ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

 

ОТЧЁТ

о спортивном горном походе 2 категории сложности,

совершённом в августе 2017 года в районе:

Киргизский хребет, Тянь-Шань

 

Руководитель похода:

Калистратова Вера

vera.kalistratova@gmail.com

 

М/К № 18/3 ‑ 208

Справочные сведения 3

Состав группы 3

Особенности района. Общие замечания 5

Логистика 6

Маршрут 8

Нитка маршрута заявленная: 8

Нитка маршрута пройденная: 8

График движения 8

Карта района, маршрут 9

Высотный профиль маршрута 11

Техническое описание маршрута с фотографиями 11

Список препятствий 11

День 1 (05.08.17) р.Сокулук – р. Ашу-Тор (мост) 14

День 2 (04.01.17) р. Ашу-Тор (мост) – под пер. Сокулук 1 19

День 3 (07.08.17) морена под пер. Сокулук 1- пер. Сокулук 1 (1А, 3776) – р. Сокулук Юж. – р. Каратор 23

День 4 (08.08.17) р. Каратор – пер. Авангард (1Б, 3817) –р.Терек-Джаламыш –пер. 3600 м (н/к, 3600) – р. Туюк-Тор 29

День 5 (09.08.17) р. Туюк-Тор – р. Тор – пер. Карбышева (1Б, 3860) – л.Чон-Тор (Альпинистов) – пер. Осенний (1Б, 3800) – л. Молодая Гвардия 38

День 6 (10.08.17) л. Молодая Гвардия – пер. Асаналиева (1Б, 3900) – р.Ала-Арча (метеостанция) 47

День 7 (11.08.17) р. Ала-Арча (метеостанция) – а/л Ала-Арча, заброска 50

День 8 (12.08.17) а/л Ала-Арча – стоянки Рацека 51

День 9 (13.08.17) стоянки Рацека – в. Учитель (1Б, 4530) радиально 52

День 10 (14.08.17) стоянки. Рацека – р. Ала-Арча 55

День 11 (15.08.17) р. Ала-Арча – р. Туюк 56

День 12 (16.08.17) р. Туюк – л. Туюксу С. (Новый) – пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б, 4100) – р.Алтын-Тор 60

День 13 (17.08.17) р. Алтын-Тор – р. Аламедин – б. «Тёплые ключи» 67

 

 

Справочные сведения

 

Вид туризма

горный

Сроки проведения (включая подъезды и отъезды)

03.08.2017 – 21.08.2017

Категория сложности

2

Протяженность активной части, км

141

Продолжительность активной части, дни

13 (05.08.17 – 17.08.17)

Район

Киргизский хребет (Тянь-Шань)

Нитка маршрута

Бишкек - р. Сокулук – р. Ашу-тор – пер. Сокулук 1 (1А, 3776) – р. Сокулук юж. – р. Кара-Тёр – пер. Авангард (1Б, 3820) – р. Терек-Джаламыш – пер. 3600м (н/к, 3600) – р. Туюк-Тёр – пер. Карбышева (1Б, 3860) – л. Чон-Тёр зап. – пер. Осенний (1Б, 3809) – пер. Асаналиева (1Б, 3900) – р. Ала-Арча – а/л Ала-Арча – р. Ак-Сай – ст. Рацека – в. Учитель (1Б, 4530, рад.) – р. Ала-Арча – р. Туюк – л. Туюк (Новый) – пер. Алтынтор-Ашу (1Б, 4100) – р. Алтын-Тор – р. Аламедин – б. «Тёплые ключи»

Кол-во препятствий

Всего 8, из них: 6×1Б; 1×1А; 1×н/к

Количество участников

12

Руководитель

Калистратова Вера Владимировна

Контакты для связи

e-mail: vera.kalistratova@gmail.com

Маршрутная книжка, №

18/3208

Состав группы

 

Фото

Участник, ФИО

Год рождения

Туристический опыт

Должность

Калистратова Вера Владимировна

1991

5ГУ (С. Памир), 3ЛУ (С. Урал), 1ЛР (Ю. Урал)

Руководитель

Климов Андрей Владимирович

1992

2ГУ (Кичик-Алай), 1ЛУ (Ю. Урал)

Снаряженец

Пак Анастасия Дюмоновна

1991

2ГУ (Кавказ, С.Осетия)

Завпит

Смолин Николай Александрович

1997

1ГУ (Приэльбрусье)

 

Овчинников Алексей Игоревич

1998

1ГУ (Приэльбрусье)

 

Базовкин Сергей Яковлевич

1998

1ЛУ (Ю. Урал), 1ПУ (Хибины)

Реммастер

Кирин Григорий Константинович

1988

1ПУ (Хибины)

Штурман

Потылико Анна Геннадьевна

1994

2ГУ (Ц.Кавказ), 2ЛУ (Хибины)

Медик

Прудовая Ольга Владимировна

1992

3ГУ (Алтай)

Казначей

Сапожников Георгий Андреевич

1988

1ГУ (Кавказ)

Концептуальный фотограф

Жданов Иван Николаевич

1973

6ГУ (Памир, Каракорум)

Фотограф, примусник

Кирпичёв Владимир Иванович

1997

2ГУ (Кавказ, С.Осетия)

 

Особенности района. Общие замечания

 

Киргизский хребет относится к горной системе Тянь-Шань. Протянулся в широтном направлении, разделив Чуйскую долину и долину реки Зап. Каракол. Хребет находится южнее Бишкека. Данный горный район расположен близко к городу, поэтому добраться почти в любую долину северных отрогов можно за 1-2 часа, также можно заброситься в Киргизский хребет транспортом с любой стороны, но это займет больше времени.  Район довольно популярен среди туристов и альпинистов (особенно Ак-Сай), также вблизи лагерей, турбаз и просто дорог можно встретить отдыхающих.

В долинах почти всегда есть тропы, много ручьев, родников, т.е. проблем с водой и поиском мест ночёвок как правило нет.

Почти во всех прямых долинах есть мобильная связь до верховьев. В долине Аламедин почти до впадения Алтын-Тора (MegaCom), в долине Ала-Арчи до моренной плотины можно поймать свзязь. В долине Сокулук после Белогорки связь теряется, но на некоторых перевалах и вершинах её можно найти, например, с перевала Сокулук 1 удалось позвонить.

Важный момент, который стоит узнавать прежде, чем планировать маршрут – это сотояние мостов через крупные реки, бродить которые затруднительно. Например, в этом (2017) году вода была очень высокой и в долине реки Ала-Арчи смыло 2й (возле устья Текетора) мост. Бывает, что моста возле устья Топкарагая не бывает, у нас он был. Да и запланированный брод, может не удасться, в данном походе мы должны были бродить Аламедин, но пришлось отказаться от этого действия и последующего небольшого участка маршрута, т.к. с обходом через мост в Тёплых ключах мы его не успевали.

 

Логистика

Москва – Бишкек – Москва

Основная часть группы прилетела из Москвы в Бишкек и обратно самолётом. Выбрали рейс авиакомпании «Уральские авиалинии», так как он оказался самым дешёвым на тот момент и удобным по времени: вечерний вылет из Москвы, прибытие в Бишкек рано утром – можно успеть немного отдохнуть, а далее целый день на сборы, докупку и паковку продуктов. Предоставленная норма багажа: 25кг +5кг ручной клади.

Также, в качестве общей информации, в Бишкек можно добраться поездом, что не многим дешевле самолёта, ехать поездом из Москвы 3-4 суток, поэтому, конечно, обычно все пользуются авиаперевозками.

Но есть и ещё один вариант, самый бюджетный (или даже совсем бесплатный) которым и воспользовался один из участников – автостоп. Благо, у него уже был небольшой подобный опыт. Способ очень специфичный и, конечно, подойдёт только участникам, идейно вдохновлённым на это, и только одному или двум, втроём с рюкзаками будет уже сложнее. В общем, далее уже особенности автостопа. Сначала категорически не хотелось отпускать участника одного автостопом так далеко, на что был получен ответ «100 км до Пензы», далее вариантов уже не было. В итоге, он прибыл в Бишкек раньше запланированного (раньше основной группы), таким образом, он преодолел 3,5 тыс. км за 4 дня. Границу России и Казахстана пересекал в районе города Актобе, далее на юг Казахстана  и через его южную часть на восток до Бишкек (Байконур – Кызылорда – Шымкент – Каинды – Бишкек). Обратно ехал тем же маршрутом, только не в Москву, а на Кавказ.

Стоит отметить, что в Бишкеке нас так же ждал ещё один участник – Иван Жданов, который живёт в Киргизии, к нашему приезду он нашёл хорошего водителя на микроавтобусе Mercedes Sprinter, который часто возит туристов по Киргизии за довольно лояльные цены. Если кому-то интересно, то мы рекомендуем – очень ответственный человек, зовут водителя Фархат, номер тел.: +996700420129. Он же встретил нас в аэропорте и отвез в гостевой дом.

И несколько слов о гостинице, которую также нашли через знакомых Жданова – очень симпатичный гостевой дом, с красивым садиком, в котором много яблок, цена – 500 сом с человека, до центральной площади 15 минут пешочком, адрес: ул. Абдрахманова (Советская), д.309. Хозяева – очень дружелюбные и заботливые люди, помогли также организовать заброску (об организации заброски будет подробнее) – Лена и Сергей, номера телефонов: +996550810666; +996772150597

В горы нас забрасывал Фархат, выехали после сборов 4 августа вечером около 19 часов, нас довезли до запланированного места старта – верхнего моста через реку Сокулук (устье Ашу-Тора) – это собственно самое дальнее, куда может подняться машина по этой долине, через этот мост обычно никто не решается ехать. Дорога заняла около 2х часов. До моста по долине идёт хорошая грунтовая дорога, но в некоторых местах на ней могут встречаться выносы камней, тогда проехать сложнее, но, как нам сказали, эта дорога популярна, за ней следят энтузиасты и обычно расчищают её.

Выезжали обратно в Бишкек от базы «Тёплые ключи», до неё идёт хорошая асфальтовая дорога, и до Бишкека мы доехали примерно за час (с учётом остановок у магазинов).

Еще один дальний переезд – это поездка на Иссык-Куль. Отвозил нас туда также Фархат. Так как времени было не очень много, то мы поехали на один день без ночевки. Из Бишкека выехали рано утром около 5 часов, ехали в «Тихую бухту» на южном берегу Иссык-Куля (около Боконбаево), по дороге заезжали на красные песчаные каньоны. К 10 часам прибыли на место, в течение дня купались, отдыхали, вечером уехали. Дорога долгая и тяжелая, возможно лучше приезжать туда с ночевкой, если позволяет время.

 

Организация заброски

Организовывать заброски в данном районе относительно просто и можно почти в любой долине – Сокулук, Ала-Арча, Аламедин, Иссык-Ата, Кегеты - везде есть возможность подъехать на машине, хотя бы в низовья долины, есть базы, где можно договориться с персоналом оставить заброску на хранение. По плану мы должны были оставить заброску в а/л Ала-Арча. Можно завести заброску заранее, но в этот раз мы решили попробовать другой вариант, который оказался удобным и немного сэкономил время и деньги – собрали в мешки всё забросочное, оставили в гостинице, договорившись с хозяином, что он привезёт нам её в Ала-Арчу, когда мы будем на подходе и позвоним ему оттуда (благо, сеть там есть). Примерно установили срок 12 августа. При этом, договорились, чтобы нам купили продуктов по составленному списку – там, конечно, разные вкусности – овощи и фрукты, а также даже мясо, из которого мы приготовили суп. Всё получилось, как запланировали, без проблем.

 

Стоимость транспорта (указана за микроавтобус Mercedes Sprinter)

От аэропорта до Бишкека – 2000 сом;

Дорога от Бишкека до Верхнего моста в долине Сокулук – 4000 сом

Дорога от «Тёплых ключей» до Бишкека – 3500 сом

Заброска на Иссык-Куль + обратно – 12000 сом

 

Курс рубля к сому на момент пребывания группы варьировалась от 1,1 до 1,2 сома за 1 рубль.

Маршрут

Нитка маршрута заявленная:

 

Бишкек – р. Сокулук – р. Ашу-Тор – пер. Сокулук 1 (1А, 3776 м) – р. Сокулук Юж.– р. Кара-Тёр – пер. Авангард (1Б, 3817 м) – р. Терек-Джаламыш – пер. 3600 м (н/к) – р. Туюк-Тёр – пер. Карбышева (1Б, 3860 м) – л. Чон-Тёр Зап. – пер. Осенний (1Б, 3800 м) – пер. Асаналиева (1Б, 3900 м) – р. Ала-Арча – а/л Ала-Арча – ст. Рацека – в. Учитель (1Б, 4530 м, рад.) – р. Ала-Арча – р. Туюк – пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б, 4100 м) – р. Алтын-Тёр – р. Аламедин – р. Ашуу-Тёр – пер. Аламедин Вост. (1А, 4032 м) – р. Юж. Иссык-Ата – Иссык-Ата Зап. (1Б, 3950 м) – р. Иссык-Ата – сан. Иссык-Ата

 

Нитка маршрута пройденная:

 

Бишкек – р. Сокулук – р. Ашу-Тор – пер. Сокулук 1 (1А, 3776 м) – р. Сокулук Юж.– р. Кара-Тёр – пер. Авангард (1Б, 38117 м) – р. Терек-Джаламыш – пер. 3600 м (н/к) – р. Туюк-Тёр – пер. Карбышева (1Б, 3860 м) – л. Чон-Тёр Зап. – пер. Осенний (1Б, 3800 м) – пер. Асаналиева (1Б, 3900 м) – р. Ала-Арча – а/л Ала-Арча – ст. Рацека – в. Учитель (1Б, 4530 м, рад.) – р. Ала-Арча – р. Туюк – пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б, 4100 м) – р. Алтын-Тёр – р. Аламедин – сан. Тёплые ключи

График движения

Дата

День пути

Участки маршрута

Расстояние, км

Перепад высот, м

Высота ночевки, м

04.08

0

Прилёт в Бишкек, закупка и паковка продуктов, отъезд в горы (ущ. Сокулук)

-

-

1970

05.08

1

Р. Сокулук  – р. Ашу-Тёр (мост)

5

+790

2760

06.08

2

П.т. – под пер. Сокулук-1

7,5

+870

3630

07.08

3

П.т. – пер. Сокулук 1 (1А, 3776м) – р. Сокулук юж. – р.Кара-Тёр

12

+146

‑1076

+500

3200

08.08

4

П.т. – пер. Авангард (1Б, 3817м) – р. Терек-Джаламыш – пер. н/к (3600м) – р. Туюк-Тёр

8

+617

‑477

+260

‑300

3300

09.08

5

П.т.‑ пер. Карбышева (1Б, 3860м) – л. Чон-Тёр зап. – пер. Осенний (1Б, 3809м) – л. Молодая Гвардия

7

+560

‑220

+200

‑250

3760

10.08

6

П.т. – пер. Асаналиева (1Б, 3900м) – р. Ала-Арча (разв. метеостанции)

12

+150

‑950

2950

11.08

7

П.т. – а/л Ала-Арча

10

‑810

2140

12.08

8

П.т. – р. Ак-Сай – ст. Рацека

10

+1230

3370

13.08

9

Рад.выход на в. Учитель (1Б, 4530м)

3

+1160

‑1160

3380

14.08

10

П.т. – р.Ала-Арча

12

‑1220

+240

2400

15.08

11

П.т. – р. Туюк – под л. Туюк

8

+990

3390

16.08

12

П.т. – пер. Алтын-тор-Ашу (1Б, 4100м) – р. Алтын-тор

7

+710

‑650

3450

17.08

13

П.т. – р. Аламедин – т.б. «Тёплые ключи» ‑ Бишкек

16

‑1600

 

18.08

14

-

 

 

 

19.08

15

-

 

 

 

20.08

16

-

 

 

 

Всего пройдено

117,5

 

 

Всего пройдено с учётом коэффициента 1,2

141

 

 

Максимальная высота

4530 м

 

 

Максимальная высота ночёвки

 

 

3760

Суммарный набор высоты

 

8423

 

 

Карта района, маршрут

 

*Карта с сайта ТК НГУ, ссылка накарту:

http://mountain.nsu.ru/mwiki/images/a/a1/Kyrgyz-map-2008.jpg

Ссылка на список перевалов:

http://mountain.nsu.ru/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kyrgyz-pass-list-2008.xls.zip

Высотный профиль маршрута

         *Построен через Google Earth

Техническое описание маршрута с фотографиями

 

Список препятствий

 

Название

Категория

Высота, м

Направление прохождения

Характер

 

Пер. Сокулук 1

3776

С - Ю

Ск.-ос.

Пер. Авангард

3817 (gps)

З - В

Сн.-лд. – ос.

Пер. 3600 м

н/к

3600

ЮЗ - СВ

Тр. – ос.

Пер. Карбышева

3860 (gps)

Ю - С

Ос. – сн.-л.

Пер. Осенний

3800

З - В

Ос. – сн.-ос.

Пер. Асаналиева

3900

З - В

Ос. – сн.-ос.

Вершина Учитель

4530

 

Ск.-ос.

Пер. Алтын-Тор-Ашу

4100

З - В

Сн.-лд – сн.-ос.

    Пометка Gps – Высота по показаниям GPS, значительно отличаются от найденных описаний.

Часть 1

Часть 2

 

День 1 (05.08.17) р.Сокулук – р. Ашу-Тор (мост)

 

Р.Сокулук – р. Ашу-Тор (мост)

 

                                            5 км

 

ЧХВ: 3 часа

 

 

         Утро первого дня встретили сразу на месте старта маршрута у верхнего моста через реку Сокулук, куда мы забросились поздно вечером 4го августа. Чтобы нормально выспаться и отдохнуть после дороги, подъём дежурных назначили на  8.00 (время здесь и далее – местное), 8.40 – подъём группы. Первый день решили сделать не напряжённым, собирались не спеша, доедали привезённые арбузы, вышли в 10.30. Через всю долину Ашу-Тора проходит хорошая тропа, по которой мы и двигались, она ведёт на перевал Сокулук 1, почти всегда хорошо заметна и иногда немного теряется в моренах под перевалом Сокулук 1. Чтобы не ночевать сразу слишком высоко встали на зелёной поляне сразу за мостом через Ашу-Тор. Радиально прогулялись в сторону ледника Плоского.

 

Начало похода. Утренние сборы

Вид в верховья долины Сокулук

 

Вид в долину Ашу-Тор

 

Долина Ашу-Тор

Позади остаётся долина Сокулук

 

На подходе к мосту через Ашу-Тор и водопаду с ледника Плоский

 

Мост

 

Вид с места ночёвки вниз в сторону долины Сокулук

 

День Рождения руководителя – день, когда появился GPS

 

 

День 2 (04.01.17) р. Ашу-Тор (мост) – под пер. Сокулук 1

 

Р. Ашу-Тор
(мост) – под пер. Сокулук 1

 

7,5 км

 

ЧХВ: 5,5 часов

 

 

         Подъём дежурных в 6.00, выход группы в 8.40. Продолжаем подъём по тропе вверх по долине, подошли под перевал Сокулук-1, на моренах под перевалом есть хорошие плоские площадки, там мы встали на ночевку.

 

Привал по пути вверх по долине Ашу-Тор

Тропа в долине Ашу-Тор

 

На пути к пер. Сокулук 1

 

На пути к пер. Сокулук 1

За моренным валом виднеется седловина пер. Сокулук 1

 

Вид с перевала на место ночёвки

 








День 3 (07.08.17) морена под пер. Сокулук 1- пер. Сокулук 1 (1А, 3776) – р. Сокулук Юж. – р. Каратор

 

Морена под пер. Сокулук 1- пер. Сокулук 1 (1А, 3776 м) – р. Сокулук Юж. – р. Каратор

 

12 км

 

ЧХВ: 6 часов

 

Подъём дежурных – 6.00, выход группы – 8.00. В лагере сразу надели каски. Подошли под перевальный взлёт и поднялись на седловину, время подъёма от лагеря до седловины – 30 минут. На седловину ведёт тропа по осыпи между небольшими скальными выступами. Тур находится в восточной части седловины, сняли записку группы ТК Вестра (16.07.2016, Буптов Д.В).

Спускаться с перевала начали в 9.00. Спуск представляет из себя мелкую сыпуху «лифт». Спускались сначала прямо вниз, затем стали перемещаться вправо по ходу движения. На пути к долине реки Сокулук Юж. периодически встречались небольшие остатки тропы, но в целом можно сказать, что её там нет, поэтому большая часть идётся по высокой траве.

Далее спустились в широкую зелёную долину Юж. Сокулук, там вышли на дорогу, которая проходит через всю долину. По ней мы дошли до поворота в долину Кара-Тёр, перешли реку Кара-Тёр и начали подъём на левый (орографически) борт нашей долины, где была видна тропа. Далее пошли по тропе, которая скоро спустилась обратно вниз к реке , шла вдоль неё через высокую траву, затем тропа стала теряться. Таким образом дошли до верховья реки и встали под у начала моренных валов.

 

Утренний сбор

 

Подъём на пер. Сокулук 1 (северный склон)

Перевальное фото

 

На спуске

 

Вид на приток реки Сокулук Юж, устье, долину Сокулук Юж.

Спуск с перевала, южный склон

 

Продолжение спуска

 

Дорога в долине реки Сокулук Юж.

В долине Кара-Тёр

 

Подъём по долине Кара-Тёр

 

День 4 (08.08.17) р. Каратор – пер. Авангард (1Б, 3817) –р.Терек-Джаламыш –пер. 3600 м (н/к, 3600) – р. Туюк-Тор

 

Р. Каратор – пер. Авангард (1Б, 3817 м) –р.Терек-Джаламыш –пер. 3600 м (н/к) – р. Туюк-Тор

 

8 км

 

ЧХВ: 7,5 часов

 

Так как предстояло прохождение снежно-ледового перевала, устроили подъём пораньше – для дежурных в 5.30, выход состоялся в 7.30. Начали подъём по моренным валам в левый (орографически) отрог долины, двигались плотной группой, в начале подъём оказался не очень приятным – осыпи были живыми, камни уезжали из под ног. Затем подъём стал немного положе, открылись широкие моренные поля, на которых различается несколько валов на пути к леднику. В целом, по сравнению с 2011 годом (когда рук. был в этом районе) ледник заметно стаял, и вместо пологого снежного поля в начале ледника, перед нами сразу оказался относительно резкий открытый ледовый подъём в небольшой цирк с закрытым ледником. Перед выходом на ледник надели кошки, системы, каски, после подъёма в снежный цирк, связались и пошли на перевал. Взлёт пологий, короткий (около 50 метром), идётся пешком в связках. Седловина через маленькую вершинку смыкается с ещё одной седловиной, ведущей в сторону р.Терек-Джаламыш. На обеих седловинах мы нашли подобие тура, но нигде не было записки, свою записку оставили на седловине, на которую поднялись изначально в южной её части. Затем перешли на соседнюю, на ней был небольшой снежный карниз, который мы обошли и уже там случайно обнаружили валяющийся на камнях пакетик, который почти раскрошился в руках, в нём была записка, причём записка, которую в 2011 году там оставляла я (автор) в составе другой группы ТК МАИ под руководством Бикчурина Р.Р., надписи почти выцвели, но содержание мне и так известно.

Стали спускаться по крутой и крупной сыпухе (около 30 – 35о), соблюдая осторожность, стараясь идти плотной группой, чтобы не сбрасывать друг на друга камни. Далее продолжили спуск траверсируя склон долины Терек-Джаламыша в сторону перевала н/к, спустились к реке, там пообедали и стали подниматься на перевал н/к (3600м), подъём довольно пологий, травянистый с камнями, спуск оказался крупной сыпухой (25 – 30о)э. Кажется, что раньше там была тропа, которой теперь нет. Спустились в долину Туюк-Тора, прошли по её правому борту и встали  в 17.30 на лужайке недалеко от впадения р. Тор, открывается вид на пер. н/к 3588 м.

 

Выход на моренные валы перед пер. Авангард

Подъём

Вид с морены вниз на р. Кара-Тёр

 

Седловина пер. Авангард

Начало ледника

 

Подъём в цирк перевала

Вид с плоской части ледника на подъём

 

Пер. Авангард, перевальный взлёт

Выход на седловину

 

Подъём, виден тур, где мы оставили записку

 

Перевальное фото

 

Спуск с перевала Авангард (восточный склон)

На пути к перевалу н/к 3600м

Подход к месту ночёвки

 

День 5 (09.08.17) р. Туюк-Тор – р. Тор – пер. Карбышева (1Б, 3860) – л.Чон-Тор (Альпинистов) – пер. Осенний (1Б, 3800) – л. Молодая Гвардия

Р. Туюк-Тор – р. Тор – пер. Карбышева (1Б, 3860 м) – л.Чон-Тор (Альпинистов) – пер. Осенний (1Б, 3800 м) – л. Молодая Гвардия

 

7 км

 

ЧХВ: 6,5 часов

 

Подъём дежурных в 6.00, выход группы в 7.30. Перешли через реку Туюк-Тор. Повернули в долину Тор и шли по правому (ор.) борту долины, дошли до озера и за ним повернули в отрог долины и начали подъём на вал, за которым началось моренное поле, открылся цирк, в котором находится наш перевал Карбышева. Подъём осыпной, двигаемся плотной группой, идём по склону справа, траверсируя влево на седло. Выходим на скально-осыпную седловиину, тур находится в вост. части седловины, сняли записку группы из Новосибирска (14.07.2011, Евсеенко. Бородин, Бородина). Спуск снежно-ледовый, провесили на бурах 2-е параллельных перил (по 1 веревке 60м),внизу небольшой бергшрунд. Группа спустилась, последний снял перила и спустился с нижней страховкой. Далее до пологого ледника спускались в связках. Пологая часть ледника открытая. Пошли под перевал Осенний, который на подъём тоже представляет крупную осыпь, выбрали наиболее пологий путь подъёма. Взлет около 100 м, поднялись, тур не нашли, возможно немного промахнулись мимо основной седловины. Спускались с седловины левее, обходя карниз. Вышли на снежник и спустились на пологий ледник. Отошли к середине и поставили там лагерь.

 

Путь от стоянки в сторону пер. Карбышева

 

В долине р. Тор, на пути к пер. Карбышева