Общая идея похода - посещение островов Онежского залива. Подъезд на маршрут поездами Москва - Беломорск и Беломорск – Нюхча. Пересадка в Беломорске чуть больше часа.
Протяженность активной части: 160 км
Ходовых дней: - 5
Сроки: 08-13/09/2019 |
Нитка маршрута:
Село Нюхча – р. Нюхча – о. Кусток-Наволок-
о. Большая Корепалка – о. Сам-Луда –
о. Коткано – о. Кондостров – о. Кутульда-Длинный – о. Бережной – о. Колодезь -остров Мягостров -
пролив Мягостровская Салма – о.Щелье – о. Юков – о. Седостров – мыс Медвежий – о-ва Вехлуды- мыс Петролудский –
остров Максимиха – мыс. Регостров – устье реки Сума – порог Нижняя Корежка - порог Средняя Корежка – порог Верхняя Корежка – село Сумский посад |
Обзорная схема: |
|
К полуночи приехали на станцию Нюхча. От станции вдоль ж.д. полотна ~2км прошли в обратном направлении до ж/д моста.
Около моста есть бетонная лестница и спуск на правый берег реки Нюхча. Прошли вверх по реке вдоль реки по тропинке ~500м и встали на небольшой поляне.
Уже в ночи было видно что река в сентябре очень сильно обмелела, плавание по ней будет сильно затруднено даже для байдарки.
На утро собрали байдарку Ладога-2 и вышли вниз по реке. После ж.д моста прямо по середине реки байдарка стала постоянно садиться на камни.
Пришлось пристать к левому берегу прямо в деревне Нюхча и выполнять проводку байдарки пешком, через порог по правой протоке вплотную к берегу.
Далее почти вдоль всей деревни до автомоста пришлось выполнять проводку пешком.
|
|
Проводка по реке по деревне Нюхча |
За деревней река становится проплываемой |
За деревней река Нюхча сужается и воды стало немного больше.
Удалось некоторые участки плыть «верхом», свесив ноги по бокам без полной посадки в лодку.
После моста на реке несколько простых перекатов.
Район впадения притока, реки Ухта проходили по левой протоке.
Излучина реки перед впадением в море, оказалась очень мелкой и пришлось снова проводить байдарку пешком.
Вышли в море во время прилива, поэтому удалось по большой воде к вечеру дойти острова Большая Корепалка по прямой.
На острове есть стоянка - лавочка и костровище. На острове есть связь мтс и мобильный интернет 2G.
Отправили сообщения по почте и уточнили прогноз погоды. С острова ночью виден белый огонь на горизонте.
Судя по азимуту очень похоже на маяк Жужмуйский, но нет сведений - работает ли он в настоящее время.
|
|
Вид на остров Кустов-Наволок от устья реки Нюхча |
Маленький островок-полуостровок с запада от острова Большая Корепалка |
|
|
Остров Большая корепалка, пресная вода нашлась в лужах на этих скалах |
Огонек по центру в ночи, по азимуту очень похоже на маяк Жужмуйский (это 50 метровая башня 1871 года постройки) |
На утро пасмурная погода не соответствовала прогнозу, ветер был около 3-4 м/с .
Было решено немного спрямить машрут пропустив остров Хедостров.
С острова большая Корепалка пошли через остров Сам-луда до острова Коткано.
|
|
Остров Сам-луда, лужи пресной воды |
Ромашки острова Сам-луда |
Остров Коткано состоит из 3-х высоких островов соединенных песчаными косами в центре.
На нем расположена очень старая маленькая ветхая избушка рыбаков. Так как изба в этом месте отмечена еще на картах СССР 50-х годов, которые рисовались на основе более старых карт, ей возможно под сотню лет.
По направлению от избушки на юг вдоль берега юго-восточной бухты острова около 50-100 метров можно найти колодец с пресной водой.
В центральной части на песчаной косе-перемычке есть оборудованная стоянка со столом, костровищем и сушилкой для вещей.
|
|
Изба на перемычке Острова Коткано |
Вид на Хедостров |
На западном берегу юго-восточной бухты острова Коткано есть скальная ложбина, из которой на берег вытекает прозрачный ручей пресной воды (родник).
С высшей точки южного полуострова около триангуляционного знака есть связь МТС и интернет 3G
|
|
Остров Коткано, перемычка |
Юго-восточный залив Коткано |
|
|
Вид с южной вершины острова Коткано на острова Сам-луда и Большая Корепалка |
Вид с южной вершины острова Коткано на Хедостров |
Погода улучшилась и прогноз на вечер и последующие дни был хороший.
После обеда сразу пошли на Кондостров и к вечеру встали в центре первой бухты восточнее южной оконечности острова.
Тут есть оборудованная стоянка со столом, костровищем и помостом для палатки.
На месте Никольского скита Соловецкого монастыря сейчас избушка отшельника.
Вокруг бегает собака, в заливе стоит его лодка. Связи на Кондострове нет.
|
|
Вид с Кондострова на о.Коткано |
Восточная бухта южной оконечности Кондострова. Оборудованная стоянка по центру |
На следующий день пошли вдоль Кондострова в сторону острова Кутульда, мимо многочисленных мелких остров – луд.
|
|
Плоский , Прогонный |
Лудская корга |
Прыгает множество тюленей, некоторые подплывают близко к байдарке.
Вдали охотится местный микрокит Белуха (она же полярный дельфин).
К обеду дошли до острова Бережной, среди группы островов Степановы Луды
|
|
Любопытные нерпы |
Вид на острова Кивреи с острова Бережной. Средний Киврей h=53 метра. |
После обеда через остров Колодезь, дошли до острова Мягостров. На острове Колодезь много крупных пресных дождевых луж.
|
|
Вид на острова "13 метров" и Колодезь с вершины острова Бережной |
Вид на острова Перхлуды с вершины острова Бережной |
Ночевали в избушке на юго-восточной оконечности Мягострова.
По остаткам большой воды на отливе прошли пролив Мягостровская Салма.
Тут есть связь "мтс" и интернет. Прогноз давал хорошую погоду только на половину следующего дня, далее ветер 5-6м/с с порывами 9 м/с.
По малой воде может потребоваться проводка байдарки по мелководью.
|
|
Остров Колодезь, большие цветущие лужи пресной воды |
Остров Колодезь, есть и чистая пресная вода |
Вдоль берега пролива встречаются еще избушки, как старинные ветхие, так и современные.
|
|
Избушки на берегах пролива Мягостровская салма |
остров Лебяжий к северо-востоку от Маникострова |
К обеду прошли пролив мимо острова Юков и вышли к острову Седостров, где пообедали.
|
|
Губа попова |
К северу и западу от Двинского залива грибы пока можно безопасно есть |
Поднялся сильный ветер, волнение с пенными гребнями. Было принято решение двигаться в сторону берега и ночевать там.
Скрываясь от сильного встречного ветра и волны, мимо мыса Медвежий, пришлось уйти в залив и оттуда под прикрытием берега обойти мыс Петролудский к о. Максимиха. Скорость лодки против волны и ветра упала до 3-4 км/час.
|
|
Остров Седостров |
Лебедь |
Ночевали в закрытой от ветра бухте около о. Максимиха
|
|
Погода портится. Пришлось убежать в залив Верхгуба. Видны о-ва вехлуды |
Закат, остров Максимиха |
Прогноз на оставшиеся дни похода был плохой, поэтому решили завершать маршрут по основному варианту в сторону деревни Сумский Посад.
С трудом обогнув против сильной волны и ветра остров Максимиха зашли в залив Сумская губа.
Этот залив очень мелководный и волна особенно сильная, глубина тут чуть выше колена.
Заход в русло реки из залива сложен даже для байдарки из-за мелководья.
Русло реки сума Сума внутри залива промаркировано высокой хорошо заметной вешкой с оранжевым флагом конце.
В районе этой вешки по заливу течет река Сума и тут глубина сразу несколько метров.
От этой вешки, вглубь материка в русле реки Сума виден следующий оранжевый знак, на который надо держать курс, чтобы двигаться по глубокому руслу реки.
|
Заход в устье реки Сума промаркирован красными флагами. Движение должно быть по визуальной прямой между флагами. На прямой находится глубокое русло реки.
В остальных местах Сумской губы, глубина недостаточна даже для байдарки.
|
Вверх по реке Сума были пройдены против течения 3 простых порога Нижняя, Средняя и Верхняя Корежки.
Все представляют собой одиночные перекаты.
Так как байдарка может кратковременно идти со скоростью 9-10 км/час, пороги прогребли против течения без особых проблем.
Вышли в деревню Сумский посад, где завершили маршрут около автомобильного моста. В деревне мы пообедали у гостеприимных местных жителей.
Отсюда заказали такси из г.Беломорска (2500р). Вечером сели на поезд до Москвы. (билеты брали в кассе за час до поезда)
Краткий обзор сложностей и потенциальных опасностей на маршруте
- Осеннее мелководье на реке Нюхча и мелководные перекаты в самом селе Нюхча и за ним могут быть опасны с точки зрения пробития байдарки острыми камнями и валяющимися бревнами, досками с гвоздями.
- Большая площадь протяженность прибрежных мелководных участков в Онежском заливе делают плавание на байдарке сильно зависящем от приливов и отливов.
Может так получиться, что зачалившись на берег в прилив вечером, на утро в отлив придется тащить лодки и вещи до 1 км к кромке воды.
- Если «забыть» или "забить" на лодку на литорали, ее легко может внезапно унести уже через 15-20 минут, если уже идет прилив, а команда, например, разбрелась искать место для лагеря.
- Практически все отмеченные на карте прибрежные острова во время отлива превращаются в «полуостровы».
Во время ветра, на этом мелководье разгоняется довольно большая волна, затрудняющая плавание.
- Во время отлива все небольшие прибрежные острова придется обходить по большой дуге в сторону моря.
Во время сильного волнения в отлив могут возникнуть проблемы с плаванием и зачаливанием в прибрежной зоне.
- Одиночная лодка может совершать такой поход при условии умения выполнять самостоятельный возврат в перевернутую байдарку Ладога-2 гребцами находящимися с воде.
Мы провели тренировки в условиях волны от вейк-катеров на москве-реке в результате которых, выяснили следующее:
При условии заполнения байдарки водой не более 50% (или отливе ее помпой до уровня <50%) участники могут перевернуть лодку, последовательно в порядке гребец №2 -> гребец №1 выполняют возврат и посадку в байдарку с воды, могут продолжить откачку воды и/или движение в лодке.
Выводы: На время похода обеспечить наличие в лодке закрепленных к какркасу гермомешков и/или емкостей непотопляемости в суммарном дополнительном объеме 150-200 литров.
Также у нас была электрическая помпа с запасом времени работы на 3 часа и производительностью 0.5л/сек + ручная помпа.
- После радиационной аварии 8 августа 2019 года в Двинском заливе Белого моря от ловли рыбы отказались.
Итоги, выводы, рекомендации
- Имеет смысл делать стапель ниже автомоста в д.Нюхча.
- Успешность прохождения маршрута по морской части в основном определяется только ветром и волнением на море.
Приемлемым для плавания является ветер до 3-4 м/с.
В случае штормовых условий и «застревания» на острове можно рассчитывать на небольшое уменьшение ветра в ночной период,
что позволит перегрести с островов на основной берег и спланировать свои действия дальше.
- Во многих точках маршрута, особенно на самых высоких точках ближних островов, есть мобильная связь и интернет, который позволяет получить ближайший прогноз погоды и скорректировать свой график.
Однако на дальних островах , в т.ч. Кондострове никакой связи нет и в случае штормовых условий и «застревания» на несколько дней,
никто не будет знать о состоянии группы. В результате такого застревания МЧС на вертолете вывезла группу с Кондострова, которая без связи пережидала непогоду.
В последствии МЧС выставила группе счет за необоснованные спасательные работы на суму более 1млн.руб.
Рекомендуется иметь аварийное средство связи, например, spot или спутниковый телефон для предотвращения таких ситуаций, а также по мере наличия обычной сотовой связи сообщать о своем местоположении.
- На побережье и островах есть много готовых мест для стоянки с лавочками и оборудованными кострищами, а также множество рыбацких избушек, как старинных, так и современных.
Такие стоянки или избушки строят вблизи источников пресной воды.
- Пресную дождевую воду можно найти в гранитных лужах почти на всех скальных выходах у берега выше 1.5-2 метров от воды, а также вода есть на скальных островах типа «луды».
При поиске мест для обеда или ночевки, рекомендуется ориентироваться на такие скалы-плиты или на устья ручьев и рек, вытекающих в море.
- На берегу моря часто есть огромное количество сухой древесины любого размера, выброшенной штормом, которая отлично горит.
Пила и топор ни разу не понадобились для костра.
- Расчет и печать графика приливов и отливов на время похода, был сделан на центральную точку маршрута в проливе «Железные ворота»
в бесплатной свободно распространяемой программе WXTide32 v4.7.
Расчет с погрешностью +/- 1-1.5 часа соответствовал полной и малой воде во всех остальных точках маршрута,
что более чем достаточно для нужд планирования прохождения различных мелких проливов.
Из интересного в районе, что не удалось посетить.
- В поселке Нюхча есть музей поморского быта, с забавным названием «Хламной сарай» (с.Нюхча, д.8)
- Остров Кондостров имеет в северо-западной части развалины лагерного пункта, командировка штрафного пункта Первого отделения при Соловецком Лагере Особого назначения в 1923-31 гг.
- В южной части Кондострова, за новой рыболовной избой, остатки фундамента никольского скита Соловецкого монастыря
- Деревянная церковь 1695 года постройки в поселке Вирма
Ссылки
|