ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ

 

ТУРКЛУБ МАИ

 

 

ОТЧЁТ

 

 

о горном туристском спортивном походе

первой категории сложности

по Приэльбрусью (Центральный Кавказ),

совершённом группой туристов ТК МАИ

в период с 29 апреля по 7мая 2019 года

 

Руководитель похода: Смолин Николай,  mr.smolin.nikolya@mail.ru

 

М/К №1/3 - 106

 

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск

 

Справочные сведения

 

Вид туризма

горный

Категория сложности

1

Район

Приэльбрусье (Центральный Кавказ)

Сроки активной части похода

29.04.19 – 07.05.19

Сроки, с учетом подъезда и отъезда

27.04.19 – 09.05.19

Количество препятствий

31А 2н/к

Протяженность нитки маршрута, км

100,2

Нитка маршрута

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – пер. Каяэшик (н/к, 2532) рад. – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск

Количество участников

6

Маршрутная книжка, №

1/3-106

Руководитель

Смолин Николай Александрович

Контакты для связи

mr.smolin.nikolya@mail.ru

 


Почему именно в этом районе? Почему именно в мае?

«Приэльбрусье» — туристическое название части большого Кавказа, расположенной в Баксанском ущелье на территории Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской Республики.Приэльбрусье — популярный центр альпинизма, горнолыжного спорта и туризма.

Очень часто в мае туристы в рамках своего горного маршрута выбирают именно район Приэльбрусья. Этому способствует ряд причин: в плане логистики Кавказ России максимально доступен туристам из северо-западных, западных и юго-западных регионов (а ведь именно эти регионы имеют самую высокую плотность населения (см. рис. 1), следовательно, и туристов в этой части страны больше) нежели другие горные районы, находящиеся, например, в Азии. И с финансовой точки зрения получается организовать вполне бюджетное путешествие, и по времени добираться до Центрального Кавказа недолго: ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с небольшим на поезде. В большинстве своём туристы – люди работающие либо учащиеся, а, значит, «выбить» себе длительный промежуток времени на отдых зачастую является проблемой. Но в мае выпадают государственные праздники 1 мая и 9 мая, между ними попадают ещё и два выходных дня, поэтому на работе остаётся попросить за свой счет всего пару-тройку дней, и можно уже отправиться в горы. Приэльбрусье - ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы – Эльбруса, и горы Чегет, что тоже не может не притягивать туристов. Ещё одним фактором является то, что в последнее время стало больше молодых начинающих туристов, желающих начать свою туристскую жизнь с похода первой-второй категории сложности. А Центральный Кавказ – очень хорошее место для построения маршрута первой-второй категории сложности. Как раз все участники нашей команды, за исключением руководителя, были новичками, идущими в свой первый настоящий горный поход.

Интересен этот район и в историческом плане. По горной гряде и правобережью реки Баксан летом и осенью 1942 года проходил Баксанский рубеж обороны советских войск. Об этом свидетельствуют памятные обелиски на некоторых перевалах (см. фото 1).

 

Подпись: Фото 1: обелиск на перевале Кыртыкауш
Особенности района

2019 год выдался аномальным по количеству выпадших осадков в районе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, поэтому после зимы на горных склонах осталось очень много снега, что влекло за собой серьезную лавинную опасность для горных туристов. Когда по всей России уже растаял снег, в Приэльбрусье по-прежнему оставались его большие массы. В связи с этим МКК рекомендовала максимально аккуратно и обдуманно проходить заснеженные перевалы, избегая подрезание склонов. Одному из руководителейрекомендовали прибегнуть к редактированию маршрута, исключив лавиноопасные склоны. Наш же маршрут начинался с двухдневного прохождения долины, что давало дополнительное время на то, чтобы снег на грядущих перевалах подтаял. На протяжении всего маршрута мы встречали сошедшие лавины (см. фото 2 и 3). Слава Всевышнему, они сошли до того, как пришли мы :) 

Фото 2: На пути к подъёму на перевал Каракайский Северный


Фото 3: После перевала Каракайский Северный

 


 

Состав группы

Собралось в поход 6 человек. Но один из участников накануне отъезда столкнулся с серьёзными проблемами и был вынужден срочно сдать билеты и не идти в поход. Нас осталось пять.

 

Смолин Николай

(руководитель, фотограф, завпит)

 

Кирюхина Наталья

(медик)

Ретунский Михаил

(реммастер)

 

Опыт

Смолин Н.

4ГУ Ц. Тянь-Шань

Кирюхина Н.

1 ЛУ Кольский п-ов

Ретунский М.

ПВД

Кичук А.

1ЛУ Кольский п-ов

Кочетова А.

ПВД

Кичук Антон

(хронометрист, летописец)

Кочетова Анна

(снаряженец)

 

Логистика и аспекты

Добирались мы от Москвы до Невинномысска поездом «Москва - Владикавказ» № 034СА отправлением в 21:50. Билет стоил 2831р. Время в пути заняло 1 сутки и 4 часа.
29.04.19 прибыли на станцию Невинномысская в 2:30, где нас ждал заранее заказанный транспорт. Микроавтобус категории«
B» заказывали у местного жителя – Вячеслава. Пунктуальный и отзывчивый человек. Рекомендую пользоваться его услугами. Номер мобильного телефона Вячеслава: +7-928-359-94-25. В 6:00 мы прибыли в аул Хурзук.

Закончили маршрут в с. Верхний Баксан. Оттуда нас забирал другой водитель. Зовут его Вячеслав. Тоже очень порядочный и общительный человек. Номер телефона: +7-918-746-84-60. У него уже был транспорт категории«С», а именно Volkswagen Crafter. От Верхнего Баксана ехали в Пятигорск, а оттуда на поезде «Кисловодск - Москва» № 681С отправлением в 22:06.

Пользовались примусами Дастан «Шмель», работающими на бензине. Бензин заранее просили закупить шофёра.

Темп на маршруте был следующим: 45 минут движения, 15 минут привал.

Время в вышеизложенных абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве.

Все фотографии сделаны в данном походе с 27.04.09 по 09.05.19. Автор фотографий – Смолин Николай.

Рисунок 1 взят с сайта: http://kontur-map.ru/

Картографические материалы

Основной картой в походе служила схема Центрального Кавказа Михаила Голубева, скачанная с сайта https://www.caucatalog.ru.
Ссылка на карту: https://yadi.sk/d/sQ8JxBrGe7a1ZA

Рисунок 2

Карта очень большая и подробная, нанесены индексы перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати, расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt

Так как в рамках нашего похода нужна была лишь небольшая часть этой карты, то она была обрезана до границ нашего маршрута и распечатана с дополнительным разбиением на части для лучшей детализации и удобства.

В поход брался навигатор с картами OSM (OpenStreetMap).

Ссылки на OSM-карты КБР и Карачаево-Черкессии для навигатора:

http://garmin.gis-lab.info/files/ru.kabardin.7z

http://garmin.gis-lab.info/files/ru.karach.7z

Рисунок 3: обрезано лишнее

Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия). Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: село Верхний Баксан. Перевалы обозначены красными кружками.

Рисунок 4: нанесён маршрут

Рисунок 5: Часть 1

Рисунок 6: Часть 2

Так же бралась ещё одна карта, взятая с сайта https://strahu-net.com/

Ссылка на карту: https://strahu-net.com/archives/turisticheskie-karty/uploads/VBalkaria.jpg

Тоже была обрезана до нужных границ и поделена на две части:

Рисунок 7: Часть 1

Рисунок 8: Часть 2

Нитка маршрута. График прохождения

 

Нитка маршрута заявленная:

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – пер. Каяэшик (н/к, 2532, рад.) – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск

Нитка маршрута пройденная:

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск

 

График прохождения заявленный:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

29.04

1

Невинномысск – аул Хурзук

 

Машина, пешком

29.04

1

Аул Хурзук - р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю

15

Пешком

30.04

2

п.т. - р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – пер. Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол

16,5

Пешком

01.05

3

п.т. – плато Ирахиксырт – пер. Каяэшик (н/к, 2532) рад.

12

Пешком

02.05

4

п.т. – р. Кызылкол – р. Малка – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – спуск к р. Исламчат

13

Пешком

03.05

5

п.т. – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – спуск к р. Уллуесенчи

8

Пешком

04.05

6

п.т. – р. Уллуесенчи – р. Кыртык

9

Пешком

05.05

7

п.т. – р. Кыртык

8

Пешком

06.05

8

п.т. – р. Кыртык – село Верхний Баксан

7,5

Пешком

07.05

9

запасной

 

 

07.05

9

п.т. - Пятигорск

 

Машина, пешком

Итого, с учетом коэф. 1,2 – 106,8 км.

График прохождения фактический:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

29.04

1

Невинномысск – аул Хурзук

 

Машина, пешком

29.04

1

Аул Хурзук - р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю

20,8

Пешком

30.04

2

днёвка

0

Пешком

01.05

3

п.т. – р. Битик-Тюбю

5,7

Пешком

02.05

4

п.т. – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол

7,61

Пешком

03.05

5

п.т. – Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт

9,45

Пешком

04.05

6

п.т. – р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка –дор. Кисловодск – Джилы-Су

7,88

Пешком

05.05

7

п.т. – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242)

12,5

Пешком

06.05

8

п.т. – р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан

20,1

Пешком

07.05

9

п.т. - Пятигорск

 

Машина, пешком

Итого, с учетом коэф. 1,2 – 100,85 км.

 


 

Техническое описание маршрута с фотографиями

 

День 1

 29.04.19

Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – горячие источники Джылы-Суу

В 2:30 прибыли на поезде в Невинномысск, в 6:00 были уже в ауле Хурзук - на точке старта. 40 минут ушло на перепаковку рюкзаков, разлив по бутылкам бензина из канистры, переобувку и надевание ходовой одежды.

Фото 4: Перед стартом. Аул Хурзук.

Фото 5: Берём азимут и в путь!


В ауле есть сотовая связь: МТС, YOTA. По словам местных жителей, у Мегафона даже высокоскоростной интернет ловит. В 6:45 отписались МКК о начале маршрута и пошли по долине реки Уллухурзук.Здесь идет широкая хорошая тропа, больше похожая на полевую дорогу. В Хурзуке, высота была 1500 метров. За 45 минут ходьбы прошли 3,5 км., высота стала 1661 метр.

Фото 6: Долина Уллухурзук

 

Рисунок 9: долина Уллухурзук

 

Утром погода выдалась отличной: ясно, тепло, небольшой освежающий ветерок. По пути был неглубокий брод. Спустя пару часов дошли до источника Нарзана.

 

Фото 7: Брод

В 12:00 уже были на развилке долин Уллухурзук и Битик-Тюбю.

 

Рисунок 10: Развилка долин. Красная – Уллухурзук. Жёлтая – Битик-Тюбю

Фото 8: Развилка долин

 

Когда пошли по Битик-Тюбю, погода сменилась на облачную, изредка моросил дождь.

Фото 9: Миша

Фото 10: Вид на Эльбрус из долины Битик-Тюбю

В 16:30 пришли на горячие источники. Правда, температура воды не совсем соответствовала названию, никто из команды так и не искупался в этот день :) Палатки решили не ставить, переночевали в постройке рядом. Прошли за этот день порядка 21 километра.

Фото 11: Вид на Эльбрус с места горячих источников

На следующий день было запланировано встать в 4:00, быстро поесть, собраться и выдвинуться на перевал Балк-Баши.

День 2

 30.04.19

Днёвка

В этот день пришлось сделать днёвку. Дело в том, что схожим маршрутом шла ещё одна команда из нашего турклуба. В первый день они так же прошли две долины, но к концу дня столкнулись с проблемой: стало понятно, что один из участников заболел и не сможет продолжить путь. Поэтому мы решили оказать поддержку братской команде и помочь ребятам проводить участника обратно в Хурзук, где его посадили в автобус до города. Вечером он уже ехал в поезде в Москву. Пока несколько человек провожали больного, остальные провели тренировку по зарубанию с ледорубом на склоне.

Фото 12: Слева  Денис – заболевший. Правее Алексей – рук. параллельной команды. Михаил и я

Для нас троих провожавших день выдался весьма насыщенным, так как туда-обратно прошли 40 километров, сбросив, и вновь набрав 1000 метров. В обед было сильное пекло, по пути решили искупаться.

Фото 13: Купаемся

Когда шли обратно в лагерь, повстречали Махмуда – местного пастуха яков, который видел нас при спуске. В наше отсутствие он «наверху» познакомился с командой и узнал причину нашего хождения в Хурзук. Понимая нашу усталость, добродушно пригласил к себе в хижину, где накормил и напоил чаем. В долине стемнело, поэтому пастух проводил нас на лошади километров пять, а там уже встретили ребята с фонарями и теплой одеждой. Завтра предстояло выдвинуться на перевал.

День 3

 01.05.19

Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши

Изначально планировали ранним утром подняться на перевал, перевалить и спуститься на плато Ирахиксырт, но с утра была непогода: дождь, плохая видимость из-за облаков, перевала с Эльбрусом не видно. Ждали, ждали – улучшений нет. Ребята радиально сходили на разведку в сторону гребня, вернулись с вестью, что на гребне есть более-менее пологие места, где можно будет поставить палатки. Около полудня распогодилось, и мы выдвинулись с целью подойти ближе к перевалу.

Фото 14: начало подъёма по гребню

Фото 15: Закат

 

День 4

 02.05.19

Пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол

Ранним утром был сильный ветер с дождем и снегом. К 9:00 наступило недолгое затишье, открылось небо, воспользовавшись этим, позавтракали, собрались и в 10:00 вышли. Через 40 минут снова посыпал снег, появлялись резкие порывы ветра.

Фото 16: день 4, начало пути

Фото 17: фотографируемся, пока солнечно


Подъём по гребню идёт по травянистому каменистому склону, где-то видны элементы тропы. Выше уже лежит снег.

Фото 18

Здесь мы попадаем в облако, дует сильный порывистый ветер, наше движение затрудняется.

Фото 19: Вид назад

Фото 20: настигает облако

Фото 21

               Перспективу не видно, для подстраховки достаём навигатор, идём, сверяясь с ним (на карте в навигаторе была нарисована тропа).

Фото 22

                К обеду выходим на седловину перевала. Есть тур. Записок не нашли, оставили свою.