ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

 

 

ОТЧЁТ

о горном туристском спортивном походе 1 к.с.

по Приэльбрусью (Центральный Кавказ),

совершённом группой туристов ТК МАИ

в период с 29 апреля по 7 мая 2019 года

 

Руководитель похода: Овчинников Алексей

 

М/К 1/3 – 107

 

 

Оглавление

Справочные сведения о маршруте. 2

Нитка маршрута. График прохождения. 2

Картографические материалы.. 3

Почему здесь и сейчас?. 4

Особенности района. 4

Участники. 5

Препятствия. 7

Логистика и аспекты.. 7

Техническое описание маршрута с фотографиями. 8

День 1. 29.04.19. Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – горячие источники Джылы-Суу  8

День 2. 30.04.19. Днёвка. 12

День 3. 01.05.19. Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши. 13

День 4. 02.05.19. Пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол. 14

День 5. 03.05.19. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт – р. Кызылкол. 19

День 6. 04.05.19 р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка – дор. Кисловодск – Джилы-Су. 25

День 7. 05.05.19 Полуднёвка в долине р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) 28

День 8. 06.05.19 р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан. 32

Приложение: снаряжение, весовые характеристики груза, взятого на маршрут. 35

Снаряжение. 36

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут. 36

 

Справочные сведения о маршруте

Вид туризма

горный

Категория сложности

1

Район

Приэльбрусье (Центральный Кавказ)

Сроки активной части похода

29.04.19 – 07.05.19

Сроки, с учетом подъезда и отъезда

27.04.19 – 09.05.19

Количество препятствий

31А 1н/к

Протяженность нитки маршрута, км

100,8

Нитка маршрута

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол - дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск

Количество участников

8

Маршрутная книжка,

1/3-106

Руководитель

Овчинников Алексей Игоревич

Контакты для связи

+7915-771-32-24

Нитка маршрута. График прохождения

 Нитка маршрута заявленная:
Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

29.04

1

Невинномысск – аул Хурзук

 

Машина, пешком

29.04

1

Аул Хурзук - р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю

20,8

Пешком

30.04

2

днёвка

0

Пешком

01.05

3

п.т. – р. Битик-Тюбю

5,7

Пешком

02.05

4

п.т. – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол

7,61

Пешком

03.05

5

п.т. – Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт

9,45

Пешком

04.05

6

п.т. – р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка –дор. Кисловодск – Джилы-Су

7,88

Пешком

05.05

7

п.т. – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242)

12,5

Пешком

06.05

8

п.т. – р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан

20,1

Пешком

07.05

9

п.т. - Пятигорск

 

Машина, пешком

Итого, с учетом коэф. 1,2 – 100,85 км.

Пройденный маршрут: Не отличается от заявленного.

Картографические материалы

Основной картой в походе служила схема Центрального Кавказа Михаила Голубева, скачанная с сайта https://www.caucatalog.ru.
Ссылка на карту: https://yadi.sk/d/sQ8JxBrGe7a1ZA

Карта очень большая и подробная, нанесены индексы перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати, расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt

В поход брался навигатор с картами OSM (OpenStreetMap).

Ссылки на OSM-карты КБР и Карачаево-Черкессии для навигатора:

http://garmin.gis-lab.info/files/ru.kabardin.7z

http://garmin.gis-lab.info/files/ru.karach.7z 

Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия). Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: село Верхний Баксан. Перевалы обозначены красными кружками.

Почему здесь и сейчас?

«Приэльбрусье» — всем известный центр альпинизма, горнолыжного спорта и туризма, где наслаждаются красотой природы Кавказа люди не только из России, но и со всего мира.

Очень часто в мае туристы в рамках своего горного маршрута выбирают именно район Приэльбрусья. Этому способствует ряд причин: в плане логистики Кавказ России максимально доступен туристам из северо-западных, западных и юго-западных регионов (а ведь именно эти регионы имеют самую высокую плотность населения (см. рис. 1), следовательно, и туристов в этой части страны больше) нежели другие горные районы, находящиеся, например, в Азии. И с финансовой точки зрения получается организовать вполне бюджетное путешествие, и по времени добираться до Центрального Кавказа недолго: ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с небольшим на поезде. В большинстве своём туристы – люди работающие либо учащиеся, а, значит, «выбить» себе длительный промежуток времени на отдых зачастую является проблемой. Но в мае выпадают государственные праздники 1 мая и 9 мая, между ними попадают ещё и два выходных дня, поэтому на работе остаётся попросить за свой счет всего пару-тройку дней, и можно уже отправиться в горы. Приэльбрусье - ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы – Эльбруса, и горы Чегет, что тоже не может не притягивать туристов. Ещё одним фактором является то, что в последнее время стало больше молодых начинающих туристов, желающих начать свою туристскую жизнь с похода первой-второй категории сложности. А Центральный Кавказ – очень хорошее место для построения маршрута первой-второй категории сложности. Как раз все участники нашей команды, за исключением руководителя, были новичками, идущими в свой первый настоящий горный поход. 


Интересен этот район и в историческом плане. По горной гряде и правобережью реки Баксан летом и осенью 1942 года проходил Баксанский рубеж обороны советских войск. Об этом свидетельствуют памятные обелиски на некоторых перевалах (см. фото 1).

Особенности района

2019 год выдался аномальным по количеству выпадших осадков в районе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, поэтому после зимы на горных склонах осталось очень много снега, что влекло за собой серьезную лавинную опасность для горных туристов. Когда по всей России уже растаял снег, в Приэльбрусье по-прежнему оставались его большие массы. В связи с этим МКК рекомендовала максимально аккуратно и обдуманно проходить заснеженные перевалы, избегая подрезание склонов.

Участники

Фото

Фамилия, имя, отчество

Годрожд.

Обязанностивгруппе

Опытучастиявгорныхпутешествиях

1

Овчинников Алексей Игоревич

1998

Руководитель

4ГУ (Тянь-Шань)
2
ГУ (Тянь-Шань)

2

Латышов Роман Александрович

1997

Медик

1 ЛУ (Кольскийп-ов)

3

Рудаков Роман Александрович

1998

Штурман

ПВД

4

Наумов Иван Андреевич

2000

Хронометрист

ПВД

5

Спирина Марина Дмитриевна

1996

Завхоз, фотограф

1 ГУ (Кавказ)

6

Петров Денис Александрович

2000

Участник

ПВД

7

Шаков Николай Вячеславович

1995

Фотограф

ПВД

8

Бондарев Евгений Александрович

1996

Снаряженец

2 ЛУ (Сев. Урал)

Препятствия

Видпрепятствия

Категориятрудности

Характеристикапрепятствия

Путьпрохождения

Подъем

Спуск

ПеревалБалк-баши

1 А, 3691м

Травянистый (внизу) и снежный (вверху), тропа

Снежный ,осыпной

Издолиныр. Битик-Тюбювд.р. Кызылкол

ПеревалБурунташ

1 А, 3072м

Снежныйсклон, тропа

Снежныйсклон, тропа

Изд.р. Кызылкол

ПеревалКаракайский Сев.

н/к, 2880м

Снежный, тропа

Снежный ,травянистый

Изист. Джилысувд.р. Исламчат

ПеревалКыртыкауш

1 А, 3242м

Снежный

Снежный

Изд.р. Исламчатвд.р. Уллуесенчи

Логистика и аспекты

Добирались мы от Москвы до Невинномысска поездом «Москва - Владикавказ» 034СА отправлением в 21:50. Билет стоил 2831р. Время в пути заняло 1 сутки и 4 часа. 
29.04.19 прибыли на станцию Невинномысская в 2:30, где нас ждал заранее заказанный транспорт. Микроавтобус категории «B» заказывали у местного жителя – Вячеслава. Пунктуальный и отзывчивый человек. Номер мобильного телефона Вячеслава: +7-928-359-94-25.

Закончили маршрут в с. Верхний Баксан. Оттуда нас забирал другой водитель. Зовут его Вячеслав. Тоже очень порядочный и общительный человек. Номер телефона: +7-918-746-84-60. У него уже был транспорт категории «С», а именно VolkswagenCrafter. От Верхнего Баксана ехали в Пятигорск, а оттуда на поезде «Кисловодск - Москва»
681С отправлением в 22:06.

Пользовались примусами Дастан «Шмель», работающими на бензине 92. Бензин заранее просили закупить шофёра.

Темп на маршруте был следующим: 45-60 минут движения, 15 минут привал.

Время в вышеизложенных абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве.

Все фотографии сделаны в данном походе с 27.04.09 по 09.05.19. Авторы фотографий:

Техническое описание маршрута с фотографиями

 

День 1. 29.04.19. Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – горячие источники Джылы-Суу

Старт нашего маршрута пришёлся на аул Хурзук( 1500 м ). Было видно, что снег на склонах гор лежит довольно низко, и реки мелководные, что говорило о том, что весна в горах только наступает и снега там ещё полно.

В аул прибыли в 6:00. 40 минут ушло на перебирание рюкзаков, разлив по бутылкам бензина из канистры, переобувку и надевание ходовой одежды. В этот день погода была отличная.

старт. Аул Хурзук

 

В ауле есть сотовая связь: МТС, YOTA. По словам местных жителей, у Мегафона даже высокоскоростной интернет ловит. В 6:45 отписались МКК о начале маршрута и пошли по долине реки Уллухурзук. Здесь идет широкая хорошая автомобильная тропа.

Долина Уллухурзук

Долина Уллухурзук

 По пути встретили неглубокий брод. Приятно помочили ноги в освежающей воде и двинулись дальше. Спустя пару часов дошли до источника Нарзана.

Брод

В 12:00 уже были на развилке долин Уллухурзук и Битик-Тюбю.

 

Развилка долин. Красная – Уллухурзук. Жёлтая – Битик-Тюбю

Развилка долин

 В долине р. Битик-Тюбю пришла облачность и заморосил лёгкий дождь.

Вид на Эльбрус из долины Битик-Тюбю

В 16:30 пришли на ночёвку - горячие источники Джилы-Суу. Правда, температура воды не соответствовала названию, несколько добровольцев зашли в воду лишь по колено. Место удобно тем, что палатки можно не ставить, а ночевать в самой каменной постройке горячих источников. Прошли за этот день порядка 18 километров.

Вид на Эльбрус с места горячих источников

День 2. 30.04.19. Днёвка

К сожалению, в этот день нашу группу покинул Денис Петров. Ему было очень тяжело идти по долине с начала маршрута, и, оценив сложность предстоящих препятствий и неблагоприятную метео-обстановку на маршруте, общим обсуждением мы приняли решение спустить участника вниз в цивилизацию и продолжить поход в семером.

В 6:00 утра наша четвёрка в составе Овчинникова Алексея, Петрова Дениса и 2-х ребят с параллельной команды, согласившихся нам помочь – Коли Смолина и Михаила Ретунского вышла вниз по долине в аул Хурзук. К обеду мы добрались до места и Денис уехал на поезд домой. В общей сумме ( туда-обратно ) мы прошли 36 км.

В это время группа проводила тренировку по зарубанию на снежном склоне у лагеря.

Слева направо:  Денис – заболевший, Алексей – рук. команды.,  Михаил и Николай

Для нас троих провожавших день выдался весьма насыщенным, так как туда-обратно прошли 40 километров, сбросив, и вновь набрав 1000 метров. В обед было сильное пекло, по пути решили искупаться.

Когда шли обратно в лагерь, повстречали Махмуда – местного пастуха яков, который видел нас при спуске. В наше отсутствие он «наверху» познакомился с командой и узнал причину нашего хождения в Хурзук. Понимая нашу усталость, добродушно пригласил к себе в хижину, где накормил и напоил чаем.

День 3. 01.05.19. Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши

Изначально планировали ранним утром подняться на перевал, но с утра была непогода: дождь, плохая видимость из-за облаков, перевала с Эльбрусом не видно. Облака разошлись к 9 утра, но для штурма перевала было поздновато. Чтобы не сидеть на месте, мы  радиально сходили на разведку в сторону гребня до высоты 3050 м, где обнаружили удобные места для ночёвки и вернулись назад за рюкзаками. 

начало подъёма по гребню

люди и горы

День 4. 02.05.19. Пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол

Ранним утром был сильный ветер с дождем и снегом. К 9:00 наступило недолгое затишье, открылось небо, воспользовавшись этим, позавтракали, собрались и в 10:00 вышли. Через 40 минут снова посыпал снег, появлялись резкие порывы ветра.

день 4, начало пути

фотографируемся, пока солнечно

Подъём по гребню идёт по травянистому каменистому склону, где-то видны элементы тропы. Выше уже лежит снег.

Здесь мы попали в облако, дует очень сильный порывистый ветер, идти стало гораздо труднее.

Вид назад

 

настигает облако

Перспективу не видно, для подстраховки достаём навигатор, идём, сверяясь с ним (на карте в навигаторе была нарисована тропа).

К обеду выходим на седловину перевала. Есть тур. Записки не было.

на перевале Балк-Баши (1А, 3691)

Спуск начали не вниз к леднику, а на северо-запад по гребню, далек на север, где дошли до травянисто-каменистого склона, по которому и начали плавно снижать высоту.

Маршрут от Балк-Баши

Маршрут Бурунташ

Ближе к леднику на склоне всё более стали появляться осыпи, что значительно затрудняло наше движение.  После спуска пришлось немного пройтись по окраине ледника Уллучиран. Метров 200 ниже ледника поставили лагерь.

Рисунок 11: зелёным показано отклонение от заявленной нитки маршрута

День 5. 03.05.19. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт – р. Кызылкол

После вчерашнего трудового дня решили не торопиться и отоспаться. Встали в 9:00. Нас встречало красивое снежное утро. За ночь насыпало столько снега, что пришлось сразу после сна лопатой откапывать ледорубы и треккинговые палки, на которых вчера вечером растянули оттяжки палаток. Сами палатки были на половину в сугробах.

утро 3 мая

В 11:30 вышли в сторону перевала Бурунташ (1А, 3072). Перескочить сразу в лоб на противоположный склон было сложно, так как снега было по пояс, поэтому спустились немного вдоль р. Кызылкол и начали подниматься уже по более пологому склону.

Подъём на пер. Бурунташ довольно простой, особенно в летнее время.

Бурунташ

Спуск к реке Кызылкол

На перевале седловина широкая. Построен большой тур. Написали и оставили там перевальную записку. В туре записок не обнаружили.

Спускаемся путём чуть севернее, от которого поднимались. Через метров 400 стала появляться трава, и снега становилось всё меньше и меньше.

Перейдя по камушкам р. Кызылкол стали подниматься на плато Ирахиксырт. Погода стала ухудшаться, снова начался снегопад.

Спуск с пер. Бурунташ

 


Плато полностью было в снегу. Шли от холмика к холмику , между которыми снега было по пояс.

В сумерках спустились с плато к песчано-каменистому берегу р. Кызылкол на ночёвку. Место очень ровное и удобное.

 

Рисунок 12: путь, пройденный за день. Зелёным – отклонения от заявленной нитки

День 6. 04.05.19 р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка – дор. Кисловодск – Джилы-Су

Утром шёл мокрый снег с дождём, в 10:30 собрались и пошли в сторону ур. Джилы-Суу. Погода по-прежнему оставалась пасмурной.

р. Кызылкол. Впереди внизу водопад.

Перебродили р. Кызылкол, забравшись немного вверх по склону, вышли на тропу, так по ней и шли до реки Малка. Тропа была частично узкой и опасной: скользкий снег лежал в местах крутых склонов, где внизу были скалы, и текла река. 

Добрались до Джилы-Суу. Сначала полюбовались прекрасным водопадом Султан и одновременно перекусили, потом потихоньку решились искупаться в источнике. Вода была примерно 25 градусов. Место ухоженное, поставлены кабинки, место для переодевания и удобный заход в ванну.

Термальные источники

Хорошо отдохнув, вышли на асфальтовую дорогу Кисловодск-Джилы-Суу, прошли по ней около 3,5 км. ,  и свернули по направлению к пер. Каракайский Сев.

Дорога до пер. Каракайскй

Как обычно, снег становился глубже при наборе, ещё и погода была совсем пасмурной. Но становиться уже было негде: погих мест не было, а у реки сплошное болото. Группа шла бодро вперёд, и никто не хотел останавливаться. К 17:00 взошли на перевал.

Далее спустились в долину р. Исламчат, где и заночевали.

День 7. 05.05.19 Полуднёвка в долине р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242)

Погода была ясная, тёплая. До 14:30 Отдыхали на солнышке, сушили вещи и играли на гитаре. А после, двинулись к пер. Кыртыкауш. По картам на перевал должна вести тропа по правому отрогу реки (в направлении движения «запад-восток»). Но сейчас она была закрыта снегом. А слева – более крутой склон, но иногда с проталинами. Пошли слева: путь по более крутому склону, но хоть снега не по пояс.  Это был самый трудоёмкий подъём из всех вышеперечисленных. Приходилось обходить по каменистому склону и часто тропить.

Начало подъема

Волчьи тропки

 

Подъём на перевал

 Стало смеркаться. За 30 мин до вершины перевала сошли со склона, и стали идти по месту самого глубокого снега – по тропе ( которую видно было только на карте ), но с сумерками похолодало и снег подмёрз. Поэтому мы легко поднялись наверх.

Стелла на перевале

\

Место ночёвки. Седловина перевала

Вид с седловины на юго-восток

путь, пройденный за 7-й день

День 8. 06.05.19 р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан

Проснулись в 5:00. Чуть раньше, чтобы до теплоты солнца успеть спуститься по твёрдому снегу вниз в долину. В 7:30 подошли к реке Уллуесенчи, где сделали  привал. Просушили снаряжение и одежду, покушали небольшие излишки еды, помылись, постирались, в общем сделали всё необходимое для комфортного спуска в цивилизацию.

 Вдоль р. Уллуесенчи идет хорошо вытоптанная тропа. А, начиная с долины реки Кыртык, до села Верхний Баксан – тропа, по которой ездят пастухи на джипах. В 18:30 спустились в Верхний Баксан. На ночлег встали чуть выше села у скал рядом с рекой, чтобы не быть у всех на виду.

На следующий день в 12:00 группу забрал водитель Вячеслав, и повёз всех в Пятигорск наслаждаться роскошной жизнью обычных людей.

путь, пройденный за 8-й день

 

спуск с перевала Кыртыкауш


 

 

село Верхний Баксан

Приложение: снаряжение, весовые характеристики груза, взятого на маршрут

 

Снаряжение

Г р у п п о в о е

 

 

Л и ч н о е

наименование

количество

наименование

количество

Палатка

3

Ледоруб

1

Спальник

4

Лав. лента

1

Примус

2

Солнцезащитные очки

1

Лопата

2

Фонарь + батарейки

1

Кан

2

Комплект тёплой одежды

1

Навигатор

1

 

 

Спутниковый телефон

1

 

 

 

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут

 

Наименование

На 1 человека

На группу

в 5 чел.

Продукты (всего) в день

530 гр.

2650 гр.

Групповое снаряжение

3 кг.

15 кг.

Личное снаряжение

18-20 кг.

90-100  кг.

В с е г о:

~22,5

~112,7

 

Максимальная нагрузка на одного:

мужчину 25кг

женщину 20 кг