ОТЧЁТ О ПЕШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ 1 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
ПО БЗЫБСКОМУ ХРЕБТУ
(ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ)
Маршрут:
Москва – Сочи – Псоу - с.Дурипш – р.Хипста –Бзыбский
хребет пер.Ябсх н/к 2072м
Дзышринская
котловина –пер.Карстовый 2536м н/к – пер.Восточный Дзина н/к 2461м
Кваншинская
котловина – Бзыбское карстовое плато – пер.Химсул 2442м н/к – ур.Абац
Абацинская
котловина - ур.Амжуляра – р.Бзыбь – Пицунда
– Сочи –Москва
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сведения о маршруте............................................................................................. 3
2. Цели и задачи путешествия................................................................................... 4
3. История изучения района...................................................................................... 7
4. Общие сведения о районе путешествия................................................................ 9
5. Подъезды,подходы и отъезды............................................................................. 12
6. График прохождения маршрута........................................................................ 16
7. Техническое описание маршрута......................................................................... 17
8. Выводы и рекомендации....................................................................................... 48
9. Заключение............................................................................................................ 51
10. Приложение. Снаряжение и питание.............................................................. 52
11. Список источников информации...................................................................... 54
12. Фотоальбом (131 фото).................................................................................. 56
Карта района путешествия М1:50 000
Район путешествия:
Республика
Абхазия, Западный Кавказ, Бзыбский хребет / Бзыбское карстовое плато
Общие сведения о маршруте:
Вид туризма: пешеходный
Категория сложности: 1 к.с.
Сроки проведения пешей части: 28 июля-3 августа 2017
года
Количество ходовых дней – 7
Протяженность пройденной пешей части по GPS – 58.3км
Бобров Анатолий Викторович 1958 г. 59 лет E-mail: abobrov@ibs.ru
Опыт пеших путешествий: 3РАлтай,Западный Кавказ (Абхазия).
Опыт
водных путешествий: 6Р/5Р Тянь-Шань, Алтай, Кавказ.
Опыт
лыжных путешествий: Хибины 2Р 4У Кузнецкий Алатау, Полярный Урал.
Первое путешествие в карстовый район Бзыбского
хребта было совершено ещё в 2014 году.
Траверсом
был пройден участок Бзыбского хребта от Гудаутского перевала до перевала Ябсх.
В
это раз планировалось пройти дальше на запад от перевала Ябсх до урочища
Амжуляра на западной
окраине Бзыбского хребта.
Район этот мало посещаем пешими и горными туристами.
В библиотеке ФСТ ОТ г.Москвы есть
три туристических отчёта Е.Е.Холдовского. Он
три раза переходил через Бзыбский хребет
с севера на
юг через пер.Дзина от Бзыби в долину Хипсты в
период 1949-1958 годов. [ 1-4]
В 1976 году этот Бзыбскийхребтуже с востока на запад
прошла группа туристов из Уфы под
руководством
С.М.Лобанкова, которых консультировал Н.Д.Бондарев. В этом отчете №3172 по
траверсу
этого участка Бзыбского хребта дано очень краткое описание и приложено только
две
фотографии
– перевала Ябсх из долины Решавы и г.Химсул с хребта. [5].
В книге Н.Д.Бондарева «В горах Абхазии» есть описание
маршрута самой западной части
Бзыбского
хребта в районе г.Абац и г.Химсул.[6]
В общем, этот район горными и пешеходными туристами мало
изучен.А вот спелеологи
в поисках пещер его облазили и изучили его достаточно
хорошо. При подготовке путешествия
были
изучены все отчеты спелеологов по этому району. [7]
В нихочень полезными оказались материалы забросок и
подходов к пещерам Пантюхина, Абац,
Напра, Ленинградская, Алексинского, Снежная,
Иллюзия, Меженного. При подготовке путешествия по
этому району меня консультировали спелеологи
Шелепин Алексей из Москвы и Олег Рыжков из Оренбурга.
Найдены в интернете неподписанные фотографии по
этому району. К началу путешествия
большинство
неподписанных фото удалось идентифицировать. Были изучены также карты XIXвека
по этому району. В те времена тропы через Бзыбское плато шли по
другому. Их можно увидеть на
десятивёрстной (10вёрст/дюйме)
карте Кавказа Стрельбицкого, выпущенной в 1871 году. [8]
Фрагмент
десятивёрстной топографической карты Кавказа Стрельбицкого 1871 г.
На карте 1871 года на Бзыбском хребте обозначена
только одна г.Чибжагра и показана тропа, идущая
из Калдахвар (рядом с
с.Блабурхва) на Бзыбский хребет к горе Чибжагра. Тропа огибает с юга г.Чибжагру
и идёт в С-З направлении к перевалу Дзина, перед
которым тропа поворачивает на Ю-В и
выходит в долину
р.Решава. Также из с.Дурипш
показана тропа, идущая по р.Хипсте на север к водоразделу с р.Решава
(пер.Ябсх).
Участок «воровской»
тропы через пер.Дзина к Бзыби не показан, но о ней в то время знали и на более
ранней
карте 1842 года она
была показана.
На топографических картах XXвека тропа от Калдахвар/Блабурхвы на
пер.Дзина показана. Появились
также новые ответвления от этой тропы в урочище Амжулляра и новая тропа с
перевала Дзинапо р.Дзышра
к
Бзыби. Новая тропа к Бзыби идёт не по пути «воровской» тропы, а уже по долине
р.Дзышры, построенной
для
ведения геологических работ после Великой Отечественной войны. Тропы от
перевала Дзина на восток в
долину р.Решавы на этих картах уже нет. От неё
остался лишь последний 5км участок тропы до устья р.Решавы.
Цель этого путешествия была попытка найти остатки
этой старинной тропы и пройти по ней. Собрать
новые материалы по этой части Бзыбского
хребта.
На карте Западной части Кавказа, изданной в 1842
году быливпервые совмещенына одном листе земли
Северного Кавказа и Закавказья. [9]
На этой карте нанесена тропа и мост через Бзыбь с
абхазским названием – Ахъацла (Ахацка –
каменный мост. По этой
тропе убыхи осуществляли набеги на абхазское село Отхара. Это была первая и ещё
не совсем точная карта.
Некоторые её места были нанесены со словесного описания. Об этом написано в
ссылках
в этой карте.
В 1864 и 1866 годах прошло последнее выселение
горцев в Турцию. Горные поселения опустели. В горах
стало безопасно. Появилась возможность
изучения этого района.
В 1869-71 годах офицерами Военно-топографического
депо было проведенасъёмка этого района. По
итогам
их работ в 1871 году вышлаподробная топографических карт в масштабе
5вёрст/дюйме. [8]
Появление карт по этому району позволило ученым и
исследователям начать изучение природы
Абхазии.
В 1888-1889 году ботаник Н.М.Альбова проводит
изучение флоры Бзыбского хребта.[10-11]
В 1902-1905 годах группа военных топографов под
руководством К.И.Подозерского повторно проводит
съёмочные работы в этом районе [12-13].
Забегая вперёд скажу, что именно по этим старым
картам в 1942 году здесь воевали советские и немецкие войска!
В 1931, 1949, 1953 и 1958 году из Псху с Бзыби через
перевал Дзина в долину Хипсты прошли туристические
группы под руководством Е.Е.Холдовского.
Первые спелеологические исследования пещер в
Абхазии были начаты еще в 1955
году. В 1971 году на отроге
Бзыбского хребта – хребте Раздельном,
спелеологи из МГУ под руководством М.М.Зверева исследовали глубокую
300м пещеру Снежная. В 1979 году спелеологи опустились
в этой пещере на рекордную глубину 1190м.
С этого
времени начинается
изучение и обследование этого района,которое продолжается и в настоящее время.
В 1976 году группа туристов из г.Уфа совершила
траверс Чхалтинского и Бзыбского хребтов. В этом
путешествии туристы без
тропы поднялись по долине Решавы, вышли на пер.Ябсх и спустились по р.Хипсте.
Из долины р.Хипсты они вновь
поднялись на Бзыбский хребет и прошли его с востока на запад через перевал,
которому дали название
Карстовый. Бзыбский хребет был пройден ими до урочища Амжуляра, после чего
группа
спустились к Бзыби.
Судя по отчётам туристической библиотеки ФСТ ОТ,
новых пешеходных путешествий по этому району
больше
не было.
В 2012 группа пешеходных туристов из Москвы под
руководством Алексея Цветкова прошла через перевал
Дзина по маршруту Е.Е.Холодовского 1953 года.
Тропа вдоль Дзышры выше первого брода осыпалась и заросла.
По тропе группа
Е.Е.Холодовского в 1953 году за 1 день могла выйти к перевалу Дзина. Без тропы
группа
А.Цветкова преодолела
этот заросший участок за 4 дня!
В 2014 году вместе
я со спелеологом Борисом Галицким прошёл траверсом Бзыбский хребет от Гудаутского
перевала
до перевала Ябсх. Оказалось, что карстовый участок на Бзыбском хребте начинается
после перевала
Абгалара.
Отчет по этому походу выложен здесь:http://static.turclubmai.ru/papers/2134_bobrov_2015/[14]
Рассматриваемый район путешествия по Бзыбскому
хребту простирается от г.Амжуляра на западе до
г.Дзышра и пер.Ябсх на востоке. На этом отрезке
Бзыбского хребта выделяются: на западе -г.Чибжагра 2119м,
в центральной части -двуглавая
г.Чибжагра 2382м, г.Химсул 2489м и г.Кванша 2637м, на востоке - г.Дзышра
2635м.Самая высокая
вершина здесь оказалась -г.Трон 2680м (не обозначенная на карте).
Перевалы в этом районе простые, не категорированные.
К северу от Бзыбского хребта под обрывом
в глубоком каньоне протекает
р.Бзыбь. На юг с Бзыбскогох ребта стекает р.Хипста и ряд более маловодных
речек, впадающих в
Чёрное море. Весь этот участок Бзыбского хребта – карстовый; без озёр, рек и
ручьёв.
Вся образующаяся от
осадков вода уходит в землю в карст. На хребте встречается много карстовых воронок,
в которых снег может лежать
до конца июля.
Район этот не населён. Лишь в тёплый летний период в верховьях Хипсты, на юге в урочище
Батах
и
на западе в урочище Амжуляра можно встретить пастухов. Тропы на хребте хорошо
сохранились, кроме
долины р.Дзышра.
Граница леса здесь проходит здесь на высоте около 1700м.Некоторая
часть Бзыбского хребта имеет
платообразный участок в
виде кряжа. Никаких деревьев и кустарников здесь нет. Тем не менее, в 500 -
700м
западнее вершины
г.Химсул мне пару раз встретился стелющийся арчевник. Судя по документам XIX века
этот кустарник здесь
рос, и горцы разводили на нём огонь для приготовления пищи.
В начале июня на хребте ещё лежит снег и в горах ещё
холодно. Пастухи поднимаются в горы в конце
июня, года в горах становиться теплее и
появляется молодая трава. В начале сентябрястада сгоняют с гор.
Наиболее комфортный
период для путешествий в горах приходится на июль и август. И если в июле в
карстовых воронках
можно встретить снег, то во второй половине августа снега на Бзыбском
плато не остаётся.
Вот интересные отзывы путешественников о Бзыбском
плато в XIX
и XX
веке.
«Бзыбский кряж
представляет собой типичный известняковый хребет с многочисленными провалами,
так называемыми «колодцами» и «воронками», из
которых некоторые достигают чрезвычайной глубины.
Он
весь как бы изрыт ямами, на дне которых обыкновенно лежит снег…» - ботаник
Н.М.Альбов1890г
«На левой стороне р.Бзыби, в среднем течении
её, тянется на высоте 5500-7000 футов широкое плато.
С
отдельными на нём вершинами до 8000 футов.
Оно представляет из себя массу неправильных рядов
возвышенностей
и ям; плато это каменистое, но кое-где покрывается растительностью к июлю или
августу,
годною для пастьбы коз и овец. Никаких речек
на этом плато, шириною в 2-4 версты и длиною около 10 вёрст,
нет, но зато в них скапливается снег, который
лежит до сентября и дольше. Этот снег едят овцы, его же
употребляют
и пастухи вместо воды. Для этого они откалывают большой ком снега и вдевают его
на палку,
концы
которой кладут на камни, а внизу подставляют котёл, - вода каплет и, таким
образом, она у них всегда
свежая и холодная. Ни деревьев, ни кустов на
этом плато нет. А дрова пастухи приносят за 5-7 вёрст из лесу, снизу.
На
этом плато водятся волки; случались похищения коз, хотя собаки при стадах были…
Грозы в горах –
совсем
не то, что на плоскости. Это что-то ужасное, когда разъярённые стихии хотят
поглотить всё
на
своём пути. Не дай Бог быть застигнутым грозой в лесу, наверху, если вы стоите
на скате горы. Помимо
страшного шума леса, говорящего с ветрами,
рёва бури, колеблющей и ломающей деревья, и большой опасности
от молнии, вас может снести с горы быстро
образовавшийся поток…
Иногда
сильные туманы на горах длятся долго, от 3-х до 8-ми и более дней. Туман стоит
непроницаемой
стеной вокруг вас, так, что вы в 3-4 саженях
не узнаете человека, то висит на вами, как исполинский шатёр,
то
наблюдаете его, как море или клубы лежащего дыма»- землемер Константин Максимов [15]
«Ночевать мы расположились под
открытым небом, на склоне небольшой воронки г. Напры. Дул
холодный
ветер; костер из можжевельника горел плохо и почти не давал тепла. Ночью шел дождь,
и вскоре
прямо над нашими головами разразилась гроза,
длившаяся почти до рассвета.
Часа
в четыре под дождем но крутому северному склону стали мы спускаться к группе
пихт между
ур. Амжуляра и Чибжагрой. По размытым дождем
склонам, покрытым рыхлым снегом, пришлось, собственно
говоря, не спускаться, а прямо катиться вниз.
Совершенно промокшие добрались мы наконец до пихт;
тут
мы наломали ветвей, с трудом развели костер и, ничего не снимая с себя (так как
было всего 8 градусов тепла),
обсушились.
Дождь задержал меня в этом месте на 3 дня. Температура воздуха всё время была
11-14ᵒС» - ботаник
В.С.Доктуровский
1907г.[16]
«Пересчитать,
выделить типы, описать пятнадцать тысяч наконечников не так-то просто, тем
более,
если
в распоряжении всего несколько часов, а тут ещё и солнце и ветер. Палящие лучи
обжигают шею, руки,
тяжело
дышать. Но вот солнце скрылось за тучкой – и тут же леденящий порыв ветра
пронизывает насквозь;
стрелы
выпадают из коченеющих пальцев. Затем снова солнце. Мучает жажда – жуём снег из
ближайшего
снежника».-
археолог Н.Н.Воронов 1970г [17]
Спелеологи посещают этот район и зимой с использованием
вертолётной заброски. Зимой в пещерах более
безопасно - не бывает паводков. На плато лежит
много снега. Южный склон Бзыбского хребта лавиноопасен и
вход в пещеру Снежную однажды плотнои надолго
засыпало снежной лавиной.
В Сухум из России сегодня ходят два прямых поезда –
одиниз Москвы, другой из Санкт-Петербурга. Время в
пути около 1,5 суток. Более быстрый вариант-
лететь самолётом в Сочи. Из аэропорта Сочи или ж/д вокзала Адлер
на автобуме №173 можно доехать до пограничного
пункта Псоу. Однако этот автобус делает крюк и идёт очень долго.
За 15минут из аэропорта на такси можно доехать
до КПП Псоу. Прохождение через КПП занимает от 15 минут до
часа в зависимости
времени суток, дня недели и наплыва отдыхающих. При прохождении КПП достаточно
предъявить
внутренний российский паспорт.
От КПП Псоу до населенных пунктов, расположенных на
побережье Абхазии, каждые 20-30 минут курсируют
микроавтобусы.
Цены вполне приемлемые. Но вот, чтобы заехать в горы или на Рицу потребуется
брать такси.
При разработке маршрута было рассмотрено 7 вариантов
подъёма на Бзыбский хребет.
1 вариант –подъём с запада имеет удобный подъезд к
началу маршрута. По Рицинскому шоссе
нужно доехать
на машине до подвесного моста через Бзыбь. От
подвесного моста с высоты 85м начинается подъём до пастушьих
кошей в урочище
Амжуляра, расположенных на высоте 1700м.
Наверху у кошей находиться последний источник
воды. От кошей
предстоит ещё подъём на Бзыбское плато на
2400м. Общий набор высоты более 2300м с
форсированным набором
высоты.
2 вариант - подъём с севера от Бзыби по долине
Дзышра на перевал Дзина. Устье Дзышры находится на высоте
400м, перевал Дзина
2390м. Набор высоты около 2000м. Однако подходы к устью Дзышры достаточно сложные
и протяжённые. Нужно идти пешком от устья Геги
вдоль Бзбыби до Дзышры, либо заезжать в Псху и от Псху идти
пешком до устья Дзышры.
3 вариант - подъём с северо-востока от устья Решавы
на отрог Бзыбского хребта Брзышха. Устье
Решавы
расположено
на высоте около 570м. Последний источник воды здесь будет на высоте 1450м. От
Псху до устья
Решавы
расстояние ближе, чем до Дзышры, да и набор высоты будет меньше. Однако в Псху заезжают
только
проходимые
машины, которые ездят сюда не так часто.
4 вариант - подъём с востока на Бзыбский хребет начинается
от с.Дурипш, куда можно доехать на любом
автомобиле. Северная окраина Дурипша
расположена на высоте 290м. На север от Дурипша по долине р.Хипсты
до верхнего брода на
высоте 890м идёт лесовозная дорога, от которого дальше до перевала Ябсх высотой
2072м идёт хорошая
тропа. Здесь набор высоты идёт умеренно. Последний гарантированный источник
воды
находиться здесь на
высоте около 2000м. Доехать до верхнего брода Хипсты маловероятно. По этой
дороге
могут ездить лесовозы и
проходимые машины типа ГАЗ-66. Ездят очень редко. Подходы надо рассчитывать от
села Дурипш.
5 вариант -
подъём на Бзыбское карстовое плато с юга от селения Хуап, до которого можно
доехать на
любой машине. Северная
окраина селение Хуапа расположена на высоте около 400м. От него вверх к
пастбищам на плато идёт
хорошая тропа с умеренным подъёмом. Верхние пастбища расположены у границы
леса на высоте около 1700м, рядом с которыми
есть небольшой источник воды.
6 вариант - подъём на плато с юга от с.Отхара,
которое расположено на высоте около 350м.
Сюда
можно доехать на любой машине. От селения на плато идёт тропа с крутым
подъёмом, идущая в
направлении г.Чибжагра. Последнийисточник воды
в селении.
7 вариант - подъёма на Бзыбское карстовое плато с
юго-запада от селения Блабурхва, расположенное
на высоте около 400м. В селение можно доехать
на любой машине. От селения Блабурхва в северном
направлении на плато
идёт тропа, показанная ещё на картах XIXвека. По этой тропе на Бзыбское
плато поднимались исследователи в XIXвеке.
Последняя гарантированная вода в посёлке Блабурхва.
Спелеологи, направляющиеся
к пещере Напра, чаще всего используют этот вариант подъёма на Бзыбское плато.
Основными критериями при выборе варианта подъёма
были: начальная высота подъёма, крутизна
подъёма, удобство подъезда и отъезда, источники
воды.
Для подхода к Бзыбскому хребту был выбран вариант №4 с выходом от села Дурипш.
Начальный набор высоты
до верхнего брода до высоты880м идёт по дороге с плавным набором высоты.
Крутой участок подъёма начинается
только от верхнего брода до границы леса 1700м. Подъём выше границы
леса до перевала умеренный. Этим путём мы
возвращались с маршрута в 2014 году и хорошо его знали.
Ну и самое главное
–последний источник воды здесь был выше всех - на высоте 2000м. В качестве спуска
с Бзыбского плато был выбран вариант №1, как
лучший вариант для отъезда назад.
Аварийный выход с маршрута
В
качестве аварийного выхода с маршрута было предусмотрено два варианта: сброска
из под пер.Дзина
по тропе в долину Хипсты с выходом в Дурипш (
по пути Е.Е.Холодовского) и сброска из средней части
плато по тропе в селение Хуап.
Заявленный
график маршрута
День |
Дата |
Участок маршрута |
Расст. (км) |
Способ передвиж. |
1 |
28.07.2017 |
п.Дурипш – нижний брод
р.Хипста |
7,2 |
пешком |
2 |
29.07.2018 |
нижний брод р.Хипста -
граница леса |
8,2 |
пешком |
3 |
30.07.2018 |
граница леса –
пер.Ябсх 2072 н/к |
3 |
пешком |
4 |
31.07.2018 |
переход в раойн г.Брзышка |
12 |
пешком |
5 |
1.08.2018 |
возвращение с
г.Брзышка на пер.Ябсх |
12 |
пешком |
6 |
2.08.2018 |
пер.Ябсх – Дзышринская
котловина |
2,1 |
пешком |
7 |
3.08.2018 |
Дзышринская котл. – в 1км
от пер.Дзина |
11 |
пешком |
8 |
4.08.2018 |
1км южнее пер.Дзина –
ур.Амжуляра |
13 |
пешком |
9 |
5.08.2018 |
Ур.Амжуляра – р.Бзыбь.
подвесной мост |
12 |
пешком |
10 |
6.08.2018 |
Резерв |
|
|
11 |
7.08.2018 |
Отъезд |
|
|
|
|
Всего: |
80,5 км |
Пройденный
маршрут
День |
Дата |
Участок маршрута |
Расст(км) |
Высот. график |
∆ высот |
Способ передвиж. |
1 |
28.07.2017 |
Дурипш – 1 км выше
нижн. брода р.Хипсты |
8,2 |
290 700 |
+ 410 |
пешком |
2 |
29.07.2018 |
1 км выше ниж. брода
р.Хипсты – верх. брод |
3 |
700-880 |
+ 180 |
пешком |
3 |
30.07.2018 |
верх. брод- пер.Ябсх,
рад в долину Решавы |
9,2 |
700-2100 |
+1500 |
пешком |
4 |
31.07.2018 |
пер.Ябсх – Дзышринская
котл. |
2,1 |
2100-2448 |
+ 348 |
пешком |
5 |
1.08.2018 |
Дзышринская котл.
–Бзыбское плато |
12 |
2448-2320-2536-2246 |
+ 216 |
пешком |
6 |
2.08.2018 |
Бзыбское плато –
ур.Амжуляра |
12 |
2246-2448-1700 |
+ 748 |
пешком |
7 |
3.08.2018 |
ур.Амжуляра – р.Бзыбь.
подв. мост |
12 |
1700-58 |
- 1642 |
пешком |
8-10 |
4-6.08.2018 |
море |
|
|
|
|
11 |
7.08.2018 |
Отъезд |
|
|
|
Авто |
|
- |
Всего: |
58,5 |
км |
|
|
День 1. 28июля 2017
года
Вылет самолета из
Москвы задержали на 3 часа, поэтому прилетел в Сочи только в 16:30.
Из аэропорта сначала
пришлось ехать в магазин «Спортмастер» на ул.Кирова 58, чтобы закупить газ
для путешествия.
Таксист подождал, пока я покупал газ и потом довез до КПП Псоу на границе с
Абхазией. Не дойдя ещё
до КПП, ко мне подошли двое абхазов. Спросили
куда мне надо ехать и
предложили подвезти.
Рейсового автобусного сообщения до Дуриша нет,
поэтому надо было
опять брать такси. По
отзывам путешественников такси до Сухума стоило дорого - 2000 рублей.
Посёлок Дурипш
находиться почти в два раза ближе, чем Сухум,
но с меня запросили 4000 рублей.
Для сравнения самолет из
Москвы до Сочи стоил около 10 000 рублей. Сторговаться на меньшую сумму
не получилось. КПП Псоу прошёл за 15 минут и вуже18:20
выехал от границы. В 19:25 таксист привёз
меня к карьеру на
северной окраине Дурипша. Начинались сумерки и местные жители гостеприимно
\ предлагали мне остаться у них заночевать, а с утра
отправиться в путь.
Грунтовая дорога от
северной окраины Дурипша идёт вдоль Хипсты вверх. Три года назад
я ходил по этой дороге и знал, что предстоит два брода. Нижний брод через
Хипсту более глубокий и
после
дождей часто становиться непроходимым. По прогнозу погоды в Сухуме в этот день обещали
дождь.
Нижний
брод надо было пройти обязательно до дождя. Поэтому в 19:30 вышел из Дурипша
(ур. 350м)
по
лесовозной дороге вверх по долине реки Хипсты.
Начало дороги была очень разбито.В глубоких
колеях
стояла вода. Через километр дорога стала более ровной и каменистой. Прогноз
погоды похоже
начинал
сбываться – задул ветерок и начал накрапывать моросящий дождь.
Через
50 минут подъёма дорога вывела на вершину
небольшого холма511м к развилке дорог.
Пошёл по левой дороге.
Хорошим ориентиром пути служит водонапорная труба диаметром около 350мм,
идущая вдоль дороги до самого
нижнего брода. Здесь на холме было последнее место, где работала
мобильная связь. Отсюда
удалось дозвониться домой. Но созвониться со спелеологами не получилось и я
отправил им SMS сообщения
о выходе на маршрут.
Нижний
брод через реку Хипсту находится на высоте около 560м и кажется, что
подниматься до него
осталось совсем немного. Однако дальше дорога
до нижнего брода дорога идёт с чередующимися подъёмами
и спусками. Пока отправлял SMS сообщения,
совсем стемнело. Дальше шёл по дороге с налобным фонариком.
Весь
путь до самого нижнего брода шёл и любовался игрой светлячков. (
Фото 1 )
В 21:15 неожиданно встретился гружёный лесовоз.
Шофер рассказал, что выше брода на правом
берегу
Хипсты стоянка лесозаготовителей и до них совсем недалеко.
От
Дурипша до нижнего брода через Хипсту около 7,2км - прошёл за 2 часа 15 минут.
Не смотря на
слабо моросящий дождь уровень воды ещё не
поднялся и позволял перейти р.Хипсту. Ширина брода около 10м,
глубина
брода не превышала уровня колена. (
Фото 2-3 )
Русло
брода оказалось из трёх глубоких разделенных участков по колено. Переобувшись в
пластиковые
шлепанцы, и опираясь на трекинговые палки, без
проблем переправился на правый берег Хипсты.
Пока
назад
переобувался в ботинки, дождь прекратился. Решил идти ещё немного вверх от реки.
После
брода дорога сначала отходит наверх перпендикулярно реке, а потом, примерно
через 300м,
набрав высоту,
поворачивает вправо и идёт по долине вверх. Вскоре стал подыскивать удобное
место для
ночлега. Дорога шла среди
невысоких деревьев всё время прямо и постоянно вверх. Иногда дорогу
пересекали ручьи, но найти
рядом ровного места для стоянки не удавалось.
В 23:15
справа от дороги попался ровный участок
места не более 3х3м.Прямо по дороге здесь тёк
небольшой
ручеёк. Решил здесь остановиться. От брода до этого места около 1км - шёл 1,5
часа. Не смотря
на
позднее время, принялся готовить ужин, так как сегодня последний раз ел в 7:00.
Сегодня
было пройдено 8,2км. ОХВ 3:45.
Из-за
экономии веса я отказался от палатки и взял только тент. Поставить тент на этом
пятачке оказалось
не так непросто. В итоге один край тента лёг прямо на дорогу и его оттяжки перегораживали
дорогу.
С другого края оттяжку
пришлось привязать к толстому стеблю кавказского лопуха, так как дальше вниз
уходил обрыв и более надёжно закрепить её не
получалось. Поужинав, в 0:45лёг спать. Но уже в 1:30 меня
разбудил шум сильного
дождя, звуки грома и вспышки молнии. Обещанная синоптиками гроза пришла.
В
3:30 от сильного порыва ветра оттяжка сорвала
стебель лопуха и тент завалился. Пришлось
вылезать из спальника.
Установил лыжную палку с отрицательным углом и закрепил тент более низко.
Дополнительно прикрыл
вещи непромокаемой курткой. Кромешная тьма не позволяла сразу оценить
масштаб потерь от дождя
- надо было дожидаться рассвета.
День 2. 29 июля 2017 года
В 4:30 ливень закончился.Уже чуть начинало светать. После
дождя было почему-то тепло.
Утро
показало, что спальник подмок на треть. Подмокла также ещё часть вещей.
Ботинки с носками были
сухими, так как всегда лежали вверх подошвами.
Пока разбирал и укладывал вещи в рюкзак, приготовился завтрак. В 6:50 вышел по лесовозной
дороге
вверх. Дорога здесь идёт высоко от реки и только на верхнем броде снова выходит
к Хипсте.
До верхнего брода около 3км,прошёл за 1 час. На этом отрезке
дорога пересекает четыре правых
притока Хипсты. Последний приток достаточно
мощный – удалось перейти его по камням и бревнам в русле
выше брода.
Стоянка лесорубов оказалась на поляне у притока. Лесорубов на месте не было. Наверное,
они уже
ушли валить лес. От их стоянки до верхнего брода через Хипсту около 10 минут
ходьбы. На этом
участке есть
слабозаметная развилка дорог: левая дорога идёт по долине Хипсты на приток Бат.
Правая
дорога через
200м приводит к верхнему броду через Хипсту.
К верхнему броду, расположенному на
высоте 880м, вышел в 7:50.Уровень воды в Хипсте меня
сильно
озадачил. Три года назад этот брод был шириной
всего 5м и глубиной по щиколотку.( Фото 4 )
Сейчас же после ночного ливня р.Хипста была более
полноводной. Три года назад расход здесь расход
воды здесь был не более 1-2 м.куб/с. Сейчас по оценкам расход в реке
получался около 7-8м.куб/с.
Безопасно
перейти р.Хипсту вброд теперь не представлялось возможным.( Фото 5 )
По опыту туриста водника сразу установил мерную палочку в
русло реки между камнями и заметил
по ней уровень воды в Хипсте. Через пару
часов по этой палочке было видно, что уровень воды поднялся
ещё выше и, что это ещё был не пик паводка. ( Фото 7 )
Теперь стало окончательно ясно, что сегодня здесь мне реку
не перейти. Нужно было пережидать
паводок
хотя бы сутки. Также осознал, что нижний брод на Хипсте также стал тоже непроходимым,
и вернуться
назад в
Дурипш я тоже не смогу. Надо было вставать
где-то здесь рядом у брода.
Оставаться здесь очень не хотелось.
Поэтому решил поискать выше по течению переправу через
реку по упавшим брёвнам. И действительно, в
100м выше брода было найдено бревно, упавшее с берега в
реку, но оно немного не доставало до левого
берега.Похожих вариантов найти не удалось. Тогда решил
разведать
Хипсту ниже брода. И за кустами в 70м ниже брода обнаружил мост из наклонного троса и трех
брёвен.
Судя по громадным бревнам вокруг, раньше в этом месте был капитальный мост. Здесь
два бревна
были соединены и опирались на противоположный левый берег. До правого
берега они не доставали и
были под
наклоном прикреплены к тросу. На 0,8м ниже этих двух брёвен было подвязано
третье бревно.
Именно по
нижнему бревну можно было перейти на другую сторону реки, а верхние два бревна были
как
перила. ( Фото 6 )
Однако в настоящий момент поток захлёстывал, и раскачивала
это нижнее бревно. Устоять на этом
бревне при
переправе было бы нельзя. Дальше вниз по
Хипсте не пошёл, так как после верхнего брода уклон
реки ещё
больше возрастал. Вернулся назад к верхнему броду. Вода за это время ещё больше
прибыла.
Туман рассеялся, выглянуло солнце. Развесил сушить
подмоченные вещи и сготовил обед. Полдня
прошло
почти незаметно. После обеда, чтобы скоротать время, начал переносить из реки
мелкие камни и
выкладывать
их между двумя деревьями на берегу, чтобы выровнять место площадки для ночлега.
Сначала
носил
крупные камни, потом мельче и в конце речной песок. Площадка получилась
идеально ровной. Поверх
песка
уложил большие листья кавказских лопухов. Натянул тент над этим местом, расстелил
высохший
спальник и
попробовал место ночлега – идеально! Чтобы ещё скоротать время стал собирать сухой
плавник
по берегу
и сносить к месту ночлега у брода, рассчитывая вечером развести костёр. Между
дел по водомерной
палочке
заметил, что вода в реке немного спала и вернулась к утреннему уровню. Это был
добрый знак – вода
в реке к утру должна была упасть ещё больше.
К 19 часам вода в реке ещё больше упала, моя мерная палочка оказалась
уже чуть на берегу. В это же
время от
реки потянуло сильным холодом. Пришлось
сначала надеть шерстяной свитер, а потом залезть в
спальник.
Костёр разводить не стал.
За этот день пройдено всего 3км, ОХВ
– 1 час.
День 3. 30 июля 2017
года
Проснулся рано - в 4:30, так как накануне лёг спать
в 20 часов. Вода за ночь в реке заметно спала. Мерная
палочка
была уже далеко на берегу.(
Фото 8) Брод через Хипсту был вполне реален.
В
5:30 был готов к броду. С берега было видно, что брод состоит из двух участков
русла, между которыми
есть небольшая отмель. Первый участок брода
был не глубоким, на дне виднелись камни. Второй участок брода
был
явно глубже, так как дна не было видно.
Уверенно
шагнул в первую протоку. Ощутив ногами ледяную воду, немного заторопился, одна
нога
соскользнула, и я
завалился на левое колено. Но тут же встал с ушибленного колена и вышел на
отмель, отдышался.
Оказалось, что с левой
ноги сорвало и унесло сандаль. На втором глубоком участке брода нога без
сандаля
нащупала в начале
большой подводный валун и аккуратно обошла и встала за ним. Участок брода здесь
оказался
глубиной около 1м –
трусы вымокли до самой резинки.
Через
5 минут переоделся в сухую одежду, обулся и в 5:35 начал подъём на склон по
старой дороге.
Сначала
дорога идёт по открытому склону, а потом через ольховый подлесок. Через 15
минут подъёма дорога
закончилась
и дальше через высокий буковый лес идёт уже тропа.
За
50 минут подъёма удалось набрать по высоте 300м. Даже немного засомневался в
результате. После второй
такой
же ходки тропа вывела на ровную террасу с полянкой на высоте 1350м. Здесь
удобное место стоянки.
Рядом с этой полянкой и
чуть ниже есть небольшой овражек, из которого доносился звук текущей воды. Об
этом
источнике воды не знал и
от самого брода нёс с собой 3л запас воды. К своему огромному удивлению после
третьей
50-минутной ходки я
вышел на границу леса и альпийских лугов на высоте 1770м. (
Фото 9)
Стоит
заметить, что кустарника после выхода из леса к альпийским лугам здесь нет. На последнем
участке
подъёма тропа в одном
месте раздвоилась, но потом снова сошлась. За 3 часа по утренней прохладе мне
удалось
пройти 4,2км и набрать
по высоте около 900м. От границы леса в Бзыбском хребте уже видна вершина 2618.
Рядом есть удобное
место стоянки, но без воды. (
Фото 10)
От
границы леса тропа поворачивает к перевалу идёт сначала по высокой траве(
Фото 11 ), а потом обогнув
холмистый участок, идет
по верху отрога по низкой траве. Этот отрог разделяет Хипсту с её правым
притоком
Тванмба. После
четвёртой ходки с отрога вдруг увидел море и понял, что здесь должна работать
связь. Дозвониться
до спелеологов не смог
и опять отправил SМS-сообщение, что подхожу к перевалу. Отсюда впереди уже
просматривался перевал
Ябсх, назад видно Бзыбское карстовое плато и долина р.Бат, окаймлённая
скалистой
подковой, справа - Раздельный
хребет. (
Фото 12-14 )
С погодой мне сегодня повезло – облачность закрывала
меня на открытой местности от солнца. В 9:45 после
на
высоте 1967м тропа неожиданно вывела меня к источнику воды. В этот момент
почувствовал, что силы на исходе –
устроил
обед. На перевале и дальше на всём Бзыбском плато источников воды больше не
будет. Три года назад на
перевале Ябсх мы ходили за водой в правый исток
р.Решавы и пополнить запас воды планировал именно там.
Отсюда
перевала оставалось около 1,5км с 180м набора высоты. Для прохождения
безводного участка было взято
12л
пластиковой тары для воды. Всю тару заполнил водой. Вес рюкзака возрос с 19кг
до 31 кг. Подъём к
перевалу
стал заметно тяжелей и медленней. При подъёме к перевалу здесь встречается
много разветвлений троп,
набитых
животными. Шёл, придерживаясь направления перевала.
После
часового подъёма в 11:45 вышел на перевал Ябсх
2072м. (
Фото 15 ) Отправил спелеологам SMS,
что
уже на перевале и тут же получил ответ, что они тоже рядом. Через 20 минут мы
встретилисьу перевала и стали
устанавливать
лагерь чуть севернее перевала. (
Фото 16-17 )
Подъём
от верхнего брода Хипсты до перевала Ябсх занял 6:10, набор высоты - 1200м,
расстояние – 7,2км.
Для
сравнения спуск с пер.Ябсх до верхнего брода Хипсты в 2014 году занял 3:15, то
есть почти в 2 раза меньше,
чем
подъём.
Базовый
лагерь поставили в 200м севернее перевала Ябсх. После праздничного обеда
отправились на разведку.
Спелеологи вышлис
перевала на отрог в северном направлении,
а я отправился по долине р.Решавы
на восток
в поисках старой тропы,
показанной на карте 70-80х годов прошлого веках, и ведущей с перевала Ябсхк
г.Остренькая. Три года
назад мы уже искали эту тропу с вершины г.Акугра(
Фото 18 ), но не нашли. Используя
космические снимки, а
также наши фотоснимки с г.Акугра было предположение, что тропу надо искать выше
- на
другой высоте.(
Фото 19-22)
Шёл по долине Решавы, барражируя
вверх-вниз по склону, пытаясь обнаружить тропу на разных уровнях
склона. Пройдя 1км по
долине, обнаружить тропы так и не удалось.(
Фото 23 ) Решил возвращаться назад, но другим
путём. Разглядывая рельеф склона, задал себе
вопрос: «А как бы я проложил здесь вьючную тропу от перевала
к г.Остренькая, если бы
стояла такая задача?». Напрашивался следующий ответ: «Для начала нужно было немного
сбросить высоту, обойти
неудобные участки осыпи и идти дальше в направлении прямо перевала Ябсх». Так и
сделал:
спустился с 2150м до
высоты 2080м, обошёл осыпьи дальше взял направление на перевал. Примерно через
500м на
высоте 2054м вышел к двум 3м валунам на террасе, между которыми
вдруг обнаружилась слабая тропочка, которая
дальше вывела меня прямо на перевал Ябсх. (
Фото 24 )Похожеэто был остаток старой тропы.
Эта
тропа упоминалась ещё в документах 1913 года. Последний раз по этой тропе в
1983 году ходили спелеологи
к пещере Алексинского, расположенной около
г.Остренькая. Возможно, за прошедшее время тропа совсем
осыпалась и стала не видна. Запланированный
мноюдвухдневный радиальный выход к г.Брзышха через г.Остренькая
теперь отпал. Спелеологи
вернулись в лагерь к 18 часам. Они разведали путь подъёма по отрогу и на сложном
участке
навесили верёвку.
За день было пройдено 9,2км,
ОХВ – 7:10 часов.
День
4. 31 июля 2017 года
В
7:20 с перевала Ябсх все вместе начали подъём по отрогу в северном направлении(
Фото 25-26 ). Через 1:50 на
высоте 2250м вышли к границе скал(
Фото 27 ). Скальный участок отрога обошли правее (
Фото 28 ) и вышли к месту
навешенной вчера,
верёвки. Участок подъёма, где была навешена веревка, был без скал. Здесь был
крутой 35ᵒ травянистый
склон, и верёвка здесь была не лишней(
Фото 29 ). Три года назад мы поднялись здесь без верёвок, но
тогда мы здесь
шли налегке без
рюкзаков. От начала скального участка за 25 минут поднялись на самый верх
отрога, на котором есть
проход между двумя скалами(
Фото 30-31 ), которые три года назад назвали «Игольные уши»(
Фото 32-35 ). При
прохождении этого
сложного участка от мыска ботинка наполовину отвалилась подошва левого ботинка.
На мысок
ботинка былсделал бандаж из капронового шнура(
Фото 36 ). При траверсе следующего крутого травянистого склона
(
Фото 37 ) бандажс
ботинка сползи его снова пришлось перевязать. Обмотал ботинок скотчем, но этого
хватило только
на 5 минут подъёма. Снова закрепилподошву
капроновым шнуром.
В 11:00 поднялись наверх к Дзышринской
карстовой котловине (
Фото 38 ). Поискав более удобное место,
немного спустились вниз
и на высоте 2448м установили базовый лагерь.(
Фото 39-41 ) От перевала Ябсх до этого места
стоянки около 2,1км. Рядом с местом стоянки
оказался снежник и теперь мы были обеспечены водой. Снежники здесь
бывают не всегда, например три года назад в
конце августа здесь снежников не было. Время
этого путешествия
было выбрано именно по этим причинам, та как в
июле и начале августа здесь ещё можно встретить нерастаявшие снежники.
Отрывающаяся подошвагорного
ботинка сильно беспокоила меня. Из запасной обуви у меня были пластиковые
шлёпанцы, левый из которых уплыл на верхнем
броде через р.Хипсту. Была пройдена только половина моего маршрута.
Теперь
мне предстояло пересечь Бзыбское
карстовое плато.
Спелеологи
после обеда решили подняться на вершину г.Дзышра 2635м, напоминающую по форме
конус, а я
из-за разваливающегося ботинка
остался в лагере. Из лагеря сфотографировалподъём спелеологов на вершину горы
Дзышра 2635м.(
фото 42-43 ) Обследовал вокруг Дзышринрскую
карстовую котловину в поисках старинной тропы.
Заметил,
что вдоль дна карстовой котловины можно было удобно пересечь эту местность в
направлении
запад-восток.
Рразведал западное направление, в котором завтра предстояло идти. Сегодня видимость на Дзышринской
котловине
была идеальная, а что будет завтра ещё не известно.
На
картах XIX века существовала ещё одна тропа, идущая от пер.Дзина на восток по
хребту в долину р.Решавы
до стрелки с р.Бзыбь в Псху. Одной из задач
этого путешествия было пройти по возможности по этой старинной тропе.
Это
должна быть тропа, по которой могла бы пройти вьючная лошадь.
К
18 часам спелеологи вернулись в базовый лагерь. Они обнаружили на Дзышринской
карстовой котловине
Дыру (
фото 48 ), уходящую под землю, из которой дул сильный поток
холодного воздуха. По всем этим признакам
здесь был вход новой
пещеры и на следующий год спелеологи стали планировать обследование этой
пещеры.
С вершины Дзышры спелеологи
тоже заметили удобный путь вдоль
Дзышринской котловины и при возвращении через день
назад к пещере Снежной через р.Решаву прошли
этим путём (
фото 49-50 )
На
Дзышринской котловине большое разнообразие альпийских цветов.(
фото 51 ) Бзыбский хребет
ограничивает
Дзышринскую карстовую котловину с севера, в
восточной части которого его возвышается гора Дзышра высотой 2635м,
а с западной части есть
более высокая безымянная гора. Эта гора с севера и юга выглядит скалистой
неприступной.
Спелеологи 3 августа
поднялись на эту гору. (
фото 52-53 ) Вершина горы оказалась плоской. С неё
открывается
отличный круговой обзор.(
фото 54-57 ) По данным GPSвысота горы оказалась 2680м.
Получается, что это вершина –
самая высокая точка
Бзыбского карстового плато. Для удобства
описания маршрута дал ей условное название г.Трон.
Топонимических названий
на Бзыбском плато очень мало, рек и ручьёв нет, приходится для описания маршрута
давать
новые условные названия
местностей.
Ночью
был сильный ветер. Спалось плохо. Трепет тентов создавал сильный шум, как зимой во время пурги. Пару
раз выходил и подтягивал оттяжки своего тента.
10-12кг камни, на которых крепились оттяжки тента, от сильных
порывов ветра постепенно
сдвигались. Пришлось завалить опорные камни с оттяжками дополнительными камнями.
Ночью было холодновато.
Пришлось накинуть поверх сальника тонкую лавсановую плёнку «Спасатель».
Помогло,
стало теплее. За этот день было пройдено 2,1км, ОХВ – 1:40
часов.
День
5. 1 августа 2017 года
Сегодня
мне предстояло попрощаться со спелеологами и выйти в одиночку на траверс
Бзыбского карстового плато.
Ранний
подъём. К 5 часов ветер стих. За ночь он нагнал облака по долине Хипсты в горы
и сейчас мы были выше облаков!
Бзыбское
карстовое плато планировал пройти за 2-3 дня. На плато не предвиделось
источников воды. Взял с собой 5,5л
родниковой
воды, которые поднял сюда с перевала Ябсх.
В 6:35 вышел на маршрут. В 1.5км южнее вершины Трон
на карте обозначена вершина высотой 2382м. Я взял азимут
в
западном направлении на седловину между этими вершинами.(
фото 59 )
Спуск
от базового лагеря в направлении седловины с виду казался простым. Однако
обилие карстовых воронок и
распадков не позволяли
идти прямо, а заставляли огибать и
обходить их, периодически сбрасывая и
набирая высоту.
Седловина постепенно
приближалась.(
фото 60 ) Почти каждые 5 минут приходилось перематывать бандаж
на ботинке.
Это сильно утомляло и
замедляло передвижение.
За
две ходки к 7:55 вышел на перевальную седловину с высотой 2313м. С перевала на запад уже виднелась
седловина перевала Карстовый.(
фото 61 )Не доходя примерно 100м до седловины, слева
появилась небольшая тропочка,
которая вывела на
седловину. Похоже это тропа идет от коша в верховьях Хипсты. Несколько дней
назад при
подъёме на перевал Ябсх
я видел здесь пару кошей. Появление тропы на моём пути было приятной неожиданностью,
так как
на картах здесь тропа нет.(
фото 62 )
С
седловины тропа поворачивает на север и ведёт по правому распадку.(
фото 63 ) На этом подъёме по кулуару подошва
ботинка полностью оторвалась.
Примотал подошву ботинка скотчем во много слоёв. Хватило на 5 минут подъёма по
тропе.
В итоге оторванную
подошву убрал в рюкзак в надежде дома её приклеить ботинку и пошёл дальше на тонкой внутренней
подошве ботинка. Не
известно, на сколько её теперь хватит…
К 9:13 поднялся по правому кулуара до высоты 2455м,
где тропа и растворилась.(
фото 64 ) Рядом была видна очередная
карстовая дырка. ( фото 65 ) С этого места повернул в западном направлении