Отчет о горном походе с восхождением на пик Арганглас Кангри 6805.
Район Восточный Каракорум, штат Джамму и Кашмир Индия

Москва ТК МАИ

Сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность общая/ходовая Сроки проведения
Горный Партизанский ~4 кс 184 28/25 июль-август
Поход по маршруту:
Москва – Лех – д.Терит (занос заброски в долину Терит)- д.Самур - Монастырь Самтамлинг - перевал Самур (2Б,6000) - восхождение на пик Арганглас Кангри (3А, 6805) – перевал Punangma La (2A,5920)-ледник South-East Shupka Kunchang– перевал Ронгду (2А,5750) – перевал Верхний кунзанг (2А, 5900) – радиально оз. НонеймЦо- перевал Кунзанг (2А, 5850) –долина Ронгду –деревня Ронгду– Лех – Москва
который на карте выглядит как-то так:
Состав группы: мальчики и девочки.

1.Некоторые сведения об организации горных походов
в регионе Ладакх и городе Лех

Город Лех расположен на высоте 3600м в большой долине. Это один из немногих городов в Индии, который ориентирован на иностранных спортивных туристов (альпинистов, треккеров, рафтеров, каякеров , байкеров, парапланеристов и т.п.). Поэтому на главной улице Чанг-Спа вы найдете почти всю снарягу и турагентства, готовые оказать любые услуги. Улица устроена аналогично району Тамель в Катманду с бесконечным чередованием последовательности – лавка снаряги, лавка сувениров, турагентсво, ресторан….

В окрестностях распложено "стопицот" древних монастырей, в которых можно познакомиться с буддийской культурой. Лех очень отличается в положительную сторону от остальных городов Индии в плане чистоты улиц, доброжелательности жителей и честности турагентов. И Лех очень удобен для горных походов, туда летает множество прямых рейсов из Дели, есть в продаже газ. Также есть встроенная акклиматизация, которая включается сразу при выходе из самолета ;-)

Особенностью всего Кашмира являются GSM сети без роуминга. Никакие сим карты, кроме именно местных кашмирских не работают. Поэтому лучше сразу договориться с туроператором, чтобы дал вам в пользование парочку местных сим карт. Международные звонки с местных карт работают и дешевы. С интернетом проблем нет, его полно везде, в виде wifi. Ограничений Роскомнадзора не замечено.

В магазинах можно купить почти все сыпучие походные продукты, (крупы, макароны, сахар, соль и т.д.) Можно найти топленое масло, тертый сушеный сыр, сладкое в виде разного простого печенья, вафельных псевдошоколадок, конфет-леденцов и сухофруктов слегка антисанитарного вида. В Лехе можно очень легко найти автотранспорт за вполне умеренную цену. Причем цена для туристов, строго фиксирована по особому прайс-листу, который утверждается правительством штата на год.

Однако, во многие приграничные районы (например, для проезда через перевал Кардунг-Ла) требуется специальный пермит, который выписывают военные. При этом в субботу/воскресенье и некоторые местные праздники пермит могут не выдавать, т.к. у военных тоже выходной. Пермиты на посещение долины Нубра выдаются военными на срок не более недели и требуют оригинала паспорта, поэтому не могут быть выписаны заранее. Нам на поход требовалось 3 пермита – на въезд, на выезд 2 участников, которые шли на полпохода, и на выезд остальных. На выезде пермиты никто не проверял, только на въезде дважды - на постах до и после перевала.

Также в Индии запрещено использование спутниковой связи. Особо нежные чувства индийские военные питают к системе спутниковой связи Thuraya. Тут надо отметить одну особенность этой системы. В момент установления канала связи со спутником, координаты местонахождения телефона передаются в открытом незашифрованном виде. По этой причине, военным не надо вас пеленговать, их автоматизированные системы просто выдергивают из открытого радиоканала координаты и показывают все точки звонков в районе, куда они высылают на вертолете спецназ ловить нарушителей.

Однажды, два испанских альпиниста, отдыхая вечерком в палатке, решили позвонить домой. Через полчаса в их палатку ворвалась примерно такая команда:

(Картина Васи Ложкина: Ансамбль песни и пляски индийской армии)

В общем, наш турагент вытаскивал их из под ареста в военной части с кучей последующих неприятных последствий типа суда, штрафа и депортации. Другие системы спутниковой связи, хотя тоже запрещены, с технической точки зрения уже не идентифицируются также просто как Thuraya. И, как показала практика, при обнаружении не вызывают такого сильного недовольства индийских военных.

На оформление пермитов у нас ушло 2 дня. Но это было к лучшему, т.к. некоторые участники с первого же дня предавались не греховным акклиматизационным удовольствиям, а остальные нашли знаменитый лехский alkoshop (разведанный еще группой Петяныча) и предавались греховным удовольствиям. (Если что, он расположен в подворотне около почты, если там спросить «икскюзми веариз алкошоп?» вам покажут) Так что состояние группы и так не позволяло расфасовать продукты и подготовить заброску за один день.

По опыту трех походов в июле-августе климатические условия в этом регионе очень хорошие. По некоторым наблюдениям, период с 15 июля по 20 августа лучше, чем конец августа-сентябрь. На высотах до 4000 метров тепло и спать можно без палатки. На высотах выше 6000 минимальные ночные температуры не опускались ниже -15. До 5800-6000 метров поверхность ледников, в основном, открытая и/или «заболоченная», а выше 6000 резко начинается очень глубокий непроходимый раскисший снег, поэтому подкошечные снегоступы для таких высот обязательны. Из-за теплого климата можно существенно уменьшить количество теплых вещей и взять однослойную палатку. Все реки в районе непреодолимы - переправы вброд невозможны. Поэтому сразу нужно планировать переход с ледника на нужную строну реки, а в низовьях рек искать мосты. Этот район Каракорума отличается существенно более тяжелой акклиматизацией, по сравнению с Ладакхом или Занскаром.

Описание маршрута

2.Заезд и занос заброски

На перевал Кардунг-Ла ведет хорошая асфальтовая дорога, и лишь на нескольких последних километрах по обе стороны от перевала пока еще остается грунтовка. BRO продолжает укладывать асфальт и скоро доведет дело до конца. На два чекпоста (перед и после перевала) водитель относит копии пермитов и паспорта. На седловине перевала Кардунг-Ла 5430 разведен стандартный туристический свинарник из едальни, сувенирных лавок и гор мусора. Зато с перевала открывается шикарный вид на наш хребет на север, отлично видно вершины группы Saser Kangri 7400, Argan Kangri 6800, а на юге видна вершина Канг Язце 6400, на которую мы ходили в другом походе. Обычно переехать перевал в долину Нубра можно за 4-5 часов, если не поедет колонна военных. В этом случае всех выгонят на обочину и придется их пропускать (+2-3 часа). Военные тут имеют приоритет во всем. В Нубре также все дороги асфальтированные.

Выехали в 12.00 и к вечеру, попивая пиво, доехали на 2-х джипах до деревни Тирит, где местная девушка, за 1000 рупий пустила ,так сказать, козлов в огород переночевать. Она также спрятала наше барахло в сарае на огороде на 4 дня, пока мы отнесем заброску. И даже показала, где в деревне купить еще пива. (Наш турагент заверил, что оставить вещи абсолютно безопасно – местные не воруют) Ночью была проведена разведка захода на тропу, поэтому утром мы отправились, наконец, в поход.

Первый переход был до огромного нового железобетонного будды «майтрейа», который построен BRO над деревней. От него начинается тропа, резко набирающая высоту на отрог, и траверсирующая левый борт долины в обход каньона. Тут нас ждала «подстава». Мы, конечно, набрали по литру воды, но оказалось, что до самого вечера воды не будет, т.к. отрог, по которому идет тропа абсолютно сухой и по нему ничего не течет. Еще несколько тяжелых переходов на жаре окончательно подкосили группу, т.к. под палящим солнцем на высоте вода закончилась очень быстро. С большим трудом мы доползли до замечательного оазиса у ручья. Тут ночевали доброжелательные местные жители с ишаками и лошадьми. Английский они не знали, но произнесли страшное слово «бейс кэмп». (Далее BC) Бейс кэмп = альпинистская экспедиция = офицер связи = неприятности. Руководителю оставалось только «утешаться» маленьким осликом.

Сухой отрог по которому идет тропа Оазис
Ослик Характер долины Тирит в верховьях

На следующий день один участник заболел, и к обеду уже был с высокой температурой. На вид недомогание выглядело очень естественно для акклиматизации и тяжелой нагрузки с сильным обезвоживанием первого дня, поэтому и на обеде решено 2-х человек оставить отдыхать и выздоравливать до завтра под большим камнем с навесом. Оставшиеся понесут заброску до намеченной точки на 5000 и вернутся через день. К вечеру добрались до места ночевки.

После осторожного похода на разведку был обнаружен бейскэмп на другой стороне, на стрелке рек. Ну, по крайней мере, его расположение позволяло отнести заброску скрытно. Вечерний и утренний сеансы радиосвязи подтвердили, что самочувствие улучшается. С утра отнесли заброску под ледник и побежали вниз на встречу к участникам. К вечеру спустились до оазиса. Ослика уже не было (

Утро встретило нас гулом C-130 капитана Теджбира Сингха направлявшего на авиабазу Daulat Beg Oldi в Аксайчине. Индийские военные поставили авиационный рекорд и совершили первую посадку тяжелого транспортного самолета на высоте 5065 метров.

Теперь они могут совершать регулярные полеты для снабжения военных на линии контроля Аксайчин. В прошлом, мы совершили несколько отличных походов в Аксайчине и, восхищаясь мастерством индийских военных пилотов, заменили наше традиционное про B-52 и «жахнем-жахнем-жахнем» на С-130 и «Good morning Captain Singh!».

Козлы в долине Тирит Good morning, Captain Singh!

Тяжелая тропа, измотавшая нас в первый день, на спуск с пустым рюкзаком бежалась легко. Через пару часов мы уже были в знакомом огороде и открывали холодное пиво. После обеда, поймав попутный джип, проехали 15км до поселка Самур, в начало маршрута. Поднявшись до монастыря Самтамлинг, спросили - можно ли заночевать на его огородах. Нам не разрешили. Вообще монастырь какой-то не очень приветливый оказался. Проползли переход по жутким кустарникам к началу тропы по правому борту долины вдоль реки и остановились в заброшенном абрикосовом саду в 1 км от монастыря. Из свежих абрикосов сварили шикарный компот. Ночевали без палатки просто под абрикосовыми деревьями.

3.Подход по долине Самур к перевалу Самур.

По правой стороне долины начинается тропа –серпантин, ведущая к руинам какого-то старого укрепления. Вспоминая жуткий опыт первого дня, набрали с собой воды, но оказалось что после 2-х часового набора тропа довольно быстро спускается к реке и выводит в старое заброшенное поселение-оазис , которое по версии отечественных топокарт называется Мал. Тут несколько сотен лет назад жители заботливо посадили тополя, которые выросли в огромные толстые деревья, разросся цветущий шиповник, выложены загородки из камней. Замечательное место для стоянки и ночевки.
Fort Sumur Valley Mal Sumur Valley
Вид на развалины крепости и долину Нубра Оазис Мал

После Мала, тропа идет по зеленым полянам и продирается через заросший кустарниковый лесок. Вода есть везде. К вечеру выходим по тропе к большой селевой промоине с теплым чистым ручьем. Окло тропы есть отличная теплая каменная ванна, с теплой проточной водой, в которой все искупались. Переход через селевую промоину маркирован турами. Ночевка на полянке у реки.

За следующий день к обеду мимо 2-х ледниковых озер (нижнее треугольной формы и верхнее круглой формы), добрались до оконечной морены ледника. Тут огромное зеленое пастбище, где живет стадо яков. Т.к. далее был неприятный моренный вал и ледник, а самочувствие было не очень, решили заночевать на травке.

Sumur Lake Sumur Lake
Верхнее круглое озеро Sumur Lake Девочки устроили фотосессию

На зеленых полянах перед ледником были обнаружены странные маркировочные знаки, в виде трех 3-х блестящих металлических дисков диаметром 20см, вырезанных из материала типа нержавейки, образующих треугольник со стороной 2-3метра, прибитых к земле крючками из арматуры. Какой-то значок, не то для геодезистов, не то для вертолетчиков.

Вид с седловины перевала Самур на юго-запад.
Слева ледник Северный Тирит, справа ледник Самур.

перевал Самур/Sumur (6000,2Б)

update! После нас перевал был пройден индийской командой и назван East Rassa La Чуть более сложную седловину рядом индийцы называют West Rassa La. Копия карты из AAJ

Точка на карте

Перевал соединяет долины Самур и Тирит. Перевал назван нами по названию долины. ( предположительно первопроход). Подход по пологому закрытому леднику с Северо-западной стороны рекомендуется в связках. Ледник с растрескиванием, но из-за небольшого снежного покрова в июле-августе почти все трещины хорошо видны. С северо-западной стороны на седловину выводит 200метровый снежно-ледовый взлет с крутизной 30-35 градусов, с большим широким бергшрундом по середине склона. Переползли бергшрунд по снежным мостам с перильной страховкой и повесили еще 1.5 веревки до седловины. Седловина представляет собой пологий гребень, на котором поставили палатку и заночевали. На юго-восточную часть нависает небольшой неопасный снежный карниз, и далее идет пологий спуск на ледник Северный Тирит. Карниз и спуск легко преодолевается в связках без перильной страховки. С юго-восточной стороны перевального взлета угадывается узкий бергшрунд, полностью закрытый снегом.

West Rassa La West Rassa La
Перевал Самур с ледника Самур Подъем на перевал Самур с северо-западной стороны
West Rassa La West Rassa La
Простой карниз Перевал Самур с ледника Тирит

С утра мы спустились с перевала и далее двигались вниз по пологому леднику северный Тирит. Ледник очень быстро становится открытым, пористым ледником с кальгаспорами, озерами, ручьями и снежными болотами. Лавируя среди ручьев по поверхности ледника, выходим на центральный осыпной нунатак. Обходим его справа и к обеду достигаем края ледника. Оказалось что спуск с него невозможен, поэтому пообедав, мы перешли на правую морену, по ней спустились к реке вытекающей из ледника. Река непреодолима в брод, а нам надо на другую строну. Вдоль реки мы прошли до очень необычных песчаных дюн, в которых встали на ночевку. Сбегав на разведку, обнаружили, что река прорезает в дюнах глубокий каньон, через который есть каменно-песчаный завал-мост.

Дюны Пик Nya Kangri 6530

Утром перебрались по этому песчаному мосту на левую строну реки и вышли на зеленый моренный карман левого борта. Далее внизу на развилке рек находился BC, обнаруженный ранее. По плану надо было аккуратно и незаметно обойти бейс-кэмп. Но тут мы напоролись на их носильщиков. Пришлось применять стандартную тактику переговоров, где руководитель как будто-то бы не знает языка, а язык знает один из участников и переводит главному вопросы и ответы. Это необходимо для того, чтобы под видом трудностей перевода успеть продумать, обсудить и спланировать тактику переговоров и подкорректировать легенду (наш гид идет сзади, спереди, он заболел и ждет нас в деревне и т.п.). Но интерес носильщиков был поверхностный (может они вообще решили, что мы как-то относимся к их экспедиции), но пришлось зайти в BC, т.к. носильщики шли вниз с нами. А обход мимо тропы будет сразу же подозрительным. К нашей радости в BC были только индийские альпинисты, которым не нужен пермит и офицер связи. Туманно описав наши планы и сфотографировавшись на память, мы отправились вытаскивать заброску.

Взятие заброски оказалось крайне тяжелым из-за того, что река, вытекающая из ледника, была непреодолима. Пришлось по живым осыпям залезать на ледник, по нему переходить на другую строну реки и обратно. Поэтому на вытаскивание заброски лежащей в 500 метрах по прямой ушло полдня. Так как 2 участника из-за короткого отпуска должны были вернуться по этой же долине домой после восхождения, сформировали им на выход небольшую заброску.

4.Аргангласс Кангри

На следующий день начали набор на ледник Аргангласс (название по отчету Боннигтона) , выводящий под одноименную вершину. Набор по левой морене ледника несложный, кое-где встречаются маркировочные турики. К обеду с моренного вала вылезли на пологий открытый ледник. Отсюда открывается шикарный вид на грандиозные ворота перевала Punangma La. (название по американской карте) К вечеру мы дошли до стрелки ледников, где обнаружилась осыпная площадка с ручейком и следами установки BC. На ней встали на ночевку.
Crassula
Растение толстянка на высоте 5755 Crassula

Чуть выше этой полянки в камнях было обнаружено растение Толстянка, на рекордной высоте 5755 метров. Произрастание растения на такой высоте - просто какой-то биологический рекорд, а тот факт, что растение опыляется летающими насекомыми, вообще представляет собой загадку аэродинамики.

Вершина Аргангласс Кангри (6805, 3А)

Локальная высшая точка района, отлично видна с перевала Кардунг-Ла. На пик совершил восхождение Крис Бонингтон в 2001году, но в его отчете не сказано, что это было первопрохождение. Есть сведения, что первопрохождение совершила команда индийцев в 1970 году. (4-5 August 1970 by six Indians under leadership of R. C. Naidu)

arganglaskangri arganglaskangri
Вид на маршрут на Арганглас Вид на Арганглас с перевала Кардунг-Ла
arganglas kangri arganglas kangri
Ледник Арганглас Наш тур с юга от вершины
От лагеря на слиянии ледников набираем примерно 3 перехода по открытому леднику с трещинами под зафирнованный несложный ледопад. Одели снегоступы и еще через переход пообедали. После обеда продолжили прохождение ледопада, чтобы выйти на небольшое плато 6400. Движение в связках с переползанием снежных мостов и поиском удобных проходов. Как и положено, шикарная ясная погода к восхождению резко испортилась, и повалил снег. Лагерь на плато поставили у северной его части на краю бергшрунда, как можно ближе к противоположному склону, т.к. с Аргангласа сходят лавины и обвалы, перебивающие все плато.

Ночью на высоте 6400 было около минус 12-15, и шел снег. Однако, за ночь выпало не очень много снега и утром часа через 2-3 после подъема стало раздувать, появились разрывы облачности. Одели подкошечные снегоступы и полезли на вершину. Преодолев бергшрунд склона Аргангласа по мосту, добрались до первого скального выхода в связках и снегоступах. При этом характер склона несколько раз менялся от глубокого снега до фирна и участков голого льда. От скального выхода до вершины провесили 8 веревок на подъем по снежно ледовому склону при сильном ветре и неустойчивой погоде. Характер склона на перильных участках также постоянно менялся от голого льда на участках покруче, до глубокого снега на легких выполаживаниях. Почти везде удавалось закрутить ледобуры. Где-то для этого нужно было копать, а где-то был твердый голый лед. Крутизна снежно-ледового склона от 30 до 40 градусов. Была также пара коротких более крутых участков льда по 5-7 метров около 45 градусов.

Вершина представляет собой плоский фирновый гребень с гигантскими карнизами на север и осыпями на юг. Высшая точка находится в центральной части. Высота вершины по GPS 6805м. С вершины должны были бы открываться виды на массив Сассер-Кангри, но он был в облаках. На севере виден регион Аксайчин, а на юге виден перевал Кардунг-Ла. Тура не обнаружили. Приспустились до скальных выходов на южную строну гребня сложили свой тур из камней и украсили его молитвенными флажками Лунгта, в соответствии с местными традициями. Лунга это такие готовые гирлянды флажков на веревочках. Они продаются во всех лавках в Лехе. На спуск провесили 9 веревок, часть крепили на ледовой проушине и сдергивали, часть снимали с нижней страховкой. К темноте были в лагере на 6400. На восхождение от лагеря до лагеря ушло 12 часов.

kardung la arganglas kangri
Кардунг Ла с вершины Вершина
Ледник на севере Ледовый мячик прикатился в лагерь 6400

Утром встали и начали собираться в тумане. Тут раздался грохот, и на место только что свернутой палатки, из тумана прикатился и остановился ледовый шарик размером полметра. Сам обвал пришелся на середину плато, что подтверждает, что лагерь надо ставить как можно дальше от центра плато. Следы занесло, но по треку к обеду спустились к площадке ВС на стрелке ледников. Как и положено, после восхождения, погода немедленно исправилась, стало солнечно и жарко. До вечера решили отдохнуть и перегруппироваться, т.к. завтра 2 участника должны были за пару дней дойти до поселка Тирит и закончить поход.

5.Перевал Пунангама Ла и ледник Юговосточный Шукпа-Кунчанг

Изначально наши планы были существенно серьезней, и пик Аргангласс рассматривался как акклиматизационный. Но самочувствие группы было плохим (некоторые участники продолжали температурить), и уверенности в своих силах не было. Было решено изменить маршрут на облегченно-путешествующий с бОльшим набором возможностей досрочного безопасного завершения. Утром мы отправили ребят вниз , а сами пошли в сторону перевала Punangma La.

Вид на перевал Пунангама Ла со стрелки ледников Пунагма и Аргангласс

Перевал Пунангма/Punangma La (5900, 2А)

Перевал позволяет перейти из долины Нубра в верховья долины Шайок через хребет Арган. С западной стороны на перевал ведет пологий ледник Punangma. С восточной стороны – западная ветвь ледника Shukpa Kunсhang South East. Седловина слабо выраженная, пологая, закрытая переметным ледником. На седловине через тающий лед уже проступает осыпь, и вероятно, через некоторое время переметный ледник растает, и обнаружится осыпная седловина. Сложность представляет большое количество неприятных коварных трещин в верхней закрытой части ледников, с обоих сторон перевала. Такой относительно простой перевал через хребет вероятно был известен местным жителям в исторический период, но никаких туров и следов мы не нашли.

punangma la punangma la
Перевал Пунангма-Ла с запада. Без снегоступов никуда Осыпная гряда чуть ниже седловины, где сложили тур
punangma la shupka kunchang
Вид на перевал Пунангма-Ла с востока Вид на ледник Юго-восточный Шупка Кунчанг
К обеду за 4 перехода удалось пересечь, вдоль трещин ледник Аргангласс , обойти стрелку ледников и выйти на ледник Punangma. После обеда по очень пологому открытому леднику мы добрались в район седловины перевала, где начинался глубокий снег. Пришлось одеть снегоступы и связаться, т.к. трещины были закрыты раскисшим снегом. Лавируя между трещин с тропежкой и проваливанием мы выбрались на седловину перевала. На седловине есть каменная осыпь, на которой сложили тур и развесили флажки. Спуск с перевала в связках осложняется закрытым ледником с плохо прогнозируемыми трещинами. Трещин много, первый в группе, проваливался и искал проходы. Последующие связки также проваливались в ослабленные мосты. Однако, через 1 переход на спуск, снег стал исчезать и трещины стали хорошо видны. Добрались до небольшой моренной осыпи на леднике и заночевали. Утром мы выдвинулись в сторону слияния ветвей ледников Shukpa Kunсhang South East и буквально через переход увидели самую обычную утку. Утка была замороженной и выглядела очень аппетитно. С трудом удалось убедить участников, что еды у нас и так полно. Утка это самец чирка-свистунка (Anas crecca), погибла, предположительно, при попытке перелететь хребет Аргангласс по дороге из Индии в Россию.

К обеду мы добрались до слияния ветвей ледника Shukpa Kunсhang South East. Несмотря на ужасный вид поверхности на спутниковом снимке, на местности все было легко проходимо. Оказалось, что это множество ледовых озер разных оттенков и форм, образованных вытаиванием поверхности ледника. Пообедав на слиянии, мы начали набирать в сторону перевала Ронгдум по Юго-Восточной ветви ледника Шукпа Кунчанг Юго-восточный ;-)

shupka kunchang
Вид на западную ветвь ледника Юго-восточный Шупка Кунчанг Утка
Слияние ветвей Вид с восточной ветви ледника Юго-восточный Шупка Кунчанг
Ледник открытый и пологий, небольшие трещины легко обходятся. К вечеру мы добрались до начала зоны снега и встали на ночевку. С утра выдвинулись в сторону перевала Ронгдум.

shupka kunchang rongdum la
Ночевка перед перевалом Ронгдум Перевал Ронгдум направо
Перевал Ронгдум/Rongdum La (5800,2А)

Перевал соединяет долину Ронгдум и Юго-Восточную ветвь ледника Шукпа Кунчанг Юго-восточный. Перевал представляет собой большое ровное плато без выраженной седловины, выводящее на север на ледовые поля восточной ветви ледника Шукпа Кунчанг Юго-восточный, на юг спускается коротким ледником и выводит в долину Ронгдум. Сложность представляют лишь возможные трещины в закрытой части ледников, которые требуют передвижение в связках.

rongdum la rongdum la
Спуск с ледника перевала Ронгдум в долину Ронгдум Вид перевал Ронгдум с юга
Через пару переходов мы вышли в район условной седловины перевала и увидели связку двойку. Залегли и из-за перегиба рассмотрели их через оптику. Убедились, что они не похожи на авангард военного патруля, что это какие-то еще альпинисты. Через переход мы встретились с двумя альпинистами из Канады, которые рассказали, что у них внизу стоит свой BC с заболевшим участником, офицером связи, поваром, китчен-боями, преферансом и релакс-гёрлами . А сами они собираются слазить на какой-нибудь простой 6000-к, если успеют акклиматизироваться. Мы им примерно рассказали про маршрут. Уточнили местоположение их BC, чтобы не встречаться с офицером связи и, обменявшись вкусняшками, пошли вниз. Через пару переходов спустились с ледника в зеленые моренные карманы. Тут есть свое стадо местных яков. Тут и заночевали среди цветочков и ручейков.

6.Перевалы Кунзанг и долина Ронгду

На следующий день мы вышли на ледник, который по версии швейцарской карт ы называется ледник Sang-Logpa Glacier, и начали набор в сторону перевала Верхний Кунзанг-Ла (предп. первопроход, название придумано). Ледник пологий открытый и без трещин. В верхней части ледник имеет большое снежное болото, в котором невозможно поставить палатку, поэтому пришлось дойти до северной части ледника, промочив ботинки. В северной части есть небольшое озеро в кармане между склоном и ледником и относительно сухая поверхность ледника у его берега, где встали на ночевку.

sagtogpo sagtogpo
Ледник Сагтогпо Ночевка выше снежных болот
kunzang
В верховьях ледника Сагтогпо

Перевал Верхний Кунзанг Ла/Upper Kunzang La (5800,1Б)

Перервал ведет с ледника Sang-Logpa, на длинный ледник Музтаг и в долину Кунзанг в юго-восточной оконечности хребта Арганглас. В конце этого ледника находится большое озеро с островом по середине. Утром за один переход зашли на седловину перевала Верхний Кунзанг . Седловина представляет собой широкую осыпную полку, на которой есть хорошие места для ночевки и небольшие ледяные лужи с водой. На седловине сложили большой тур. Спуск с седловины на восточную сторону на ледник по простому склону. Ледник в верхней части закрытый, но трещин не обнаружено. К обеду добежали до выраженной центральной моренной осыпи на поверхности ледника. Ледник открытый и без трещин, и по нему легко идти даже в кроссовках, но сложности представляют глубокие и бурные реки, бегущие по поверхности льда.

kunzang kunzang
Перевал Верхний Кунзанг с ледника Сагтогпо. Седловина в низшей точке Перевал Верхний Кунзанг с ледника Музтаг
На серединной каменной морене-полосе положили заброску и к вечеру добежали до озера с необычным островом. Место оказалось очень красивое, на песчаном берегу обнаружили следы какого- то крупного хищника (волка или барса). Ночью погода испортилась , на озере у берега встал тонкий лед, а поверх выпал небольшой снежок , поэтому утром нам показали зимнюю версию этих же мест.
Озеро с островом в долине кунзанг
На озере
После собрались и отправились обратно вдоль серединной моренной полосы до заброски. К обеду погода окончательно испортилась, повалил снег, видимость исчезла. Решили встать на ночевку.

Перевал Кунзанг Ла/Kunzang La (5800,2А)

Перевал соединяет ледник Музтаг с долиной Рондум. В прошлом использовался местными жителями. Перевал, наверняка, имеет собственное историческое имя. Т.к. нам оно неизвестно, то придумано название Kunzang-La. С запада на перевал выводит пологая ветвь ледника Музтаг. Перевальный взлет с востока - это ледовый склон, который имеет крутизну около 30 градусов и пересечен двумя небольшими бергшрундами. Их переползали по снежным мостам в связках. Седловина широкая осыпная, имеет небольшую ровную плоскую площадку, пригодную для палатки. С западной стороны с ледника Ронгдум (по версии швейцарской карты) на перевал ведет осыпной 200 метровый взлет средней крутизны . С запада понять местоположение седловины непросто, т.к. непонятно в какое место на гребне надо вылезать, поэтому чуть выше седловины на гребне стоит множество каменных туров, разной степени разваленности, но их плохо видно. Надо ориентироваться на самую нижнюю точку гребня.

Вид на перевал с востока с ледника Музтаг.Седловина нижняя точка гребня Выход на седловину
Девочки опять устроили фотосессию Вид на перевал с запада с ледника Ронду.Седловина над человеком в красном
За три перехода мы залезли на седловину перевала Kunzang La. С седловины виден весь ледник Кунзанг и озеро в конце ледника. Спустившись по осыпи на небольшой ледник Ронгдум мы за 2 перехода дошли до его серединной морены и встали на обед. К вечеру спустились до конца ледника и встали в песчаных дюнах перед озером. На противоположной стороне долины Ронгду возвышается шикарная гора, которая предположительно называется Фата. Название подходит к снежной сетке, которая покрывает скальное зеркало. После остаточной морены долина имеет скальный отвесный сброс, который легко обходится слева по заросшей травой и кустиками осыпи. Под сбросом находиться красивое озеро. На левом борту той боковой долины, перед самым слиянием с основной долиной Ронгду находится горячий сернистый источник, с температурой около 70 градусов. Если пройти дальше в сторону реки, можно найти место, где температура ниже и можно опускать ноги. На противоположной стороне от источника находится кош, в котором, судя по одежде, местный буддийский монах занимался какими-то хозяйственными делами. Основная тропа в верховьях идет по левому борту долины Ронгду. Пройдя еще пару переходов, встали на ночевку. Незадолго до темноты монах пробежал мимо нашего лагеря вниз в свой монастырь.

Гора Фата. ~6500 Перевал ронгду из долины
Далее тропа по правому борту доходит до деревни, которая по версии отечественных топокарт, называется Фата. Тут есть дома, ячменные поля и мост. Ниже деревни тропа идет по правой стороне долины. В переходе ниже деревне есть монастырь и большие деревенские огороды, которые на топокарте называются Пхиптхи. К вечеру спустились в деревню Ронгду и встали на хозяйских огородах. По традиции мы сходили в деревню, чтобы добыть вкусной еды, где . В деревне на огороде мы обнаружили лагерь американской группы с гидами. Они собирались подниматься вверх по долине Ронгду с караваном. Так как у нас уже действовал выездной пермит , то не опасаясь проверок, договорились с их гидами насчет машины на завтра. Оказалось, что на краю деревни работает мобильный телефон, и машину они нам заказали просто по номеру местного такси. На вопрос, где бы тут купить свежих яиц, лепешек и пива, нас отвели домой к очень радушным местным жителям. Нам выдали нам лепешек, яиц и 2л бутылку домашнего тибетского ячменного пива Чанг и большой пучок зеленого лука. Чанг выглядит как сомнительная непрозрачная серая жидкость с подозрительным запахом, но на вкус очень неплох, что-то среднее между квасом и пивом. В общем, Чанг - это немножко стремный на вид, но очень вкусный местный напиток, рекомендуем попробовать! Жители Ронгду всячески отказывались от денег, типа это наше местное угощение. Ну мы все же уговорили их взять немножко денег, подарили им пару ботинок, сладкое, колбасу и капроновые мешочки. С помощью местной симки по мобильному легко позвонили в Москву и сообщили об окончании маршрута. Ночевали на огороде, попивая вечерком Чанг и разглядывая звезды, без палатки, т.к. было очень тепло. Утром в назначенное время приехало местное такси (джип махиндра) и отвез нас в Лех, строго по фиксированному тарифу из прайс-листа. На обратном пути пермит никто не проверил.
Домик в деревне В гостях

7.Сплавы в Лехе

В Лехе мы шикарно отдохнули и сделали 2 однодневных сплава - на рафтах по Занскару, и на каяках по Инду. В часе езды от Леха по отличному шоссе, на стрелке рек Занскар и Инд, построена Raft Station. В Лехе в любой лавке можно заказать как просто развлекательный сплав на рафтах, так и учебный каякерский сплав с инструкторами и катамараном техподдержки. Можно пойти и в 4-х дневный водный поход на каяках, где все 4 дня плывешь по Инду по долине среди монастырей, а англоговорящие местные инструкторы все дорогу учат каякингу по вполне классическим методикам. Прокатное снаряжение у них вполне приличное (неопрены всех размеров, шлемы, каяки разные на выбор, весла). Обычно маршруты пролегают так, что финиш этих сплавов заканчивается на стрелке рек на Raft Station, где всех кормят в ресторане. Река Инд в верхнем течении удивительно теплая. Даже те из нас, кто сел в каяк впервые на реке Инд, при многочисленных килях не замерзли.

Старт каякинга на реке Инд Так выглядят наши старые знакомые по Занскарсу.
Вершины Нун и Кун с самолета Лех-Шринагар.

По поводу географических названий объектов: Нормальной карты на район с названиями всех ледников, долин рек, вершин и перевалов найти не удалось. Использовались названия с отечественных топокарт, американских карт, швейцарской карты-хребтовки и какой-то «Olizane map». Сведения с этих карт местами дополняют, а в основном противоречат друг другу, поэтому выбирались компромисные варинты наименований. Хочется думать, что отчеты экспедиции Боннигтона специально выхолощены по требованию индийских военных под угрозой «наложения бана» на дальнейшие экспедиции. Поэтому все названия объектов, для которых не было найдено сведений, названы в соответствии с географическими правилами. Все «право–лево» по тексту орографические, кроме подписей фото.

8.Всякая всячина