ФЕДЕРАЦИЯ
СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА МОСКВЫ
ТУРКЛУБ
МАИ
ОТЧЁТ
о
горном туристском спортивном походе
первой
категории сложности
по
Приэльбрусью (Центральный Кавказ),
совершённом
группой туристов ТК МАИ
в
период с 29 апреля по 7мая 2019 года
Руководитель
похода: Смолин Николай, mr.smolin.nikolya@mail.ru
М/К
№1/3 - 106
Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р.
Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691)
– р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072)
– р. Кызылкол – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р.
Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск
Справочные
сведения
Вид
туризма |
горный |
Категория
сложности |
1 |
Район |
Приэльбрусье (Центральный Кавказ) |
Сроки
активной части похода |
29.04.19 – 07.05.19 |
Сроки,
с учетом подъезда и отъезда |
27.04.19 – 09.05.19 |
Количество
препятствий |
31А 2н/к |
Протяженность
нитки маршрута, км |
100,2 |
Нитка
маршрута |
Невинномысск – аул Хурзук – р.
Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер.
Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – пер. Каяэшик (н/к, 2532) рад. – дор.
Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат –
пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан –
Пятигорск |
Количество
участников |
6 |
Маршрутная
книжка, № |
1/3-106 |
Руководитель
|
Смолин Николай Александрович |
Контакты
для связи |
mr.smolin.nikolya@mail.ru |
Почему
именно в этом районе? Почему именно в мае?
«Приэльбрусье»
— туристическое название части большого Кавказа, расположенной в Баксанском
ущелье на территории Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской
Республики.Приэльбрусье — популярный центр альпинизма, горнолыжного спорта и
туризма.
Очень
часто в мае туристы в рамках своего горного маршрута выбирают именно район
Приэльбрусья. Этому способствует ряд причин: в плане логистики Кавказ России
максимально доступен туристам из северо-западных, западных и юго-западных
регионов (а ведь именно эти регионы имеют самую высокую плотность населения (см.
рис. 1), следовательно, и туристов в этой части страны больше) нежели другие
горные районы, находящиеся, например, в Азии. И с финансовой точки зрения
получается организовать вполне бюджетное путешествие, и по времени добираться
до Центрального Кавказа недолго: ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с
небольшим на поезде. В большинстве своём туристы – люди работающие либо
учащиеся, а, значит, «выбить» себе длительный промежуток времени на отдых
зачастую является проблемой. Но в мае выпадают государственные праздники 1 мая
и 9 мая, между ними попадают ещё и два выходных дня, поэтому на работе остаётся
попросить за свой счет всего пару-тройку дней, и можно уже отправиться в горы.
Приэльбрусье - ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы –
Эльбруса, и горы Чегет, что тоже не может не притягивать туристов. Ещё одним
фактором является то, что в последнее время стало больше молодых начинающих
туристов, желающих начать свою туристскую жизнь с похода первой-второй
категории сложности. А Центральный Кавказ – очень хорошее место для построения
маршрута первой-второй категории сложности. Как раз все участники нашей
команды, за исключением руководителя, были новичками, идущими в свой первый
настоящий горный поход.
Интересен
этот район и в историческом плане. По горной гряде и правобережью реки Баксан
летом и осенью 1942 года проходил Баксанский рубеж обороны советских войск. Об
этом свидетельствуют памятные обелиски на некоторых перевалах (см. фото 1).
Особенности района
2019
год выдался аномальным по количеству выпадших осадков в районе
Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, поэтому после зимы на горных склонах
осталось очень много снега, что влекло за собой серьезную лавинную опасность
для горных туристов. Когда по всей России уже растаял снег, в Приэльбрусье
по-прежнему оставались его большие массы. В связи с этим МКК рекомендовала
максимально аккуратно и обдуманно проходить заснеженные перевалы, избегая
подрезание склонов. Одному из руководителейрекомендовали прибегнуть к
редактированию маршрута, исключив лавиноопасные склоны. Наш же маршрут
начинался с двухдневного прохождения долины, что давало дополнительное время на
то, чтобы снег на грядущих перевалах подтаял. На протяжении всего маршрута мы
встречали сошедшие лавины (см. фото 2 и 3). Слава Всевышнему, они сошли до
того, как пришли мы :)
Фото
2: На пути к подъёму на перевал
Каракайский Северный
Фото
3: После перевала Каракайский
Северный
Состав группы
Собралось
в поход 6 человек. Но один из участников накануне отъезда столкнулся с
серьёзными проблемами и был вынужден срочно сдать билеты и не идти в поход.
Нас осталось пять. |
|||
|
|
|
|
Смолин Николай (руководитель, фотограф, завпит) |
Кирюхина Наталья (медик) |
Ретунский Михаил (реммастер) |
|
|
|
Опыт |
|
Смолин Н. |
4ГУ Ц. Тянь-Шань |
||
Кирюхина Н. |
1 ЛУ Кольский п-ов |
||
Ретунский М. |
ПВД |
||
Кичук А. |
1ЛУ Кольский п-ов |
||
Кочетова А. |
ПВД |
||
Кичук Антон (хронометрист, летописец) |
Кочетова Анна (снаряженец) |
|
Логистика
и аспекты
Добирались мы от Москвы до Невинномысска поездом
«Москва - Владикавказ» № 034СА отправлением в 21:50. Билет стоил 2831р. Время в
пути заняло 1 сутки и 4 часа.
29.04.19 прибыли на станцию Невинномысская в 2:30, где нас ждал заранее
заказанный транспорт. Микроавтобус категории«B» заказывали у местного жителя –
Вячеслава. Пунктуальный и отзывчивый человек. Рекомендую пользоваться его
услугами. Номер мобильного телефона Вячеслава: +7-928-359-94-25. В 6:00 мы
прибыли в аул Хурзук.
Закончили маршрут в с.
Верхний Баксан. Оттуда нас забирал другой водитель. Зовут его Вячеслав. Тоже
очень порядочный и общительный человек. Номер телефона: +7-918-746-84-60. У
него уже был транспорт категории«С», а именно Volkswagen Crafter. От Верхнего
Баксана ехали в Пятигорск, а оттуда на поезде «Кисловодск - Москва» № 681С
отправлением в 22:06.
Пользовались примусами
Дастан «Шмель», работающими на бензине. Бензин заранее просили закупить шофёра.
Темп на маршруте был
следующим: 45 минут движения, 15 минут привал.
Время в вышеизложенных
абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве.
Все фотографии сделаны
в данном походе с 27.04.09 по 09.05.19. Автор фотографий – Смолин Николай.
Рисунок 1 взят с сайта:
http://kontur-map.ru/
Картографические материалы
Основной картой в походе служила схема Центрального
Кавказа Михаила Голубева, скачанная с сайта https://www.caucatalog.ru.
Ссылка на карту: https://yadi.sk/d/sQ8JxBrGe7a1ZA
Рисунок
2
Карта очень большая и подробная, нанесены индексы
перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати,
расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt
Так как в рамках нашего похода нужна была лишь
небольшая часть этой карты, то она была обрезана до границ нашего маршрута и
распечатана с дополнительным разбиением на части для лучшей детализации и
удобства.
В поход брался навигатор с картами OSM (OpenStreetMap).
Ссылки на OSM-карты КБР и Карачаево-Черкессии для навигатора:
http://garmin.gis-lab.info/files/ru.kabardin.7z
http://garmin.gis-lab.info/files/ru.karach.7z
Рисунок
3: обрезано лишнее
Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия).
Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: село Верхний Баксан. Перевалы обозначены
красными кружками.
Рисунок
4: нанесён маршрут
Рисунок
5: Часть 1
Рисунок
6: Часть 2
Так же бралась
ещё одна карта, взятая с сайта https://strahu-net.com/
Ссылка на карту: https://strahu-net.com/archives/turisticheskie-karty/uploads/VBalkaria.jpg
Тоже была обрезана до нужных границ и поделена на две части:
Рисунок
7: Часть 1
Рисунок
8: Часть 2
Нитка
маршрута. График прохождения
Нитка маршрута заявленная:
Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р.
Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072)
– р. Кызылкол – пер. Каяэшик (н/к, 2532, рад.) – дор. Кисловодск - Джилы-Су –
пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242)
– р. Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск
Нитка маршрута пройденная:
Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р.
Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691)
– р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072)
– р. Кызылкол – дор. Кисловодск - Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – р.
Уллуесенчи – р. Кыртык – село Верхний Баксан – Пятигорск
График прохождения заявленный:
Даты |
Дни
пути |
Участки
маршрута |
Км |
Способы
передвижения |
29.04 |
1 |
Невинномысск
– аул Хурзук |
|
Машина,
пешком |
29.04 |
1 |
Аул
Хурзук - р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю |
15 |
Пешком |
30.04 |
2 |
п.т.
- р. Битик-Тюбю – пер. Балк-Баши (1А, 3691) – пер. Бурунташ (1А, 3072) – р.
Кызылкол |
16,5 |
Пешком |
01.05 |
3 |
п.т.
– плато Ирахиксырт – пер. Каяэшик (н/к, 2532) рад. |
12 |
Пешком |
02.05 |
4 |
п.т.
– р. Кызылкол – р. Малка – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – спуск к р.
Исламчат |
13 |
Пешком |
03.05 |
5 |
п.т.
– р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) – спуск к р. Уллуесенчи |
8 |
Пешком |
04.05 |
6 |
п.т.
– р. Уллуесенчи – р. Кыртык |
9 |
Пешком |
05.05 |
7 |
п.т.
– р. Кыртык |
8 |
Пешком |
06.05 |
8 |
п.т.
– р. Кыртык – село Верхний Баксан |
7,5 |
Пешком |
07.05 |
9 |
запасной |
|
|
07.05 |
9 |
п.т.
- Пятигорск |
|
Машина,
пешком |
Итого, с учетом коэф. 1,2 – 106,8 км.
График прохождения фактический:
Даты |
Дни
пути |
Участки
маршрута |
Км |
Способы
передвижения |
29.04 |
1 |
Невинномысск
– аул Хурзук |
|
Машина,
пешком |
29.04 |
1 |
Аул
Хурзук - р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю |
20,8 |
Пешком |
30.04 |
2 |
днёвка |
0 |
Пешком |
01.05 |
3 |
п.т.
– р. Битик-Тюбю |
5,7 |
Пешком |
02.05 |
4 |
п.т.
– пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол |
7,61 |
Пешком |
03.05 |
5 |
п.т.
– Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт |
9,45 |
Пешком |
04.05 |
6 |
п.т.
– р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка –дор. Кисловодск – Джилы-Су |
7,88 |
Пешком |
05.05 |
7 |
п.т.
– пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А,
3242) |
12,5 |
Пешком |
06.05 |
8 |
п.т.
– р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан |
20,1 |
Пешком |
07.05 |
9 |
п.т.
- Пятигорск |
|
Машина,
пешком |
Итого, с учетом коэф. 1,2 – 100,85 км.
Техническое
описание маршрута с фотографиями
День 1
29.04.19
Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р.
Битик-Тюбю – горячие источники Джылы-Суу
В 2:30 прибыли на поезде в
Невинномысск, в 6:00 были уже в ауле Хурзук - на точке старта. 40 минут ушло на
перепаковку рюкзаков, разлив по бутылкам бензина из канистры, переобувку и
надевание ходовой одежды.
Фото 4: Перед стартом. Аул Хурзук.
Фото 5: Берём азимут и в путь!
В ауле есть сотовая связь: МТС, YOTA. По словам местных жителей, у
Мегафона даже высокоскоростной интернет ловит. В 6:45 отписались МКК о начале
маршрута и пошли по долине реки Уллухурзук.Здесь идет широкая хорошая тропа,
больше похожая на полевую дорогу. В Хурзуке, высота была 1500 метров. За 45
минут ходьбы прошли 3,5 км., высота стала 1661 метр.
Фото 6: Долина Уллухурзук
Рисунок 9: долина Уллухурзук
Утром
погода выдалась отличной: ясно, тепло, небольшой освежающий ветерок. По пути
был неглубокий брод. Спустя пару часов дошли до источника Нарзана.
Фото 7: Брод
В 12:00 уже были на развилке
долин Уллухурзук и Битик-Тюбю.
Рисунок 10: Развилка долин. Красная –
Уллухурзук. Жёлтая – Битик-Тюбю
Фото 8: Развилка долин
Когда пошли по Битик-Тюбю,
погода сменилась на облачную, изредка моросил дождь.
Фото 9: Миша
Фото 10: Вид на Эльбрус из долины
Битик-Тюбю
В 16:30 пришли на горячие источники. Правда, температура воды не совсем
соответствовала названию, никто из команды так и не искупался в этот день :)
Палатки решили не ставить, переночевали в постройке рядом. Прошли за этот день
порядка 21 километра.
Фото 11: Вид на Эльбрус с места горячих
источников
На следующий день было запланировано встать в 4:00,
быстро поесть, собраться и выдвинуться на перевал Балк-Баши.
День 2
30.04.19
Днёвка
В этот день пришлось сделать
днёвку. Дело в том, что схожим маршрутом шла ещё одна команда из нашего
турклуба. В первый день они так же прошли две долины, но к концу дня
столкнулись с проблемой: стало понятно, что один из участников заболел и не
сможет продолжить путь. Поэтому мы решили оказать поддержку братской команде и
помочь ребятам проводить участника обратно в Хурзук, где его посадили в автобус
до города. Вечером он уже ехал в поезде в Москву. Пока несколько человек
провожали больного, остальные провели тренировку по зарубанию с ледорубом на
склоне.
Фото
12: Слева Денис – заболевший. Правее Алексей – рук.
параллельной команды. Михаил и я
Для нас троих провожавших день выдался весьма насыщенным, так как
туда-обратно прошли 40 километров, сбросив, и вновь набрав 1000 метров. В обед
было сильное пекло, по пути решили искупаться.
Фото 13: Купаемся
Когда шли обратно в лагерь,
повстречали Махмуда – местного пастуха яков, который видел нас при спуске. В
наше отсутствие он «наверху» познакомился с командой и узнал причину нашего
хождения в Хурзук. Понимая нашу усталость, добродушно пригласил к себе в
хижину, где накормил и напоил чаем. В долине стемнело, поэтому пастух проводил
нас на лошади километров пять, а там уже встретили ребята с фонарями и теплой
одеждой. Завтра предстояло выдвинуться на перевал.
День 3
01.05.19
Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши
Изначально планировали
ранним утром подняться на перевал, перевалить и спуститься на плато Ирахиксырт,
но с утра была непогода: дождь, плохая видимость из-за облаков, перевала с
Эльбрусом не видно. Ждали, ждали – улучшений нет. Ребята радиально сходили на
разведку в сторону гребня, вернулись с вестью, что на гребне есть более-менее
пологие места, где можно будет поставить палатки. Около полудня распогодилось,
и мы выдвинулись с целью подойти ближе к перевалу.
Фото 14: начало подъёма по гребню
Фото 15: Закат
День 4
02.05.19
Пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол
Ранним утром был сильный
ветер с дождем и снегом. К 9:00 наступило недолгое затишье, открылось небо,
воспользовавшись этим, позавтракали, собрались и в 10:00 вышли. Через 40 минут
снова посыпал снег, появлялись резкие порывы ветра.
Фото 16: день 4, начало пути
Фото 17: фотографируемся, пока солнечно
Подъём по гребню идёт по травянистому каменистому
склону, где-то видны элементы тропы. Выше уже лежит снег.
Фото 18
Здесь мы
попадаем в облако, дует сильный порывистый ветер, наше движение затрудняется.
Фото 19: Вид назад
Фото 20: настигает облако
Фото 21
Перспективу не видно, для подстраховки достаём
навигатор, идём, сверяясь с ним (на карте в навигаторе была нарисована тропа).
Фото 22
К обеду выходим на седловину перевала. Есть тур.
Записок не нашли, оставили свою.
Фото 23: на перевале Балк-Баши (1А,
3691)
На спуске с перевала много снега, поэтому проходим
немного по гребню влево, там с лавинной лентой проходим по линии падения воды
заснеженные 70 метров вниз по склону, а далее уже начинаются большие проталины
с землёй и камнями.
Фото 24
Фото 25
Понимаем, что по времени не успеем траверсировать
каменистый склон до перевала Бурунташ, да и склон сам по себе порой крутой с
мелкой сыпухой. Вечереет, темнеет, достаём на всякий случай фонари и спускаемся
к реке Кызылкол для поиска места для ночёвки. После спуска пришлось немного
пройтись по окраине ледника Уллучиран. Устали, поставили палатки, поели, уснули.
Рисунок 11: зелёным показано отклонение от
заявленной нитки маршрута
День 5
03.05.19
Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт –
р. Кызылкол
После вчерашнего трудового
дня решили не торопиться и отоспаться. Встали в 10:00. Нас встречало красивое
снежное утро. За ночь насыпало столько снега, что пришлось лопатой откапывать
ледорубы и треккинговые палки, на которых вчера вечером растянули оттяжки
палаток.
Фото 26: утро 3
мая
Фото 27
В 13:30 вышли в сторону перевала Бурунташ (1А,
3072). Перескочить сразу в лоб на противоположный склон было сложно, поэтому
спустились немного вдоль реки Кызылкол и начали подниматься уже по более
пологому и удобному склону.
Фото 28
Когда начали подниматься на перевал, погода
сменилась на облачную, посыпал снег. Подъём на Бурунташ несложный.
Фото 29
Фото 30: спуск к
реке Кызылкол
Вышли на перевал.
Седловина широкая. Построен большой тур. Написали и оставили там перевальную
записку, сняв предыдущую – параллельной группы (они в этот же день прошли
перевал, обогнав нас) (см. приложение).
Фото 31: записка
готова!
Фото 32:
перевальное фото
Спускаемся тем же путём, каким и поднимались,
выходим на плато Ирахиксырт и наблюдаем следующую красоту: см. фото 35-37
Фото 33: спуск с
пер. Бурунташ
Фото 34
Фото 35
Фото 36
Фото 37
Темнеет,
предлагаю участникам встать на плато на ночлег, но они не хотят ставиться на
снегу и готовы идти дальше до конца плато, чтобы встать на морене. Не отказываю
им в этом предложении, так как плато – место менее представляющее опасность,
можно пройти и в сумерках. Съедаем перекус, готовим налобные фонари и начинаем
идти, сверяясь с навигатором, чтобы как можно меньше отклоняться от тропы. Идём
в быстром темпе, стараясь чаще выходить на островки с травой, чтобы не тропить
снег, ибо он порой глубокий – по колено.
Фото 38: на фоне
северного склона Эльбруса
Заснеженное
плато всё же заставило приложить усилие на тропёжку. В девятом часу спустились
на морену, с фонарями поставили палатки. Вдали уже виднелись огни ур.
Джилы-Суу, куда мы планировали выдвинуться завтра.
Рисунок