до урочища Амжуляра на западной

 окраине Бзыбского хребта.

Район этот мало посещаем пешими и горными туристами. В библиотеке ФСТ ОТ г.Москвы есть

 три туристических отчёта Е.Е.Холдовского. Он три раза переходил через Бзыбский хребет  с севера на

 юг через пер.Дзина от Бзыби в долину Хипсты в период 1949-1958 годов. [ 1-4]

В 1976 году этот Бзыбскийхребтуже с востока на запад прошла группа туристов из Уфы под

руководством С.М.Лобанкова, которых консультировал Н.Д.Бондарев. В этом отчете №3172 по

траверсу этого участка Бзыбского хребта дано очень краткое описание и приложено только две

фотографии – перевала Ябсх из долины Решавы и г.Химсул с хребта. [5].

В книге Н.Д.Бондарева «В горах Абхазии» есть описание маршрута самой западной части

Бзыбского хребта в районе г.Абац и г.Химсул.[6]

В общем, этот район горными и пешеходными туристами мало изучен.А вот спелеологи

 в поисках пещер его облазили и изучили его достаточно хорошо. При подготовке путешествия

были изучены все отчеты спелеологов по этому району. [7]

В нихочень полезными оказались материалы забросок и подходов к пещерам Пантюхина, Абац,

 Напра, Ленинградская, Алексинского, Снежная, Иллюзия, Меженного. При подготовке путешествия по

 этому району меня консультировали спелеологи Шелепин Алексей из Москвы и Олег Рыжков из Оренбурга.

Найдены в интернете неподписанные фотографии по этому району. К началу путешествия

большинство неподписанных фото удалось идентифицировать. Были изучены также карты XIXвека

по этому району. В те  времена тропы через Бзыбское плато шли по другому. Их можно увидеть на

десятивёрстной (10вёрст/дюйме) карте Кавказа Стрельбицкого, выпущенной в 1871 году. [8]

Фрагмент десятивёрстной топографической карты Кавказа Стрельбицкого 1871 г.

На карте 1871 года на Бзыбском хребте обозначена только одна г.Чибжагра и показана тропа, идущая

из Калдахвар (рядом с с.Блабурхва) на Бзыбский хребет к горе Чибжагра. Тропа огибает с юга г.Чибжагру

и идёт  в С-З направлении к перевалу Дзина, перед которым тропа поворачивает  на Ю-В и выходит в долину

р.Решава. Также из с.Дурипш показана тропа, идущая по р.Хипсте на север к водоразделу с р.Решава (пер.Ябсх).

Участок «воровской» тропы через пер.Дзина к Бзыби не показан, но о ней в то время знали и на более ранней

карте 1842 года она была показана.

На топографических картах XXвека тропа от Калдахвар/Блабурхвы на пер.Дзина показана. Появились

 также новые ответвления от этой  тропы в урочище Амжулляра и новая тропа с перевала Дзинапо р.Дзышра

к Бзыби. Новая тропа к Бзыби идёт не по пути «воровской» тропы, а уже по долине р.Дзышры, построенной

для ведения геологических работ после Великой Отечественной войны. Тропы от перевала Дзина на восток в

 долину р.Решавы на этих картах уже нет. От неё остался лишь последний 5км участок тропы до устья р.Решавы.

Цель этого путешествия была попытка найти остатки этой старинной тропы и пройти по ней. Собрать

 новые материалы по этой части Бзыбского хребта.

3.     История изучения района.

На карте Западной части Кавказа, изданной в 1842 году быливпервые совмещенына одном листе земли

 Северного Кавказа и Закавказья.  [9]

На этой карте нанесена тропа и мост через Бзыбь с абхазским названием – Ахъацла (Ахацка –

каменный мост. По этой тропе убыхи осуществляли набеги на абхазское село Отхара. Это была первая и ещё

не совсем точная карта. Некоторые её места были нанесены со словесного описания. Об этом написано в ссылках

 в этой карте.

В 1864 и 1866 годах прошло последнее выселение горцев в Турцию. Горные поселения опустели.  В горах

 стало безопасно. Появилась возможность изучения этого района.

В 1869-71 годах офицерами Военно-топографического депо было проведенасъёмка этого района. По

итогам их работ в 1871 году вышлаподробная топографических карт в масштабе 5вёрст/дюйме. [8]

Появление карт по этому району позволило ученым и исследователям  начать изучение природы Абхазии.

В 1888-1889 году ботаник Н.М.Альбова проводит изучение флоры Бзыбского хребта.[10-11]

В 1902-1905 годах группа военных топографов под руководством К.И.Подозерского повторно проводит

 съёмочные работы в этом районе [12-13].

Забегая вперёд скажу, что именно по этим старым картам в 1942 году здесь воевали советские и немецкие войска!

В 1931, 1949, 1953 и 1958 году из Псху с Бзыби через перевал Дзина в долину Хипсты прошли туристические

 группы под руководством Е.Е.Холдовского.

Первые спелеологические исследования пещер в Абхазии  были начаты еще в 1955 году.  В 1971 году на отроге

 Бзыбского хребта – хребте Раздельном, спелеологи из МГУ под руководством М.М.Зверева исследовали глубокую

 300м пещеру Снежная. В 1979 году спелеологи опустились в этой пещере на рекордную глубину 1190м.  С этого

времени начинается изучение и обследование этого района,которое продолжается и в настоящее время.

В 1976 году группа туристов из г.Уфа совершила траверс Чхалтинского и Бзыбского хребтов. В этом

путешествии туристы без тропы поднялись по долине Решавы, вышли на пер.Ябсх и спустились по р.Хипсте.

Из долины р.Хипсты они вновь поднялись на Бзыбский хребет и прошли его с востока на запад через перевал,

которому дали название Карстовый. Бзыбский хребет был пройден ими до урочища Амжуляра, после чего группа

 спустились к Бзыби.

Судя по отчётам туристической библиотеки ФСТ ОТ, новых пешеходных путешествий по этому району

больше не было.

В 2012 группа пешеходных туристов из Москвы под руководством Алексея Цветкова прошла через перевал

 Дзина по маршруту Е.Е.Холодовского 1953 года. Тропа вдоль Дзышры выше первого брода осыпалась и заросла.

По тропе группа Е.Е.Холодовского в 1953 году за 1 день могла выйти к перевалу Дзина. Без тропы группа

А.Цветкова преодолела этот заросший участок за 4 дня!

В 2014 году вместе я со спелеологом Борисом Галицким прошёл траверсом Бзыбский хребет от Гудаутского

перевала до перевала Ябсх. Оказалось, что карстовый участок на Бзыбском хребте начинается после перевала

Абгалара. Отчет по этому походу выложен здесь:http://static.turclubmai.ru/papers/2134_bobrov_2015/[14]

4.     Общие сведения о районе путешествия

Рассматриваемый район путешествия по Бзыбскому хребту простирается от г.Амжуляра на западе  до

 г.Дзышра и пер.Ябсх на востоке. На этом отрезке Бзыбского хребта выделяются: на западе -г.Чибжагра 2119м,

в центральной части -двуглавая г.Чибжагра 2382м, г.Химсул 2489м и г.Кванша 2637м, на востоке - г.Дзышра

2635м.Самая высокая вершина здесь оказалась -г.Трон 2680м (не обозначенная на карте).

Перевалы в этом районе простые, не категорированные. К северу от Бзыбского хребта под обрывом

в глубоком каньоне протекает р.Бзыбь. На юг с Бзыбскогох ребта стекает р.Хипста и ряд более маловодных

речек, впадающих в Чёрное море. Весь этот участок Бзыбского хребта – карстовый; без озёр, рек и ручьёв.

Вся образующаяся от осадков вода уходит в землю в карст. На хребте встречается  много карстовых воронок,

в которых снег может лежать до конца июля.

Район этот не населён. Лишь в тёплый летний  период в верховьях Хипсты, на юге в урочище Батах 

и на западе в урочище Амжуляра можно встретить пастухов. Тропы на хребте хорошо сохранились, кроме

 долины р.Дзышра.

Граница леса здесь проходит здесь на высоте около 1700м.Некоторая часть Бзыбского хребта имеет

платообразный участок в виде кряжа. Никаких деревьев и кустарников здесь нет. Тем не менее, в 500 - 700м

западнее вершины г.Химсул мне пару раз встретился стелющийся арчевник. Судя по документам XIX века

этот кустарник здесь рос, и горцы разводили на нём огонь для приготовления пищи.

В начале июня на хребте ещё лежит снег и в горах ещё холодно. Пастухи поднимаются в горы в конце

 июня, года в горах становиться теплее и появляется молодая трава. В начале сентябрястада сгоняют с гор.

Наиболее комфортный период для путешествий в горах приходится на июль и август. И если в июле в

карстовых воронках можно встретить снег, то во второй половине августа снега на Бзыбском плато  не остаётся.

Вот интересные отзывы путешественников о Бзыбском плато в XIX и XX веке.

«Бзыбский кряж представляет собой типичный известняковый хребет с многочисленными провалами,

 так называемыми «колодцами» и «воронками», из которых некоторые достигают чрезвычайной глубины.

Он весь как бы изрыт ямами, на дне которых обыкновенно лежит снег…» - ботаник Н.М.Альбов1890г

 «На левой стороне р.Бзыби, в среднем течении её, тянется на высоте 5500-7000 футов широкое плато.

С отдельными на нём вершинами до 8000 футов.  Оно представляет из себя массу неправильных рядов

возвышенностей и ям; плато это каменистое, но кое-где покрывается растительностью к июлю или августу,

 годною для пастьбы коз и овец. Никаких речек на этом плато, шириною в 2-4 версты и длиною около 10 вёрст,

 нет, но зато в них скапливается снег, который лежит до сентября и дольше. Этот снег едят овцы, его же

употребляют и пастухи вместо воды. Для этого они откалывают большой ком снега и вдевают его на палку,

концы которой кладут на камни, а внизу подставляют котёл, - вода каплет и, таким образом, она у них всегда

 свежая и холодная. Ни деревьев, ни кустов на этом плато нет. А дрова пастухи приносят за 5-7 вёрст из лесу, снизу.

На этом плато водятся волки; случались похищения коз, хотя собаки при стадах были… Грозы в горах –

совсем не то, что на плоскости. Это что-то ужасное, когда разъярённые стихии хотят поглотить всё

на своём пути. Не дай Бог быть застигнутым грозой в лесу, наверху, если вы стоите на скате горы. Помимо

 страшного шума леса, говорящего с ветрами, рёва бури, колеблющей и ломающей деревья, и большой опасности

 от молнии, вас может снести с горы быстро образовавшийся поток…

Иногда сильные туманы на горах длятся долго, от 3-х до 8-ми и более дней. Туман стоит непроницаемой

 стеной вокруг вас, так, что вы в 3-4 саженях не узнаете человека, то висит на вами, как исполинский шатёр,

то наблюдаете его, как море или клубы лежащего дыма»- землемер Константин Максимов [15]

 «Ночевать мы расположились под открытым небом, на склоне небольшой воронки г. Напры. Дул

холодный ветер; костер из можжевельника горел плохо и почти не давал тепла. Ночью шел дождь, и вскоре

 прямо над нашими головами разразилась гроза, длившаяся почти до рассвета.

Часа в четыре под дождем но крутому северному склону стали мы спускаться к группе пихт между

 ур. Амжуляра и Чибжагрой. По размытым дождем склонам, покрытым рыхлым снегом, пришлось, собственно

 говоря, не спускаться, а прямо катиться вниз. Совершенно промокшие добрались мы наконец до пихт;

тут мы наломали ветвей, с трудом развели костер и, ничего не снимая с себя (так как было всего 8 градусов тепла),

обсушились. Дождь задержал меня в этом месте на 3 дня. Температура воздуха всё время была 11-14ᵒС» - ботаник

В.С.Доктуровский 1907г.[16]

           «Пересчитать, выделить типы, описать пятнадцать тысяч наконечников не так-то просто, тем более,

если в распоряжении всего несколько часов, а тут ещё и солнце и ветер. Палящие лучи обжигают шею, руки,

тяжело дышать. Но вот солнце скрылось за тучкой – и тут же леденящий порыв ветра пронизывает насквозь;

стрелы выпадают из коченеющих пальцев. Затем снова солнце. Мучает жажда – жуём снег из ближайшего

снежника».- археолог Н.Н.Воронов  1970г [17]

Спелеологи посещают этот район и зимой с использованием вертолётной заброски. Зимой в пещерах более

 безопасно - не бывает паводков. На плато лежит много снега. Южный склон Бзыбского хребта лавиноопасен и

 вход в пещеру Снежную однажды плотнои надолго засыпало снежной лавиной.

 


5.     Подъезды, подходы и отъезды

 

  

                                                                                       Карта района путешествия по Абхазии


В Сухум из России сегодня ходят два прямых поезда – одиниз Москвы, другой из Санкт-Петербурга. Время в

 пути около 1,5 суток. Более быстрый вариант- лететь самолётом в Сочи. Из аэропорта Сочи или ж/д вокзала Адлер

 на автобуме №173 можно доехать до пограничного пункта Псоу. Однако этот автобус делает крюк и идёт очень долго.

 За 15минут из аэропорта на такси можно доехать до КПП Псоу. Прохождение через КПП занимает от 15 минут до

часа в зависимости времени суток, дня недели и наплыва отдыхающих. При прохождении КПП достаточно предъявить

 внутренний российский паспорт.

От КПП Псоу до населенных пунктов, расположенных на побережье Абхазии, каждые 20-30 минут курсируют

 микроавтобусы. Цены вполне приемлемые. Но вот, чтобы заехать в горы или на Рицу потребуется брать такси.

При разработке маршрута было рассмотрено 7 вариантов подъёма на Бзыбский хребет.

1 вариант –подъём с запада имеет удобный подъезд к началу маршрута. По Рицинскому шоссе  нужно доехать

 на машине до подвесного моста через Бзыбь. От подвесного моста с высоты 85м начинается подъём до пастушьих

кошей в урочище Амжуляра, расположенных на высоте  1700м. Наверху у кошей находиться последний источник

воды. От кошей предстоит ещё подъём на Бзыбское плато на  2400м. Общий набор высоты более 2300м с

форсированным набором высоты.

2 вариант - подъём с севера от Бзыби по долине Дзышра на перевал Дзина. Устье Дзышры находится на высоте

400м, перевал Дзина 2390м. Набор высоты около 2000м. Однако подходы к устью Дзышры достаточно сложные

 и протяжённые. Нужно идти пешком от устья Геги вдоль Бзбыби до Дзышры, либо заезжать в Псху и от Псху идти

 пешком до устья Дзышры.

3 вариант - подъём с северо-востока от устья Решавы на отрог Бзыбского хребта  Брзышха. Устье Решавы

расположено на высоте около 570м. Последний источник воды здесь будет на высоте 1450м. От Псху до устья

Решавы расстояние ближе, чем до Дзышры, да и набор высоты будет меньше. Однако в Псху заезжают только

проходимые машины, которые ездят сюда не так часто.

4 вариант - подъём с востока на Бзыбский хребет начинается от с.Дурипш, куда  можно доехать на любом

 автомобиле. Северная окраина Дурипша расположена на высоте 290м. На север от Дурипша по долине р.Хипсты

до верхнего брода на высоте 890м идёт лесовозная дорога, от которого дальше до перевала Ябсх высотой

2072м идёт хорошая тропа. Здесь набор высоты идёт умеренно. Последний гарантированный источник воды

находиться здесь на высоте около 2000м. Доехать до верхнего брода Хипсты маловероятно. По этой дороге

могут ездить лесовозы и проходимые машины типа ГАЗ-66. Ездят очень редко. Подходы надо рассчитывать от

 села Дурипш.

5  вариант - подъём на Бзыбское карстовое плато с юга от селения Хуап, до которого можно доехать на

любой машине. Северная окраина селение Хуапа расположена на высоте около 400м. От  него вверх к

пастбищам на плато идёт хорошая тропа с умеренным подъёмом. Верхние пастбища расположены у границы

 леса на высоте около 1700м, рядом с которыми есть небольшой источник воды.

6 вариант - подъём на плато с юга от с.Отхара, которое расположено на высоте около 350м.

Сюда можно доехать на любой машине. От селения на плато идёт тропа с крутым подъёмом, идущая в

 направлении г.Чибжагра. Последнийисточник воды в селении.

7 вариант - подъёма на Бзыбское карстовое плато с юго-запада от селения Блабурхва, расположенное

 на высоте около 400м. В селение можно доехать на любой машине. От селения Блабурхва в северном

направлении на плато идёт тропа, показанная ещё на картах XIXвека. По этой тропе на Бзыбское

 плато поднимались исследователи в XIXвеке. Последняя гарантированная вода в посёлке Блабурхва.

Спелеологи, направляющиеся к пещере Напра, чаще всего используют этот вариант подъёма на Бзыбское плато.

Основными критериями при выборе варианта подъёма были: начальная высота подъёма, крутизна

 подъёма, удобство подъезда и отъезда, источники воды.

Для подхода к Бзыбскому хребту был выбран  вариант №4 с выходом от села Дурипш. 

Начальный набор высоты до верхнего брода до высоты880м идёт по дороге с плавным набором высоты.

Крутой участок подъёма начинается только от верхнего брода до границы леса 1700м. Подъём выше границы

 леса до перевала умеренный. Этим путём мы возвращались с маршрута в 2014 году и хорошо его знали.

Ну и самое главное –последний источник воды здесь был выше всех - на высоте 2000м.  В качестве спуска

 с Бзыбского плато был выбран вариант №1, как лучший вариант для отъезда назад.

 

Аварийный выход с маршрута

В качестве аварийного выхода с маршрута было предусмотрено два варианта: сброска из под пер.Дзина

 по тропе в долину Хипсты с выходом в Дурипш ( по пути Е.Е.Холодовского) и сброска из средней части

 плато по тропе в селение Хуап.

6.     График прохождения маршрута



Заявленный график маршрута

День

Дата

Участок маршрута

Расст. (км)

Способ передвиж.

1

28.07.2017

п.Дурипш – нижний брод р.Хипста

7,2

пешком

2

29.07.2018

нижний брод р.Хипста - граница леса

8,2

пешком

3

30.07.2018

граница леса – пер.Ябсх 2072 н/к

3

пешком

4

31.07.2018

переход в раойн г.Брзышка

12

пешком

5

1.08.2018

возвращение с г.Брзышка на пер.Ябсх

12

пешком

6

2.08.2018

пер.Ябсх – Дзышринская котловина

2,1

пешком

7

3.08.2018

Дзышринская котл. – в 1км от пер.Дзина

11

пешком

8

4.08.2018

1км южнее пер.Дзина – ур.Амжуляра

13

пешком

9

5.08.2018

Ур.Амжуляра – р.Бзыбь. подвесной мост

12

пешком

10

6.08.2018

Резерв

 

11

7.08.2018

Отъезд

 

 

 

Всего:

80,5 км

 

Пройденный маршрут

День

Дата

Участок маршрута

Расст(км)

Высот.

график

∆ высот

Способ передвиж.

1

28.07.2017

Дурипш – 1 км выше нижн. брода р.Хипсты

8,2

290 700

 + 410
 - 100

пешком

2

29.07.2018

1 км выше ниж. брода р.Хипсты – верх. брод

3

700-880

 + 180

пешком

3

30.07.2018

верх. брод- пер.Ябсх, рад в долину Решавы

9,2

700-2100

 +1500
 - 100

пешком

4

31.07.2018

пер.Ябсх – Дзышринская котл.

2,1

2100-2448

 + 348

пешком

5

1.08.2018

Дзышринская котл. –Бзыбское плато

12

2448-2320-2536-2246

 + 216
 - 418

пешком

6

2.08.2018

Бзыбское плато – ур.Амжуляра

12

2246-2448-1700

 + 748
 -200

пешком

7

3.08.2018

ур.Амжуляра – р.Бзыбь. подв. мост

12

1700-58

 - 1642

пешком

8-10

4-6.08.2018

море

 

 

 

 

11

7.08.2018

Отъезд

 

 

 

Авто

 

Всего:

58,5

км

 

 

 

7.     Техническое описание маршрута

 

День 1.  28июля 2017 года

Вылет самолета из Москвы задержали на 3 часа, поэтому прилетел в Сочи только в 16:30.

Из аэропорта сначала пришлось ехать в магазин «Спортмастер» на ул.Кирова 58, чтобы закупить газ

для путешествия. Таксист подождал, пока я покупал газ и потом довез до КПП Псоу на границе с

Абхазией. Не дойдя ещё до  КПП, ко мне подошли двое абхазов. Спросили куда мне надо ехать и

предложили подвезти. Рейсового автобусного сообщения до Дуриша нет,  поэтому надо было

опять брать такси. По отзывам путешественников такси до Сухума стоило дорого - 2000 рублей.

Посёлок Дурипш находиться  почти в два раза ближе, чем Сухум, но с меня запросили 4000 рублей.

Для сравнения самолет из Москвы до Сочи стоил около 10 000 рублей. Сторговаться на меньшую сумму

 не получилось. КПП Псоу прошёл за 15 минут и вуже18:20 выехал от границы. В 19:25 таксист привёз

меня к карьеру на северной окраине Дурипша. Начинались сумерки и местные жители гостеприимно

\ предлагали  мне остаться у них заночевать, а с утра отправиться в путь.

Грунтовая дорога от северной окраины Дурипша идёт вдоль Хипсты вверх. Три года назад

 я ходил по этой дороге и знал,  что предстоит два брода. Нижний брод через Хипсту более глубокий и

после дождей часто становиться непроходимым. По прогнозу погоды в Сухуме в этот день обещали дождь.

Нижний брод надо было пройти обязательно до дождя. Поэтому в 19:30 вышел из Дурипша (ур. 350м)

по лесовозной дороге вверх по долине реки Хипсты.  Начало дороги была очень разбито.В глубоких

колеях стояла вода. Через километр дорога стала более ровной и каменистой. Прогноз погоды похоже

начинал сбываться – задул ветерок и начал накрапывать моросящий дождь.

Через 50 минут подъёма дорога вывела на вершину  небольшого холма511м к развилке дорог.

Пошёл по левой дороге. Хорошим ориентиром пути служит водонапорная труба диаметром около 350мм,

идущая вдоль дороги до самого нижнего брода. Здесь на холме было последнее место, где работала

мобильная связь. Отсюда удалось дозвониться домой. Но созвониться со спелеологами не получилось и я

отправил им SMS сообщения о выходе на маршрут.

Нижний брод через реку Хипсту находится на высоте около 560м и кажется, что подниматься до него

 осталось совсем немного. Однако дальше дорога до нижнего брода дорога идёт с чередующимися подъёмами

 и спусками. Пока отправлял SMS сообщения, совсем стемнело. Дальше шёл по дороге с налобным фонариком.

Весь путь до самого нижнего брода шёл и любовался игрой светлячков. ( Фото 1 )

В 21:15 неожиданно встретился гружёный лесовоз. Шофер рассказал, что выше брода на правом

берегу Хипсты стоянка лесозаготовителей и до них совсем недалеко.

От Дурипша до нижнего брода через Хипсту около 7,2км - прошёл за 2 часа 15 минут. Не смотря на

 слабо моросящий дождь уровень воды ещё не поднялся и позволял перейти р.Хипсту. Ширина брода около 10м,

глубина брода не превышала уровня колена. ( Фото 2-3 )

Русло брода оказалось из трёх глубоких разделенных участков по колено. Переобувшись в пластиковые

 шлепанцы, и опираясь на трекинговые палки, без проблем переправился на правый берег Хипсты.  Пока

назад переобувался в ботинки, дождь прекратился. Решил идти ещё немного вверх от реки.

После брода дорога сначала отходит наверх перпендикулярно реке, а потом, примерно через 300м,

набрав высоту, поворачивает вправо и идёт по долине вверх. Вскоре стал подыскивать удобное место для

ночлега. Дорога шла среди невысоких деревьев всё время прямо и постоянно вверх.  Иногда дорогу

пересекали ручьи, но найти рядом ровного места для стоянки не удавалось.

В  23:15 справа от дороги  попался ровный участок места не более 3х3м.Прямо по дороге здесь тёк

небольшой ручеёк. Решил здесь остановиться. От брода до этого места около 1км - шёл 1,5 часа. Не смотря

на позднее время, принялся готовить ужин, так как сегодня последний раз ел в 7:00.

Сегодня было пройдено 8,2км. ОХВ 3:45.

Из-за экономии веса я отказался от палатки и взял только тент. Поставить тент на этом пятачке оказалось

 не так непросто. В итоге один край тента лёг  прямо на дорогу и его оттяжки перегораживали дорогу.

С другого края оттяжку пришлось привязать к толстому стеблю кавказского лопуха, так как дальше вниз

 уходил обрыв и более надёжно закрепить её не получалось. Поужинав, в 0:45лёг спать. Но уже в 1:30 меня

разбудил шум сильного дождя, звуки грома и вспышки молнии. Обещанная синоптиками гроза пришла.

В 3:30 от сильного  порыва ветра оттяжка сорвала стебель лопуха и тент завалился. Пришлось

вылезать из спальника. Установил лыжную палку с отрицательным углом и закрепил тент более низко.

Дополнительно прикрыл вещи непромокаемой курткой. Кромешная тьма не позволяла сразу  оценить

масштаб потерь от дождя - надо было дожидаться рассвета.


День 2.  29 июля  2017 года

В 4:30 ливень  закончился.Уже чуть начинало светать. После дождя было почему-то тепло.  

Утро показало, что спальник подмок на треть. Подмокла также ещё часть вещей. Ботинки  с носками были

 сухими, так как всегда лежали вверх подошвами.

Пока разбирал и укладывал вещи в рюкзак, приготовился  завтрак. В 6:50 вышел по лесовозной

дороге вверх. Дорога здесь идёт высоко от реки и только на верхнем броде снова выходит к Хипсте.

До верхнего брода около 3км,прошёл за 1 час. На этом отрезке дорога пересекает четыре правых

 притока Хипсты. Последний приток достаточно мощный – удалось перейти его по камням и бревнам в русле

выше брода. Стоянка лесорубов оказалась на поляне у притока. Лесорубов на месте не было. Наверное,

они уже ушли валить лес. От их стоянки до верхнего брода через Хипсту около 10 минут ходьбы. На этом

участке есть слабозаметная развилка дорог: левая дорога идёт по долине Хипсты на приток Бат. Правая

дорога через 200м приводит к верхнему броду через Хипсту.

К верхнему броду, расположенному на высоте 880м, вышел в 7:50.Уровень воды в Хипсте меня

сильно озадачил. Три года назад этот брод был шириной  всего 5м и глубиной по щиколотку.( Фото 4 )

Сейчас же после ночного ливня р.Хипста была более полноводной. Три года назад расход здесь расход

 воды здесь был не более  1-2 м.куб/с. Сейчас по оценкам расход в реке получался около 7-8м.куб/с.

Безопасно перейти р.Хипсту вброд теперь не представлялось возможным.( Фото 5 )

По опыту туриста водника сразу установил мерную палочку в русло реки между камнями и заметил

  по ней уровень воды в Хипсте. Через пару часов по этой палочке было видно, что уровень воды поднялся

 ещё  выше и, что это ещё был не пик паводка. ( Фото 7 )

Теперь стало окончательно ясно, что сегодня здесь мне реку не перейти. Нужно было пережидать

паводок хотя бы сутки. Также осознал, что нижний брод на Хипсте также стал тоже непроходимым, и вернуться

 назад  в Дурипш я тоже не смогу. Надо было вставать  где-то здесь рядом у брода.

Оставаться здесь очень не хотелось. Поэтому решил поискать выше по течению переправу через

 реку по упавшим брёвнам. И действительно, в 100м выше брода было найдено бревно, упавшее с берега в

 реку, но оно немного не доставало до левого берега.Похожих вариантов найти не удалось. Тогда решил

разведать Хипсту ниже брода. И за кустами в 70м ниже брода обнаружил мост  из наклонного троса и трех

брёвен. Судя по громадным бревнам вокруг, раньше в этом месте был капитальный мост. Здесь два бревна

 были соединены и опирались на  противоположный левый берег. До правого берега они не доставали и

были под наклоном прикреплены к тросу. На 0,8м ниже этих двух брёвен было подвязано третье бревно.

Именно по нижнему бревну можно было перейти на другую сторону реки, а верхние два бревна были

как перила. ( Фото 6 )

Однако в настоящий момент поток захлёстывал, и раскачивала это нижнее бревно. Устоять на этом

бревне при переправе было бы нельзя.  Дальше вниз по Хипсте не пошёл, так как после верхнего брода уклон

реки ещё больше возрастал. Вернулся назад к верхнему броду. Вода за это время ещё больше прибыла.

Туман рассеялся, выглянуло солнце. Развесил сушить подмоченные вещи и сготовил обед. Полдня

прошло почти незаметно. После обеда, чтобы скоротать время, начал переносить из реки мелкие камни и

выкладывать их между двумя деревьями на берегу, чтобы выровнять место площадки для ночлега. Сначала

носил крупные камни, потом мельче и в конце речной песок. Площадка получилась идеально ровной. Поверх

песка уложил большие листья кавказских лопухов. Натянул тент над этим местом, расстелил высохший

спальник и попробовал место ночлега – идеально!  Чтобы ещё скоротать время стал собирать сухой плавник

по берегу и сносить к месту ночлега у брода, рассчитывая вечером развести костёр. Между дел по водомерной

палочке заметил, что вода в реке немного спала и вернулась к утреннему уровню. Это был добрый знак – вода

 в реке к утру должна была упасть ещё больше.

К 19 часам вода в реке ещё больше упала, моя мерная палочка оказалась уже чуть  на берегу. В это же

время от реки потянуло  сильным холодом. Пришлось сначала надеть шерстяной свитер, а потом залезть в

спальник. Костёр разводить не стал.

За этот день пройдено всего 3км, ОХВ – 1 час.


День 3.  30 июля 2017 года

Проснулся рано - в 4:30, так как накануне лёг спать в 20 часов. Вода за ночь в реке заметно спала. Мерная

палочка была уже далеко на берегу.( Фото 8) Брод через Хипсту был вполне реален.

В 5:30 был готов к броду. С берега было видно, что брод состоит из двух участков русла, между которыми

 есть небольшая отмель. Первый участок брода был не глубоким, на дне виднелись камни. Второй участок брода

был явно глубже, так как дна не было видно.

Уверенно шагнул в первую протоку. Ощутив ногами ледяную воду, немного заторопился, одна нога

соскользнула, и я завалился на левое колено. Но тут же встал с ушибленного колена и вышел на отмель, отдышался.

Оказалось, что с левой ноги сорвало и унесло сандаль. На втором глубоком участке брода нога без сандаля

нащупала в начале большой подводный валун и аккуратно обошла и встала за ним. Участок брода здесь оказался

глубиной около 1м – трусы вымокли до самой резинки.

Через 5 минут переоделся в сухую одежду, обулся и в 5:35 начал подъём на склон по старой дороге.

Сначала дорога идёт по открытому склону, а потом через ольховый подлесок. Через 15 минут подъёма дорога

закончилась и дальше через высокий буковый лес идёт уже тропа.

За 50 минут подъёма удалось набрать по высоте 300м. Даже немного засомневался в результате. После второй

такой же ходки тропа вывела на ровную террасу с полянкой на высоте 1350м. Здесь удобное место стоянки.

Рядом с этой полянкой и чуть ниже есть небольшой овражек, из которого доносился звук текущей воды. Об этом

источнике воды не знал и от самого брода нёс с собой 3л запас воды. К своему огромному удивлению после третьей

50-минутной ходки я вышел на границу леса и альпийских лугов на высоте 1770м. ( Фото 9)

Стоит заметить, что кустарника после выхода из леса к альпийским лугам здесь нет. На последнем участке

подъёма тропа в одном месте раздвоилась, но потом снова сошлась. За 3 часа по утренней прохладе мне удалось

пройти 4,2км и набрать по высоте около 900м. От границы леса в Бзыбском хребте уже видна вершина 2618.

Рядом есть удобное место стоянки, но без воды. ( Фото 10)

От границы леса тропа поворачивает к перевалу идёт сначала по высокой траве( Фото 11 ), а потом обогнув

холмистый участок, идет по верху отрога по низкой траве. Этот отрог разделяет Хипсту с её правым притоком

Тванмба. После четвёртой ходки с отрога вдруг увидел море и понял, что здесь должна работать связь. Дозвониться

до спелеологов не смог и опять отправил SМS-сообщение, что подхожу к перевалу.  Отсюда впереди уже

просматривался перевал Ябсх, назад видно Бзыбское карстовое плато и долина р.Бат, окаймлённая скалистой

подковой, справа - Раздельный хребет. ( Фото 12-14 )

С погодой мне сегодня повезло – облачность закрывала меня на открытой местности от солнца. В 9:45 после

на высоте 1967м тропа неожиданно вывела меня к источнику воды. В этот момент почувствовал, что силы на исходе –

устроил обед. На перевале и дальше на всём Бзыбском плато источников воды больше не будет. Три года назад на

 перевале Ябсх мы ходили за водой в правый исток р.Решавы и пополнить запас воды планировал именно там.

Отсюда перевала оставалось около 1,5км с 180м набора высоты. Для прохождения безводного участка было взято

12л пластиковой тары для воды. Всю тару заполнил водой. Вес рюкзака возрос с 19кг до 31 кг. Подъём к

перевалу стал заметно тяжелей и медленней. При подъёме к перевалу здесь встречается много разветвлений троп,

набитых животными. Шёл, придерживаясь направления перевала.