ТУРКЛУБ
МАИ
ОТЧЕТ
о пешем путешествии 1 к.с. по острову, Кунашир
(Сахалинская обл.),
проведённом с 07.09.2019 по 16.09 2019 года
Руководитель: Мелешкин П.Ю.
Маршрутная книжка 18/1-112
Москва 2019
Оглавление
3. Характеристика района путешествия
4. Опасности, встречающиеся на островах.
Вид
туризма: пеший
Район:
Сахалинская обл., Кунашир
Категория
сложности: первая
Количество
участников: 9
Сроки проведения:
07.09.2019 по 16.09
Продолжительность:
9 день
Протяженность:
101,8* км (101,8 км в зачет)
Нитка маршрута: о. Сахалин – Сахалинск – г. Корсаков –
паром – о. Кунашир – пгт. Ю-Курильск – яхта – руч. Рубежный – кратер Отважный –
Вулкан Тятя – мыс Мысовой – р. Ночка –
кордон Саратовский – гор. ист. Чайка (Добрый
Ключ)–
машина – Южно-Курильск –
Расчёт
категории сложности похода показал, что на 1 к.с. набрано баллов с избытком, а
именно .
Маршрут
утверждён 2019 года МКК в
составе:
Маршрутная
книжка 18/1-112
№ п. п. |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Опыт |
Должность |
1 |
Мелешкин Петр Юрьевич |
25.12.1971 |
Каа-Хем, водный 5кс, Р |
Руководитель |
2 |
Козлов Георгий Владимирович |
07.12.1978 |
Жомболок-Ока водный 4кс У |
Зам. Руководителя |
3 |
Борисенкова Наталья Владимировна |
21.04.1978 |
Каа-Хем,водный 5кс, У |
Хронометрист |
4 |
Борисенков
Никита Николаевич |
18.04.2003 |
Тюгурюк-Коксу-Катнь, 4кс, У |
Летописец |
5 |
Шевченко Сергей Олегович |
26.03.1978 |
Жомболок-Ока водный 4кс У |
Реммастер |
6 |
Милушкин Сергей Владимирович |
22.04.1980 |
ПВД Шпицберген |
Фото оператор |
7 |
Милушкина Анастасия Сергеевна |
06.02.1990 |
ПВД |
Начфин |
8 |
Скопина Евгения Владимировна |
08.03.1990 |
Адыгея, пеший, 1 кс, У |
Медик |
9 |
Аношкин
Михаил Юрьевич |
11.12.1974 |
Жомболок-Ока водный 4кс У |
Завхоз |
Курилы или Курильские острова находятся на
Дальнем Востоке России. Цепочка Курильских островов
протянулась от Камчатки до северных берегов Японии. Острова отделяют Охотское
море от Тихого океана. Административно входят в
состав Сахалинской области. Курильские острова входят в пограничную зону. Для
их посещения необходим пропуск.
Погода на южных
островах довольно суровая: даже летом температура может упасть ниже 10 град.
тепла, сопровождаясь ветром и дождём. Это надо учитывать при подборе одежды и снаряжения
в поход. Дожди часты, как и туманы. Охотоморское побережье Кунашира и Итурупа
значительно теплее, безоблачнее и комфортнее восточного, тихоокеанского.
Планируя маршрут, можно этим воспользоваться. Конец августа – сентябрь – самые
благоприятные месяцы для совершения похода.
Приливы довольно
высокие, около метра, на прижимах и в устьях рек они серьезно влияют на
проходимость побережья, наличие пресной воды. Расписание приливов можно найти в
таблицах и программах расчета. Стоит напечатать и взять с собой - весьма
полезно.
Часовой пояс, разница во
времени. MSK+8 (UTC+11). 27 марта 2016г в 2.00 стрелки циферблатов Сахалина и
Курил (кроме Северных) передвинули на час вперед, разница с Москвой составила 8
часов. В Северо-Курильске (о. Парамушир) по-прежнему разница со столицей
составляет 9 часов.
Горячие источники и
проявления вулканизма - привлекательная особенность региона.
Ипритка. Токсикодендрон, или Ипритка (лат. Toxicodendron) — род древесных,
кустарниковых и вьющихся растений семейства Сумаховые или Анакардиевые
(Anacardiaceae). Местные утверждают, что при контакте вызывает сильные очень
болезненные ожоги. Пыльца его тоже опасна.
Медведи - Даже 2-3
летний детёныш медведя способен походя убить человека. Тем более что они,
подростки, любопытны и рядом обычно есть медведица. Взрослые более осторожны и
уходят с пути человека, как только слышат или видят. В связи с тем, что
основная часть похода проходит по территории заповедника взять в поход оружие
невозможно. Мы не брали ничего, кроме свистков (стоит обратить внимание на
вувузелы), фальшфейеров и аэрозольных баллончиков от медведей. Все это можно
приобрести в Южно-Сахалинске. Стоит также обратить внимание на свето-шумовую
пиротехнику. По тропам стоит двигаться плотной группой – не растягиваться.
Морские ежи. При купании в море и океане стоит надевать тапочки – укол морского ежа
обычно вызывает нагноения.
Мошка-белоножка. При посещение островов стоит запастись репеллентом –
укусы мошки довольно болезненны.
Попадание на Сахалин: в Южно-Сахалинск прилетает множество
самолётов, на остров ходят паромы с материка, поэтому здесь нет ничего сложного
и даже недорого. Дальше же начинается лотерея, так как весь Курильский
транспорт завязан на погодные условия, а погода в Охотском море редко бывает
благоприятной. Задержки на Курилах исчисляются не часами, а сутками. Так было и
во времена СССР, когда самолетов, вертолётов и паромов было много, а сейчас,
когда их остались единицы - тем более. Помните, что успешное попадание на
острова совсем не гарантирует лёгкого возвращения. Не расслабляйтесь и всегда
оставляйте достаточный запас времени до самолёта или парома с Сахалина на
материк.
Трансферт на острова и между
ними возможен как водным транспортом, так и воздушным. По состоянию на сентябрь 2019 года регулярные рейсы
выполняет теплоход "Игорь Фархутдинов", отправляющийся из порта Корсакова. Обычно теплоход, следует по
четырёхдневному кольцевому маршруту на Кунашир, Шикотан и Итуруп периодически
порядок следования меняется на противоположный. Порядок следования кроме
расписания определяется погодой, загрузкой судна, срочными грузами, важными
пассажирами, указаниями начальства и чем-то ещё непредсказуемым. Иногда вместо
двух кольцевых рейсов теплоход вообще может сделать два радиальных (один раз в
неделю на Кунашир и Шикотан и один раз в неделю на Итуруп — именно так было
летом 2012). По этой причине график прибытия судна на острова и, главное,
график отплытия (что существенно для обратной дороги) варьируется в пределах
суток. Если теплоход ожидается в субботу, то он может прийти в пятницу или,
наоборот, в воскресенье.
Билеты на теплоход можно приобрести за 60
суток по интернету. Условия на теплоходе
вполне приличные: четырёхместные каюты с удобствами (туалет, душ) в
коридоре, четырёхместные с удобствами в каюте и двухместные каюты-люкс с
удобствами в номере. На теплоходе есть неплохой ресторан, цены достаточно
высоки, а также бесплатный кипяток. Постельное бельё вам по умолчанию включат в
цену места. Если на переходе Сахалин - остров или остров - Сахалин, который
занимает около суток, бельё нужно, то при 3-4-х часовом переходе между
островами можно отказаться. В портах обязательный портовый сбор примерно 150
р/чел. Посадка на теплоход происходит за 2 часа до отплытия.
Между островами Кунашир и Шикотан пару раз в неделю
ходит маленький теплоход - плашкоут, расписание которого можно узнать в Порту
Южно-Курильска. Цена рейс в одну сторону в 2019г была около 1200 руб. Плашкоут даже
при небольшой волне довольно сильно качает. Есть рейсы пассажирского вертолета.
Для посещения территории заповедника необходимо
заранее обратиться по интернету в дирекцию заповедника. В
08.09.19
К 9-00, по расписанию, теплоход совершить остановку в
порту посёлка Южно-Курильск. Погода была солнечной и тёплой.
По плану у нас было занести раскладки продуктов,
предназначенные для второй части похода, в офис заповедника и забрать там
разрешение на посещение заповедника. До территории дирекции заповедника не
более
Рядом с портом есть магазин с большим выбором
продуктов. Таксист проводил нас к пирсу, у которого была пришвартована яхта.
Погрузили вещи и отплыли в 11:00.
Погода стояла отличная, в воде видели прыгающих
дельфинов, путь от порта до ручья Рубежный (подножию вулкана Тяти) занял 1 ч.
20минут. Яхта бросила якорь в прибрежной полосе и нас по очереди, на резиновой
лодке, перевезли на берег.
Погода была солнечная, вода в океане теплая. Мы
пообедали, воду для готовки брали из ручья Рубежный, и в 15:00 двинулись в
путь.
Тропа (квадрациклетная дорога) сразу от ручья идет
вдоль берега океана, поднимается на террасу, проходит мимо плаката заповедника
(местные эти знаки называют аншлагами) и далее поворачивает к вулкану. Далее
следует еще один крутой подъём по оврагу, тропинка из мелкого шлака. В дождь
подъём наверняка проблематичен, но на подъем провешена верёвка. Высота подъёма
примерно 25м.
Далее подъём относительно пологий. Тропа идет по
смешенному лесу в зарослях бамбучника и лопухов. На тропе бамбучник прокошен.
Параллельно дороге видны остатки ЛЭП. Постепенно лес сменяется кустарниками на
шлаке, а потом и просто шлаком, из которого иногда торчат верхушки засохших
деревьев. По тропе стоит идти плотной группой, у нас участник, отставший на
Набор
09.09.19
Подъем
дежурных в 8:00, погода солнечная. В 10:30 вышли для восхождения на кальдеру
вулкана Тятя, радиально. Тропа после лагеря сразу теряется сначала неудачно шли
по заросшему гребню, но потом свалились вниз к ручью, где нашли тропу. Через
какое-то время она отошла от ручья (сухого). Поверхность тропы постепенно стала
шлаковой, а кустарник сменился кедровым стлаником. Было солнечно, часто делали
привалы. Уклон значительно больше, чем в предыдущий день. Стланик плавно
перешёл в шлаковую осыпь. На высоте 1400м вышли на край кальдеры. По краю был
небольшой гребень, сильно дуло в центре кальдеры конус кратера. На его склоне
лежит разбившийся вертолёт и верёвка к нему. Существует вариант подъема по
южному склону кратера, по лаве. Обратно спускались быстро (от кальдеры 30мин).
На обратном пути в русле ручья набрали воды. Ночью в лагерь пришла лиса, насилу
выгнали.
Набор –
10.09.19
Подъем
дежурных в 8:00, погода солнечная. В 10:30 вышли. Спустились до места, куда нас
привезли на катере, искупались. Далее пошли в сторону Южно-Курильска. Сначала
шли по берегу, но потом нашли квадроциклетную тропу. Пляж каменный или
песчаный, идти неудобно. Чуть выше пляжа бамбучник, шиповник, или просто трава,
иногда перелески из пихт, часто встречаются ручьи. Около одного из них устроили
обед. После обеда тропа на время исчезла, но потом опять нашлась. Встали на
берегу р. Ночки, не пересекая её. Вечером к лагерю приходил лисёнок, из
плавника соорудили треногу, на которую повесили продукты (лагерь №2).
Пройдено –
11.09.19
Подъем
дежурных в 7:30, погода солнечная. В 10:00 вышли. Встретили группу, идущую на
вулкан Тятя, перебродили р. Ночку (ширина реки
Пройдено –
12.09.19
Подъем
дежурных в 7:00, погода с утра пасмурная. В 9:30 вышли. Шли вдоль берега, после
двух бродов (ширина реки
Пройдено –
13.09.19
На
двух внедорожниках переехали от источника в Южно-Курильск, где в дирекции
заповедника лежали наши вещи, и далее к началу грейдерной дороги в кальдеру
вулкана Головнина к озёрам Горячее и Кипящее. Прошли
Пройдено –
14.09.19
В
8:30 вышли с кордона, и дошли до дороги, оттуда на машине доехали до
автостоянки, от которой начинается экотропа «Столбчатая». Другой конец тропы заканчивается у моря, недалеко от
мыса Столбчатый. По пути остановились у батареи танковых башен (рядом с п.
Серноводск). Вначале экотропы в бамбучнике спрятали рюкзаки и по дороге
вернулись к началу тропы на вулкан Менделеева и фумарольное поле. Тропа
начинается у аншлага и уходит в сторону вулкана. Через 300 –
Общий путь – 11,4 км.
15.09.19
Дневка.
После завтрака ходили на мыс Столбчатый. Во время максимального отлива мыс
можно обойти со стороны моря. Разведали верхнюю тропу вокруг мыса. После обеда
купались в горячих источниках.
Общий путь –
16.09.19
Подъем
дежурных в 7:00, погода солнечная. В 9:00 вышли. С утра было пасмурно, а к
обеду пошел дождь. Обошли мыс Столбчатый по верху по тропе. На спусках и
подъёмах на тропе провешены верёвки. После мыса шли по берегу моря. Через
Пройдено
–
График
продвижения по маршруту. |
||
День |
Участок
маршрута |
Пройденное
расстояние |
1 |
пгт.
Ю-Курильск – яхта – руч. Рубежный –
кратер Отважный (лагерь №1) |
6,6 |
2 |
лагерь №1– Вулкан Тятя
(радиально) |
9,6 |
3 |
лагерь №1–– мыс Мысовой –– р. Ночка (лагерь №2) |
18 |
4 |
лагерь №2– кордон
Саратовский – р. Рогачевка (лагерь №3) |
13,5 |
5 |
лагерь №3 – гор. ист. Чайка (Добрый Ключ) (лагерь №4) |
13,5 |
6 |
гор. ист.
Чайка (Добрый Ключ) (лагерь №4)– машина –
Южно-Курильск – |
9,6 |
7 |
лагерь №5 |
11,5 |
8 |
лагерь №6 – обход мыса Столбчатый со стороны моря (радиально) |
5,5 |
9 |
лагерь №6 – обход мыса Столбчатый – оз. Лагунное – пос. Лагунное – машина
– пгт. Южно-Курильск |
14 |
Маршрут пройден без ЧП и в срок. Основная
цель достигнута: мы ознакомились с южным островом Курильской гряды. На Кунашире
мало дорог для обычного транспорта - полторы (одна с хвостиком), одна - соединяющая
центр - Южно-Курильск и южную часть острова и вторая (хвостик) - соединяющая
Южно-Курильск с Лагунным, т.е. почти западным побережьем. Дорогами удобно
пользоваться для переездов между пешими участками маршрута. Вездеходный
транспорт представлен джипами и квадроциклами. Джипы заказывается как обычное
такси, они могут также предложить и морской транспорт по цене ниже цены
заповедника. Квадроциклами пользуются командировочные.
Сентябрь - хороший месяц для походов по
Курилам, к тому же нам повезло с погодой - было много солнечных и тёплых дней.
В августе начинается ход красной рыбы на нерест в местные реки (не все),
который длится до зимы с пиком в сентябре.
На территории заповедника нельзя разводить
костры, поэтому стоит озаботиться горелками. Но на маршруте везде есть
костровища и плавник, кроме ночлега на территории кордона в кальдере вулкана
Головнина.
Проходимость берегов Кунашира, там, где мы
побывали. Красивые пляжи ограничены крутыми скалами. Иногда можно
пройти/обойти/пролезть прижимы при отливе, но в большинстве случаев обойти
нельзя и приходится уходить вглубь острова. Броды рек и ручьев также удобнее
преодолевать при отливе.
Важной проблемой является обувь. Мы
пользовались трекинговой обувью, на бродах разувались и надевали сандалии.
Одежда и обувь промокают полностью, когда идёшь по высокой траве и кустам - они
мокрые либо от росы, либо от дождя.
Мошки и комары нас сильно не беспокоили.
Но когда появлялись, мы применяли репелленты. Накомарники не были необходимы.
Средняя скорость передвижения по маршруту
составляет около 5 км/час при движении по ровной дороге, 4-4 км/час по тропам и
может уменьшаться до нескольких сот метров в час по кедровому, ольховому
стланику или бамбуку. При движении по берегу надо учитывать график приливов:
обход некоторых прижимов возможен только в отлив и/или в хорошую погоду без
волнения моря. Путь по берегу может быть по песку, по гальке, по крупным и
мелким камням, по огромным валунам, по которым надо прыгать, в динамике, держа
равновесие. Хорошие подошвы и крепкие голеностопы желательны.
И ещё добавляются броды через речки и
ручьи, через которые нельзя перепрыгнуть по камням. Поскольку проходимость
местности вне дорог, троп и побережья очень ограничена, надо учитывать, что
дороги, отмеченные на картах генштаба 80-х годов 20 века, требуют проверки по
отчётам (треки) и по спутниковым снимкам.
При туманах, которые на островах нередки,
ориентирование затруднено и рекомендуется иметь GPS .
Днёвки мы не планировали изначально, но
предложенная за умеренную цену яхта позволила сэкономить время и сделать одну.