Водный поход 5 к.с.
по Билину—Кызыл - Хему—Каа - Хему.
А тому много лет назад, когда мы были еще условно стройными и чуть более зубастыми, когда спины
наши гнулись по нашему желанию в любую сторону а не сами по себе, когда любой сустав служил для
того, для чего служит сустав, а не для боли и хруста, когда... короче говоря, четыре года тому назад мы
сидели на стрелке Балык - тык - хема (Каа - Хема ? ) и Кызыл - Хема и с завистью смотрели на Кызыл - Хем,
который считается самой красивой рекой Саян и прикидывали, как бы так извернуться, чтобы и его
посетить и остаться в остатках здоровья...
И придумали мы провести большой поход по означенным местам и потом спокойно помереть с
чувством выполненного долга. Или придумать еще что.
Команде под ее глухой ропот был предложен трех– а не обыкновенно двухнедельный поход, со всех
сторон украшенный забросками по 500 км на машинах, стадом воняющих лошадиным потом вьючных
лошадей без яиц ( без них трудовая дисциплина невообразимо укрепляется), уютной тропой по колено
в черной чавкающей грязи, ледяными переправами с промывкой исподнего, и, на десерт, но
постоянно—мошкой и комариками в промышленных масштабах.
Также были предложены многокилометровые шиверы и пороги вплоть до 6к.с. с неизменными
табличками на окрестных скалах, несколько очень развивающих мускулатуру гигантских обносов
катамаранов в сборе под дождем и по скалам, ну и т.д.
Из другого можно было бы отметить рыбу, грибы, ягоды, синее небо, зеленую тайгу, прозрачную
воду, красивейшие скалы - горы, воздух, который можно фасовать в короба и продавать, зверюшек от
милых няшек бурундуков до медведей, красивых коршунов и т.д.
Они согласились.
Вот список этих согласных:
1. Мальцев П.В. (адмирал, кэп - 1)
2. Масленников А.В. (завхоз,
ремонтник водный)
3. Гущин М.Ю.(зам. Кэп - 1).
4. Кузнецов О.Д. (ремонтник
сухопутный)
5. Лаптев М.И. (кэп - 2, шеф -
повар)
6. Мигулин А.А. (сомелье)
7. Кречетов П.А. (матрос,
министр рыболовства)
8. Богданович И.Б.(матрос)
А вот совокупный анамнез
коллектива: Паховые грыжи,
остеохондрозы,
коксартрозы,
геморрои, резекции желудка,
полиартрозы, артериальные гипо
– и гипертензии, анкилозы
суставов, аллергии, тендиниты,
морская
и
мочекаменная
болезни, аритмии, алкоголизм(ы), ожирение и кахексия, и еще кариес...совсем забыл про кариес ну
поголовно у всех...
Будь это один человек, на его бы могиле уже вырос красивый олеандр... Но пока мы делим это
множество по - товарищески...
Такая вот боевая дружина и встала на путь покорения БелинБаженКызылХемского похода.
31 июля 2016 года.
Впервые на маршрут выходили не слитной командой, а кто как купил билеты на самолет, поэтому
когда мы с А.В,Масленниковым прилетели в Иркутск в 10 утра 31 июля там уже тусовалась вся
команда и стоял готовый под погрузку микроавтобус. Он был подозрительно похож на тот, который
возил нас четыре года тому назад на Балык - Тык - Хем, изнутри от был обит в клеточку светлым мягким
дермантином и тем самым приобретал неприятное сходство с
внутренним объемом гроба.
Но это все чепуха по сравнению с тем фактом, что мы наконец
вырвались!
Мы наконец ехали в поход, о котором я лично мечтал последние
четыре года.
460 километров до Орлика, Байкал, базарчик на его берегу, на
котором кроме омуля не было почти ничего, кроме омуля всех
видов, обед посреди гористой степи в кафе с названием УРЯАЛ.
УРЯАЛ—в переводе с бурятского означает © жизнь ª -
так
называется бурятское землячество в Москве, расположеное на
Мясницкой улице, у общества имеется сайт ( http://uryaal.ru/), ведется работа по многим
направлениям, короче говоря, ставка хана все еще имеет своего баскака (представитель хана на
завоеванных землях). Землячество живет наполненной жизнью, например совсем недавно в Москве
прошла Спартакиада землячеств, где буряты заняли достойное место в стрельбе из лука, борьбе на
поясах “ Бухэ - Барилдаан” и таинственной игре по разбиванию хребтовой кости “ h ээр шаалга ” . ( sic!
знай потаенное, москвич!).
Из новшеств : В Мондах теперь стоит погранзастава, шлагбаум, вооруженный воин собирает паспорта и
уносит в домик для составления списка въехавших. Правда на выезде воины обнаружены не были .
Повидимому власти больше нервничают о числе приближающихся к
границе, а не наоборот.
По дороге разговорчивый бурят спросил—знаем ли мы о судьбе золота
Колчака. Мы не знали, но сразу узнали, поскольку он показал нам на
другом берегу Иркута высоко - высоко несколько пещер, в которых и
хранится до сих пор искомое золото. Теперь мы спокойны за свое
будущее, осталось только подсыпать остальным яду, поскольку
достоверно неизвестно, много ли там золота и хватит ли на всех.
Традиционное посещение святого места на перевале у истоков Иркута,
Оны и Китоя.
Стемнело, дорога катила уже по верховью нашей
любимой реки Оки (Ока (Оха) Саянская 4 к.с.), на
которой мы были дважды ( 2006 г.(в огромное
наводнение) и 2008 г.(в момент победоносной
войны с грузинами).
В полной темноте мы въехали в Орлик, который
можно по праву назвать столицей Оки Саянской.
В поселке есть несколько магазинов, заправка,
новенькая школа под красной крышей и даже баня.
Вот именно в бане мы и были выгружены нашим
говорливым бурятским гидом на ночевку.
В бане было где выпить и закусить, было место
где лечь спать и даже была горячая вода, чем
некоторые из нас сразу и воспользовались. А
некоторые нет.
Широкий двор был окружен заколоченными
домами и покосившимися сараями и очень бы
подошел
для
съемок
фильма о городе Глупове
по Салтыкову - Щедрину.
Спалось преотменно.
01 августа 2016г.
Утром рано приехал Урал.
Есть поверье, что лучшие
машины для продвижения
по горному рельефу это
ГАЗ 66 и Урал. Причем,
там, где не пройдет
Шишига (ГАЗ - 66), там
пройдет Урал. А где не
пройдет Урал, там никто не проедет. Ну если только тягач
ТГМ, но о нем чуть позже...
Подъем в 6 утра, стартовали в 8. Ехали около 5 - ти часов, причем многое расстояние прямо по реке.
Глубины достигали метра и более, но Уралу все едино.
Из Вики : © ... Урал - 4320 был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех
типах дорог. Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными
автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы,
подъёмы до 60 ‰. На 1986 год выпущено более миллиона грузовиков.... ª
Из забавного: © ...В 2005 году во время катастрофического наводнения в Новом Орлеане спасательные
операции проводились на военных грузовиках Урал мексиканской армии, тогда как американские
грузовики оказались непригодны к использованию на затопленных улицах города ... ª
Река Тисса симпатична и живописна, в
низовье стоит деревушка с названием
Балакта, в ней
последний магазин.
В нижнем течении стремительная река выглядит почти некатегорийной, весело журча стремительно
влечет она свои стремительные прозрачные струи через стремительные шумные перекаты в
стремительную грозную Оку, однако никаких стремительных сплавщиков на ней нет, как нет и
никаких отчетов в интернете. Почему - стало стремительно ясно через пару дней.
Столбы с электричеством тянулись
еще довольно долго, но на уровне
верхних летовок закончились и они.
Места исключительно живописные,
но обжитые, особенно летом.
Утренний туман рассеялся, встало
солнце, путешествие получилось
уютным и приятным, не сравнить с
заброской в соседнем ущелье на
горячие источники Хойто - Гола.
В верховьях реки Тисса имеются два красивейших озера. До нижнего (Дозор - Нур, на фото) нас привез
Урал за несколько часов (около 40 - 45 км), далее нам предстояло три дня на лошадях. Порядка 75 км по
плохим тропам с множеством сильных бродов, болотами, парой небольших перевалов - перелазов в
отрогах и одним перевалом в долину Билина.
Ночевать остановились на
живописной поверхности с
купой дереьев, рядом с
колеей, метрах в 500 - х от
реки.
Вечером наши рыбаки
(Паша) наловили первых
хариусов, по реке проехало
самосплавом
пара
надувных лодок и один
катамаран (все рыбачили).
Погоды
стояли
изумительные, виды были
восхитительные, все были
о...фигительные.
Вечером
легкий
дождь,
немного водки, жареный хариус.
Отбой в 21.30.
В целом заброска нам нравилась.
Было нетрудно, и мы думали, что так
будет и дальше. Сын старшего по
заброске бурята—молодой ( и тоже
бурят) по имени Сергей пару раз
попросил
репеллент
от
комаров:
ª ...побрызгать от комариков.... ª Эта вещь
была еще где - то в недрах скарба, поэтому
ему не выдавалась, что вызывало
несколько неадекватную нервозность с
его стороны. И только позже мы наконец
смогли понять, что таким изощренным
способом он просил водки. Кто его
такому научил ?
02 августа 2016г.
Был у нас уговор с Сергеем, что лошади придут в 10 утра. Надо ли было говорить, что никто не
поверил в такую скурпулезную бурятскую пунктуальность...
Но на всякий случай мы встали пораньше, поели побыстрее, а поклажа была собрана еще загодя,
первого августа.
Буряты пришли ровно в 10 утра.
За час все было увязано, причем вязальщики сокрушались по поводу упаковок с железом, мол
неудобно будет лошадям.
Всего 8 лошадей, семь грузовых и одна лично для А.В .
Масленникова.
Вот мой конь, три дня я вел его и он слушался, возраст
12 лет, имя– Буран.
Вообще коней начинают использовать с 2 - 3 лет и далее
везде пока работают, некоторые и до 15 и более лет
дорабатывают, а потом пенсия в виде колбасы.
Кстати, конь—это кастрированный жеребец, и никак
иначе.
Местные буряты переводят жеребцов в разряд коней в
возрасте 2 - 3 лет.
Средняя грузоподъемность вьючного коня—около 100
кг, нам буряты сказали про 60 - 70 кг, берегли животных.
По моим личным наблюдениям за ходовой день кони уставали преизрядно.
Один из бедняг нес трубы каркаса и к концу заброски имел обширную потертость на крупе сбоку.
Бурят Сергей на эту тему не заморачивался. Сказал, что само зарастет.
Стартовали в 11 утра. Отличная погода, не жарко, солнце, кучевые облака. Мошки и комаров почти
нет, первый час все привыкали к роли погонщиков, потом дело пошло вполне весело. Сразу же после
старта начали набирать на борт долины, огибая что - то непроходимое.
Потом начались горелые леса, потом болота, к обеду пошел
дождь и мы остановились на перекусить и выпить аккурат
перед первой значительной переправой. Правый приток,
река Харикта - Гол.
Переправа была с одной стороны—после обеда, что хорошо, но, с другой стороны—уже к вечеру и под
дождем и река представляла собой вполне по брюхо лошади с сильным течением и подустали все
изрядно и нежелание мочить обувь почти исчезло, и вот все это уже было плохо.
На
стоянку пришли в 20.00 совершенно измотанные. Стоянка была так себе, до воды надо было
спускаться по крутому склону между деревьев метров 50...
Бурят со своей буряткой по имени Юля (возраст
неопределим, от 20 - ти до 40 - ка лет, за все три дня не
сказала ни слова, но селфи на смартфоне делала
постоянно, несколько раз зло кричала на нас как на
животных, что - то гортаное типа ЫЫХ!, мне на
секунду померещилось что сейчас 13 век и меня
угнали в рабство монголы и я вынужден
прислуживать их женам)
поставили палатку
защитного цвета и забрались в нее. К ужину вылезли
и
с мисками пришли к костру. Миски были пусты,
пришлось наполнить. Великодушный Мигулин под
всеобщее тихое шипение налил буряту водки, но
вопреки нашим ожиданиям тот в буйство не впал.
Первые 25 км остались позади. Как постфактум стало ясно—это был
самый легкий и приятный день.
03 августа 2016 г.
Утром вышли в
10.30.
Сразу же
полезли
на
очередной (второй)
перевал в левом
отроге
под
названием Мухай - Хутел - Дабан ( значение первых
двух слов не установлено, дабан—перевал по
бурятски). Перевал, несмотря на то, что всего лишь в
отроге, высокий, долгий, наверху горелый лес и
заросли гонобобеля и жимолости. Синее небо с
редкими облаками, жаркое солнце, сзади вздыхает и
попукивает на ходу Буран, привалы произвольны и редки, тропа представляет себя все больше грязную
черную торфяную канаву глубиной порой до полуметра в тесных зарослях, на горизонтали сразу
болота с мягкими и мокрыми подушками мха и лишайников, бесчисленные переправы через ручьи и
речушки, где если вода дошла до развилки, то пиши пропало, навалится, собьет, закрутит и унесет
визжащее от страха тело далеко - далеко, да и забьет под корягу в омуте на радость хариусам и
нотариусам...
После искомого перевала через некоторое время, уже ближе к вечеру, прошли мимо водопада на реке
Тисса. Именно он и делает ее не очень сплавной. И стравливается сразу много - много метров и
обносить по лесу далеко и крайне неудобно.
Но красиво!
Еще через полкилометра мы вышли к
базе геологов. Пяток больших армейских
палаток, костер, барышни в чистых
штормовках с книжками в руках,
мужественные доценты в бородках и свитерах....романтика из старсоветского времени. Третий день
геологи ждали вездеход на выброску. Было очень неожиданно, и очень приятно.
Возле базы мы в очередной раз перешли реку вброд, поскольку это было уже в непомнюкакой раз, то
все без разговоров спокойно вошли в реку и вышли на другом берегу (ПБ). Лес сменился мелколесьем,
практически кустарником на болоте.
Пройдя с километр по малопонятной колее из ободранных примятых кустов мы в очередной раз
перешли реку на ЛБ, от усталости уже никто не обращал внимание на скорость течения.
Потом еще сколько - то (много) времени на поскрипывающих к вечеру ногах и опять перелаз через реку
на ПБ, и, в опускающихся сумерках как в природе так и в мозгах, уже порознь и пошатываясь команда
стала втягиваться в последний взлет по горелому лесу. Итогом стал приход уже во тьме на большую
поляну со стационарной палаткой и синим тентом над ней, в которой у буржуйки копошилось
несколько бурятов обоего пола. Оказалось, что мы пришли ночевать на т.н. © народный курорт ª ,
название которого я не расслышал. В полутора километрах в сторону были термальные источники, но
мы туда не ходили... Сил не было.
С трудом встав в темноте мы, быстро поужинав, упали и уснули. В эту роковую ночь я потерял одну
галошу (украли ? c вои ? буряты ? зачем ?? )
Утром все скрипело и болело, а бурят Сергей сказал с явными злорадными нотками—вот теперь
начинаются настоящие Большие Грязи... Мы недоумевали, а в чем же мы
два дня тонули ?
04 августа 2016 года
B 10 утра стартовали, и почти сразу
начались воистину Грязи. Солнце, синее
небо, сперва кустарники, потом карликовая
береза.
Конь
под
седоком
Масленниковым упал лишь раз, а мог бы
чаще. Слава богу, седок не пострадал.
Через час хода мы оказались в безлесой
области, где тропа постоянно была
болотом. Леша слез, а Миша Гущин залез
на коня. Путешествие подбиралось к апофеозу—перевалу на Белин.
На пути к перевалу встретилось чудо чудное—посередь © долины дикая ª , на © горней высоте ª , а вернее
вдали, на другом берегу совсем уже обмелевшей Тиссы ( скорее уже ручья, чем реки*) ехал без всякой
дороги вездеход. Сергей объяснил—геологи, ищут золото, база у них в верховьях Малого Белина, за
соседним перевалом.
Испуская громадные клубы синего дыма могучий вездеход медленно, но неостановимо прогрохотал по
склонам наискосок и скрылся... Лишь бы они не нашли месторождения, держим кулаки...
Нам вперед и загибаясь налево за гору со снежником на перевал. А зловонный монстр уехал налево
вверх. Перебродив через Тиссу мы стали набирать по грязной и мокрой тропе на перевал. По горной
привычке приготовившись к многочасовому тягуну я был приятно удивлен, что через час мы уже
сидели на перевале под одиноким деревом и созерцали озеро в две сотки, из
которой и вытекает
Белин. Было около 13.00.
Обедали.
На перевале мы вдруг
почуяли воду, вода уже
была рядом, а мы водные
туристы, не пешеходные, и, тем более, упаси
боже, не конные. Однако, спуск с перевала
занял еще не один и не два часа. Сперва пару
часов по колено в пресловутой грязи с
лошадьми в поводу, потом буряты с явным
облегчением отобрали у нас поводья и просто
пустили лошадей табуном впереди себя...
Склон,тропа одна, болот нет, сами пройдут...
Через пару часов вошли в свежесгоревший в прошлом году весьма готичный лес,
потом тропа еще долго вилась между черными стволами, контрастную мрачность
которых ярко подчеркивали фиолетовые цветы неведомого названия. Потом мы
затрахались, строй распался, каждый ковылял в меру своего артрита. Потом мы
затрахались окончательно и последние полчаса были уже совсем лишними, но вот
за поваленными на склоне деревьями, за грязными после нас скользкими ручьями,
среди зарослей кустов и папоротников завиднелся табун уже расседланных коней,
короче говоря, в 18.00 мы прибыли на Белин.
Трехдневное трудное и
увлекательное закончилось . Умотались все на всю катушку, у половины потом
почернели и слезали ногти на ногах.
*( Отличие реки от ручья : ручей не длиннее 10 км, потом уже река,
ручей не глубже 1, 5м (хм..в Саянах не работает), ручей не шире
нескольких метров, ручей может штатно сезонно пересыхать, река
никогда)
Стапель - лагерь выглядел полянкой на берегу, места было много, но на одну , максимум две группы,
это если на головах друг у друга. Иными словами, тут начинал работать © поршень ª , выталкивающий
пришедшую группу собрать сплавсредства и отвалить побыстрее. Поэтому сразу по приходу были
вытащены шкуры и началось ритмичное приплясывание на грушах...началось надувание.
Слово о соск а х : Шкура каждого катамаранного баллона велика и прочна, на шкуре много чего
важного нашито, на ней восседают две больших и тяжелых задницы сплавщиков, внутри шкуры
располагается еще более громадный баллон из прорезиненной ткани, и вот все это великолепие
надувается через два маленьких, почти незаметных черной резины штуцера... Так вот, искусство
изготовления резиновых штуцеров кануло безвозвратно вместе с полетом на Луну, настоящим
первым местом на Олимпиадах, мороженым за 19 копеек и социальным равенством. Не умеют более
их делать так, чтобы не приходилось их вклеивать много раз за один поход, то - ли стали класть мало
резины, то - ли много рубленного пластика...
Прямо на стапеле первый сосок оторвался на СОМЕ, вклеили новый, да так ловко, так умело вклеили,
что он стал смотреть в противоположную от штатного
сторону и стал крайне неудобен к надуванию.
Вторым этапом оторвался сосок на БЕЛУГЕ. Вклеили. У
ремонтника в его бездонных котомках имелась пара штуцеров,
воровато срезанных годом ранее на Кантегире с погибшей
резиновой лодки найденной на берегу...они были из настоящей
резины и потому не доставляли. А вот купленное в
турмагазинах было скользким наощупь и плохо клеилось, зато
хорошо ломалось на изгиб.
Мы знали от возницы, что нам на пятки наступают не менее
двух команд—суровая челябинская и многочисленные свердловско - екатеринбуржская. Надо было
убираться и побыстрее. Их приход виделся на следующий день (05 августа), после полудня.
Кстати, наш министр рыболовства Паша Кречетов сразу достал удочку и ее посредством сразу достал
хариусов из этого ручья (см. комментарии на стр.9). А уж раз образовалась такая закуска...
Завхоз, обложившись грудами мешков и пластиковых бутылок, разделял на кучи поперсонально,
участники
ахали
и
сдавленно матерились,
увидев причитающийся
их объем харчей, рыбак
ловил,
главспирт
разливал,
палатки
стояли, костер горел,
солнце
и
прочие
природные
красоты
наличествовали,
все,
поход стартовал...
Вот таким ручьем
начинается Белин.
05 августа 2016 года.
Утром собрали каты, собрали мешки, ловили мелких хариусов (количество—по запросу дежурных),
причем нам они казались крупными, граммов по триста, но только ниже по Белину мы поняли, что
такое крупный хариус.
Раньше чаемого стали прибывать группы. В 14.00 пришли суровые челябинское мужики, человек
восемь, у каждого в руках был посох... Расмотрев поближе мы поняли, что эти посохи есть весла,
настоящие честные деревянные весла, к которым шурупами прикручивают лопасти, из дерева или
металла—осталось пока невыясненным. Увидев, что поляна занята, немногословные дядьки молча
вброд перешли Белин и скрылись на другом берегу ниже метров на 50. Там тоже есть поляна. Придя на
место они громко прокричали какую - то челябинскую кричалку.
Ближе к 16.00 стали прибывать люди из Е - бурга. Старые дяденьки, несколько старых и одна
среднестарая тетенька, парни. Был один совсем старый турист, аж 1940 г.р.!
Пришло их 12 человек и встали они на поляну и стали смотреть на нас не мигая. И поняли мы, что
пора стартовать. Пора. Никогда я еще не выходил на воду в 18.00, но пришлось.
Также мне пришлось расстаться с левой калошей, поелику я не смог придумать причину не
расставаться с ней. Ведь купить отдельно правую невозможно ( общество потребления, что вы хотите)
а скакать на левой ноге поджав правую долго не стоит, нарушится красота тела.
Я повесил ее не сучок, взгляд одного из свердловчан мне не понравился, я думаю (почти уверен), это
он украл правую калошу (ночью прокравшись в лагерь до перевала) и теперь внутренне торжествовал.
Эх люди...порождение крокодила. Надо будет наточить топор поострее, подумал я. Аппетит приходит
во время еды.
В лоции писано, что до озера Белин петляет и много завалов, расчесок и навалов. Так и оказалось.
Веселый ручей не обладал шириной и мы были лишены маневра, а повороты и поваленные деревья
были ежеминутно. Спортивного в этой рулежке было мало, зато было много шансов насадиться глазом
на сук.
Пару раз каждый из катамаранов наваливал на травянистый бережок или поваленные деревья, но
удавалось отрулить. Неплохая разминка на 1,5 часа.
На одном из поворотов Олег Кузнецов, легкомысленно сидевший почти без упоров и расслабившись
от удара о берег рыбкой нырнул вперед между баллонов под нависающие кусты. Слава богу без
последствий. Журчащая вода мила и красива, но в ней скрыта чудовищная сила.
И вот ближе к 20.00 мы вышли на просторы озера Белин - Холь. Ветра не было, тихо наплывал туман,
красота пейзажа была труднопереносима.
Высокогорное ооочень красивое озеро, вытянутое с Юга на Север, шириной метров 500 и до 6 км
длиной, с явно немалыми глубинами и прозрачной зеленоватой или синеватой (зависит от точки
зрения) водой. Берега покрыты зарослями карликовой березы и островками кедров (пардон! сосен
кедровых) и прочих всяких елей.
Стоянок на озере и нет почти. Сразу после впадения
Белина на ЛБ виднеется избушка и вездеход.
И то и другое носит совершенно стационарный
характер. Туда мы и направились на ночевку,
которая оказалась самой холодной за весь поход.
Избушка стоит несколько в отдалении от берега,
туда ведет тропка, избушка как водится мала,
грязна и темна. Нары, столик, печка в углу.
В домике легли спать трое, остальные побрезговав
ушли по палаткам.
Ночь
была
фантастически
звездной, платой за это стал
сильный
холод,
ночью
температура падала до +4С.
Но мы не замерзли, мы умеем
греться.
К С - В от избушки, метрах в ста,
среди
зарослей
карликовой
березы стоял остов могучего
вездехода.
Внутри совершенно пустой, к
люку прикреплены рога, мотор и
прочие
ходовые
атрибуты
отсутствовали. Явно грубая поломка
вызвала приезд другого вездехода и этот
бедняга был полностью © раздет ª. Геологи
народ рачительный.
И именно такую машину на ходу мы
видели в процессе заброски.
ГТТ(изделие 21) - гусеничный транспортер -
тягач. Создан в конце 50 - х годов. Выпуск
ГТТ послужил причиной прекращения разработки
ряда колёсных вездеходов в СССР.
Гусеницный тягач предназначен для
транспортировеи людей и грузов в условиях
бездорожья, снежных заносов, на сильно
пересеченной местности с наличием глубоких
водных преград, а также по бездорожью в
условиях заснеженной целины и лесисто -
болотистой местности с одновременной
буксировкой специальных или лыжных прицепов,
или других систем общей массой до 4
тонн. Вездеход ГТТ может эксплуатироваться в зимнее время при экстримальных температурах. Широко
применялся в Советской Армии.
Гусеничный вездеход обладает высокой маневренностью, независимая торсионная подвеска дает
возможность двигаться по пересеченной местности с высокой скоростью и преодолевать водные
преграды на плаву. Движение ГТТ вплавь обеспечивается гусеничным движителем. Для увеличения
скорости движения на плаву при преодолении водных преград спереди на подкрылках корпуса
вездехода ГТТ устанавливаются быстросъемные гидродинамические щитки. Гусеничный тягач
ГТТ оборудован эффективными водооткачивающими средствами.
06
августа 2016 г.
Встали с ленцой, вышли поздно, в11.30. Нам
предстояло прогрести озеро Белин - Холь
(холь—озеро по тувински), все 6 км, потом три
озерца с перекатами - шиверками и порог 6к.с.
Безусловный непроход для катамаранов
четверок.
По поводу подъемов и выходов. Если дежурные
просыпались в 6.00, то к семи закипала вода и
проводилась побудка личного состава, и к
10.30 мы выходили. Вам судить быстро это
или не очень, но мы ведь были в
неоформленном походе, шли для себя,
отдыхали. Наверное, можно сократить время
от побудки до выхода до 2, 5 часов, но какое же это будет мучение...
Мы же вот так:
Итак, мы прогребли озеро. На нем уже
работала челябинская команда из четырех
двоек, но они имели план зачалится в
середине и рыбачить.
Первая микрошивера, за ней миниозеро, вторая шиверка, за ней микроозеро, третья шиверочка
( оказалась завалена бревнами, пришлось обводить по левой протоке) и, наконец, последнее озерцо, в
котором уже слышен шум первого порога.
ПОРОГ МОРЕННЫЙ (ВОДОПАДНЫЙ) 5 - 6 к.с.
Чрезвычайно красивый мощный порог со
сложной линией движения, представляющий
каскад
относительно
пологих
узких
водопадных сливов, с мощными пенными
бочками и навалами на обломки скал в русле.
Протяженность кульминационной части около
250 - 300 м.
По нашей воде был совершенно непроходим
для четверок, а для двоек только с
постоянными заклиниваниями и наездами на
камни.
Обнос по ЛБ. Сказать, что там есть хорошая
тропа было бы преувеличением, там есть
тропинка с негабаритными стволами деревьев и половину пути она вьется среди огромных моренных
валунов.
Сперва надо было завести разгруженные каты в
заросший заливчик у ЛБ.
Потом началась мучительная переноска
между огромных валунов.
Потом носили скарб челноками, некоторые из мешков (начало
похода) были очень тяжелыми, некоторые еще тяжелее. Короче
говоря, этот обнос в 300 - 400 метров доставил всем.
Кстати, забыл сказать, еще до порога на СОМе опять рванул
сосок, его клеили после обноса.
Все устали, погода стала портится, но слава богу под порогом
была отличная стоянка, причем никем не занятая.
Вообще надо заметить, что со стоянками не очень, иной вечер
приходилось грести лишний час, а иной раз вставали на просто
ровной галечной поверхности у реки.
День получился архитрудным и очень длинным, но
продвинулись мы по реке буквально на 6 - 7 километров.
Весь вечер шел дождь, небо было
совершенно октябрьским, сильно похолодало, что не
мешало громадному количеству комаров и мошки атаковать
нас. Без накомарника на Белине делать нечего, скушают
подчистую, а, вернее, раньше сойдете с ума. Я потратил
несколько минут на поиски накомарника в рюкзаке, все это
время я махал руками и постепенно входил в состояние
бешенства от отчаяния.
Оборотной стороной этого буйства насекомых было
огромное
количество рыбы
в реке. На утро следующего дня Кречетов, Лаптев и Мигулин
пошли ловить хариусов сразу под порогом и наловили легко
и непринужденно.
07 августа 2016 г.
Утро порадовало отличной погодой. Лоция обещала каскад
несложных шивер. На завтрак давали вкусную рыбу. Жизнь
опять повернулась к нам приятным передом.
Вышли в 11.40.
Ключевым препятствием дня планировался порог Омега (5
к.с.). До него был каскад постепнно усложняющихся шивер. Пару раз приходилось просматривать за
поворотом, потому что казалось, что там упало дерево. Река имела на всем протяжении ширину метров
20, места для маневра мало или нет вовсе, самым опасным является завал или даже просто упавшее
поперек дерево.
Наконец, через совсем небольшое время ( 30 мин ? ) мы добрались до характерного места начала порога
Омега. Вот как его описывает лоция:
Ориентиры: после короткой мощной шиверы участок быстротока 80 - 100 м. далее резкий правый
поворот, река как бы упирается в зеленую стену – очень крутой склон высотой 25 - 40 м густо
поросший ольшаником, впереди видно нагромождение камней и возрастающий уклон русла. Под левым
берегом просторная суводь.
Зачалились и стали смотреть.
Налево наверх поднималась
крутейшая
обносная
тропинка. Вдоль реки по ЛБ
также было что - то типа
прохода, по которому можно
было пройти, но там было
довольно скользко и тесно.
Входная
шивера
порога
сильно засорена валунами и
для четверок непроходима.
Было
принято
решение
обнести вещи и провести
катамараны до места, от
которого можно и сплавиться.
Входная шивера порога, т.н. Первая ступень. Ничего
кроме проводки в стиле Эх - Ухнем не работает.
Кто - то начал обносить вещи по крутой тропинке
через верх, некоторые таскали по берегу.
Катамаран БЕЛУГА был проведен через первую
ступень , на второй ступени команда с
удовольствием села на пустой кат и прокатилась.
Ключевое место второй ступени.
БЕЛУГА зачалилась сразу после второй ступени и
стала ждать СОМа.
Катамаран СОМ стали проводить по первой
ступени, но достаточно неудачно. Его утащило на
середину реки и там он застрял. Потратив полчаса
времени, все веревки и уйму смекалки (как обычно,
Миша Гущин был великолепен) кат сняли.
Перед второй ступенью ребята сели и
прокатились.
И по обыкновению получили огромный
разрыв баллона, который и латали весь
пережор.
После перекуса мы застревая и спотыкаясь проехались по третьей ступени порога—большой и шумной
шивере, где для четверок было слишком мало места.
Ориентиром окончания порога является левая почти сухая протока, так вот аккурат на уровне ее устья
через всю реку лежало огромное еще зеленое дерево, упавшее совсем недавно. Пришлось экстренно
чалится на ЛБ и там уже искать площадку для ночевья.
Мы были не первые, место было изрядно потоптано, и было пару плохих мест под палатки. Решили
вставать. И третий день сплава получился очень энергозатратный и почти без продвижения.
Ночевали с удовольствием, открытием этого вечера стал коктейль Джин - Тоник по
таежному, у нас был с собой джин, а если натолочь в пластиковой бутылке ягод
жимолости и немного воды..то...
Очень понравилось использование старых сковородок, приговоренных дома к
помойке и заботливо утащенных в поход ; каша готовится сама по себе, а в двух
больших сковородках шкворчит или тушенка с луком или грибы или томатный соус
на основе томатной пасты или рыба или то что придумает пара дежурных...
Подходить с ложкой в одной руке и рюмкой в другой к такой сковородке—
сплошное наслаждение!
Я был укушен в губу. Без
последствий, но радость друзьям
доставил.
Поход набирал скорость, хотя по
итогам первых трех дней на воде
возникло ощущение слишком
медленного движения.
08 августа 2016г.
Стартовали в 10.00, погода отличная, солнце.
Непрерывная веселая шивера, тесновато, но много
веселее чем днем раньше. Через 45 минут начались
разбои, скорость упала, шиверы сменили