ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

ТУРКЛУБ МАИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ

 

о спортивном лыжном походе 4 категории сложности

совершённом в марте 2018 года

в районе Приполярного Урала

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель похода:

Бикчурин Рустам

r.bikchurin@mail.ru

 

М/К № 1/2 ‑ 402

 

 

 

 

 

Москва

2018


Оглавление

 

Справочные сведения   3

Состав группы    4

Особенности района. Общие замечания. СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ   5

Логистика - туда   7

График прохождения маршрута   8

Карта района, маршрут   10

Техническое описание маршрута с фотографиями   12

Логистика - обратно   35

 

 


Справочные сведения

 

Вид туризма

лыжный

Сроки проведения (включая подъезды и отъезды)

02.03.2018 – 25.03.2018

Категория сложности

4

Протяженность активной части, км

263,7

Продолжительность активной части, дни

18

Район

Приполярный Урал

Нитка маршрута

г. Инта – б. «Желанное» – р. Балбанъю – г. Народа (1А, рад.) – пер. Кар-Кар (1Б) – р. Манарага – приют Манарага – г. Манарага (1Б, рад.) – р. Юнковож – пер. Хорота (н.к.) – пер. Безымянный (н.к.) – р. Вангыр – б. «Озёрная» – р. Седью – пер. Аранецкий (н.к.) – б. «40 окладов» – Аранецкий тракт – пос. Аранецкий

Количество участников

10

Руководитель

Бикчурин Рустам Рашитович

Контакты для связи

e-mail: r.bikchurin@mail.ru

Маршрутная книжка, №

№ 1/2 ‑ 402

 


Состав группы

 

Участник, ФИО

Год рождения

Туристический опыт

Должность

Бикчурин Рустам Рашитович

1979

5ЛУ Приполярный Урал, 3 ЛР Сев. Урал, 5ГР Памир, 6ГУ Каракорум

Руководитель

Саутенков Олег Сергеевич

1997

2ЛУ Кольский п-ов

Оператор

Рекаева Татьяна Николаевна

1991

3ЛУ Сев. Урал, 2ГУ Кавказ

Медик

Масальский Николай Николаевич

1994

3ЛУ Сев. Урал, 2ГУ Кавказ

Реммастер

Калистратова Вера Владимировна

1991

3ЛУ Сев. Урал, 1ЛР Ю.Урал, 5ГУ Памир, 2ГР

 

Коваленко Екатерина Сергеевна

1984

3ЛУ Сев. Урал, 1ГУ с эл. 2 Алтай

Завпит

Киселёв Кирилл Игоревич

1988

3ЛУ Сев. Урал, 1ГУ с эл. 2 Алтай

Снаряженец

Кирпичёв Владимир Иванович

1997

2ЛУ Кольский п-ов, 2ГУ

 

Павлов Вячеслав Вячеславович

1983

3ЛУ Сев. Урал

 

Журбина Анастасия Викторовна

1992

2ЛУ Кольский п-ов, 1ЛР Кольский п-ов, 5ГУ, 2ГР

 

 


Особенности района. Общие замечания. Специальное снаряжение.

 

Приполярный Урал значительно отличается от остальных районов Уральских гор: склоны гор более крутые, часто встречаются скальные обрывы, острые пики. Соответсвенно, данный район позволяет строить технически сложный маршрут. В лесной части снега много. Район является очень лавиноопасным. Ветрено.

 Световой день (это когда можно обойтись без фонарика) в начале похода 6:00-16:00; в конце похода 5:30-16:30. Время московское.

Приполярный Урал охватывает собой как тундровую зону на севере района, так и таёжные леса в южной части. Это следует учитывать при подготовке – начало нашего маршрута проходило по тундровой зоне от базы Желанное до долины реки Манарага. Там мы использовали для приготовления пищи печку-щепочницу фирмы Век, в которой можно готовить на мелких ветках ивняка и мусоре, обогревочной печью естественно не пользовались. При переходе в долине реки Манарага в таёжную часть района, стали использовать разборную варочно-обогревочную печь екатеринбуржца Снигерёва, и продолжали готовить на щепочнице, т.к. это оказалось довольно удобно и быстро. Один кан не печи, второй побольше на щепочнице (на улице). Несмотря на то, что для варочно-обогревочной печи заготавливали много сухих дров (не экономили), на щепочнице на сухих ветках большой кан закипал быстрее.

Передвигались на пластиковых лыжах с камусом.

Часто можно встретить туристов на снегоходах, поэтому в данном районе много буранных дорог. Также часто встречаются балки, имеется приют «Манарага».

В Коми время московское, хотя долгота далеко не московская. Чтобы не вставать в 5 утра, переводим все часы на «походное время» - плюс два часа. Далее в отчёте будет указано именно «походное время».

                                                                

Печка-щепочница Век Овал. Вес 1,4кг.

Фото с сайта ekipirovka.ru

 

Разборная варочно-обогревочная печь Снигерёва. Вес 3,5кг.

Фото с сайта ekipirovka.ru

 


Логистика -  туда.

 

Из Москвы можно доехать прямым поездом до Инты, откуда до базы «Желанное» за 5 часов можно добраться на вездеходах, транспорт до  базы можно заказать через заповедник Югыд-Ва, либо через базу «Желанное». На базе «Желанное» можно разместиться в общежитии за 1200р с человека за ночь.

 

Пошив тента для палатки в поезде

 

Выгрузились в Инте


График прохождения маршрута

 

 

Дата

День пути

Участки маршрута

Расстояние, км

Примечание

05.03

0

Инта – база «Желанное»

 

 

06.03

1

П.т. – под г. Народа

17,6

 

07.03

2

Рад. восх. на г. Народа (1А)

10,75

в одну сторону

08.03

3

П.т. – пер. Кар-Кар (1А) – р. Манарага

13,8

 

09.03

4

П.т. – приют «Манарага»

20,7

 

10.03

5

Днёвка

-

 

11.03

6

Рад. восх. на г. Манарага (Первый зуб,1Б)

13,6

в одну сторону

12.03

7

П.т. – балок Юнковож

13,3

 

13.03

8

П.т.– пер. Хорота (н.к.) – пер. Безымянный (н.к.) –руч. Безымянный

17

 

14.03

9

П.т. – р. Вангыр

18,6

 

15.03

10

П.т. – р. Вангыр

15

 

16.03

11

П.т. – база Озёрная

15,6

 

17.03

12

П.т. – пер. Щель (н/к) – р. Седью

20,3

 

18.03

13

П.т. – под пер. Аранецкий

18

 

19.03

14

П.т. – пер. Аранецкий – изба «40 окладов»

12

 

 

20.03

15

П.т. – Аранецкий тракт

16

 

21.03

16

П.т. – Аранецкий тракт

17

 

22.03

17

П.т. – Аранецкий тракт

16,4

 

23.03

18

П.т. – д. Аранец

8

 

24.03

-

д. Аранец – г. Печора – поезд в Москву

 

 

Всего

263,7 км

 

С учётом коэффициента 1,2

316 км

 

 

Отличие от заявленного плана

Изначально планировалось радиальное восхождение на г. Сабля из избы «40 окладов», но от восхождения пришлось отказаться, т.к. взяли с собой одну верёвку на группу из 10 человек, восхождение на Манарагу показало, что таким образом группа будет подниматься слишком долго.


Ж/Д вокзал Инта

 

       

На вокзале нас встретили 2 вездехода ТРЭКОЛа

 

    

Едем на базу «Желанное»


Карта района, маршрут

Обзорная карта


Маршрут на карте по дням

 


Техническое описание маршрута с фотографиями

 

День 1 (06.03.18)

База «Желанное» –

р. Балбанъю (под г.Народа)

 

17,6 км

 

ЧХВ: 5 часов

 

 

 

 

Один из домиков базы «Желанное»

Подъём в 6:00, завтрак, выход с базы в 8:00. Когда мы уходили, на базу привезли группу из Екатеринбурга, их было около 6 человек, средний возраст 40-50 лет. Они собирались сутки провести на базе, потом пойти в сторону перевала Кар-кар. Весь день идём по слабому следу от снегоходов, который шёл по правому (орогр.) берегу Балбанью. На небе дымка, ветра нет, температура -22гр. В верховье реки Балбанью у последних кустов делаем стоянку. В этот день прошли 17,5км. Готовим на печке щепочнице фирмы Век. Изначально она у нас было с турборежимом, с моторчиком и батарейками, но в первый же вечер моторчик после полутора часов работы печки сгорел, корпус моторчика сильно оплавился. И турбопечка щепочница стала просто печкой щепочницой. Наверное надо удлинять трубку, в которой находится моторчик и этим увеличить расстояние от моторчика до корпуса печки на 7-9см.

Вечером к нам в лагерь заехали снегоходчики – сборная Росии: Саранпауль, Екатеринбург, Питер. Они в этот день доехали на снегоходах до западного плеча г. Народа. Ехали обратно на базу «Желанное».

Долина реки Балбанью

Долина реки Балбанью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День 2 (07.03.18)

Радиальное восхождение на г.Народа (1А)

 

10,8 км (в одном направлении)

Набор высоты 900м

 

ЧХВ: 8 часов

 

 

Подъём группы в 7:30 выход в 9:00. Идём по заметённой снегоходке, сначала по ручью цирка Кар-кар, потом поворачиваем в небольшой кулуар, по которому выходим на большое плато перед вершиной Народа. Видимость плохая 100-200м. В лицо дует снег,  одеваем маски. В такой плохой видимости дошли вначале до креста, который стоит на западном плече вершины, потом до вершины. Путь в одну сторону 10,5км. Спустились в лагерь примерно в 16:00. Не далеко от нас вечером расположилась группа из Екатеринбурга. Температура в течении дня -15-20гр.

 

Подъем на вершину Народа

Подъем на вершину Народа

 

 

 На вершине Народа

 








День 3 (08.03.18)

Р. Балбанъю – пер. Кар-Кар (1А) – р.Манарага

 

13,8 км

 

ЧХВ: 7,5 часов

 

 

Подъём группы в 7:30 выход в 9:00. Первые 4км по вчерашним следам. Погода опять не очень – метёт, видимость плохая, температура -21гр. Ещё 1,5км после отворота от наших следов и мы у перевального взлёта. Следов екатеринбуржцев нет – замело.

Пер. Кар-Кар.

Высота над уровнем моря 1214м. Сложность 1А. Седловина широкая.

Перевальный взлёт с востока 150м. Последние 70м взлёта крутизна 30 градусов, шли без лыж. Тропёжка по колено, местами по пояс.

На спуске нашли следы группы из Екатеринбурга, они тоже шли перевал без лыж.

Перевальный взлёт (для нас спуск) с запада 150м. Первый 100м крутизна 30 градусов, на склоне много больших камней, тоже шли без лыж. Как только склон стал чуть положе, одели лыжи. Из верхнего цирка с озёрами к притоку реки Манарага спустились большим траверсом по следам екатеринбуржцев.

Дошли до самой реки Манарага и встали среди кустов ивняка и берёз. В кустах было много сухостоя. Хватило и на печку щепочницу и на варочно-обогревочную печь. Хорошо, что не побежали в этот день дальше до хвойного леса. Как показал следующий день, после зарослей ивняка первые 5км дров не было, стояли только лиственницы и редкие зелёные ёлочки.

 

 

 

 

Под седловиной пер. Кар-Кар

Спуск с перевала

 

 

 

 

День 4 (09.03.18)

Река Манарага – приют «Манарага»

 

20,7 км

 

ЧХВ: 10,5 часов

 

 

Подъём группы в 8:30 выход в 10:00. Весь день шли по реке Манарага. Опять пасмурно. Через пару переходов, когда начался хороший еловый лес, увидели лагерь екатеринбуржцев. У них большая палатка длиной в шесть метров, внутри несколько отсеков, большая печь, мешки с углём для шашлыка. Вот как отдыхать надо!

Начался лес – началась тропёжка. Примерно к 17:00 дошли до старого балка Манарага. В балке туристы уже редко останавливаются, он расчитан на 8-9 человек. Балок пока ещё не разрушился, печная труба покрыта снегом, который наметает через небольшую щель вокруг трубы в крыше. Ещё 2,5км - 1 час хода и мы в приюте Манарага. Он большой, просторный, рассчитан на проживание 20 туристов с комфортом. В приюте нас встретили два сторожа. Завтра будет днёвка, надо отдохнуть.

Температура в течении дня -16-20гр.

 

День 5 (10.03.18)

Днёвка в приюте «Манарага»

 

 

Сегодня днёвка, и мы наслаждаемся комфортом приюта Манарага. Рубим поленья привезённые вертолётом, ходим за водой. А ещё сегодня первый ясный и морозный день. Открыта гора Манарага во всей красе. Температура вечером упала до -35гр.

Далее не много текста с сайта http://манарага-туризм.рф:

Приют «Манарага» находится у подножия горы с одноимённым названием. Здесь сходятся несколько туристических маршрутов, отсюда покорители вершин начинают восхождения. Рядом сливаются реки Косью и Манарага. 

Инициатором создания приюта стало ООО СПАСФ «Природа» и лично генеральный директор Общества Александр Курченко. В течение нескольких месяцев шло строительство. Материалы завозились вертолётом, так как автодороги в это удалённое место нет. Благодаря усилиям организаторов появилось комфортное здание, рассчитанное на проживание 20 человек. Здесь установлены две печки, оборудован кухонный уголок, места для отдыха. Приют снабжён спутниковой связью с системой Wi-Fi, чтобы путешественники смогли связаться с родными, передать новости. Обычной сотовой связи в этих глухих местах нет. Рядом с приютом находится беседка, кострище, туалет. В нескольких метрах – река Косью и ручей Моренный. И, конечно, отсюда открывается потрясающий вид на горы.

Не могли не внести этот текст в знак благодарности ООО СПАСФ «Природа» и её гендиректору Александру Курченко, который, кстати, тоже лыжный турист. ООО СПАСФ «Природа» основной подрядчик у нефтяных компаний на нашем севере по устранению загрязнений от разлива нефти и нефтяных продуктов. Находится компания в городе Усинск, от туда же из Усинска раз в два месяца прилетает вертолёт. Вертолёт привозит запасы еды, дрова (чтобы лес вокруг не портили), ГСМ для генераторов и бензопил и новую смену в количестве двух человек.

Построили приют летом 2016г.

 

Приют Манарага

 

 

Приют Манарага

 

Приют Манарага

Гора Манарга

 

День 6 (11.03.18)

Радиальное восхождение на г.Манарага (первый зуб, 1Б)

 

13,6 км (в одном направлении)

Набор высоты 1200м

 

ЧХВ: 12 часов

 

 

Общий подъём в 6:00, завтрак, выход в 8:00. Самый длинный ходовой день 27,2км, самый большой набор высоты – 1200м. Вроде не медленно шли и не делали больших остановок, но на хребет вышли только в 15:00, пообедали. На хребте встретили следы росомахи. Лыжи оставили незадолго до выхода на хребет, когда наст перестал проваливаться и начался жёсткий фирн. Там же одели кошки. Только в одном месте в самом низу обошли небольшую стеночку слева по снежному склону, далее шли по самому хребту. Как оказалось, идти по самому хребту на первый зуб Манараги это не совсем правильный путь для зимнего восхождения, не смотря на то что по хребту часто стоят направляющие турики (они наверное летние). Правильно идти по контрфорсу (хоть он и кажется круче), выход на который начинается по раньше с долины реки Манарага. Наш путь и более правильный указал внизу на фотографиях. Снежный склон контрфорса подходит гораздо ближе к вершинке первого зуба и остаётся провесить полторы верёвки. Мы же, когда стало круто – появились выходы скал, провесили пять верёвок. Когда полностью стемнело, до вершины осталась одна верёвка. Но мы уже изрядно замёрзли и приняли решение дюльферять вниз. Спускались в полной темноте. С уходом солнца стало заметно подмораживать. На приюте Манарага были в 23:00. Температура на термометрах показывала -34гр.

 

Наша линия подъёма на Манарагу.

 

Правильная линия подъёма на Манарагу.

 

 

Вдалеке слева гора Народа

 

 

 

 

 

День 7 (12.03.18)

Приют «Манарага» - балок Юнковож

 

13,3 км

 

ЧХВ: 5,5 часов

 

 

Подъём в 9:00, выход в 11:00. Попрощавшись со сторожами приюта Манарага, пошли тропить Косью. Прошли две ходки тропёжки и услышали снегоходы – это два снегохода ООО СПАСФ «Природа» по заданию начальства пробивали путь от реки Юн-Ковож к приюту Манарага. А шли они от базы Озёрная через два перевала, через которые и нам идти. Пройдя ещё ходку по готовой снегоходной дороге, повернули по ней на реку Юнковож и сразу встретили ещё команду из пяти снегоходов. Они все из Питера. К 16:30 дошли до балка Юнковож. Балок не в очень хорошем состоянии. В одном месте прогнила и частично провалилась крыша. Крышу кто-то поставил на место и подпёр доской. Балку явно жить не долго осталось. Балок расчитан на 6-7 человек, поэтому трое спали на полу под настилом. Печь в хорошем состоянии. На веранде перед балком было немало дров. Дежурные начали с них, а остальные пошли  сушиной, чтобы оставить после себя ещё больше дров.

 

День 8 (13.03.18)

Балок Юнковож – пер. Хорота (н.к.) – пер. Безымянный (н.к.) – р. Безымянный

 

17 км

 

ЧХВ: 8,5 часов

 

 

Подъём в 7:30, выход в 9:00. Погода ветреная, метель. Температура 15гр. Сегодня надо преодолеть перевалы Хорота и Безымянный. Изначально собирались идти перевалом Барсукова, который кажется короче и логичнее, но в Москве Виктор Буяльский убедительно попросил на него не ходить, из-за его лавиной опасности. И вчерашняя вторая группа снегоходчиков сказали, что они специально в этом году набивают путь через Хороту и Безымянные, потому что через Барсукова ездить страшно.

Перевал Хорота.

Высота над уровнем моря 890м. Сложность н.к. Соединяет долины левого притока реки Юнковож и реки Хорота. Со стороны реки Юнковож долина плавно подымается до самой седловины – средняя крутизна 10гр. Перевальная седловина очень широкая. На спуск в сторону реки Хорота прямо достаточно круто – склон 25-30гр примерно 200-250м. Снегоходка идёт левее, там более плавный спуск, его видно на карте.

Примерно в полдень были на перевале Хорота. Дул ветер, шёл снег и была плохая видимость – 100-200м. Почти перед самой седловиной встретили команду екатеринбуржцев на снегоходах. После перевала по ручью Хорота спустились до поворота на перевал Безымянный, пообедали. Примерно три часа занял подъём на перевал Безымянный.

Перевал Безымянный.

Высота над уровнем моря 880м. Сложность н.к. Соединяет долины реки Хорота и долину ручья Безымянный. Со стороны реки Хорота средняя крутизна долины при подходах к перевалу 10-15гр, при выходе на широкую седловину 20гр. Ближе к точке седловины рельеф сильно выполаживается. От седловины вниз вначале тоже очень полого, потом местами бывают перепады с рельефом 15-20гр. Спускаемся зигзагом.

В какой то момент при спуске с перевала Безымянный нас накрыла «белая мгла». Делать шаг вперёд совсем не хотелось. Я не видел, куда я иду. Пришлось отпускать санки и спускаться по их следу. Через час после спуска, с потерей высоты мы стали выходить из «белой мглы» и увидели внизу лес. Ещё полчаса по лесу и нашли сушину. Время 16:30.