ТУРКЛУБ МАИ

ОТЧЕТ

о пешем путешествии 1 к.с. по острову, Кунашир (Сахалинская обл.),

 

проведённом с 07.09.2019 по 16.09 2019 года

Руководитель: Мелешкин П.Ю.

Маршрутная книжка 18/1-112

Москва 2019


Оглавление

1. Справочные сведения. 2

2. Список участников. 3

3. Характеристика района путешествия. 3

4. Опасности, встречающиеся на островах. 6

5. Транспортные возможности. 6

6. Заповедник Курильский. 8

7. Техническое описание. 9

8. Выводы.. 34

 

1. Справочные сведения

Вид туризма: пеший

Район: Сахалинская обл., Кунашир

Категория сложности: первая

Количество участников: 9

Сроки проведения: 07.09.2019 по 16.09 2019 г.

Продолжительность: 9 день

Протяженность: 101,8* км (101,8 км в зачет)

 

Нитка маршрута: о. Сахалин Сахалинск г. Корсаков паром о. Кунашир пгт. Ю-Курильск – яхта руч. Рубежный кратер Отважный – Вулкан Тятя – мыс Мысовой  р. Ночка – кордон Саратовский гор. ист. Чайка (Добрый Ключ)машина – Южно-Курильск 48 км дороги кальдера влк. Головнина - озера Кипящее и Горячее машина 17 км дороги – С-З фумарольное поле радиально экотропа от 17 км дороги гор. источники  обход мыса Столбчатый  оз. Лагунное пос. Лагунное машина пгт. Южно-Курильск паром г. Корсаков о. Сахалин г. Южно-Сахалинск.

 

Расчёт категории сложности похода показал, что на 1 к.с. набрано баллов с избытком, а именно          .

Маршрут утверждён                2019 года МКК в составе:

 

Маршрутная книжка 18/1-112

2. Список участников

 

п. п.

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Опыт

Должность

1

Мелешкин Петр Юрьевич

25.12.1971

Каа-Хем, водный 5кс, Р

Руководитель

2

Козлов Георгий Владимирович

07.12.1978

Жомболок-Ока водный 4кс У

Зам. Руководителя

3

Борисенкова Наталья Владимировна

21.04.1978

Каа-Хем,водный 5кс, У

Хронометрист

4

Борисенков Никита Николаевич

18.04.2003

Тюгурюк-Коксу-Катнь,

4кс, У

Летописец

5

Шевченко Сергей Олегович

26.03.1978

Жомболок-Ока водный 4кс У

Реммастер

6

Милушкин Сергей Владимирович

22.04.1980

ПВД Шпицберген

Фото оператор

7

Милушкина Анастасия Сергеевна

06.02.1990

ПВД

Начфин

8

Скопина Евгения Владимировна

08.03.1990

Адыгея, пеший, 1 кс, У

Медик

9

Аношкин Михаил Юрьевич

11.12.1974

Жомболок-Ока водный 4кс У

Завхоз

 

 

3. Характеристика района путешествия

Курилы или Курильские острова находятся на Дальнем Востоке России. Цепочка Курильских островов протянулась от Камчатки до северных берегов Японии. Острова отделяют Охотское море от Тихого океана. Административно входят в состав Сахалинской области. Курильские острова входят в пограничную зону. Для их посещения необходим пропуск.

obzor-1953

 

001m--k55

кунашир отчетJPG

Погода на южных островах довольно суровая: даже летом температура может упасть ниже 10 град. тепла, сопровождаясь ветром и дождём. Это надо учитывать при подборе одежды и снаряжения в поход. Дожди часты, как и туманы. Охотоморское побережье Кунашира и Итурупа значительно теплее, безоблачнее и комфортнее восточного, тихоокеанского. Планируя маршрут, можно этим воспользоваться. Конец августа – сентябрь – самые благоприятные месяцы для совершения похода.

Приливы довольно высокие, около метра, на прижимах и в устьях рек они серьезно влияют на проходимость побережья, наличие пресной воды. Расписание приливов можно найти в таблицах и программах расчета. Стоит напечатать и взять с собой - весьма полезно.

Часовой пояс, разница во времени. MSK+8 (UTC+11). 27 марта 2016г в 2.00 стрелки циферблатов Сахалина и Курил (кроме Северных) передвинули на час вперед, разница с Москвой составила 8 часов. В Северо-Курильске (о. Парамушир) по-прежнему разница со столицей составляет 9 часов.

Горячие источники и проявления вулканизма - привлекательная особенность региона.

4. Опасности, встречающиеся на островах.

Ипритка. Токсикодендрон, или Ипритка (лат. Toxicodendron) — род древесных, кустарниковых и вьющихся растений семейства Сумаховые или Анакардиевые (Anacardiaceae). Местные утверждают, что при контакте вызывает сильные очень болезненные ожоги. Пыльца его тоже опасна.

Медведи - Даже 2-3 летний детёныш медведя способен походя убить человека. Тем более что они, подростки, любопытны и рядом обычно есть медведица. Взрослые более осторожны и уходят с пути человека, как только слышат или видят. В связи с тем, что основная часть похода проходит по территории заповедника взять в поход оружие невозможно. Мы не брали ничего, кроме свистков (стоит обратить внимание на вувузелы), фальшфейеров и аэрозольных баллончиков от медведей. Все это можно приобрести в Южно-Сахалинске. Стоит также обратить внимание на свето-шумовую пиротехнику. По тропам стоит двигаться плотной группой – не растягиваться.

Морские ежи. При купании в море и океане стоит надевать тапочки – укол морского ежа обычно вызывает нагноения.

Мошка-белоножка. При посещение островов стоит запастись репеллентом – укусы мошки довольно болезненны.

5. Транспортные возможности

Попадание на Сахалин: в Южно-Сахалинск прилетает множество самолётов, на остров ходят паромы с материка, поэтому здесь нет ничего сложного и даже недорого. Дальше же начинается лотерея, так как весь Курильский транспорт завязан на погодные условия, а погода в Охотском море редко бывает благоприятной. Задержки на Курилах исчисляются не часами, а сутками. Так было и во времена СССР, когда самолетов, вертолётов и паромов было много, а сейчас, когда их остались единицы - тем более. Помните, что успешное попадание на острова совсем не гарантирует лёгкого возвращения. Не расслабляйтесь и всегда оставляйте достаточный запас времени до самолёта или парома с Сахалина на материк.

0045

Трансферт на острова и между ними возможен как водным транспортом, так и воздушным. По состоянию на сентябрь 2019 года регулярные рейсы выполняет теплоход "Игорь Фархутдинов", отправляющийся из порта Корсакова. Обычно теплоход, следует по четырёхдневному кольцевому маршруту на Кунашир, Шикотан и Итуруп периодически порядок следования меняется на противоположный. Порядок следования кроме расписания определяется погодой, загрузкой судна, срочными грузами, важными пассажирами, указаниями начальства и чем-то ещё непредсказуемым. Иногда вместо двух кольцевых рейсов теплоход вообще может сделать два радиальных (один раз в неделю на Кунашир и Шикотан и один раз в неделю на Итуруп — именно так было летом 2012). По этой причине график прибытия судна на острова и, главное, график отплытия (что существенно для обратной дороги) варьируется в пределах суток. Если теплоход ожидается в субботу, то он может прийти в пятницу или, наоборот, в воскресенье.

Билеты на теплоход можно приобрести за 60 суток по интернету. Условия на теплоходе  вполне приличные: четырёхместные каюты с удобствами (туалет, душ) в коридоре, четырёхместные с удобствами в каюте и двухместные каюты-люкс с удобствами в номере. На теплоходе есть неплохой ресторан, цены достаточно высоки, а также бесплатный кипяток. Постельное бельё вам по умолчанию включат в цену места. Если на переходе Сахалин - остров или остров - Сахалин, который занимает около суток, бельё нужно, то при 3-4-х часовом переходе между островами можно отказаться. В портах обязательный портовый сбор примерно 150 р/чел. Посадка на теплоход происходит за 2 часа до отплытия.

0010

Между островами Кунашир и Шикотан пару раз в неделю ходит маленький теплоход - плашкоут, расписание которого можно узнать в Порту Южно-Курильска. Цена рейс в одну сторону в 2019г была около 1200 руб. Плашкоут даже при небольшой волне довольно сильно качает. Есть рейсы пассажирского вертолета.

6. Заповедник Курильский.

Для посещения территории заповедника необходимо заранее обратиться по интернету в дирекцию заповедника. В 2019 г. посещение южной и северной его территорий на острове Кунашир стоило по 300 р/чел. Ночевки на кордонах стоили по 800 р/палатка, в кальдере вулкана Головина другого места для ночевки нет, на кордоне Саратовский этого можно избежать. На сайте заповедника есть предложения по заброске в разные участки заповедника, но цены неоправданно высоки.

7. Техническое описание.

 

кунаширо1

08.09.19

К 9-00, по расписанию, теплоход совершить остановку в порту посёлка Южно-Курильск. Погода была солнечной и тёплой.

По плану у нас было занести раскладки продуктов, предназначенные для второй части похода, в офис заповедника и забрать там разрешение на посещение заповедника. До территории дирекции заповедника не более 2 км. Из-за того, что этот день пришелся на воскресенье, в офисе заповедника никого не было, кроме сторожа, он нам показал кладовку, куда положить наши вещи и выдал пропуск.

Рядом с портом есть магазин с большим выбором продуктов. Таксист проводил нас к пирсу, у которого была пришвартована яхта. Погрузили вещи и отплыли в 11:00.

0067

Погода стояла отличная, в воде видели прыгающих дельфинов, путь от порта до ручья Рубежный (подножию вулкана Тяти) занял 1 ч. 20минут. Яхта бросила якорь в прибрежной полосе и нас по очереди, на резиновой лодке, перевезли на берег.

0084

0107

Погода была солнечная, вода в океане теплая. Мы пообедали, воду для готовки брали из ручья Рубежный, и в 15:00 двинулись в путь.

Тропа (квадрациклетная дорога) сразу от ручья идет вдоль берега океана, поднимается на террасу, проходит мимо плаката заповедника (местные эти знаки называют аншлагами) и далее поворачивает к вулкану. Далее следует еще один крутой подъём по оврагу, тропинка из мелкого шлака. В дождь подъём наверняка проблематичен, но на подъем провешена верёвка. Высота подъёма примерно 25м.

00169

0200

Далее подъём относительно пологий. Тропа идет по смешенному лесу в зарослях бамбучника и лопухов. На тропе бамбучник прокошен. Параллельно дороге видны остатки ЛЭП. Постепенно лес сменяется кустарниками на шлаке, а потом и просто шлаком, из которого иногда торчат верхушки засохших деревьев. По тропе стоит идти плотной группой, у нас участник, отставший на 100 м, встретил медведя, но всё обошлось – медведь испугался крика. Когда подошли к шлаковым полям, небо затянуло облаками. На самом шлаке уклон чуть возрастает, виден кратер Отважный. Тропа разделяется на две – левая уходит на сам кратер, а правая по левому (орографически) берегу ручья на стоянку и далее на вершину вулкана. Выше кратера снова начинается растительность – деревца и кустарник. Ручей имеет дождевое питание и к началу осени пересыхает, но в русле есть лужицы, где кружкой можно набрать воды. На тропе в начале зеленки есть костровище и стоянка. Мест для палаток много, воду в ручье с вечера обнаружить не удалось, но пошёл дождь, мы натянули костровой тент и с него набрали воды. На ночёвку в 19:30 (лагерь №1).

 

Набор 660 м. Пройдено 6,6 км.

0212

0224

0233

09.09.19

Подъем дежурных в 8:00, погода солнечная. В 10:30 вышли для восхождения на кальдеру вулкана Тятя, радиально. Тропа после лагеря сразу теряется сначала неудачно шли по заросшему гребню, но потом свалились вниз к ручью, где нашли тропу. Через какое-то время она отошла от ручья (сухого). Поверхность тропы постепенно стала шлаковой, а кустарник сменился кедровым стлаником. Было солнечно, часто делали привалы. Уклон значительно больше, чем в предыдущий день. Стланик плавно перешёл в шлаковую осыпь. На высоте 1400м вышли на край кальдеры. По краю был небольшой гребень, сильно дуло в центре кальдеры конус кратера. На его склоне лежит разбившийся вертолёт и верёвка к нему. Существует вариант подъема по южному склону кратера, по лаве. Обратно спускались быстро (от кальдеры 30мин). На обратном пути в русле ручья набрали воды. Ночью в лагерь пришла лиса, насилу выгнали.

Набор – 1100 м. Пройдено - 9,5 км.

0244

0252

0260

 

10.09.19

Подъем дежурных в 8:00, погода солнечная. В 10:30 вышли. Спустились до места, куда нас привезли на катере, искупались. Далее пошли в сторону Южно-Курильска. Сначала шли по берегу, но потом нашли квадроциклетную тропу. Пляж каменный или песчаный, идти неудобно. Чуть выше пляжа бамбучник, шиповник, или просто трава, иногда перелески из пихт, часто встречаются ручьи. Около одного из них устроили обед. После обеда тропа на время исчезла, но потом опять нашлась. Встали на берегу р. Ночки, не пересекая её. Вечером к лагерю приходил лисёнок, из плавника соорудили треногу, на которую повесили продукты (лагерь №2).

Пройдено – 18 км. Время в пути – 5 часов.

0334

00431

00457

0351

11.09.19

Подъем дежурных в 7:30, погода солнечная. В 10:00 вышли. Встретили группу, идущую на вулкан Тятя, перебродили р. Ночку (ширина реки 10 м, глубина 0,5 м). После этого достаточно бодро шли по дороге, не доходя 100 – 150 м до реки Тятина рядом с дорогой лежит выброшенная штормом шлюпка. Сразу после неё стоит сойти с дороги и выйти на берег океана. Мы прошли по дороге дальше прямо перед р. Тятина встретили медведицу с двумя медвежатам (сожгли фальшфейер и отступили на берег океана), на берегу встретили рыбака. Перебродили р. Тятину (ширина реки 15 м, глубина 0,6 м, скорость течения небольшая), медведи вышли на нас посмотреть с противоположного берега. Дальше хорошая дорога шла по полке, на ней встретили егеря с кордона Саратовский на квадроцикле. Перед поворотом к кордону тропа выходит на песчаный берег. Кордон стоит в некотором отдалении от берега океана. Дошли до кордона. Там много всяких «даров» моря, интересно расставленных или развешенных, скелет кита. Пообедали, приходили 2 лисы, прикормленные на кордоне. Примерно в 16:00 вышли с кордона и вскоре перебродили реку Саратовская (ширина реки 10 м, глубина 0,5 м). На ночь встали на пляже за р. Рогачевкой (ширина реки 3 м, глубина 0,5 м), вечером пошёл дождь. Из песка стали вылезать маленькие  рачки – бокоплавы они не кусаются, но очень надоедливы (лагерь №3).

Пройдено – 13,5 км. Время в пути – 5 часов. 4 переправы.

00496

0375

0409

 

00513

00529

00602

12.09.19

Подъем дежурных в 7:00, погода с утра пасмурная. В 9:30 вышли. Шли вдоль берега, после двух бродов (ширина реки 5 м, глубина 0,5 м) дорога уходит с берега, чтобы обогнуть мысы Рогачёва и Геммерлинга, на перевал. Дорога идет по заболоченной местности, но со временем становилась более широкой и сухой. После перевала дорога выводит к кордону Филатовский. Кордон заброшен. Далее после бродов через р. Болышева и р. Филатова (ширина рек 5-7 м, глубина 0,3 м) дорога возвращается на берег океана. На перевале нашли несколько ягод клоповки. В целом подъём был несложный. Далее шли по берегу, обогнули мыс Медведь, через некоторое время дорога резко поворачивает от берега и обходит мыс. Мыс во время отлива можно обойти и по берегу. На этом участке дорога проходит через густой бамбучник и имеет глубокие колеи. После мыса дорога выводит к броду через ручей и возвращается на берег океана. Через 100-150 м термальный источник «Чайка». Тут оборудованы 2 ванны (горячая поменьше и тёплая побольше 35°С), навес, стол со скамьями, раздевалка и туалет в стороне. Периодически приезжают местные жители на квадроциклах. Рядом есть удобная поляна для стоянки (лагерь №4).

Пройдено – 13,5 км. Время в пути – 4 часа. 4 переправы.

0426

0484

 

 

 

13.09.19

кунаширо2

На двух внедорожниках переехали от источника в Южно-Курильск, где в дирекции заповедника лежали наши вещи, и далее к началу грейдерной дороги в кальдеру вулкана Головнина к озёрам Горячее и Кипящее. Прошли 6,3 км до кордона за 2 ч 30 мин. На кордоне есть домик, в котором можно у егеря снять чердак, беседка, в которой мы ели, туалет, ручей совсем рядом. Вода холоднее ожиданий. Заночевали на кордоне, готовили на примусе. Вечером, радиально, сходили  на озёра (3,3 км). Из Южно-Курильска в Головнино ходит рейсовый автобус (лагерь №5).

Пройдено – 9,6 км.

00746

00754

00790

14.09.19

кунаширо3

В 8:30 вышли с кордона, и дошли до дороги, оттуда на машине доехали до автостоянки, от которой начинается экотропа «Столбчатая». Другой  конец тропы заканчивается у моря, недалеко от мыса Столбчатый. По пути остановились у батареи танковых башен (рядом с п. Серноводск). Вначале экотропы в бамбучнике спрятали рюкзаки и по дороге вернулись к началу тропы на вулкан Менделеева и фумарольное поле. Тропа начинается у аншлага и уходит в сторону вулкана. Через 300 – 400 м она пересекает ручей и после полянки со следами кострища резко уходит вверх. Далее тропа проходит по высокому бамбучнику и выводит к еще одному ручью, остаткам плавильных котлов и куче серы. После этого следует небольшой подъем и тропа выводит в овраг, с ручейком стекающий с фумарольного поля. Посмотрели на фумаролы, набрали серы. Вернулись к экотропе, взяли рюкзаки и пошли по ней. Не доходя 200 м до берега моря, тропа по мосткам преодолевает ручей с термальными источниками. У источника оборудована раздевалка, есть место под палатку. Встали на террасе, на оборудованной стоянке (был стол со скамьями, сетка, растянутая как гамак), за стоянкой есть ручей с пресной водой. После ужина ходили купаться на горячие источники (лагерь №6).

Общий путь – 11,4 км.

00902

00910

00946

00964

00992

01011

15.09.19

Дневка. После завтрака ходили на мыс Столбчатый. Во время максимального отлива мыс можно обойти со стороны моря. Разведали верхнюю тропу вокруг мыса. После обеда купались в горячих источниках.

Общий путь – 5,5 км.

 

16.09.19

Подъем дежурных в 7:00, погода солнечная. В 9:00 вышли. С утра было пасмурно, а к обеду пошел дождь. Обошли мыс Столбчатый по верху по тропе. На спусках и подъёмах на тропе провешены верёвки. После мыса шли по берегу моря. Через 2 км появилась дорога, которая привела к дачному поселку. С дороги есть правый отворот, по которому можно выйти на дорогу Южно-Курильска – Головино. Основная дорога идет дальше в сторону озера Лагунного, с левой стороны видны остатки береговых укреплений и батареи танковых башен. Перед озером, у причалов, дорога поворачивает направо и далее идет вдоль берега. На его берегу озера пообедали, а от него дошли до военной части, откуда на машине уехали в Южно-Курильск. Перед КПП есть автобусная остановка. Машина привезла нас в дирекцию заповедника, где мы забрали остатки наших вещей, и далее в порт.

Пройдено – 14 км. Время в пути – 5 часов.

01272

01283

01288

01314

01233

01337

8. Выводы

График продвижения по маршруту.

День

Участок маршрута

Пройденное расстояние

1

пгт. Ю-Курильск – яхта руч. Рубежный кратер Отважный (лагерь №1)

6,6

2

лагерь №1– Вулкан Тятя (радиально)

9,6

3

лагерь №1–– мыс Мысовой  –– р. Ночка (лагерь №2)

18

4

лагерь №2– кордон Саратовский  р. Рогачевка  (лагерь №3)

13,5

5

 лагерь №3 гор. ист. Чайка (Добрый Ключ) (лагерь №4)

13,5

6

гор. ист. Чайка (Добрый Ключ) (лагерь №4)машина – Южно-Курильск 48 км дороги кальдера влк. Головнина - озера Кипящее и Горячее – кордон (лагерь №5)

9,6

7

лагерь №5 – 48 км дороги машина 17 км дороги – С-З фумарольное поле (радиально) экотропа от 17 км дороги гор. источники  лагерь №6

11,5

8

лагерь №6   обход мыса Столбчатый  со стороны моря (радиально)

5,5

9

лагерь №6   обход мыса Столбчатый  оз. Лагунное пос. Лагунное машина пгт. Южно-Курильск

14

 

Маршрут пройден без ЧП и в срок. Основная цель достигнута: мы ознакомились с южным островом Курильской гряды. На Кунашире мало дорог для обычного транспорта - полторы (одна с хвостиком), одна - соединяющая центр - Южно-Курильск и южную часть острова и вторая (хвостик) - соединяющая Южно-Курильск с Лагунным, т.е. почти западным побережьем. Дорогами удобно пользоваться для переездов между пешими участками маршрута. Вездеходный транспорт представлен джипами и квадроциклами. Джипы заказывается как обычное такси, они могут также предложить и морской транспорт по цене ниже цены заповедника. Квадроциклами пользуются командировочные.

Сентябрь - хороший месяц для походов по Курилам, к тому же нам повезло с погодой - было много солнечных и тёплых дней. В августе начинается ход красной рыбы на нерест в местные реки (не все), который длится до зимы с пиком в сентябре.

На территории заповедника нельзя разводить костры, поэтому стоит озаботиться горелками. Но на маршруте везде есть костровища и плавник, кроме ночлега на территории кордона в кальдере вулкана Головнина.

Проходимость берегов Кунашира, там, где мы побывали. Красивые пляжи ограничены крутыми скалами. Иногда можно пройти/обойти/пролезть прижимы при отливе, но в большинстве случаев обойти нельзя и приходится уходить вглубь острова. Броды рек и ручьев также удобнее преодолевать при отливе.

Важной проблемой является обувь. Мы пользовались трекинговой обувью, на бродах разувались и надевали сандалии. Одежда и обувь промокают полностью, когда идёшь по высокой траве и кустам - они мокрые либо от росы, либо от дождя.

Мошки и комары нас сильно не беспокоили. Но когда появлялись, мы применяли репелленты. Накомарники не были необходимы.

Средняя скорость передвижения по маршруту составляет около 5 км/час при движении по ровной дороге, 4-4 км/час по тропам и может уменьшаться до нескольких сот метров в час по кедровому, ольховому стланику или бамбуку. При движении по берегу надо учитывать график приливов: обход некоторых прижимов возможен только в отлив и/или в хорошую погоду без волнения моря. Путь по берегу может быть по песку, по гальке, по крупным и мелким камням, по огромным валунам, по которым надо прыгать, в динамике, держа равновесие. Хорошие подошвы и крепкие голеностопы желательны.

И ещё добавляются броды через речки и ручьи, через которые нельзя перепрыгнуть по камням. Поскольку проходимость местности вне дорог, троп и побережья очень ограничена, надо учитывать, что дороги, отмеченные на картах генштаба 80-х годов 20 века, требуют проверки по отчётам (треки) и по спутниковым снимкам.

При туманах, которые на островах нередки, ориентирование затруднено и рекомендуется иметь GPS .

Днёвки мы не планировали изначально, но предложенная за умеренную цену яхта позволила сэкономить время и сделать одну.