Отчет о водном туристском походе
первой категории сложности
по республике Карелия(р. Поньгома)
совершенном группой туристов ТК МАИ
в период с 21 июля по 4 августа 2019 года
Маршрутная книжка
№18/4-214
Руководитель группы: Охапкин Дмитрий, ohapkin.9717@yandex.ru
Оглавление
23.07 Стапель. Стоянка на Номозере.
24.07. Плотины. Шиверы. Оз. Кокорино. Оз. Вошкозеро
26.07. Оз. Волина Ламбина. Порог «У гранитной скалы». Порог «Падун». Порог «Стол». р. Поньгома
29.07. Порог Роман. Корней порог. Порог Мостовой
1.08. Пеший выход к Белому морю с заходом в деревню Поньгома.
2.08. Сбор лагеря, пешая выброска в п.Кузема (2 ходки по 8 км вдоль жд путей под ливнем)
Вид туризма |
Водный |
Категория сложности |
Вторая |
Район путешествия |
Респ. Карелия |
Нитка маршрута |
г.Москва – г.Кемь – о.Поньгома – р.Поньгома – п.Кузема –г.Москва |
Протяженность сплава |
р.Поньгома – 91 км |
Продолжительность активной части маршрута |
10 дней |
Количество участников |
8 человек |
Средства сплава |
КНБ Легор НБ Щука-3 «Игнатьев Старший» НБ Щука-3 «Игнатьев Младший» НБ Щука-3 «Девочки» НБ Маэстро-1 «Адмирал» |
Уровень воды |
Средний |
1 |
Охапкин Дмитрий Николаевич |
2 |
Игнатьев Андрей Владимирович |
3 |
Игнатьев Александр Владимирович |
4 |
Ильюхин Кирилл Юрьевич |
5 |
Байтуев Руслан Алилович |
6 |
Насонова Екатерина Романовна |
7 |
Николаева Ольга Андреевна |
8 |
Вайнштейн Мария Дмитриевна |
День похода |
Дата |
Участок маршрута |
Расстояние (км) |
Способ передвижения |
1 |
21 июля |
г.Москва – г.Кемь
|
|
Поезд
|
2 |
22 июля |
г.Москва – г.Кемь |
|
Поезд
Газ-66 |
Г.Кемь –ур. Трифон-Варака |
100 |
|||
3 |
23 июля |
Стаппель |
0 |
сплав
|
Ур.Трифон-Варака –о.Номозеро |
16 |
|||
4 |
24 июля |
о.Номозеро – о.Вокшозеро |
16 |
сплав
|
5 |
25 июля |
дневка |
0 |
|
6 |
26 июля |
о.Вокшозеро – 8 км вниз по течению от выхода из малого Рогозера |
сплав |
|
7 |
27 июля |
8 км вниз по течению от выхода из малого Рогозера – Роман-порог |
8 |
сплав |
8 |
28 июля |
Дневка, катание Роман-порога |
|
|
9 |
29 июля |
Роман-порог – порог мостовой |
20 |
сплав |
10 |
30 июля |
Дневка, антистаппель |
|
|
11 |
31 июля |
Дневка. |
|
|
12 |
1 августа |
Дневка, радиальный пеший выход к белому морю, деревне Поньгома |
12.6 |
пешком |
13 |
2 августа |
Сбор лагеря, выброска в п.Кузема, подготовка в дорогу |
8 |
пешком |
14 |
3 августа |
П.Кузема – г.Москва |
|
поезд |
|
1.30 Прибыли на место стаппеля.
9.00 Подъем, завтрак
10.00 Начали собирать суда и паковать вещи.
12.30 Старт
12.40 плотина -
обнос
Далее вплоть до Номозера с небольшими интервалами находятся небольшие узкие и мелкие шиверки. Все можно идти сходу, но длинным судам типа Щуки-3 необходимо иметь хорошие навыки маневрирования меж камней, ибо расстояние между камнями меньше длинны судна. Кроме того, шиверы изобилуют мелями. Каркасным судам и катамаранам необходимо тщательно выбирать маршрут. (Катамаранам в идеале – маршрут по другой реке).
14.00 обед
17.35 Стоянка на Номозере
9.00 подъем
11.30 Выход
11.50 плотина вскоре после вхождения в реку
Шиверы, шиверы, шиверы
13.00 оз.Кокорино
Шиверы, шиверы, шиверы
Вообще, должен признать, что шивер на реке очень много, и рем материала с собой надо брать много. Людей с навыками реммастера тоже.
17.20 Вышли в Вошкозеро.
18.00 встали на стоянке
Ловили рыбу, отдыхали. Людей на реке очень много, рыбаков, как следствие, тоже. В итоге рыбы мало. Практически в каждой проходящей группе заметно по 2-3 рыбака, из-за этого рыбы мало. Всего за поход было поймано 4 щуки, съедено 2 (везти щуку внутри каяка на коленях каякера плохая идея, щуке это не нравится, каякеру тоже. В ближайшем пороге щука уплывает махнув хвостом)
Производили ремонт. За первые два дня похода на байдарках Игнатьевых по 6 дырок, у девочек – 12. Маэстро и Легор не пострадали.
9.00 Подъем
11.36 Спустились на воду
11.56 Вошли в озеро Волина Ламбина
13.00 Продолжение движения по реке
13.10 С интервалом в 5 минут две шиверы 350-400 и 150-200 метров.
13.30 Порог «У гранитной скалы» - небольшая шиверка на повороте реки
13.45 Еще две коротких шиверки, первая из которых начинается практически сразу за Гранитной скалой.
13.50 Мост трассы М-18
14.03 Порог «Падун». Проходили с осмотром и страховкой прошли без происшествий
15.00 Порог стол. Проходили так же со страховкой. Одна из Щук застряла на плите из-за перегруза.
16.45 Вошли в большое Рогозеро, начали искать стоянку. Стоянок на берегах нет (кроме одной рыбацкой на островке. Места на 1 человека)
17.48 вошли в Малое Рогозеро (стоянок так же не нашли. Берега густо заросшие багульником)
18.15 перекус
19.00 Порог на впадении в Поньгому
20.00 Нашли хорошую, но уже занятую стоянку на высоком песчаном берегу
20.30 Нашли небольшую стоянку на крутом берегу между рекой и болотом. Место плохое, но дальше идти не было сил. Руководитель утопил телефон. Ночевка. Погода испортилась, похолодало, начались сильные дожди.
11.00 Старт
Большое количество мелких шиверок с интервалами от 2 до 15 минут
13.30 Стоянка на Роман-пороге. Полудневка. (из-за того, что 26-го прошли в полтора раза больше чем планировалось, образовалось время на полудневку). Стоянка хорошая, с баней. Рыбачили, искали ягоды, осмотрели порог. (только на Роман-пороге впервые за маршрут появилась связь. Оператор – мегафон)
Порог интересный. Около 400м шиверы, небольших бочек, камней и остатков моста. Идеален для отработки навыков маневрирования (смерть КБ).
Дневка (оно было запланировано). Катали порог, отдыхали, чинились.
12.15 выход, прохождение Роман-порога
12.45 Окончание прохождение порога
13.37 Корней порог. Прохождение с осмотром и страховкой, прошли без происшествий.
14.13 Крупный приток – р.Егут
Череда шивер различной сложности. Все идутся сходу
17.10 Порог мостовой. Очень интересный и непростой порог. Из-за нескольких шивер перед ним сложно определить начало порога. Первая ступень представляет из себя череду мощных бочек с последующим резким поворотом направо между скал. Ширина протоки 4-5 метров, течение бурное. На берегу есть стоянка. Вторая ступень – длинная, широкая, мелкая шивера с огромным количеством камней и выходной гранитной плитой от середины до правого берега. Плита идет в строго горизонтальной плоскости и под прямым углом уходит вниз. Высота плиты около полу метра. Сели все, поскольку обойти ее слева не позволила другая мель.
17.30 остановка на стоянке на левом берегу. Ремонт. На берегу обнаружены останки разорванного в клочья катамарана.
Температура ночью +4. Сильные дожди и ветер. По телефону МЧС сообщили о шторме на море. Было принято решение в море не выходить, и выбрасываться в Кузему пешком.
Итого за поход: легор – 2 дырки, Щука Игнатьева старшего – 12 дырок, Игнатьева младшего 10 дырок, Девочек – звездное небо. Маэстро не пострадал.
К северу стоянки большое болото, где нашли огромное количество морошки (до этого ягод почти не встречалось)
5.45 поезд в москву
1) Связь на реке ловит только от Мегафона
2) Реку лучше всего ходить на байдарках с надувным дном, и крайне не рекомендуется на катамаранах (коих на реке больше всего) и каркасных байдарках.
3) Из-за большого количества людей на реке стоит при планировании маршрута учитывать возможность того, что стоянка в запланированном месте будет занята
Экипаж Щуки «Игнатьев младший» - Игнатьев Александр, Байтуйев Руслан
Капитан Легора – Ильюхин Кирилл
Экипаж Щуки «Игнатьев старший» - Вайнштейн Мария, Игнатьев Андрей
Экипаж щуки «Девочки» Николаева Ольга, Насонова Екатерина
Руководитель, капитан Маэстро «Адмирал» Охапкин Дмитрий