По островам Онежского залива Белого моря

Общая идея похода - посещение островов Онежского залива. Подъезд на маршрут поездами Москва - Беломорск и Беломорск – Нюхча. Пересадка в Беломорске чуть больше часа.

Протяженность активной части: 160 км
Ходовых дней: - 5
Сроки: 08-13/09/2019
Нитка маршрута: Село Нюхча – р. Нюхча – о. Кусток-Наволок- о. Большая Корепалка – о. Сам-Луда – о. Коткано – о. Кондостров – о. Кутульда-Длинный – о. Бережной – о. Колодезь -остров Мягостров - пролив Мягостровская Салма – о.Щелье – о. Юков – о. Седостров – мыс Медвежий – о-ва Вехлуды- мыс Петролудский – остров Максимиха – мыс. Регостров – устье реки Сума – порог Нижняя Корежка - порог Средняя Корежка – порог Верхняя Корежка – село Сумский посад
Обзорная схема:
Маршрут

К полуночи приехали на станцию Нюхча. От станции вдоль ж.д. полотна ~2км прошли в обратном направлении до ж/д моста. Около моста есть бетонная лестница и спуск на правый берег реки Нюхча. Прошли вверх по реке вдоль реки по тропинке ~500м и встали на небольшой поляне. Уже в ночи было видно что река в сентябре очень сильно обмелела, плавание по ней будет сильно затруднено даже для байдарки. На утро собрали байдарку Ладога-2 и вышли вниз по реке. После ж.д моста прямо по середине реки байдарка стала постоянно садиться на камни. Пришлось пристать к левому берегу прямо в деревне Нюхча и выполнять проводку байдарки пешком, через порог по правой протоке вплотную к берегу. Далее почти вдоль всей деревни до автомоста пришлось выполнять проводку пешком.

Нюхча р. Нюхча за деревней
Проводка по реке по деревне Нюхча За деревней река становится проплываемой

За деревней река Нюхча сужается и воды стало немного больше. Удалось некоторые участки плыть «верхом», свесив ноги по бокам без полной посадки в лодку. После моста на реке несколько простых перекатов. Район впадения притока, реки Ухта проходили по левой протоке. Излучина реки перед впадением в море, оказалась очень мелкой и пришлось снова проводить байдарку пешком.

Вышли в море во время прилива, поэтому удалось по большой воде к вечеру дойти острова Большая Корепалка по прямой. На острове есть стоянка - лавочка и костровище. На острове есть связь мтс и мобильный интернет 2G. Отправили сообщения по почте и уточнили прогноз погоды. С острова ночью виден белый огонь на горизонте. Судя по азимуту очень похоже на маяк Жужмуйский, но нет сведений - работает ли он в настоящее время.

Вид на остров Кустов-Наволок Остров Большая корепалка
Вид на остров Кустов-Наволок
от устья реки Нюхча
Маленький островок-полуостровок
с запада от острова Большая Корепалка

Остров Большая корепалка Маяк острова
Остров Большая корепалка, пресная вода нашлась в лужах на этих скалах Огонек по центру в ночи, по азимуту очень похоже на маяк Жужмуйский (это 50 метровая башня 1871 года постройки)

На утро пасмурная погода не соответствовала прогнозу, ветер был около 3-4 м/с . Было решено немного спрямить машрут пропустив остров Хедостров. С острова большая Корепалка пошли через остров Сам-луда до острова Коткано.

Остров Сам-луда Ромашки острова Сам-луда
Остров Сам-луда, лужи пресной воды Ромашки острова Сам-луда

Остров Коткано состоит из 3-х высоких островов соединенных песчаными косами в центре. На нем расположена очень старая маленькая ветхая избушка рыбаков. Так как изба в этом месте отмечена еще на картах СССР 50-х годов, которые рисовались на основе более старых карт, ей возможно под сотню лет. По направлению от избушки на юг вдоль берега юго-восточной бухты острова около 50-100 метров можно найти колодец с пресной водой. В центральной части на песчаной косе-перемычке есть оборудованная стоянка со столом, костровищем и сушилкой для вещей.

Остров Коткано, изба Вид на Хедостров с коткано
Изба на перемычке Острова Коткано Вид на Хедостров

На западном берегу юго-восточной бухты острова Коткано есть скальная ложбина, из которой на берег вытекает прозрачный ручей пресной воды (родник). С высшей точки южного полуострова около триангуляционного знака есть связь МТС и интернет 3G

Остров Коткано, перемычка Юго-восточный залив Коткано
Остров Коткано, перемычка Юго-восточный залив Коткано
Вид с южной вершины острова Коткано Вид с южной вершины острова Коткано
Вид с южной вершины острова Коткано
на острова Сам-луда
и Большая Корепалка
Вид с южной вершины острова Коткано
на Хедостров

Погода улучшилась и прогноз на вечер и последующие дни был хороший. После обеда сразу пошли на Кондостров и к вечеру встали в центре первой бухты восточнее южной оконечности острова. Тут есть оборудованная стоянка со столом, костровищем и помостом для палатки. На месте Никольского скита Соловецкого монастыря сейчас избушка отшельника. Вокруг бегает собака, в заливе стоит его лодка. Связи на Кондострове нет.

Вид с Кондострова на о.Коткано Кондостров
Вид с Кондострова на о.Коткано Восточная бухта
южной оконечности Кондострова.
Оборудованная стоянка по центру

На следующий день пошли вдоль Кондострова в сторону острова Кутульда, мимо многочисленных мелких остров – луд.

Плоский , Прогонный Лудская корга
Плоский , Прогонный Лудская корга

Прыгает множество тюленей, некоторые подплывают близко к байдарке. Вдали охотится местный микрокит Белуха (она же полярный дельфин). К обеду дошли до острова Бережной, среди группы островов Степановы Луды

Нерпа Вид на острова Кивреи
Любопытные нерпы Вид на острова Кивреи
с острова Бережной.
Средний Киврей h=53 метра.

После обеда через остров Колодезь, дошли до острова Мягостров. На острове Колодезь много крупных пресных дождевых луж.

Вид на острова Колодезь с вершины острова Бережной Вид на острова Перхлуды с вершины острова Бережной
Вид на острова
"13 метров" и Колодезь
с вершины острова Бережной
Вид на острова Перхлуды
с вершины острова Бережной

Ночевали в избушке на юго-восточной оконечности Мягострова. По остаткам большой воды на отливе прошли пролив Мягостровская Салма. Тут есть связь "мтс" и интернет. Прогноз давал хорошую погоду только на половину следующего дня, далее ветер 5-6м/с с порывами 9 м/с. По малой воде может потребоваться проводка байдарки по мелководью.

Остров Колодезь Остров Колодезь
Остров Колодезь,
большие цветущие лужи пресной воды
Остров Колодезь,
есть и чистая пресная вода

Вдоль берега пролива встречаются еще избушки, как старинные ветхие, так и современные.

Избушки на берегах пролива Мягостровская салма остров Лебяжий
Избушки на берегах пролива
Мягостровская салма
остров Лебяжий
к северо-востоку от Маникострова

К обеду прошли пролив мимо острова Юков и вышли к острову Седостров, где пообедали.

Губа попова Грибы
Губа попова К северу и западу от Двинского залива
грибы пока можно безопасно есть

Поднялся сильный ветер, волнение с пенными гребнями. Было принято решение двигаться в сторону берега и ночевать там. Скрываясь от сильного встречного ветра и волны, мимо мыса Медвежий, пришлось уйти в залив и оттуда под прикрытием берега обойти мыс Петролудский к о. Максимиха. Скорость лодки против волны и ветра упала до 3-4 км/час.

Седостров Лебедь
Остров Седостров Лебедь

Ночевали в закрытой от ветра бухте около о. Максимиха

Острова вехлуды остров Максимиха
Погода портится.
Пришлось убежать в залив Верхгуба.
Видны о-ва вехлуды
Закат, остров Максимиха

Прогноз на оставшиеся дни похода был плохой, поэтому решили завершать маршрут по основному варианту в сторону деревни Сумский Посад. С трудом обогнув против сильной волны и ветра остров Максимиха зашли в залив Сумская губа. Этот залив очень мелководный и волна особенно сильная, глубина тут чуть выше колена. Заход в русло реки из залива сложен даже для байдарки из-за мелководья. Русло реки сума Сума внутри залива промаркировано высокой хорошо заметной вешкой с оранжевым флагом конце. В районе этой вешки по заливу течет река Сума и тут глубина сразу несколько метров. От этой вешки, вглубь материка в русле реки Сума виден следующий оранжевый знак, на который надо держать курс, чтобы двигаться по глубокому руслу реки.

Заход в устье реки Сума
Заход в устье реки Сума промаркирован красными флагами.
Движение должно быть по визуальной прямой между флагами.
На прямой находится глубокое русло реки.
В остальных местах Сумской губы,
глубина недостаточна даже для байдарки.

Вверх по реке Сума были пройдены против течения 3 простых порога Нижняя, Средняя и Верхняя Корежки. Все представляют собой одиночные перекаты. Так как байдарка может кратковременно идти со скоростью 9-10 км/час, пороги прогребли против течения без особых проблем. Вышли в деревню Сумский посад, где завершили маршрут около автомобильного моста. В деревне мы пообедали у гостеприимных местных жителей. Отсюда заказали такси из г.Беломорска (2500р). Вечером сели на поезд до Москвы. (билеты брали в кассе за час до поезда)

Краткий обзор сложностей и потенциальных опасностей на маршруте

  • Осеннее мелководье на реке Нюхча и мелководные перекаты в самом селе Нюхча и за ним могут быть опасны с точки зрения пробития байдарки острыми камнями и валяющимися бревнами, досками с гвоздями.
  • Большая площадь протяженность прибрежных мелководных участков в Онежском заливе делают плавание на байдарке сильно зависящем от приливов и отливов. Может так получиться, что зачалившись на берег в прилив вечером, на утро в отлив придется тащить лодки и вещи до 1 км к кромке воды.
  • Если «забыть» или "забить" на лодку на литорали, ее легко может внезапно унести уже через 15-20 минут, если уже идет прилив, а команда, например, разбрелась искать место для лагеря.
  • Практически все отмеченные на карте прибрежные острова во время отлива превращаются в «полуостровы». Во время ветра, на этом мелководье разгоняется довольно большая волна, затрудняющая плавание.
  • Во время отлива все небольшие прибрежные острова придется обходить по большой дуге в сторону моря. Во время сильного волнения в отлив могут возникнуть проблемы с плаванием и зачаливанием в прибрежной зоне.
  • Одиночная лодка может совершать такой поход при условии умения выполнять самостоятельный возврат в перевернутую байдарку Ладога-2 гребцами находящимися с воде. Мы провели тренировки в условиях волны от вейк-катеров на москве-реке в результате которых, выяснили следующее: При условии заполнения байдарки водой не более 50% (или отливе ее помпой до уровня <50%) участники могут перевернуть лодку, последовательно в порядке гребец №2 -> гребец №1 выполняют возврат и посадку в байдарку с воды, могут продолжить откачку воды и/или движение в лодке. Выводы: На время похода обеспечить наличие в лодке закрепленных к какркасу гермомешков и/или емкостей непотопляемости в суммарном дополнительном объеме 150-200 литров. Также у нас была электрическая помпа с запасом времени работы на 3 часа и производительностью 0.5л/сек + ручная помпа.
  • После радиационной аварии 8 августа 2019 года в Двинском заливе Белого моря от ловли рыбы отказались.

Итоги, выводы, рекомендации

  • Имеет смысл делать стапель ниже автомоста в д.Нюхча.
  • Успешность прохождения маршрута по морской части в основном определяется только ветром и волнением на море. Приемлемым для плавания является ветер до 3-4 м/с. В случае штормовых условий и «застревания» на острове можно рассчитывать на небольшое уменьшение ветра в ночной период, что позволит перегрести с островов на основной берег и спланировать свои действия дальше.
  • Во многих точках маршрута, особенно на самых высоких точках ближних островов, есть мобильная связь и интернет, который позволяет получить ближайший прогноз погоды и скорректировать свой график. Однако на дальних островах , в т.ч. Кондострове никакой связи нет и в случае штормовых условий и «застревания» на несколько дней, никто не будет знать о состоянии группы. В результате такого застревания МЧС на вертолете вывезла группу с Кондострова, которая без связи пережидала непогоду. В последствии МЧС выставила группе счет за необоснованные спасательные работы на суму более 1млн.руб. Рекомендуется иметь аварийное средство связи, например, spot или спутниковый телефон для предотвращения таких ситуаций, а также по мере наличия обычной сотовой связи сообщать о своем местоположении.
  • На побережье и островах есть много готовых мест для стоянки с лавочками и оборудованными кострищами, а также множество рыбацких избушек, как старинных, так и современных. Такие стоянки или избушки строят вблизи источников пресной воды.
  • Пресную дождевую воду можно найти в гранитных лужах почти на всех скальных выходах у берега выше 1.5-2 метров от воды, а также вода есть на скальных островах типа «луды». При поиске мест для обеда или ночевки, рекомендуется ориентироваться на такие скалы-плиты или на устья ручьев и рек, вытекающих в море.
  • На берегу моря часто есть огромное количество сухой древесины любого размера, выброшенной штормом, которая отлично горит. Пила и топор ни разу не понадобились для костра.
  • Расчет и печать графика приливов и отливов на время похода, был сделан на центральную точку маршрута в проливе «Железные ворота» в бесплатной свободно распространяемой программе WXTide32 v4.7. Расчет с погрешностью +/- 1-1.5 часа соответствовал полной и малой воде во всех остальных точках маршрута, что более чем достаточно для нужд планирования прохождения различных мелких проливов.
wxtide32

Из интересного в районе, что не удалось посетить.

  • В поселке Нюхча есть музей поморского быта, с забавным названием «Хламной сарай» (с.Нюхча, д.8)
  • Остров Кондостров имеет в северо-западной части развалины лагерного пункта, командировка штрафного пункта Первого отделения при Соловецком Лагере Особого назначения в 1923-31 гг.
  • В южной части Кондострова, за новой рыболовной избой, остатки фундамента никольского скита Соловецкого монастыря
  • Деревянная церковь 1695 года постройки в поселке Вирма

Ссылки