Турклуб МАИ

 

Отчет  о  проведении  туристического  спортивного  похода  .

Маршрутная книжка № 18/2 - 303

 

Вид туризма

Категория                          сложности похода

Протяженность         активной                                                         части похода, км.

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Лыжный

         3

     250

     17

     13

26.0298 – 15.03.98

 

Сведения о походе

 

1.               Район, подрайон (массив) похода: Приполярный Урал

2.               Подробная нитка маршрута по ходовым дням.

1.03 - Ст. Инта – геолог.база Желанная

      2.03 - геолог.база Желанная – р. Балабан-ю – стрелка ручьев, вытекающих из-под пер. Кар-Карпинского и пер. Кар-Кар

      3.03 - стрелка ручьев, вытекающих из-под пер. Кар-Карпинского и пер. Кар-Кар -  пер. Кар-Карпинского (1 Б) – оз. Голубое

      4.03 - оз. Голубое – г. Народная (2 А) (радиальный выход) – пер. Плато Руин (н/к) – р.Народа

      5.03 - р.Народа – пер. Центральный (1 Б) – р. Манарага

      6.03 - р. Манарага

      7.03 - р. Манарага - пер. Студенческий (1Б) – р.Капкан-вож

      8.03 - р.Капкан-вож - р. Косью – ст. Косью

      9.03 13.03- р. Косью – ст. Косью (движение по р. Косью)

3.               Аварийные выходы с маршрута:

-                  через пер. Кар-Карпинского (1 Б) на геолог.базу Желанная от оз. Голубое

-                  через пер. Кар-Кар (1Б) на геолог.базу Желанная от р. Манарага 

Запасные варианты:

        -  при плохой видимости, вместо пер. Плато Руин (н/к), спуск от оз. Голубое по р. Карпиншор       до слияния с р.Народа и подъем по         ней под пер. Центральный (1 Б)

        - при наличии вездеходного следа от турбазы “Нижний оникс” выйти на Вангырский тракт и по нему        дойти до ст. Кожим

4.               Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда: подъезд от ст. Инта до геолог.база Желанная на а/м, отъезд от ст. Косью на рабочем поезде до ст. Печора далее поезд Воркута-Москва

5.               Изменения маршрута и их причины: изменений нет

6.               Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, лед, водные участки и т.д.):

Вид                         препятствия

Категория       трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота и т. п. )

Путь и способ прохождения  (для локальных          препятствий)

пер.Кар-Карпинского

(1 Б)

 

Высота ок. 1300 м. Сев. склон 25-30 град.,снежный, cкальн.выходы, крупная осыпь. Юж. склон 20 град. снежный, мелкая и средн. осыпь.

Юж. склон подъем по центру (лыжи в рюкзаке)  Спуск к оз. Голубое на лыжах от седловины траверс склона вправо, минуя скальные выходы, затем налево выезд на озеро.

г.Народная  Вост. гребень (радиальный выход)

(2 А)

 

Высота  1895 м. Вост. гребень, снег, в верхней и средней части фирн, мелкая и средняя осыпь, в средней части скальные выходы, в среднй части крутизна ок. 30 град.

От оз. Голубое без лыж подъём на плато Руин. Далее в кошках по гребню. Обход скальных выходов слева. Спуск по пути подъема.

пер. Плато Руин

(н/к)

 

Высота  1285 м.  Плато.Седловина не выражена. Подъем от оз. Голубое 20 град. Спуск к р. Народа по правому оро-графическому берегу р.Экспедиционный.

Подъем от оз. Голубое и прохождение на лыжах в любом месте. Спуск по правому оро графическому берегу р.Экспедицион-ный. не спускаясь в каньон (натечный лед).

пер. Центральный

(1 Б)

 

Подьем со стороны р. Народа 20 град. сне-жный склон. Спуск к р. Манарага две ступени. Первая 25 град. снежный склон, мелкая и сре-дняя осыпь.Вторая через 400м. снежный склон 25 град. слева скальные выходы. Седловина ярко выражена.

Подъем на перевал на лыжах по центру. Спуск с первой ступени на лыжах по центральному снежному кулуару, со второй ступени пешком, обходя скальные выходы справа.

пер. Студенческий

(1Б)

 

Высота ок. 1380 м. Со стороны р.Манарага снежный склон 25 град. в верхней части фирн. Спуск снежный склон в верхней части 30 град. далее выполаживание. Перевал имеет 2 седловины.

Подъем на перевал на левую, ближайшую к горе Манарага, в верхней части без лыж. Спуск первые 100 м. без лыж далее на лыжах.

р. Косью

 

130 км.

Горная река. В местах впадения притоков и на перекатах слабый лед, полыньи.

 

 

8.               Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте: промоины и полыньи на реке Косью

9.               Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, техническая характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для соответствующего вида туризма информация ): 

·                 специальное личное снаряжение: лыжи “Бескид”, ветрозащитная маска, солнцезащитные очки, бахилы, кошки

·                 специальное групповое снаряжение: палатка “Зима”, печка обогревочная, примус “Шмель” 2 шт., пила двуруч., топор 2шт., лавлист 2шт., костровая сетка и тросик, лав. Нож 2шт.

10.            Стоимость проживания, питания, средств передвижения по всему маршруту: поезд общий вагон до Ст. Инта 140000 руб., машина 1500000 руб. (на группу), проживание на геолог.базе Желанная 20000 руб. в сутки на чел., стоимость питания на поход 200000 руб. на чел. (данные в ценах 1997 года).

11.            Ф.И.О., адрес, телефон руководителя похода: Геров Илья Валерьевич      т. 398-19-19

 115583 Москва ул.Ясеневая , д.28, кв.299              

Поход рассмотрен МКК _______

Замечания и рекомендации.

1.   Подход  под перевал Кар-Карпинского.

На западном берегу озера М.Балбан-ты находится несколько рыбачьих домиков, в которых можно укрыться от ветра на обед при подходе под перевал Кар-Карпинского.

Заночевать можно в балке, который находится на слиянии ручьев, стекающих из-под перевалов Кар-Кар и Кар-Карпинского. В балке есть печка, но дров нет.

2.   Р. Балбан-ю - пер. Кар-Карпинского - оз.Голубое.

 От балка под перевалом до озера примерно 5 часов ходового времени. Ночевка на противоположном от перевала берегу. Отсюда можно пешком, не снимая палатки, сделать радиальное восхождение на вершину Народа по западному гребню. Подъем в кошках, страховка лыжными палками.

3.   Оз.Голубое - пер.Плато Руин - р.Народа.

При хорошей видимости возможно прохождение пер.Плато Руин. Спуск с плато на р.Народа не рекомендуется осуществлять по руч.Экспедиционный, т.к. он течет в каньоне, и зимой там образуются большие области натечного льда. Пользуясь хорошей видимостью, наша группа осуществила спуск по склону напротив места слияния р.Народа и р.Масишор. Спуск 30 град., осыпной склон. Спускались пешком. При условиях плохой видимости возможен следующий вариант подхода под пер.Центральный: спуск по р.Карпин-шор до слияния с р.Народа и  подъем по ней под перевал.

4.   Р.Народа - пер.Центральный - р.Манарага.

    Подъем на пер.Центральный до седловины по руслу ручья. Седловина ярко выражена. Спуск при хорошей видимости возможен на лыжах. От перевала до зоны леса примерно 4 часа ходового времени.

5. Р.Манарага - пер.Студенческий - р.Капкан-вож.

    Подъем на перевал не однозначный т.к. при подходе к нему видно две седловины. Подниматься следует на левую седловину (она ближе к вершине г.Манарага). На правую седловину ведет лавиноопасный кулуар. Спуск с седловины первые 100 м. ногами, далее на лыжах. При спуске на лыжах следует опасаться больших снежных наддувов , образующих карнизы поперек каньона.

6.   Р.Капкан-вож - р.Косью.

    Через 7 км. после впадения в Косью  р.Капкан-вож на высоком правом берегу стояла изба Алекринского, в которой многие рассчитывали на теплую ночевку. По последним данным она сгорела. От этого места следует идти левым берегом реки, т.к. 2 км. ниже в неё впадает множество незамерзающих ручьев, через которые легче переправляться, придерживаясь левого берега. Ниже река Косью на протяжении 15 км. (до Верхнего Оникса) во многих местах открыта, и существует опасность угодить в полынью.

7.   База Верхний Оникс - база Нижний Оникс - р.Ошель.

     База Верхний Оникс находится в устье р.Индысей. От базы возможна лыжня до Ниж.Оникса, который расположен 12 км. ниже на крутом правом повороте реки. Не доходя 1 км. до р. Ошель, на правом берегу Косью брошенные геологические балки.

8.   Р.Ошель - р.Вангыр - ур.Скала.

     Примерно 10 км. ниже р.Ошель на левом берегу Косью находится рыбачья избушка. Хорошим ориентиром на данном участке служат устье р.Вангыр и ск. Красный Камень (на правом берегу). Урочище Скала легко определить по резкому правому , затем левому повороту реки и высокому правому обрывистому берегу за песчаным островом.

9.   Ур.Скала - пос. Косью.

     От ур.Скала до станции примерно 25 км. Из-за большого количества островов на реке ориентирование сильно затруднено. Рекомендуется на всем участке придерживаться левого берега. С реки станцию можно определить по ЛЭП и водонапорной башне, которые видно за 3 км.

10. На станции Косью не продают билеты до Москвы хотя вокзал функционирует. Можно доехать на рабочем поезде до Печоры. Время прибытия рабочего поезда в Косью 19.00, в Печору 23.00.   

 

Общие рекомендации.

При выпадении большого количества снега большие затруднения возникают на отходах при тропежке в зоне леса. Необходимо учитывать это обстоятельство при планировании сроков похода.

Так как поход проходит и в зоне леса и выше неё то рекомендуется, наравне с примусами, брать обогревную или варочно-обогревную печку и костровой набор (тросик, сетка).

В результате большой протяженности похода и сложности района лучше проводить поход большой группой.

Следует обратить внимание на средства профилактики и лечения обморожений.

___________________________________